Напоминание

Методы и виды технологии проблемного обучения, применяемые на уроках истории


Автор: Трошкина Наталья Георгиевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МОУ" Рождественская СОШ"
Населённый пункт: с. Рождествено Московская область
Наименование материала: доклад
Тема: Методы и виды технологии проблемного обучения, применяемые на уроках истории
Раздел: среднее образование





Назад




Методы и виды проблемного обучения

Говоря о методах, следует проанализировать шесть дидактических способов организации

процесса проблемного обучения, представляющих собой три вида изложения учебного

материала учителем и три вила организации им самостоятельной учебной деятельности

учащихся. Рассмотрим их.

Метод монологического изложения.

Учитель сообщает факты в определенной последовательности, дает им необходимые

пояснения, демонстрирует опыты с целью их подтверждения. Использование средств

наглядности и технических средств обучения сопровождается поясняющим текстом.

Учитель вскрывает только те связи между явлениями и понятиями, которые требуются для

понимания данного материала, вводя их в порядке информации. Чередование фактов

строится в логической последовательности, однако, в ходе изложения внимание учащихся

на анализе причинно-следственных связей не конкретизируется. Факты «за» и «против» не

приводятся, сразу сообщаются правильные окончательные выводы

Проблемные ситуации если и создаются, то только с целью привлечения внимания

учащихся, чтобы заинтересовать их. После их создания ответа на вопрос «почему так, а не

иначе?», от учеников не требуется, а сразу идет сообщение фактического материала. При

использовании монологического метода обучения материал незначительно

перестраивается. Учитель чаще всего только изменяет с целью создания проблемной

ситуации порядок следования сообщаемых фактов, демонстраций, опытов, показа средств

наглядности и в качестве дополнительных элементов содержания использует интересные

факты из истории развития изучаемого понятия или факты, повествующие о практическом

применении усваиваемых знаний в науке и технике. Роль ученика при использовании

данного метода довольно пассивна, необходимый для работы этим методом уровень

познавательной самостоятельности невысок.

При такой организации процесса усвоения нового знания учитель соблюдает все основные

требования к уроку, реализует дидактические принципы наглядности, доступности

изложения, соблюдает строгую последовательность в порядке следования информации,

поддерживает устойчивое внимание учащихся к изучаемой теме, однако избранный им

метод преподавания превращает ученика в пассивного слушателя, не активизирует его

познавательную деятельность. Используемый в данном случае информационно-

сообщающий метод преподавания позволяет достичь лишь одной цели - пополнить запас

знаний учащихся дополнительными фактами.

Рассуждающий метод обучения.

Если учитель ставит цель показать образец исследования постановки и решения целостной

проблемы, то он использует рассуждающий метод. При этом материал разделяется на

части, учитель к каждому этапу предусматривает системы риторических вопросов

проблемного характера с целью привлечь учащихся к мысленному анализу проблемных

ситуаций, обнажает объективные противоречия содержания, но сам же и разрешает

использовать предложения повествовательного и вопросительного типа. Информационные

вопросы (то есть такие вопросы, отвечая на которые нужно воспроизводить уже известные

знания, давать информацию об известном знании) не ставятся, повествование ведется в

форме лекции.

Способ перестройки материала для работы с этим методом отличается, прежде всего, тем,

что в содержание в качестве дополнительного структурного элемента вводится система

риторических вопросов. Порядок следования сообщаемых фактов выбирается таким, чтобы

объективные противоречия содержания были представлены особенно подчеркнуто,

выпукло, возбуждали познавательный интерес учащихся и желание их разрешить.

В изложении учителя преобладает уже не категоричность сведений, а элементы

рассуждения, поиска выхода из возникающих в силу особенностей построения материала

затруднений. Учитель, как это и предполагает М.И. Махмутов, «демонстрирует самый путь

научного познавания, заставляя учеников следить за диалектическим движением мысли к

истине» он не только создает проблемные ситуации, но ставит и решает проблемы,

показывает, как выдвигались и сталкивались различные гипотезы.

Выбрав рассуждающий метод обучения, учитель в процессе организации процесса усвоения

пользуется объяснительным методом преподавания, сущность которого заключается в том,

что он «включает сообщение учителем фактов данной науки, их описание и объяснение, то

есть раскрывает сущности новых понятий с помощью слова, наглядности и практических

действий»

Эвристический метод изложения.

Эвристический метод применяется там, где учитель ставит цель обучить учащихся

отдельным элементам решения проблемы, организовать частичный поиск новых знаний и

способов действия. Используя эвристический метод, учитель применяет то же построение

учебного материала, что и при диалогическом методе, но несколько дополняет его

структуру постановкой познавательных задач и заданий учащимся на каждом отдельном

этапе решения учебной проблемы. Таким образом, формой реализации этого метода

является сочетание эвристической беседы с решением проблемных задач и заданий.

Суть эвристического метода состоит в том, что открытие нового закона, правила и тому

подобное совершается не учителем при участии учащихся, а самими учащимися под

руководством и с помощью учителя.

Диалогический метод изложения.

Если учитель ставит перед собой задачу привлечь учащихся к непосредственному участию в

реализации способа решения проблемы с целью активизировать их, повысить

познавательный интерес, привлечь внимание к уже известному в новом материале, он,

используя то же построение содержания, дополняет его структуру информационными

вопросами, ответы на которые дают учащиеся.

Использование диалогического метода обучения обеспечивает более высокий уровень

познавательной активности учащихся в процессе познания, так как они уже

непосредственно привлекаются к участию в решении проблемы под жестким управляющим

воздействием преподавателя.

.Исследовательский метод.

Понятие исследовательского метода наиболее полно раскрыл И.Я. Лернер, который к

исследовательскому методу отнес метод, организующий процесс усвоения решения

проблем и проблемных задач. Сущность его в том, что учитель конструирует методическую

систему проблем и проблемных задач, адаптирует ее к конкретной ситуации учебного

процесса, предъявляет ее учащимся, тем самым управляя их учебной деятельностью, а

учащиеся, решая проблемы, обеспечивают сдвиг в структуре и уровне умственной

деятельности, постепенно овладевая процедурой творчества, а заодно творчески

усваивают и методы познавания» При проведении урока исследовательским методом опять

используется такое же построение материала, и берутся элементы структуры

эвристического метода и порядок следования вопросов, указаний, заданий. Если в процессе

реализации эвристического метода эти вопросы, указания и задания носят упреждающий

характер, то есть ставятся до решения подпроблемы, составляющей содержание данного

этапа, или в процессе ее решения и выполняют направляющую функцию в процессе

решения, то в случае использования исследовательского метода вопросы ставятся в конце

этапа, после того как большинство учащихся с решением подпроблемы справились.

Метод программированных заданий.

Метод программированных заданий представляет собой постановку учителем системы

программированных заданий. Уровень эффективности учения определяется наличием

проблемных ситуаций и возможностью самостоятельной постановки и решения проблем.

Применение программированных заданий заключается в следующем: каждое задание

состоит из отдельных элементов-кадров; один кадр содержит часть изучаемого материала,

сформулированного в виде вопросов и ответов, либо в виде изложения новых заданий, либо

в виде упражнений.

Теперь перейдём к видам проблемного обучения. Выделяют три вида проблемного обучения

по типу реализуемой творческой деятельности: научное творчество; практическое

творчество; художественное творчество.

Научное творчество основано на постановке и решении теоретических учебных проблем.

Практическое творчество базируется на постановке и решении практических учебных

проблем. Художественное творчество - это художественное отображение действительности

на основе творческого воображения, включающее литературные сочинения, рисование,

написание музыкального произведения, труд и другие. Все виды проблемного обучения

характеризуются наличием репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности

обучаемых, наличием поиска и решения проблемы. Однако первый вид проблемного

обучения чаще всего используется на теоретических занятиях, где организуется

индивидуальное, групповое или фронтальное решение проблемы. Второй - на лабораторных,

практических занятиях, на предметном кружке, на факультативе, на производстве. Третий

вид - на урочных и внеурочных занятиях. Последние два вида проблемного обучения

характеризуются решением, главным образом, индивидуальных или групповых учебных

проблем.

Таким образом, можно выделить признаки проблемного обучения.

. Специфическая интеллектуальная деятельность ученика по самостоятельному усвоению

новых понятий путем решения учебных проблем, что обеспечивает сознательность, глубину,

прочность знаний и формирование логико-теоретического и интуитивного мышления.

. Проблемное обучение - наиболее эффективное средство формирования мировоззрения,

поскольку в процессе проблемного обучения складываются черты критического,

творческого, диалектического мышления.

. Связь с практикой и использование жизненного опыта учащихся при проблемном обучении

выступают не как простая иллюстрация теоретических выводов, правил (хотя это и не

исключается), а главным образом как источник новых знаний и как сфера приложения

усвоенных способов решения проблем в практической деятельности. По этой причине связь

с жизнью служит важнейшим средством создания проблемных ситуаций и

(непосредственным или опосредствованным) критерием оценки правильности решения

учебных проблем.

. Систематическое применение учителем наиболее эффективного сочетания разнообразных

типов и видов самостоятельных работ учащихся. Указанная особенность заключается в том,

что учитель организует выполнение самостоятельных работ, требующих как актуализации

ранее приобретенных, так и усвоения новых знаний и. способов деятельности [10, с. 72].

. Проблемное обучение определяется дидактическим принципом индивидуального подхода.

При проблемном обучении индивидуализация обусловлена наличием учебных проблем

разной сложности, которые каждым обучаемым воспринимаются по-разному.

Индивидуальное восприятие проблемы вызывает различия в ее формулировании,

выдвижении многообразных гипотез и нахождения тех или иных путей их доказательства.

. Динамичность проблемного обучения (подвижная взаимосвязь его элементов). Эта

особенность обусловлена динамичностью самой проблемы, в основе которой всегда лежит

противоречие, присущее любому явлению, факту действительности. Динамичность

проблемного обучения заключается в том, что одна ситуация переходит в другую

естественным путем на основе закона взаимосвязи и взаимообусловленности всех вещей и

явлений окружающего мира. Как указывают исследователи, в традиционном обучении

динамичности нет, вместо проблемности там преобладает «категоричность».

. Высокая эмоциональная активность обучаемых, которая обусловлена, во-первых, тем, что

сама проблемная ситуация является источником ее возбуждения, и, во-вторых, тем, что

активная мыслительная деятельность обучаемого неразрывно связана с чувственно-

эмоциональной сферой психической деятельности. Самостоятельная мыслительная

деятельность поискового характера, связанная с индивидуальным «принятием» учебной

проблемы, вызывает личное переживание обучаемого, его эмоциональную активность.

Проблемное обучение заключается в том, что оно обеспечивает новое соотношение

индукции и дедукции и новое соотношение репродуктивного и продуктивного усвоения

знаний.

Первые три особенности проблемного обучения имеют социальную направленность

(обеспечивают прочность знаний, глубину убеждений, умение творчески применять знания в

жизни). Остальные особенности носят специально-дидактический характер и в целом

характеризуют проблемное обучение.

Итак, изучив психолого-педагогическую литературу по вопросам проблемного обучения,

было выяснено, что проблемным оно называется не потому, что весь учебный материал

учащиеся усваивают только путем самостоятельного решения проблем и «открытия» новых

понятий. Здесь есть и объяснения учителя, и репродуктивная деятельность учителя, и

постановка задач, и выполнение учащимися упражнений. Но организация учебного процесса

базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем -

характерный признак этого типа обучения.



В раздел образования