Автор: Трошкина Наталья Георгиевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МОУ" Рождественская СОШ"
Населённый пункт: с. Рождествено Московская область
Наименование материала: доклад
Тема: Методы и виды технологии проблемного обучения, применяемые на уроках истории
Раздел: среднее образование
Методы и виды проблемного обучения
Говоря о методах, следует проанализировать шесть дидактических способов организации
процесса проблемного обучения, представляющих собой три вида изложения учебного
материала учителем и три вила организации им самостоятельной учебной деятельности
учащихся. Рассмотрим их.
Метод монологического изложения.
Учитель сообщает факты в определенной последовательности, дает им необходимые
пояснения, демонстрирует опыты с целью их подтверждения. Использование средств
наглядности и технических средств обучения сопровождается поясняющим текстом.
Учитель вскрывает только те связи между явлениями и понятиями, которые требуются для
понимания данного материала, вводя их в порядке информации. Чередование фактов
строится в логической последовательности, однако, в ходе изложения внимание учащихся
на анализе причинно-следственных связей не конкретизируется. Факты «за» и «против» не
приводятся, сразу сообщаются правильные окончательные выводы
Проблемные ситуации если и создаются, то только с целью привлечения внимания
учащихся, чтобы заинтересовать их. После их создания ответа на вопрос «почему так, а не
иначе?», от учеников не требуется, а сразу идет сообщение фактического материала. При
использовании монологического метода обучения материал незначительно
перестраивается. Учитель чаще всего только изменяет с целью создания проблемной
ситуации порядок следования сообщаемых фактов, демонстраций, опытов, показа средств
наглядности и в качестве дополнительных элементов содержания использует интересные
факты из истории развития изучаемого понятия или факты, повествующие о практическом
применении усваиваемых знаний в науке и технике. Роль ученика при использовании
данного метода довольно пассивна, необходимый для работы этим методом уровень
познавательной самостоятельности невысок.
При такой организации процесса усвоения нового знания учитель соблюдает все основные
требования к уроку, реализует дидактические принципы наглядности, доступности
изложения, соблюдает строгую последовательность в порядке следования информации,
поддерживает устойчивое внимание учащихся к изучаемой теме, однако избранный им
метод преподавания превращает ученика в пассивного слушателя, не активизирует его
познавательную деятельность. Используемый в данном случае информационно-
сообщающий метод преподавания позволяет достичь лишь одной цели - пополнить запас
знаний учащихся дополнительными фактами.
Рассуждающий метод обучения.
Если учитель ставит цель показать образец исследования постановки и решения целостной
проблемы, то он использует рассуждающий метод. При этом материал разделяется на
части, учитель к каждому этапу предусматривает системы риторических вопросов
проблемного характера с целью привлечь учащихся к мысленному анализу проблемных
ситуаций, обнажает объективные противоречия содержания, но сам же и разрешает
использовать предложения повествовательного и вопросительного типа. Информационные
вопросы (то есть такие вопросы, отвечая на которые нужно воспроизводить уже известные
знания, давать информацию об известном знании) не ставятся, повествование ведется в
форме лекции.
Способ перестройки материала для работы с этим методом отличается, прежде всего, тем,
что в содержание в качестве дополнительного структурного элемента вводится система
риторических вопросов. Порядок следования сообщаемых фактов выбирается таким, чтобы
объективные противоречия содержания были представлены особенно подчеркнуто,
выпукло, возбуждали познавательный интерес учащихся и желание их разрешить.
В изложении учителя преобладает уже не категоричность сведений, а элементы
рассуждения, поиска выхода из возникающих в силу особенностей построения материала
затруднений. Учитель, как это и предполагает М.И. Махмутов, «демонстрирует самый путь
научного познавания, заставляя учеников следить за диалектическим движением мысли к
истине» он не только создает проблемные ситуации, но ставит и решает проблемы,
показывает, как выдвигались и сталкивались различные гипотезы.
Выбрав рассуждающий метод обучения, учитель в процессе организации процесса усвоения
пользуется объяснительным методом преподавания, сущность которого заключается в том,
что он «включает сообщение учителем фактов данной науки, их описание и объяснение, то
есть раскрывает сущности новых понятий с помощью слова, наглядности и практических
действий»
Эвристический метод изложения.
Эвристический метод применяется там, где учитель ставит цель обучить учащихся
отдельным элементам решения проблемы, организовать частичный поиск новых знаний и
способов действия. Используя эвристический метод, учитель применяет то же построение
учебного материала, что и при диалогическом методе, но несколько дополняет его
структуру постановкой познавательных задач и заданий учащимся на каждом отдельном
этапе решения учебной проблемы. Таким образом, формой реализации этого метода
является сочетание эвристической беседы с решением проблемных задач и заданий.
Суть эвристического метода состоит в том, что открытие нового закона, правила и тому
подобное совершается не учителем при участии учащихся, а самими учащимися под
руководством и с помощью учителя.
Диалогический метод изложения.
Если учитель ставит перед собой задачу привлечь учащихся к непосредственному участию в
реализации способа решения проблемы с целью активизировать их, повысить
познавательный интерес, привлечь внимание к уже известному в новом материале, он,
используя то же построение содержания, дополняет его структуру информационными
вопросами, ответы на которые дают учащиеся.
Использование диалогического метода обучения обеспечивает более высокий уровень
познавательной активности учащихся в процессе познания, так как они уже
непосредственно привлекаются к участию в решении проблемы под жестким управляющим
воздействием преподавателя.
.Исследовательский метод.
Понятие исследовательского метода наиболее полно раскрыл И.Я. Лернер, который к
исследовательскому методу отнес метод, организующий процесс усвоения решения
проблем и проблемных задач. Сущность его в том, что учитель конструирует методическую
систему проблем и проблемных задач, адаптирует ее к конкретной ситуации учебного
процесса, предъявляет ее учащимся, тем самым управляя их учебной деятельностью, а
учащиеся, решая проблемы, обеспечивают сдвиг в структуре и уровне умственной
деятельности, постепенно овладевая процедурой творчества, а заодно творчески
усваивают и методы познавания» При проведении урока исследовательским методом опять
используется такое же построение материала, и берутся элементы структуры
эвристического метода и порядок следования вопросов, указаний, заданий. Если в процессе
реализации эвристического метода эти вопросы, указания и задания носят упреждающий
характер, то есть ставятся до решения подпроблемы, составляющей содержание данного
этапа, или в процессе ее решения и выполняют направляющую функцию в процессе
решения, то в случае использования исследовательского метода вопросы ставятся в конце
этапа, после того как большинство учащихся с решением подпроблемы справились.
Метод программированных заданий.
Метод программированных заданий представляет собой постановку учителем системы
программированных заданий. Уровень эффективности учения определяется наличием
проблемных ситуаций и возможностью самостоятельной постановки и решения проблем.
Применение программированных заданий заключается в следующем: каждое задание
состоит из отдельных элементов-кадров; один кадр содержит часть изучаемого материала,
сформулированного в виде вопросов и ответов, либо в виде изложения новых заданий, либо
в виде упражнений.
Теперь перейдём к видам проблемного обучения. Выделяют три вида проблемного обучения
по типу реализуемой творческой деятельности: научное творчество; практическое
творчество; художественное творчество.
Научное творчество основано на постановке и решении теоретических учебных проблем.
Практическое творчество базируется на постановке и решении практических учебных
проблем. Художественное творчество - это художественное отображение действительности
на основе творческого воображения, включающее литературные сочинения, рисование,
написание музыкального произведения, труд и другие. Все виды проблемного обучения
характеризуются наличием репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности
обучаемых, наличием поиска и решения проблемы. Однако первый вид проблемного
обучения чаще всего используется на теоретических занятиях, где организуется
индивидуальное, групповое или фронтальное решение проблемы. Второй - на лабораторных,
практических занятиях, на предметном кружке, на факультативе, на производстве. Третий
вид - на урочных и внеурочных занятиях. Последние два вида проблемного обучения
характеризуются решением, главным образом, индивидуальных или групповых учебных
проблем.
Таким образом, можно выделить признаки проблемного обучения.
. Специфическая интеллектуальная деятельность ученика по самостоятельному усвоению
новых понятий путем решения учебных проблем, что обеспечивает сознательность, глубину,
прочность знаний и формирование логико-теоретического и интуитивного мышления.
. Проблемное обучение - наиболее эффективное средство формирования мировоззрения,
поскольку в процессе проблемного обучения складываются черты критического,
творческого, диалектического мышления.
. Связь с практикой и использование жизненного опыта учащихся при проблемном обучении
выступают не как простая иллюстрация теоретических выводов, правил (хотя это и не
исключается), а главным образом как источник новых знаний и как сфера приложения
усвоенных способов решения проблем в практической деятельности. По этой причине связь
с жизнью служит важнейшим средством создания проблемных ситуаций и
(непосредственным или опосредствованным) критерием оценки правильности решения
учебных проблем.
. Систематическое применение учителем наиболее эффективного сочетания разнообразных
типов и видов самостоятельных работ учащихся. Указанная особенность заключается в том,
что учитель организует выполнение самостоятельных работ, требующих как актуализации
ранее приобретенных, так и усвоения новых знаний и. способов деятельности [10, с. 72].
. Проблемное обучение определяется дидактическим принципом индивидуального подхода.
При проблемном обучении индивидуализация обусловлена наличием учебных проблем
разной сложности, которые каждым обучаемым воспринимаются по-разному.
Индивидуальное восприятие проблемы вызывает различия в ее формулировании,
выдвижении многообразных гипотез и нахождения тех или иных путей их доказательства.
. Динамичность проблемного обучения (подвижная взаимосвязь его элементов). Эта
особенность обусловлена динамичностью самой проблемы, в основе которой всегда лежит
противоречие, присущее любому явлению, факту действительности. Динамичность
проблемного обучения заключается в том, что одна ситуация переходит в другую
естественным путем на основе закона взаимосвязи и взаимообусловленности всех вещей и
явлений окружающего мира. Как указывают исследователи, в традиционном обучении
динамичности нет, вместо проблемности там преобладает «категоричность».
. Высокая эмоциональная активность обучаемых, которая обусловлена, во-первых, тем, что
сама проблемная ситуация является источником ее возбуждения, и, во-вторых, тем, что
активная мыслительная деятельность обучаемого неразрывно связана с чувственно-
эмоциональной сферой психической деятельности. Самостоятельная мыслительная
деятельность поискового характера, связанная с индивидуальным «принятием» учебной
проблемы, вызывает личное переживание обучаемого, его эмоциональную активность.
Проблемное обучение заключается в том, что оно обеспечивает новое соотношение
индукции и дедукции и новое соотношение репродуктивного и продуктивного усвоения
знаний.
Первые три особенности проблемного обучения имеют социальную направленность
(обеспечивают прочность знаний, глубину убеждений, умение творчески применять знания в
жизни). Остальные особенности носят специально-дидактический характер и в целом
характеризуют проблемное обучение.
Итак, изучив психолого-педагогическую литературу по вопросам проблемного обучения,
было выяснено, что проблемным оно называется не потому, что весь учебный материал
учащиеся усваивают только путем самостоятельного решения проблем и «открытия» новых
понятий. Здесь есть и объяснения учителя, и репродуктивная деятельность учителя, и
постановка задач, и выполнение учащимися упражнений. Но организация учебного процесса
базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем -
характерный признак этого типа обучения.