Конспект занятия по развитию речи "Овощи и фрукты"
Автор: Яковенко Алена Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Березка" ст. Кардоникской" Населённый пункт: ст. Кардоникская Наименование материала: конспект НОД Тема: Конспект занятия по развитию речи "Овощи и фрукты" Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по развитию речи «Овощи и фрукты»
Речевое развитие: Закреплять с детьми описание предмета. Упражнять в согласовании
существительных, прилагательных, местоимений в роде, числе; активизировать в речи
прилагательные. Расширить и активизировать словарь по теме. Развивать связную
речь, координацию речи с движением.
Познавательное
развитие:
Формировать
обобщенные
представления
об
овощах
и
фруктах, уточнить представления о многообразии овощей и фруктов
Социально-коммуникативное развитие: Воспитывать умение внимательно слушать
воспитателя
и
сверстников,
точно
и
полно
отвечать
на
поставленные
вопросы
Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам
Материалы:
Картинки
с
изображением
овощей, сюжетная
картина
по
теме
«Сбор
урожая»,
муляжи овощей и фруктов, мяч.
Ход НОД
1.Орг. момент
Наши умные головки будут думать много ловко,
Ушки будут слушать, ротик четко говорить,
Ручки будут хлопать, ножки будут топать,
Спинки выпрямляются, все мы улыбаемся.
Воспитатель:- Ребята, я шла сегодня в детский сад и по дороге встретила, знаете кого?
Вы это узнаете, если отгадаете загадку. Послушайте:- «Длинные уши, короткий хвост,
прыгает ловко, грызет морковку». Кто это?
Дети отвечают.
Воспитатель:- Правильно, это зайчик. Посмотрите, какой он красивый. А что есть у
зайчика?
Дети:- Уши.
Воспитатель:- Какие у него уши?
Дети:- Длинные.
Воспитатель:- Как можно по- другому назвать зайку, если у него длинные уши?
Дети:-Длинноухий.
Воспитатель:- Правильно. А что это?
Дети:- Хвостик.
Воспитатель:- Какой хвостик у зайки?
Дети:- короткий.
Воспитатель:- Если у зайки короткий хвост, как его можно еще назвать?
Дети:- Короткохвостый.
Воспитатель:- Как можно назвать зайчика ласково?
Дети:-Зайка, зайчик, зайчишка, заинька, зайка – побегайка.
Зайка достает мешок.
Воспитатель: - Вот какой мешок у зайки. А в мешке что-то есть. Интересно, что в
мешке?
Заяц:- Дети этого не знают и не отгадают.
Воспитатель:- Отгадаем, ребята!
Дети отвечают.
Воспитатель достает морковку из мешка.
Воспитатель:-Что это?
Дети:- Морковка.
Воспитатель:- Какая морковка?
Дети:- Длинная, красная, оранжевая, твердая.
Воспитатель:-
Длинная,
красная,
оранжевая,
твердая.
Повторим
еще
раз.
Кладет
морковь
на
стол
и
показывает
другие
овощи
и
фрукты.
Дети
рассматривают
и
описывают их. Капуста - белая, твердая, мягкая и хрупкая. Лук – круглый, горький,
коричневый. Огурец – зеленый, сочный, продолговатый. Помидор – красный, круглый,
сочный. Яблоко - красное, круглое. Апельсин – оранжевый, круглый, гладкий. Банан –
продолговатый, желтый, гладкий. Лимон – желтый, кислый. Виноград – круглый,
сладкий, мелкий.
Дети повторяют.
Воспитатель:- Ребята, а как можно назвать все то, что принес нам зайка?
Дети:- Фрукты и овощи.
Зайка: - Ребята, а где растут овощи и фрукты?
Дети: - Фрукты растут в саду на дереве, а овощи на грядке в огороде.
•
Воспитатель: – Ребята, отгадайте загадки.
Красна девица
Росла в темнице
Люди в руки брали,
Косы срывали. (Морковь)
Я длинный и зеленый,
Вкусный и соленый
Вкусный и сырой
Кто же я такой? (Огурец)
Сочные и крупные,
Вот такие круглые.
Сначала зеленеют,
А потом краснеют. (Помидор)
- Как можно это назвать одним словом?
- Ребята, кто догадался о чем мы будем говорить на занятии?
- Какие еще овощи вы знаете?
- Где растут овощи?
Игровой массаж «Дождик»
Дети встают друг за другом «паровозиком»
Дождик бегает по крыше-
(Похлопывают друг друга ладошками по спине)
Бом!Бом!Бом!
По веселой звонкой крыше-
(Постукивают пальчиками)
Бом!Бом!Бом!
-Дома, дома посидите-
(Постукивают кулачками)
Бом!Бом!Бом!
Никуда не выходите-
(Растирают ребрами ладоней)
Бом!Бом!Бом!
Почитайте, поиграйте-
(Кладут ладони на плечи ребенка, стоящего впереди и разминают)
Бом!Бом!Бом!
А уйду, тогда гуляйте
Бом!Бом!Бом!
(Поглаживают ладошками)
•
Игра «Подбери признак»
Воспитатель: - Я буду называть овощ (выставлять картинку на панно), а вы будете мне
называть
как
можно
больше
слов
про
него
какой
он
.
Морковь (свёкла, репа, капуста) – (какая?) – вкусная, хрустящая, оранжевая, большая,
круглая
,
полезная
,
сочная
,
крупная
,
мелкая
…
.
Лук (огурец, помидор, чеснок, кабачок)- (какой?) – вкусный, хрустящий, красный,
большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий, горький….
•
Игра «Чего не стало?»
Воспитатель: - Я положила на стол 4 овоща. Посмотрите на них и запомните. Сейчас
вы закроете глаза, я уберу один, а вы скажете, чего не стало.
•
Игра «Назови ласково» (с мячом).
Воспитатель: - Я буду бросать вам мяч и называть овощ, вы будете называть этот овощ
ласково и бросать мне мяч обратно.
Помидор – помидорчик; морковь-морковочка
Огурец – огурчик; тыква – тыковка;
Лук – лучок; свёкла – свёколка;
Чеснок – чесночок; капуста – капустка;
Горох – горошек; картошка – картошечка.
•
Игра «Один – много»
Воспитатель: - Я буду называть один овощ, а вы много овощей. (Например: дом-дома)
Помидор – помидоры
Огурец – огурцы
Тыква – тыквы
Кабачок – кабачки
Баклажан – баклажаны
•
Физкультминутка «Урожай».
В огород пойдем, урожай соберем. Маршируют.
Мы морковки натаскаем «Таскают».
И картошки накопаем. «Копают».
Срежем мы кочан капусты, «Срезают».
Круглый, сочный,
Очень
вкусный , Показывают
круг
руками
3
раза.
Щавеля
нарвем
немножко «Рвут».
И вернёмся по дорожке. Маршируют.
•
Игра «Назови сок, салат»
Воспитатель: – Сейчас я буду называть овощ. А вы будете отвечать какой сок, суп,
салат из него можно приготовить.
Сок из моркови- морковный Суп из гороха – гороховый
Сок из капусты- капустный Суп из картофеля – картофельный
Сок из свёклы- свёкольный
Салат из огурцов- огуречный
•
Игра «Подскажи словечко».
Где зимою было пусто,
Летом выросла…капуста.
Из земли за чуб плутовку,
Тянем сочную…морковку.
Хоть и сахарной зовусь,
Но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла,
Сладка на вкус,
Узнали вы? Я…свекла.
Летом в огороде-
Свежие, зеленые,
А зимою в бочке –
Желтые, соленые.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас? Огурцы.
•
Итог занятия. Вспомнить, о чём говорили на занятии. Оценка детей
.