Автор: Умалатова Равганият Бийбулатовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МКОУ "Новокаякентская СОШ"
Населённый пункт: с.Новокаякент, Каякентского района, Республики Дагестан
Наименование материала: Открытый урок Дню экологических знаний.
Тема: "Экологические проблемы родного края" (для 7-11 классов)
Раздел: среднее образование
МКОУ «Новокаякентская СОШ»
с. Новокаякент
Каякентский район, Республика Дагестан.
Открытый урок Дню экологических знаний.
Тема урока: «Экологические проблемы
родного края»
(для 7-11 классов)
Учитель биологии Умалатова Р.Б.
План открытого урока
Всемирному Дню экологических знаний.
Тема: «Экологические проблемы родного края»
Образовательные задачи:
- выявить основные экологические проблемы родного края, причины
уменьшения видового разнообразия животных и растений в родном крае;
предложить меры по охране окружающей среды.
Развивающие задачи: формирование проектных и исследовательских
умений
- мыследеятельностных: проблематизация, целеполагание и формулирование
задачи,
обоснованный
выбор
способа
или
метода,
пути
в
деятельности,
планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
- презентационных: построение устного доклада (сообщения) о проделанной
работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов
деятельности, изготовление предметов наглядности;
- поисковых: находить информацию по данной теме во время экскурсий и
походов и в дополнительной литературе, проводить поиск в Интернете;
Воспитательные задачи: формирование потребности (мотивов, побуждений)
поведения и деятельности, направленных на охрану природы, убеждения в
необходимости и возможности решения экологических проблем, стремления к
распространению экологических знаний и личному участию в практических
делах по защите окружающей среды.
Оборудование: работы учащихся(презентации), интерактивная доска.
План урока.
1. Организационная часть - вступительное слово учителя.
2. Постановка учебных задач урока
Учитель: В ходе подготовки к уроку мы с вами выявили экологические
проблемы и определили меры, принимаемые по сохранению природы родного
края. Но полной информации о сущности и разрешения данной проблемы у
вас не было. Все вы работали над разными темами, а сегодня на уроке у вас
будет возможность получить информацию обо всех обозначенных проблемах
по состоянию и охране природы. Следовательно, какова учебная задача на
сегодняшний урок?
-Узнать, какие экологические проблемы существуют и как сохранить природу
нашей местности (запись на доске).
К сегодняшнему уроку вами была продела большая проектная работа, каждый
из вас приобрёл собственный опыт этой деятельности, который значим как для
вас, так и одноклассников. Поэтому назовите ещё одну учебную задачу урока:
проанализировать работу над проектом.
3.О Всемирном Дне экологических знаний - Шахбанова Амина
Ежегодно 15 апреля во многих странах мира отмечается День экологических
знаний. Он ведет свою историю с 1992 года, когда на Конференции ООН в
Рио-де-Жанейро,
где
обсуждались
проблемы
окружающей
среды,
было
подчеркнуто огромное значение экологического образования населения всех
стран мира в реализации стратегии выживания и для устойчивого развития
человечества.
В
нашей
стране
этот
праздник
отмечается
с
1996
года
по
инициативе
общественных
природоохранных
организаций
и
дает
старт
ежегодной
общероссийской акции «Дни защиты окружающей среды от экологической
опасности»,
которая
завершается
5
июня
Всемирным
днем
охраны
окружающей среды.
Основная цель сегодняшнего праздника – продвижение экологических
знаний
и
формирование
экологической
культуры
населения,
информирование общественности о состоянии дел в области экологической
безопасности
и
о
состоянии
окружающей
среды,
а
также
воспитание
и
подготовка гражданина, умеющего мыслить экологически.
Важность экологического образования в современном мире уже ни у кого не
вызывает
сомнений
и
во
многих
странах
является
приоритетным
направлением обучения и воспитания. Ведь деятельность по формированию
экологической культуры населения и бережного отношения к окружающей
природной среде – это залог безопасного будущего для всего человечества.
Термин «экология» (от греческого «oikos» – дом, убежище и «logos» – наука,
учение)
был
впервые
введен
в
1866
году
немецким
биологом
Эрнстом
Геккелем.
В
современном
понимании
экология
–
это
наука
о
взаимоотношениях
организмов
между
собой
и
с
окружающей
средой.
Поэтому,
чтобы
достичь
разумного
равновесия
между
растущими
потребностями человечества и оскудевающими возможностями планеты, при
этом сохраняя и без того ухудшающееся состояние природы, каждый в наше
время
должен
обладать
минимальным
набором
экологических
знаний
и
способов бережного взаимодействия с окружающим миром.
Экологическое
образование
и
просвещение
получили
международное
признание
как
важнейшие
средства
решения
проблем
охраны
природы.
Программа
Десятилетия
образования
в
интересах
устойчивого
развития,
объявленного ООН на
2005-2014
годы,
также
включает
задачу
развития
экологического образования во всем мире. Эти вопросы отражены в целом
ряде международных научных конференций, к которым присоединилась и
Россия.
Экология
–
это
наука
о
взаимоотношениях
организмов
между
собой
и
с
окружающей средой (Фото: Mr. SUTTIPON YAKHAM, Shutterstock).В нашей
стране
экологическое
просвещение
и
воспитание
является
одним
из
приоритетных направлений работы общеобразовательных учреждений. Ведь
от экологической культуры подрастающего поколения зависит будущее всей
планеты.
Конечно,
решить
глобальные
экологические
проблемы
возможно
только совместными усилиями на общегосударственном и мировом уровне, но
улучшить экологию места проживания по силам даже одному конкретному
человеку.
В честь сегодняшнего праздника во многих ВУЗах, школах, библиотеках и
научных
учреждениях
разных
городов
России
проходят
различные
конференции,
семинары,
выставки,
праздники,
круглые
столы
и
другие
мероприятия, посвященные вопросам экологии и охраны окружающей среды.
В
большинстве
случаев
эти
мероприятия
организуются
образовательными
учреждениями всех уровней в тесном взаимодействии с органами власти,
общественностью, учреждениями культуры и СМИ. Большую роль играет
также привлечение всех желающих в различные природоохранные проекты и
глобальные
экологические
акции,
которые
проходят
во
многих
регионах
России.
Важно также отметить, что День экологических знаний значим не только для
тех, кто занимается экологическим просвещением и образованием, но и для
всех жителей нашей планеты, ведь речь идет о безопасной жизни в будущем
всех
нас.
Привитие
экологической
культуры
сегодня
–
залог
сохранения
здоровья будущих поколений!
4.Игра «Экологические термины и вопросы»-Шахбанова Милана
5.
«Экологические
проблемы
Каякентского
района»-Муртузалиев
Шагавутдин (презентация).
6. Лес - Кадырова Зумруд и Эскендерова Наргиз (слайд-шоу)
" Я не знаю ничего более прекрасного, чем наша земля".
"Счастье-это быть с природой, видеть ее, говорить с ней ".
Какой прекрасный, удивительный мир нас окружает-леса!
Лес, который дает нам все для жизни, требует от нас бережного
отношения к себе. Все мы, ныне живущие, в ответе за нашу природу перед
потомками.
Однако порой и взрослые, и дети беззаботно, расточительно ведут себя по
отношению к ней. Бездумное, бесхозяйственное отношение к природе
приносит большие беды.
Человек слишком долго брал от природы и не задумывался, что ее богатства
и щедрость не вечны, что брать их надо разумно, расходовать бережно и
что когда-то они могут иссякнуть. Сейчас натиск человека на природу
усилился. Леса вырублены, реки загрязняются, сотни видов животных, птиц,
растений находятся на грани исчезновения.
Ученые предупреждают, если человечество не изменит свое бездумное,
безжалостное, безответственное отношение к природе, его ждет
экологическая катастрофа, и оно погибнет.
Трудно представить Землю без лесов. Лес чудесное творение природы. Он
прекрасен во все времена года. Люди не могут обойтись без леса. Ведь
листья деревьев, трава поглощают углекислый газ и выделяют кислород.
Лес помогает сохранять в почве влагу; в лесу растут грибы, трава, ягоды,
живут звери и птицы.
Мы должны сберечь природу нашей Родины для нас и наших потомков.
Охрана природы - святой долг каждого. Свято относитесь ко всему
живому.
Берегите каждое деревце, веточку, каждый цветочек. Не рубите деревьев
без нужды, не ломайте их. Убирайте за собой мусор на лесных полянах. Не
загрязняйте реки, озера, и не разрешайте это делать своим знакомым, не
травите и не губите рыб. Красива природа мира, с обширными лесами,
живописными озерами, реками, разнообразными животными и птицами.
На первый взгляд кажется, что все нипочем деревьям-великанам,
раскинувшим свои могучие кроны над землей. А поверку оказывается, что
лес слабее и беззащитнее многих крохотных существ, обитающих в нем.
Дело в том, что лес прочно связан с местом своего рождения и в отличие от
животных не может покинуть его, если даже там создадутся условия,
совсем непригодные для жизни. Нередко под воздействие необдуманной
хозяйственной деятельности человека леса оказываются на грани гибели.
Ведь лесу, как и всему живому, необходим воздух, питательные вещества, он
не терпит чрезмерных физических вмешательств в его жизнь. Для того
чтобы лес был здоровым и красивым, нужно гарантировать ему все эти
потребности.
Известно, что спилить деревья, даже на огромной территории, можно
быстро. А вот чтобы на месте вырубки снова появился лес, потребуется
80-100 лет.
В наши дни, когда человек активно включился в число истребителей леса
ежегодный прирост не покрывает уничтожения леса за тот же период.
Лес гибнет от пожаров, бурь, губят его паразитические грибы, насекомые.
Не все обитатели лесов своей жизнедеятельностью помогают расти
деревьям, кустарникам и травам.
Многие вредят лесам, истребляя молодые побеги, подгрызая деревья,
вытаптывая травы. Засорения леса бытовыми отходами и отбросами,
свалка мусора и строительных остатков в лесу запрещаются. Не засоряйте
лес, пляж, обочины дорог всяким мусором-это ужасно, идти на природу и
видеть кучи мусора вместо красивого пейзажа.
Мы должны защитить природу и сохранить!
7.Стихотворение «Прогулка»- Бабаева Арина.
Прогулка (стих Сергея Михалкова)
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Тут и там – пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Жгли костёр, бумагу жгли —
Тоже пили, тоже ели,
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо…
– Эй, ребята! – крикнул Дима.—
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались,
Загорали,
Жгли костёр,
В футбол играли —
Веселились, как могли!
Пили квас,
Консервы ели,
Хоровые песни пели…
Отдохнули – и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки —
Словом, мусора гора!
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти!
8. «Проблемы Каспия» - Булкадарова Аня (презентация)
9. «Уникальное озеро Тупсуз» – Сунгурова Патимат (презентация).
Санаторий "Каякент" расположен в Каякентском районе Республики Дагестан,
в 95 км от Махачкалы и 48 км от Дербента, близ железнодорожных станций
Каякент и Новокаякент, на берегу моря рядом с Дербентом (см. приложение).
Санаторий "Каякент" принимает на отдых взрослых и родителей с детьми.
Дети принимаются с любого возраста. Питание трех-, четырехразовое
питание, заказное меню, диетическое питание.
Размещение.
К услугам больных благоустроенные корпуса, комнаты на 1-2 человека со
всеми удобствами.
К услугам отдыхающих
библиотека, бильярдная, летняя эстрада, кинозал, спортивные площадки.
Отдыхающие могут совершить экскурсии на Чиркейскую ГЭС, в города
Дербент и Махачкалу, познакомиться с историческими памятниками и
природными достопримечательностями Дагестана
Легенда об озере Тупсуз.
С давних времен в Дагестане ходили легенды о целебных силах
расположенного на территории санатория «Каякент» в Каякентском районе
озера Тупсуз. Озеро Тупсуз – единственное в Европе озеро, уникальную
лечебную грязь которого можно принимать в естественных условиях. Легенда
об Амине, которая решила закончить жизнь самоубийством так, как ее выгнал
муж, как заразную ее кожа покрылась рыбьей чешуей. Амина бросилась в
озеро. Ее спасла Сакинат-аба.
После этого кожа Амины местами стала чистая. Сакинат-аба посоветовала
вновь Амине зайти в озеро еще раз. Неоднократно Амина заходила в озеро
кожа ее очистилась. Так, Амине вернулась ее былая красота.
С этого дня о чудодейственной силе озера Тупсуз слух распространился за
пределы Кара-Кайтагских степей.
Сколько красивых женщин встретил Тупсуз и после Амины.
Заслуженный врач Саидов М.М.
Заслуженный врач и талантливый писатель Саидов Магомед
Мирзаханович, родился 15 мая 1938 году в с. Карбачимахи Дахадаевского
раиона. Окончил в 1965 году ДМИ.
Проработал в системе профсоюзных здравниц Дагестана более 30 лет.
Работал главным врачом в санаториях «Каякент», «Талги» и «Каспий».
За период работы в данных санаториях им были разработаны новые методики
лечения минеральной водой и природной грязью, благодаря чему многие
поколения больных суставами, кожными заболеваниями обрели радость
движения и чувство полноты жизни. Отдыхающие со всех концов ныне
распавшегося Советского Союза почувствовали на себе благотворное влияние
лечением термальными водами и лечебной грязью.
Саидовым М. М. разработана методика лечения сердечнососудистых и
бронхолегочных больных, используя микроклимат Прикаспийского побережья.
С этой целью он выпустил методические пособия «Чудо Каякента»
В годы его руководства в санатории «Каякент» отдыхающие не раз
убеждались в том, что Магомед Саидов – не только прекрасный врач и
талантливый писатель, но и честный, порядочный и великодушный человек,
который любит людей, природу, искусство, предан своей большой и малой
Родине.
За время его работы курортная поликлиника «Каякент» была
переименованна в санаторий «Каякент», введено в эксплуатацию грязевое
озеро «Тупсуз», проведено строительство Дворца культуры, лечебного
корпуса, столовой и спального корпуса на 600 мест, восстановлена 11-я
скважина минерального источника. В 1981 году президиум Верховного совета
ДАССР
Саидова М. награждил Грамотой за заслуги в области здравоохранения и ему
присвоено звание «Заслуженный врач ДАССР».
Всероссийское общество охраны природы наградила Саидова М.М. грамотой
за активное участие в природоохранительных работах.
С 70-х годов ХХ века стихотворные подборки, рассказы, новеллы Саидова
М. М. выходят на страницах районной и республиканской периодической
печати РД. Его перу принадлежат такие книги, как «Заира», сборник
юмористических новелл «Имацци на годекане», сборник рассказов «Пламя
любви», сборник повестей «Серый», изданных на даргинском языке. Его перу
принадлежат и такие произведения, как приключенческий роман для детей и
юношества «Рыжик и Пузик».
11 июля 2013г. №203 Саидову М.М. указом презиндента Республики
Дагестан присуждена Государственная премия Республики Дагестан
за 2011год в области литературы за книгу «Мой фараон».
8 января 2014г перестало биться сердце Саидова М.М., талантливого
врача.
А. Курбанова, член Союза писателей России (вдова Саидова М.М.)
Заключение
Как говорил Владимир Иванович Вернадский: «Вода стоит особняком в
истории
нашей планеты. Нет природного тела, которое могло бы с ней
сравниться по влиянию на ход основных, самых грандиозных, геологических
процессов.
Не
только
земная
поверхность,
но
и
глубокие
–
в
масштабе
биосферы
–
части
планеты
определяются,
в
самых
существенных
своих
проявлениях, ее существованием и ее свойствами».
В ходе работы, я узнала очень много важного и интересного о жизненно
важных свойствах воды. О том, как вода способна исцелять.
10. ВИКТОРНА ПО РОДНОМУ КРАЮ.
1.Какие озера встречаются в с.Новокаякент?
2.Какая река протекает в с.Новокаякент
3.Какое дерево цветет раньше всех деревьев, но плоды созревают позже всех
деревьев?
4.Какие первоцветы растут у нас в лесу?
5.Какое растение имеет фамилия Пастухово?
6.Почему под ореховым деревом не растут растения?
7.В каком озере останавливаются во время перелетов птицы?
8.Какое озеро существует за счет осадков?
9.Рыбы какого отряда отлавливают браконьеры в Каспийском море?
10.Как называется заказник в Каякентском районе.
11.Какие деревья доминируют в лесу?
12.Какое растение вкусом чеснока употребляют в пищу?
13.Какое споровое растение чаще встречается на опушке леса?
14.Как называется гриб – паразит, растущий на деревьях?
15.Какие растения весной человек употребляет в пищу?
Ответы:
1.Тупсуз, Каспийское, Аджи.
2.Гамри-озень
3.Кизил.
4.Подснежники, фиалки, медуницы и др.
5.Плющ
6.Листья выделяют вещество - юглон
7.Аджи
8.Аджи
9.Осетровые
10.Каякентский
11.Дуб, граб
12.Черемша
14.Трутовик
15.Халияр, крапива, мокрица, пастушья сумка
11. Подведение итогов урока.
Обобщающая беседа (по вопросам)
К чему мы придем?
-Какие выводы вы для себя сделали?