Автор: Кудрявцева Светлана Олеговна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 109
Населённый пункт: город Красноярск
Наименование материала: методическая разработка, из опыта работы.
Тема: Посвящается! Международному дню зимних видов спорта, всемирному дню снега!
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка (из опыта работы)
Посвящается!
Международному дню зимних видов спорта,
всемирному дню снега (22 января).
Комплексно-тематическое
планирование
составлено
на
основе
интеграции всех образовательных областей и обеспечивает развитие игровых,
коммуникативных, познавательных и творческих навыков у дошкольников.
Построение всего образовательного процесса вокруг одной темы (на неделю)
даёт большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать
информацию оптимальным способом:
в процессе организованной образовательной деятельности с детьми;
в ходе режимных моментов;
в процессе самостоятельной деятельности детей в различных видах детской
деятельности;
в процессе взаимодействия с семьями детей.
У
дошкольников
появляются
многочисленные
возможности
для
практики,
экспериментирования,
развития
основных
навыков,
понятийного
мышления. Данная организация детской деятельности сделает жизнь детей в
детском саду более интересной, разнообразной, занимательной.
В представленном пособии расписан ОДИН ДЕНЬ ТЕМАТИЧЕСКОЙ
НЕДЕЛИ по теме:
«Вот шайба, санки, клюшка, шлем,
Что для чего здесь - ясно всем
».
Цель:
Формирование знаний о зимних видах спорта и представлений о
безопасном поведении людей зимой.
Задачи:
Познакомить с наиболее популярными зимними видами спорта. Учить
узнавать и правильно их называть.
Расширить кругозор дошкольников, повысить их умственное и речевое
развитие, в том числе, через составление правил безопасного поведения
зимой на прогулке.
Воспитывать интерес и желание заниматься физкультурой и спортом.
Формировать интерес к ЗОЖ
Что запланировал педагог?
Инициатива детей (Что
подготовили и принесли дети с
родителями?)
Утро. Утренний приём на свежем воздухе.
Проблемная ситуация: Воспитатель вместе, с детьми
находит на стекле окна (группа находится на первом
этаже) снежный ком. Не отвечая на вопросы
дошкольников, а выслушивая мнения детей, педагог
выводит на разговор о снеге (Что это такое, что можно
слепить из снега? Какие свойства вы знаете? Что
можно делать, если много снега во дворе, в лесу?
Какие зимние виды спорта вы знаете? и др.)
Д/и Загадки и отгадки
Цель: формирование умений отгадывать загадки,
закрепление названий видов спорта.
В течение недели дети совместно
с родителями приносят загадки о
зиме и зимних видах спорта.
Утренняя гимнастика на свежем воздухе
«Путешествие в зимний лес»
Цель: развитие воображения, поднятие
эмоционального тонуса детей.
Чтение прогноза погоды (традиция группы).
Дети с вечера договариваются,
кто готовит прогноз погоды (не
читающие дети с родителями
рисуют).
Совет группы (традиция группы).
Дети решают уточнить свойства
снега на прогулке, рассмотреть
картинки, вспомнить правила
безопасного поведения зимой.
Составить рассказы о зимних
видах спорта. Подумать и
сделать «Доброе дело».
В помещении группы
Беседа «Какие зимние виды спорта ты знаешь?»
Цель: закрепление знаний у детей о зимних видах
спорта; активизировать словарь, замотивировать (Для
чего нужно заниматься зимними видами спорта?)
Настольно-печатные игры по желанию
Цель: развитие внимания, логического мышления,
быстроты реакции, наблюдательности.
Дети совместно с родителями
принесли стихи, картинки с
зимними видами спорта. В
беседе упор делается на детей,
которые не приносили картинки
(т.к. в предыдущий день по
«своим» картинкам дошкольники
уже беседовали).
На самое видное место кладётся новая д/игра (Эту
коробочку я увидела в другой группе, а ребята мне
предложили познакомить и вас с этой морозной игрой
Дидактическая игра «Выбери признаки зимы»
Цель: умение внимательно слушать стихотворения,
выделение и нахождение на картинках признаков
зимы и зимних забав, пояснение своего выбора.
Пальчиковые игры «Снеговик», «Зима» и т.д.
Цель: умение согласовывать слова с движениями,
ритмичное выполнение движений руками и пальцами.
Рассмотрение книг и альбомов о спорте
Цель: уточнение представлений детей о разных видах
спорта, о том, для чего люди занимаются спортом.
Материал подготовлен детьми и
родителями
Непосредственно образовательная деятельность:
Ознакомление с миром природы
«Зима в музыке, живописи, стихах, сказках».
Цель: Закрепление признаков зимы, умение отмечать
красоту зимней природы в живописи, стихах, сказках,
рассказах; передача в речи своих впечатлений от
прослушанных музыкальных произведений,
рассматривания картин известного художника
В.Сурикова.
Аппликация (коллективная) «Зима и забавы»
Цель: формирование умения работать с разными
материалами (ватные диски, салфетки, бумага разной
По инициативе презентация
подготовлена совместно мамы с
ребёнком. (Электронная версия)
плотности), продумывание и составление композиции
на заданную тему; учить обговаривать с коллективом
последовательность выполнения работы.
Перед прогулкой Ситуативный разговор «Что
такое здоровье и как его сохранить и укрепить»
Цель: формирование коммуникативных
способностей; закрепление понятий у детей
«здоровье»; расширение знаний детей о
профилактических мерах по предупреждению
заболеваний, травм; составление суждений, опираясь
на свой личный опыт и опыт других детей, взрослых,
развитие диалогической речи.
Слушание песни АПахмутовой и Н.Добронравова
«Трус не играет в хоккей».
Предложение детей поиграть в
хоккей на спортивном участке.
I часть Физическая культура
Рассматривание выставки в холле «Спортсмены –
земляки» (по зимним видам спорта)
Цель: создание положительного настроя
формирование интереса к спорту и здоровому образу
жизни.
II часть Физическая культура (на улице)
Эстафеты по зимним видам спорта
Цель: повышение двигательной активности детей,
развитие чувства товарищества, взаимопомощи,
вызвать радость от совместной игры.
Выставку оформили
инструкторы ФК МБДОУ
(взаимодействие педагогов
сопровождающих
образовательный процесс)
Прогулка
Наблюдение за снегом
Цель: формирование знаний у детей об изменениях в
природе в зимнее время года, совершенствовать
навыки лепки из снега, закрепить знания о свойстве
снега. Экспериментальная деятельность Свойство
снега.
Трудовое поручение: почистить кормушки от
снега, насыпать корм.
П/и «Где мы были, мы не скажем, а что делали,
покажем» (по зимним видам спорта)
Цель: развитие умения передавать характерные
движения, развитие воображения.
Беседа с детьми «Безопасные игры зимой»
Цель: закрепление с детьми безопасного поведения
во время игры, повторение правил поведения зимой.
Индивидуальная работа
Игра «Сосулька» Заучивание стихотворения по
методике «Расскажи стихи руками».
Цель: развитие памяти, внимания чувство ритма,
создание положительного настроя.
Поисковая игра «Следы на снегу»
Цель: развитие наблюдательности,
любознательности, внимательности. (Дети,обследовав
территорию спортивного и своего участков нашли
следы: птиц, санок, лыж, взрослых и детей).
Самостоятельная игра с выносным материалом.
Катание на санках, на лыжах, ледянках, игра в хоккей,
метёлки для чистки кормушек.
Вечер
На столе в Центре ИЗО много картинок с зимними
видами спорта, странички с загадками, правила
поведения зимой, раскраски, плакат по безопасности
зимой. Дети задают вопрос: зачем столько много
разных картинок? Воспитатель, беседуя с детьми,
выводит их на желание сделать книжку – памятку для
детей средней и старшей группы.
Игры в уголках по желанию.
Дошкольники решили сделать
«Доброе дело» изготовить и
подарить книгу (Приложение
№1), придумали название
«Зимние забавы. Здоровый образ
жизни!», чтобы и малыши
познакомились с зимними
видами спорта, с правилами
поведения зимой на улице
Поход с подарком для младших детей (по
инициативе дошкольников) Две подгруппы детей
отправляются в среднюю и старшую группы с
подарками (книги собственного изготовления).
Дошкольники дарят книги
малышам. (Приложение № 2)
Рефлексия: «Что мне больше всего понравилась, и
запомнилось сегодня?»
Цель: систематизирование знаний детей полученных
за день, активизация памяти, развитие диалог. речи.
Вечерняя прогулка.
Наблюдение за вечерним небом.
Цель: обратить внимание детей на вечернее небо,
развивать наблюдательность.
П/и «Снежинки и ветер», «Снежная баба»
Цель: развитие речи и точности движений.
Самостоятельная игра детей с выносным
материалом.
Катание на санках, на лыжах, ледянках, игра в хоккей.
по желанию детей (они сами
организовывают игры).
Содержание книги (приложение №1).
1.
Зимние загадки, зимние забавы, зимняя одежда.
2.
Раскраски.
3.
Пальчиковые игры.
4.
Стихи.
5.
Народные приметы.
6.
Правила поведения зимой.
7.
Советы: как вести себя в опасных ситуациях.
8.
Игра «Доскажи словечко».
9.
Викторина «Зимние виды спорта».
10.Сказка «Волшебные вороны».
11.Рассказы, составленные детьми группы: «Мои зимние забавы», «Мои
каникулы», «Зима – это моё любимое время года», «За здоровьем в
зимний лес».
12.Используемая литература.
Приложение № 1
1. Загадки
Зимние загадки
Зимние забавы
Зимняя одежда
Белым пледом лес укрыт,
И медведь в берлоге спит.
Снег, как белая кайма.
Кто хозяйничал? (зима)
Вот какие чудеса:
Стали белыми леса,
Берега озер и рек.
Что случилось?Выпал..( снег)
С неба звездочки летят
И на солнышке блестят.
Точно в танце балеринки,
Кружатся зимой... (снежинки)
Кто только зимой растёт?
(Сугроб)
Разукрасил чародей
Окна все в домах людей.
Чьи узоры? — Вот вопрос.
Их нарисовал... (мороз)
Кто все ночи напролет
Песни снежные поет?
Ветру — зимняя подруга,
Наметет сугробы... (вьюга)
Змейкой вьются по земле,
Воют жалостно в трубе,
Засыпают снегом ели.
Это — зимние... (метели)
Заметает в парке тропы,
Собирает снег в сугробы.
Кто же эта незнакомка,
Догадались вы? (Поземка)
Жарким летом на плоту
По волнам я проплыву.
А зимой не нужен плот —
Превратились волны в... (лед)
Снежный шарик сделать
можно,
Это ведь совсем не сложно!
Лепим мы не пирожки:
Для игры нужны... (снежки)
Зацепилась за карниз,
Головой свисает вниз
Акробатка-крохотулька,
Зимний леденец... (сосулька)
Мы его слепили ловко.
Глазки есть и нос-
морковка.
Чуть тепло — заплачет
вмиг
И растает... (снеговик)
В зимний день по
снежной корке
Он меня катает с горки.
С ветерком промчаться
рад
Мой веселый... (снегокат)
Мы в морозный день с
друзьями
Снег из шланга поливали.
Как появится ледок,
Значит, все — готов...
(каток)
Два стальных блестящих
братца
По катку кругами мчатся.
Лишь мелькают огоньки.
Что за братики? (Коньки)
Всякая здесь может птица
В зимний холод
угоститься.
На сучке висит избушка,
Называется... (кормушка)
Деревянных два коня
Вниз с горы несут меня…
(лыжи)
Свяжет бабушка их внучке,
Чтоб зимой не мерзли ручки.
Сохранят тепло сестрички-
Шерстяные... (рукавички)
Пальцы в них не замерзают.
Как в чехольчиках, гуляют.
С холодом сыграем в прятки,
Спрячем ручки мы в...
(перчатки)
Много снега во дворе —
Вот забава детворе!
Ходим по снегу. На ножки
Все надели мы... (сапожки)
И в мороз, и в холода
Она спасет тебя всегда.
Чтоб не было здоровье
шатким,
Надень на голову ты...
(шапку)
От холода и снега
Согреет, где б ты ни был!
Пусть в ней похож ты на
мишутку,
Зимой наденешь что ты?
(Шубку)
Оно из шерсти иль из драпа,
Из меха воротник богатый,
А чтобы вы не заболели,
Согреет вас от злой метели!
Отгадайте, это что?
Это зимнее... (пальто)
Если дождик будет капать,
На дороге - лужи, слякоть,
Грязь - не вытянешь ноги,
Что наденешь? (Сапоги)
Хоть и скользкие дорожки,
Я зимой хожу в сапожках.
А когда был маленький,
Надевал я... (валенки)
Бывает, снег весной летает,
На землю падает и тает,
Тогда на валенки в порошу
Надевают что? (Калоши)
2. Раскраски
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
В изготовленной книге каждый рисунок
нанесён на один лист, к каждому есть
задание:
На 1 раскрасить разными карандашами.
На 2 заштриховать сверху вниз каждый
объект разными карандашами.
На 3 раскрась картинку, и нанеси
снежинки на рисунок
*.
На 4 заштриховать объекты слева на
право.
На 5 раскрась цветными карандашами и
продолжи «колечки-снежинки» до низа
рисунка.
3. Пальчиковые игры
Название/
слова
игры
движения
Мы во двор пришли гулять
Раз,
два,
три,
четыре,
пять
-
Загибаем
пальчики
по
одному,
Мы во двор пришли гулять.
- «Идём» по столу указательным и средним пальчиками,
Бабу снежную лепили
- «Лепим» комочек двумя ладонями,
Птичек крошками кормили,
- Крошащие движения всеми пальцами,
С горки мы потом катались,
- Кулачком правой руки скользим от плеча левой руки
вниз к запястью,
А ещё в снегу валялись
- Кладём ладошки на стол, то одной стороной, то
другой,
И снежками мы кидались
- Имитируем движения по тексту,
Все в снегу домой пришли.
- Отряхиваем левой рукой правую от плеча к запястью,
Съели суп, и спать легли.
- Движения воображаемой ложкой, руки под щёки.
Снеговик
Давай, дружок, смелей дружок,
Кати по снегу свой снежок,
- Лепят снежки,
Он превратится в толстый ком
- Развести руки в стороны, показывая большой ком,
И станет ком снеговиком
- Поставить руки на пояс,
его улыбка так светла!
- Показать руками улыбку,
Два глаза
- Глаза (соединив указательный и большой пальцы),
Шляпа
- Положить одну ладонь на голову,
Нос
- Нос как Петрушка,
Метла
- Поднять одну руку вверх и раздвинуть пальцы,
Но солнце припечет слегка
- Поднять вверх скрещенные руки,
Увы! И нет снеговика!
- Пожать плечами и развести руки в стороны
.
Зимой
Снег
пушистый
лег
на
ветки.
-
Изображаем
руками
ветви
деревьев,
пальцы
растопыриваем,
И
гулять
бегут
все
детки.
-
Указательный
и
средний
пальцы
обеих
рук
«бегут»
по
столу,
как
ножки,
Лепят
бабу
под
окном,
-Лепим
двумя
руками
воображаемый
снежный
ком
Дружно
катят
снежный
ком.
-
Круговые
движения
руками,
Лыжи,
-
Скользим
по
столу
ладонями
вперед-назад,
Санки
- Кисти рук соединить
вместе,
большими
пальцами вниз,
движение
от
груди
вперед,
И
коньки
Мчатся
наперегонки.
-
Ладони
поставить
на
ребро
и
скользить
ими
вперед-назад
по
столу,
Снеговик
Мы
слепили
снежный
ком
-
Лепим
двумя
руками
комок,
Шляпу
сделали
на
нем
- Соединяем руки в кольцо и кладем на голову,
Нос
приделали
и
вмиг
-
Приставляем
кулачки
к
носу,
Получился
снеговик
-
Обрисовываем
двумя
руками
фигуру
снеговика.
4. Стихи.
Э.
Мошковская
Зима
Жили-были в тучке
точки:
Точки-дочки и сыночки -
Двадцать тысяч
сыновей!
Двадцать тысяч дочерей!
Сорок тысяч белых точек
-
Сыновей и точек-дочек -
Сразу за руки взялись
И на землю понеслись.
В. Степанов
Карусель
На дворе карусель -
То метель, то капель,
То мороз, то опять
Надо шубу снимать.
На дворе карусель -
То январь, то апрель.
Никуда не пойдёшь,
А пойдёшь - пропадёшь.
Лучше дома сидеть,
Из окошка глядеть.
С. Маршак
Декабрь
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре
Нашу речку, словно в сказке
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Ёлку из лесу привёз.
Ёлка плакала сначала
От домашнего тепла.
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.
Чуть дрожат её иголки,
На ветвях огни зажглись.
Как по лесенке, по ёлке
Огоньки взбегают ввысь.
Блещут золотом хлопушки.
Серебром звезду зажёг
Добежавший до верхушки
Самый смелый огонёк.
Год прошёл, как день
вчерашний.
Над Москвою в этот час
Бьют часы Кремлёвской
башни
Свой салют - двенадцать раз.
А. Усачёв
Снежинки
Ёжик смотрит на снежинки.
"Это, - думает, - ежинки...
Белые, колючие
И к тому ж - летучие".
Паучок на паутинке
Тоже смотрит на снежинки:
"Ишь какие смелые
Эти мухи белые!"
Заяц смотрит на снежинки:
"Это заячьи пушинки...
Видно, заяц - весь в пуху -
Чешет шубу наверху".
Мальчик смотрит на
снежинки:
"Это, может быть,
смешинки?.."
Не поймёт он, почему
Очень весело ему.
Э. Мошковская
Кругом -
Снег.
А на горке -
Нет!
Увидали грачи.
Каждый кричит,
Как матрос с корабля
- Земля
5. Народные приметы.
Вороны и галки садятся на верхушки деревьев – к морозу.
Кошки и коты прячут нос к морозу.
Если утром кричат синицы – к усилению морозов.
Богатый урожай рябины предвещает суровую зиму.
Если в начале зимы идет сильный снег, то в начале лета будет сильный
дождь.
Если декабрь выдался снежный и холодный, то и урожай будет хорошим.
Если кошка в доме встает на задние лапы и начинает скрести стены, то
следует ждать вьюгу.
Если снег начинает липнуть к деревьям, то надо ждать тепла.
Если на Крещенскую неделю выпадают самые сильные морозы, то год
будет урожайным.
Если дым из трубы идет столбом – похолодает.
Если зима бесснежная и суровая, то лето будет засушливым и жарким.
Если зима теплая, то лето будет холодным.
Чем больше снега на полях, тем больше будет урожай.
По 15 дню февраля судят о том, как скоро ждать весну. Если в этот день
метет снег, то весна придет еще не скоро.
Если в Татьянин день (25 января) светит солнце – к ранней весне и
раннему прилету птиц, если метет снег – к дождливому лету.
Если в начале зимы дуют сильные ветры, то начало весны будет
слякотным.
6. Совет и правила поведения зимой.
СОВЕТ!
Не ходи в мокрой одежде!
Возились зверюшки в снегу, как мальчишки,
Промокли и варежки их, и штанишки.
В сушилку бы нужно им всё положить,
Они ж позабыли штаны просушить.
На улице холод, зима и мороз,
Замёрзнут зверюшки, их жалко до слёз!
Правила поведения в зимнем лесу
Не задевай ветки кустов – зимой они очень хрупкие и легко ломаются
Не шуми, чтобы не напугать лесных жильцов и услышишь их голоса и
шорохи.
Не оставляй после себя мусор, горящий костёр.
Правила безопасности на льду водоёма.
Не выходите на тонкий лёд в начале зимы и в начале весны.
Запомните, что весной лёд ломается бесшумно, а в начале зимы со
звонким хрустом и треском.
Двигайтесь по льду по натоптанным следам и тропинкам.
Имейте палку, чтобы прощупывать перед собой путь.
Двигаясь группой, следуйте друг за другом на некотором расстоянии.
Запомните, что в начале зимы наиболее опасна середина водоёма, а в
конце зимы – участки возле берега.
Запомните, что менее прочным лёд бывает, там где:
наметены сугробы, растут кусты; трава вмёрзла в лёд; бьют ключи; быстрое
течение; в реку впадает ручей, в водоём впадают сливные воды с фермы или
фабрики.
7. Игра «Вопрос – ответ» как вести себя в опасных ситуациях.
Мороз, катание с горки.
1. Если на улице мороз ты:
а) пойдешь гулять без варежек, шарфа и теплых носок;
б) оденешься тепло, и будешь меньше двигаться;
в) оденешься тепло, и будешь больше двигаться;
г) пойдешь к дороге посмотреть на выхлопные газы проезжающих
автомобилей;
д) останешься дома, и полюбуешься из окна морозной погодой.
2. Если ты пришел покататься с горки, то:
а) растолкаешь всех, чтобы скатиться первым;
б) будешь дожидаться своей очереди, чтобы скатиться;
в) будешь подниматься навстречу скатывающимся с горки детям, чтобы
быстрее прокатиться;
г) скатишься с горки, встанешь и сразу уйдешь в сторону;
д) скатишься с горки и полежишь, отдохнешь.
Река, лед.
1. Если ты гуляешь у реки, покрытой льдом то ты:
а) спустишься на лед, чтобы прокатиться;
б) сделаешь отверстие во льду, чтобы измерить толщину льда;
в) попрыгаешь по льду, чтобы убедиться в его прочности;
г) посоветуешься с друзьями или взрослыми;
д) спросишь разрешение поиграть на льду у родителей;
е) будешь бросать камни, палки на лёд с берега, чтобы
Гололед, снегопад, сосульки
1. Если после оттепели на крыше многоэтажного дома выросли сосульки,
ты:
а) будешь сбивать их палкой, камнями;
б) будешь стоять под сосульками, и рассматривать их;
в) не станешь стоять (играть) под сосульками;
б) попробуешь упавшие сосульки на вкус;
в) отойдешь подальше от крыши, чтобы рассмотреть сосульки.
2.Если сосульки висят низко, то ты:
а) будешь отламывать или сбивать их палкой;
б) будешь отламывать и есть их;
в) рассмотришь сосульки;
г) послушаешь капель.
3. Если на улице выпало много снега ты:
а) выйдешь и попробуешь его на вкус;
б) будешь гулять по сугробам;
в) полежишь на мягком снегу;
г) расчистишь лопаткой дорожки;
д) измеришь снегомером глубину снега.
8. Игра «Доскажи словечко».
Очень трудно быть, не спорьте,
Самым метким в этом спорте.
Просто мчаться по лыжне,
То под силу даже мне.
Сам попробуй бегать день,
А потом попасть в …мишень,
Лежа навзничь, из винтовки.
Тут нельзя без тренировки!
А мишень тебе не слон.
Спорт зовётся ... биатлон
Там в латах все на ледяной площадке
Сражаются, сцепились в острой схватке.
Болельщики кричат: «Сильнее бей!»
Поверь, не драка это, а — ...хоккей.
Кто на льду меня догонит?
Мы бежим вперегонки.
А несут меня не кони,
А блестящие ...коньки
Как солдата нет без пушки,
Хоккеиста нет без ... клюшки
Коль крепко дружишь ты со мной,
Настойчив в тренировках,
То будешь в холод, в дождь и зной
Выносливым и ловким…спорт
Вот полозья, спинка, планки –
А всё вместе это – ...санки
Гоняют клюшками по льду
Её у нас всех на виду.
Она в ворота залетит,
И кто-то точно победит…шайба
Стань-ка на снаряд, дружок.
Раз – прыжок, и два – прыжок,
Три – прыжок до потолка,
В воздухе два кувырка!
Что за чудо-сетка тут?
Для прыжков снаряд — ... батут
А для ускоренья бега
Палками касаюсь снега.
Я в руках держу две палки,
Но не бью коней, их жалко…
лыжи
По сугробам возле речки
Едут длинные дощечки,
Ищут горочки повыше.
Назови дощечки! лыжи
Конь, канат, бревно и брусья,
Кольца с ними рядом.
Перечислить не берусь я
Множество снарядов.
Красоту и пластику
Дарит нам ...коньки
9.
Викторина «Зимние виды спорта».
В начале занятия, детям демонстрируется презентация, в которой
рассказывается о зимних видах порта, известных спортсменах, спортивном
инвентаре. По окончании просмотра, проводится викторина. За каждый
правильный ответ ребенок получает жетончик, в конце подсчитывается
количество жетончиков у участников и проводится награждение самых
смышленых и эрудированных ребят.
Вопросы для детей.
1. В каком городе в нас в России проводились зимние Олимпийские игры в 2014 году?
(Сочи)
2. Назовите зимние виды спорта
(Биатлон, бобслей, конькобежный спорт, скелетон, фигурное катание, шорт-трек,
керлинг, горнолыжный спорт, лыжное двоеборье, лыжные гонки, прыжки на лыжах с
трамплина, сноубординг, фристайл, санный спорт, хоккей с шайбой.)
3. Как называется игра на льду с шайбой?
(хоккей)
4. Как называется обувь, в которой можно кататься на льду?
(коньки)
5. Вид спорта, где спортсмены едут на лыжах и стреляют по мишеням, а за промах им
назначают штрафной круг?
(биатлон)
6. Как называются деревянные доски, присоединенные к ногам, на которых очень легко
кататься по снегу? (лыжи)
7. Назовите известных хоккеистов.
(Овечкин, Радулов, Малкин, Зарипов, Ковальчук, Буре, Тарасов, Фетисов, Яшин, Майоров и
т.д.)
8. Как называется большая гора, с которой скатываются на лыжах, а потом какое-то время
летят в воздухе?
(Трамплин)
9. На чем зимой с горы можно кататься?
(Горные лыжи, санки, боб, сноуборд)
10. Как называют спортсменов, которые не просто катаются на коньках, а еще и
выполняют различные красивые фигуры, вращения и поддержки?
(фигуристы)
11. Как называется место, где можно покататься на коньках?
(Каток)
12. Что в руках у спортсмена, играющего в хоккей?
(Клюшка).
10. Сказка «Волшебные вороны» Сказка о безопасном поведении зимой.
Т.А. Шорыгина
Зимой Саша каталась на санках с крутого речного обрыва. Сани быстро
мчались в низ, взметая холодные облака колючей снежной пыли, а потом,
плавно скользя, ещё далеко катились по льду, почти до самой середины реки.
Морозы стояли сильные, и лёд на реке был прочный. Кое-где на льду сидели
рыбаки, закутанные в толстые тулупы. Саша заметила, что возле одного
рыбака постоянно крутятся две вороны.
Однажды девочка увидела такую картину: пока одна ворона скакала
перед самым носом рыболова, отвлекая его внимание, другая бочком-бочком
подобралась к только что пойманной мелкой рыбёшке и стащила рыбку.
- Ишь, какие хитрые подружки-вороны, - подумала Саша. – Одна рыболова
отвлекает, а другая – рыбку таскает.
- Дяденька, - сказала она, подходя к рыбаку, - а у вас ворона рыбку стащила.
- Да мне не жалко, - добродушно ответил тот. – Зимой птицам корм найти
трудно, вот я их и угощаю, а они добро не забывают. Придёт время, и вороны
меня предупредят, что на лёд выходить нельзя.
- Почему нельзя? – удивилась Саша.
- А потому что весной лёд на реке становится рыхлым, тонким, особенно у
берега. Можно невзначай и в ледяной ванне искупаться!
- Как же вороны вас предупредят? – продолжала допытываться Саша.
- А очень даже просто. Подлетят ко мне поближе и скажут: «Кар-кар-кар!
Василич!
Завтра
на
рыбалку
не
выходи,
опасно!
Можно
под
лёд
провалиться». Я их послушаю и на рыбалку не пойду. Подожду, когда река
ото льда очистится, снег кругом растает и трава зазеленеет. Вот тогда можно
снова удочки брать и на рыбалку идти.
- Разве вороны умеют говорить? – ещё больше удивилась девочка. – Вы,
наверное, шутите?
- Нет, не шучу, - серьёзно ответил Василич. – Это ведь не простые вороны, а
волшебные. Они в сказочном лесу живут, с самим старичком - лесовичком
дружат, а тем, кто их подкармливает, всегда помогают.
Василич
махнул
рукой
в
сторону
леса.
Саша
заметила,
что
лес
и
вправду сказочный – заиндевелый, похожий на снежный терем.
Василич собрал удочки и ушёл, а Сашенька решила, что тоже будет
угощать волшебных ворон.
На другой день девочка принесла из дома большой бутерброд. Села на
санки и стала крошить хлеб, а вороны тут как тут.
Саша
отошла
в
сторонку,
чтобы
не
мешать
воронам,
обедать.
Перекусив, умные птицы стали важно расхаживать около девочки, и вдруг
одна
из
них
подняла
голову,
посмотрела
на
Сашу
и
негромко
сказала:
«Спасибо, Сашенька, спасибо!» Другая ворона закивала головой, соглашаясь
с подругой.
Девочка просто ушам своим не поверила:
- Не обманул меня рыболов Василич. Вороны-то и в правду волшебные!
С тех пор она каждый день с собой захватывала какое-нибудь лакомство.
А между тем солнце с каждым днём поднималось всё выше, пригревало
сильнее, и на сугробах появилась блестящая ледяная корочка. Дни стали
длиннее, а на ивовых кустах у реки зачирикали стайки воробьёв. Лёд на реке
сделался рыхлым, следы к полудню наполнялись талой водой.
Однажды Саша пришла на горку и заметила, что Василича на обычном месте
нет. Только девочка хотела съехать на санках с горы, как у неё над головой
закружились встревоженные вороны.
Как вы думаете, почему встревожились вороны?
- Кар! Кар! Кар! – закричали они. – Саша! Сашенька! Не катайся больше с
горки, лёд на реке слабый, рыхлый, не выдержит и может проломиться, -
предупредили девочку птицы
- Хорошо, не буду, - ответила Саша. Тут верёвка невзначай выскользнула из
рук девочки, и сани съехали вниз с обрыва. Раздался треск, и они оказались в
воде.
-Ай, ай, мои саночки! Как я теперь их достану?
- Не волнуйся, успокоили девочку вороны, мы тебе поможем. Ты только,
смотри, на лёд не выбегай, а то сама в ледяной воде окажешься!
Вороны полетели в лес и позвали на помощь других птиц. Они дружно
схватили клювами веревку и вытащили сани из воды на берег.
Саша поблагодарила птиц, посыпала хлебные крошки и пошла домой.
Видно, пора убирать санки до следующей зимы, - подумала девочка.
Вопросы к сказке
Где Саша каталась на санках?
С кем познакомилась девочка возле реки?
Что рассказал девочке рыболов Василич?
Как помогли Саше волшебные вороны?
Почему нельзя выходить на лёд водоёма весной и в начале зимы?
Где располагаются наиболее опасные участки льда весной: у берега или на
середине водоёма? А в начале зимы?
В каких местах лёд может быть непрочным даже в сильные морозы?
11. Рассказы, составленные детьми группы: «Мои зимние забавы», «Мои
каникулы», «Зима – это моё любимое время года», «За здоровьем в зимний
лес». (В свободной форме).
Приложение № 2
Фото
Изготовление книги
Дарим книгу детям средней группы
Малыши рассматривают подарок
12. Литература
1. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 5-6, 6-7лет М.: МОЗАИКА-
СИНТЕЗ, 2016.
2. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки. Безопасность для малышей. – М.: Книголюб, 2006.
3. Интернет ресурсы.
4. Личные фото группы.