Автор: Мирошниченко Валентина Петровна
Должность: директор школы, учитель географии
Учебное заведение: МОУ "Бутырская ООШ" Валуйского района Белгородской области
Населённый пункт: с.Бутырки Валуйского района
Наименование материала: Выявление одаренных детей начинаться уже в начальной школе…
Тема: Работа с одаренными детьми
Раздел: среднее образование
Выявление одаренных детей начинаться
уже в начальной школе…
Результаты работы современного профессионального учителя определены в
Концепции модернизации российского образования.
Одна из задач государственной политики в области образования до
2020 года – это создание системы выявления, развития и поддержки
одаренных детей и талантливой молодежи, обеспечение их личностной,
социальной самореализации и профессионального самоопределения. Работа
с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны
стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Все дети разные от природы. Один и тот же ребенок по-разному ведет
себя
в
разной
обстановке,
с
разными
людьми,
у
разных
учителей.
Индивидуальность
проявляется
в
темпераменте,
характере,
проявлению
эмоций,
в
интересах,
склонностях
и
т.д.
Перед
нами
ребенок
со
своим
уникальным, индивидуальным миром, со своим восприятием окружающего
мира.
Гении в природе рождаются редко. Но талантливых детей достаточно. Все
дети рождаются со своими природными задатками, возможностями. Перед
педагогом стоит задача - раскрыть природные способности ребенка, помочь
ребенку познать мир своим путем.
Оказывается,
реально,
если
предложить
разнообразные
способы
реализации учебной задачи, дать возможность выбора. И ребенок найдет себя
сам.
Выявление одаренных детей начинаться уже в начальной школе. Это
кропотливая работа учителей, психолога, основанная на наблюдении,
изучении психологических особенностей, речи, памяти, логического
мышления детей, учета достижений в какой- либо деятельности.
С одаренными детьми интересно и сложно работать. При подборе кадров в
работе с одаренными детьми, администрация школы предъявляет
определенные требования. Учитель должен быть непременно талантливым,
способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности,
профессионально грамотным, интеллигентным, нравственным и
эрудированным, владеть передовыми педагогическими технологиями, быть
психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспита-
тельного процесса.
Дети учатся не только на уроках, но и благодаря «скрытому» обучению –
через
наблюдение
за взаимоотношениями
учителей,
между
учителями
и
учащимися, через обычаи и традиции школы, через внешний вид школьной
обстановки, наблюдая за старшеклассниками и учителями в качестве ролевых
моделей. И если то, чему учат в классе не совпадает с тем, что происходит
вокруг,
та
информация,
полученная
на
уроке,
будет
выхолощенной
и
потеряет
свою
значимость.
Так
что
школьная
среда
может
существенно
повлиять
на
формирование
у
ребенка
знаний
и
навыков.
Например,
привлекательное школьное окружение может положительно воздействовать
на
благополучие
учащихся
и
способствовать
возникновению
у
них
ощущения, что о них заботятся.
Одним
из
приоритетных
направлений
национального
проекта
образование является поддержка талантливых и одаренных детей.
Педагогическим
коллективом разработана программа развития школы
«Школа нового поколения»
В программе отражены тенденции развития школы, охарактеризованы
главные
проблемы
и
задачи
работы
педагогического
и
ученического
коллективов, представлены меры по изменению содержания и организации
образовательного процесса.
Многие положения программы развития школы отражают приоритетные
направления развития российского образования.
Большое внимание педагогами школы уделяется работе с детьми по
выполнению творческих работ, проектов, исследовательских работ. Более
80%
педагогов
школы
имеют
опыт
работы
в
подготовке
учащихся
по
написанию исследовательских работ.
Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно
и вполне осуществимо через урок и внеурочную деятельность. В нашей
школе
включение
детей
в
исследовательскую
деятельность
происходит
с
первых шагов обучения, постепенно усложняясь. В этой работе мы выделяем
следующие этапы:
1 – 4 классы: Подготовительный этап:
Направлен на:
Формирование навыков научной организации труда.
Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.
Формирование познавательного интереса.
Выявление способных учащихся
Формы:
Урок. Внеклассная работа. Кружки.
Вторая ступень обучения соответствует подростковому периоду
развития
школьников.
При
сохранении
основных
направлений
развития
предшествующего периода на первый план выступают новые цели, методы и
формы
организации
учебного
процесса,
что
обусловлено
возрастными
особенностями
одаренных
учащихся
–
подростков.
Мы
учитываем
при
выстраивании работы с одаренными подростками их повышенный интерес к
внутреннему миру, нарастающую проблему социальных взаимоотношений,
возрастающую избирательность интересов.
5-9 классы: Творческий этап:
Направлен на
Совершенствование навыков научной организации труда.
Формирование расширенного познавательного интереса.
Творческое развитие учащихся.
Индивидуализацию учебного процесса
Формы:
Урок.
Внеклассная работа
(участвуя в областном конкурсе исследовательских работ
«Я – гражданин
России». Название работы «История сел Бутырки и Вериговка, проблема их
сохранения и перспектива развития», выполняли ученики 7-9 классов, эта
работа переросла в проект благоустройства и озеленения школы)
Предметные недели
Школьные олимпиады.
Факультативы.
Кружки
Наблюдение самих учителей.
Наиболее общими признаками одаренных детей считаются высокий уровень
мышления и быстрый темп учения
-одаренные дети часто проявляют нестандартное мышление, оригинальность
решения задачи, проблемы
-лучше справляются с более сложной и напряженной работой
-часто
энергичны,
активны,
способны
к
длительной
и
интенсивной
деятельности
Коллектив педагогов и учащихся на протяжении 5 лет имеет стабильные
результаты
участия
в
конкурсах
разного
уровня.
Имеются
следующие
результаты:
- Всероссийское соревнование молодых исследователей «Шаг в будущее».
Название работы «Определение уровня загрязнения воды в реке Казинка.
Качественные
реакции».
Автор
работы:
Валюх
Т.,
ученица
11
класса.
Руководитель:
Лисиченко
Л.В..
Результат:
Лауреат.
Кандидат
в
состав
Национальной делегации Российской Федерации для участия в Лондонском
международном
научном
форуме
(Великобритания.
Лондон.
25
июля
-8
августа 2007г.).
- Областной конкурс исследовательских работ
«Я – гражданин России».
Название
работы
«История
сел
Бутырки
и
Вериговка,
проблема
их
сохранения и перспектива развития». Авторы работы: Яцкин А., Дубинов А.
Руководители: Мирошниченко В.П., Стороженко Т.С. Результат: 3 место.
- Районный конкурс исследовательских работ «Духовное возрождение моей
малой родины». Название работы «Найди свой храм». Авторы: Филиппенко
А., Панарин А.. Руководители: Копыцина Л.А., Татаринцева Г.П. Результат: 2
место.
- Всероссийский конкурс исследовательских работ «ЮНЭКО -2007». Автор:
Яцкин А. . Руководитель: Мирошниченко В.П. Результат: Диплом II степени.
Серебряный знак «Национальное достояние».
- Областной конкурс исследовательских работ «Мы - Белгородцы! Думай!
Решай! Действуй!». Авторы: Яцкин А., Дубинов А. Результат: победитель
конкурса.
-
Всероссийский
конкурс
творческих
и
исследовательских
работ
«Интеграция». Название работы «Книга памяти». Автор работы: Яцкин А.
Руководитель:
Козлов
В.В.
Результат:
1
место,
Серебряный
знак
«Национальное достояние».
- Всероссийский конкурс «Одаренные дети» в рамках ПНП «Образование».
Ученик: Яцкин А. Результат: лауреат премии по поддержке талантливой
молодёжи.
-
Муниципальный
конкурс
исследовательских
работ
«Духовные
родники
земли Валуйской». Автор: Филиппенко А. Руководитель: Татаринцева Г.П.
Результат: 2 место.
-
Всероссийский
конкурс
научно-исследовательских
и
творческих
работ
молодежи «Меня оценят в XXI веке ». Автор работы Матвеева А.. Результат:
диплом второй степени.
-
муниципальный
этап
конкурса
исследовательских
краеведческих
работ
учащихся, участников Всероссийского туристско-краеведческого движения
«Отечество». Автор работы Сафонова Д.. Результат: первое место.
-
Муниципальный
конкурс
исследовательских
и
проектных
работ
«Православные
праздники
и
семейные
традиции».
Автор
работы:
Татаринцева В.. Название работы «Двунадесятые праздники». Результат: 3
место.
- Всероссийский конкурс исследовательских работ «ЮНЭКО -2011». Автор:
Клемешова
К..
Руководитель:
Мирошниченко
В.П.
Результат:
Лауреат
Всероссийского заочного конкурса
-Межрегиональная конференция
исследовательских и
проектных работ.
Автор: Татаринцева В. Руководитель: Голочалова С.Ф., Мирошниченко В.П.
Результат: выдан сертификат
- Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио».
Название работы «Туристическая тропа «Живи, родник, живи!»». Автор:
Сафонова Д. Руководитель: Козлов В.В. Результат: диплом.
- Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио».
Название работы «Села Бутырки, Вериговка и Елдыновка в годы Великой
Отечественной
войны».
Автор:
Лисиченко
Д.
Руководитель:
Козлов
В.В.
Результат: диплом.
- Областной фестиваль «Наука, творчество, развитие», конкурс «Моя малая
Родина: природа, культура, этнос».
Номинация «Традиционная материальная культура». Автор: Татаринцева В.
Руководители: Мирошниченко В.П., Голочалова С.Ф. Результат: 1 место.
-
Районный
конкурс
краеведческих
исследовательских
работ
учащихся,
участников
туристско-краеведческого
движения
«Отечество»
в
секции
«Летопись родного края». Автор: Лисиченко Д.. Руководитель: Козлов В.В.
результат: 3 место.
- Районный конкурс на лучшую разработку учебно-тематической экскурсии
«По родному краю — с любовью», посвященном 65-летию Победы в Великой
Отечественной
войне.
Автор:
Панарина
Е.
Руководитель:
Козлов
В.В.
Результат: 2 место.
Данный
результат
получил
признание
участников
образовательного
процесса,
т.к.
за
последние
два
года
школа
занимает
первое
место
в
социально-экономических
показателях
района.
Школа
заняла
1
место
в
областном рейтинговании среди школ области.
Анализ результатов работы школы за последние пять лет показывает:
рост
абсолютной
успеваемости
и
стабилизацию
качественной
успеваемости,
внедрение учителями новых педагогических технологий,
уменьшение количества заболеваемости детей,
стабильный рост профессиональной компетентности учителей,
повышение уровня воспитанности учеников,
уменьшение количества обучающихся, состоящих на ВШУ,
укрепление материально-технической базы,
укрепление связей с социумом.
Для выполнения социального заказа, учитывающего мнение участников
образовательного процесса, в школе создана адаптивная система обучения,
способствующая тому, чтобы
каждый обучающийся, вне зависимости от
своих
психических
способностей,
учебных
возможностей,
склонностей,
овладел
обязательным
запасом
необходимых
ему
представлений,
знаний,
умений
и
навыков.
Воспитательная
система
школы
способствует
формированию
качеств
личности,
обеспечивающих
ей
полноценную
духовно-практическую жизнедеятельность в современных условиях.