Напоминание

Работа с одаренными детьми


Автор: Мирошниченко Валентина Петровна
Должность: директор школы, учитель географии
Учебное заведение: МОУ "Бутырская ООШ" Валуйского района Белгородской области
Населённый пункт: с.Бутырки Валуйского района
Наименование материала: Выявление одаренных детей начинаться уже в начальной школе…
Тема: Работа с одаренными детьми
Раздел: среднее образование





Назад




Выявление одаренных детей начинаться

уже в начальной школе…

Результаты работы современного профессионального учителя определены в

Концепции модернизации российского образования.

Одна из задач государственной политики в области образования до

2020 года – это создание системы выявления, развития и поддержки

одаренных детей и талантливой молодежи, обеспечение их личностной,

социальной самореализации и профессионального самоопределения. Работа

с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны

стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Все дети разные от природы. Один и тот же ребенок по-разному ведет

себя

в

разной

обстановке,

с

разными

людьми,

у

разных

учителей.

Индивидуальность

проявляется

в

темпераменте,

характере,

проявлению

эмоций,

в

интересах,

склонностях

и

т.д.

Перед

нами

ребенок

со

своим

уникальным, индивидуальным миром, со своим восприятием окружающего

мира.

Гении в природе рождаются редко. Но талантливых детей достаточно. Все

дети рождаются со своими природными задатками, возможностями. Перед

педагогом стоит задача - раскрыть природные способности ребенка, помочь

ребенку познать мир своим путем.

Оказывается,

реально,

если

предложить

разнообразные

способы

реализации учебной задачи, дать возможность выбора. И ребенок найдет себя

сам.

Выявление одаренных детей начинаться уже в начальной школе. Это

кропотливая работа учителей, психолога, основанная на наблюдении,

изучении психологических особенностей, речи, памяти, логического

мышления детей, учета достижений в какой- либо деятельности.

С одаренными детьми интересно и сложно работать. При подборе кадров в

работе с одаренными детьми, администрация школы предъявляет

определенные требования. Учитель должен быть непременно талантливым,

способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности,

профессионально грамотным, интеллигентным, нравственным и

эрудированным, владеть передовыми педагогическими технологиями, быть

психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспита-

тельного процесса.

Дети учатся не только на уроках, но и благодаря «скрытому» обучению –

через

наблюдение

за взаимоотношениями

учителей,

между

учителями

и

учащимися, через обычаи и традиции школы, через внешний вид школьной

обстановки, наблюдая за старшеклассниками и учителями в качестве ролевых

моделей. И если то, чему учат в классе не совпадает с тем, что происходит

вокруг,

та

информация,

полученная

на

уроке,

будет

выхолощенной

и

потеряет

свою

значимость.

Так

что

школьная

среда

может

существенно

повлиять

на

формирование

у

ребенка

знаний

и

навыков.

Например,

привлекательное школьное окружение может положительно воздействовать

на

благополучие

учащихся

и

способствовать

возникновению

у

них

ощущения, что о них заботятся.

Одним

из

приоритетных

направлений

национального

проекта

образование является поддержка талантливых и одаренных детей.

Педагогическим

коллективом разработана программа развития школы

«Школа нового поколения»

В программе отражены тенденции развития школы, охарактеризованы

главные

проблемы

и

задачи

работы

педагогического

и

ученического

коллективов, представлены меры по изменению содержания и организации

образовательного процесса.

Многие положения программы развития школы отражают приоритетные

направления развития российского образования.

Большое внимание педагогами школы уделяется работе с детьми по

выполнению творческих работ, проектов, исследовательских работ. Более

80%

педагогов

школы

имеют

опыт

работы

в

подготовке

учащихся

по

написанию исследовательских работ.

Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно

и вполне осуществимо через урок и внеурочную деятельность. В нашей

школе

включение

детей

в

исследовательскую

деятельность

происходит

с

первых шагов обучения, постепенно усложняясь. В этой работе мы выделяем

следующие этапы:

1 – 4 классы: Подготовительный этап:

Направлен на:

Формирование навыков научной организации труда.

Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.

Формирование познавательного интереса.

Выявление способных учащихся

Формы:

Урок. Внеклассная работа. Кружки.

Вторая ступень обучения соответствует подростковому периоду

развития

школьников.

При

сохранении

основных

направлений

развития

предшествующего периода на первый план выступают новые цели, методы и

формы

организации

учебного

процесса,

что

обусловлено

возрастными

особенностями

одаренных

учащихся

подростков.

Мы

учитываем

при

выстраивании работы с одаренными подростками их повышенный интерес к

внутреннему миру, нарастающую проблему социальных взаимоотношений,

возрастающую избирательность интересов.

5-9 классы: Творческий этап:

Направлен на

Совершенствование навыков научной организации труда.

Формирование расширенного познавательного интереса.

Творческое развитие учащихся.

Индивидуализацию учебного процесса

Формы:

Урок.

Внеклассная работа

(участвуя в областном конкурсе исследовательских работ

«Я – гражданин

России». Название работы «История сел Бутырки и Вериговка, проблема их

сохранения и перспектива развития», выполняли ученики 7-9 классов, эта

работа переросла в проект благоустройства и озеленения школы)

Предметные недели

Школьные олимпиады.

Факультативы.

Кружки

Наблюдение самих учителей.

Наиболее общими признаками одаренных детей считаются высокий уровень

мышления и быстрый темп учения

-одаренные дети часто проявляют нестандартное мышление, оригинальность

решения задачи, проблемы

-лучше справляются с более сложной и напряженной работой

-часто

энергичны,

активны,

способны

к

длительной

и

интенсивной

деятельности

Коллектив педагогов и учащихся на протяжении 5 лет имеет стабильные

результаты

участия

в

конкурсах

разного

уровня.

Имеются

следующие

результаты:

- Всероссийское соревнование молодых исследователей «Шаг в будущее».

Название работы «Определение уровня загрязнения воды в реке Казинка.

Качественные

реакции».

Автор

работы:

Валюх

Т.,

ученица

11

класса.

Руководитель:

Лисиченко

Л.В..

Результат:

Лауреат.

Кандидат

в

состав

Национальной делегации Российской Федерации для участия в Лондонском

международном

научном

форуме

(Великобритания.

Лондон.

25

июля

-8

августа 2007г.).

- Областной конкурс исследовательских работ

«Я – гражданин России».

Название

работы

«История

сел

Бутырки

и

Вериговка,

проблема

их

сохранения и перспектива развития». Авторы работы: Яцкин А., Дубинов А.

Руководители: Мирошниченко В.П., Стороженко Т.С. Результат: 3 место.

- Районный конкурс исследовательских работ «Духовное возрождение моей

малой родины». Название работы «Найди свой храм». Авторы: Филиппенко

А., Панарин А.. Руководители: Копыцина Л.А., Татаринцева Г.П. Результат: 2

место.

- Всероссийский конкурс исследовательских работ «ЮНЭКО -2007». Автор:

Яцкин А. . Руководитель: Мирошниченко В.П. Результат: Диплом II степени.

Серебряный знак «Национальное достояние».

- Областной конкурс исследовательских работ «Мы - Белгородцы! Думай!

Решай! Действуй!». Авторы: Яцкин А., Дубинов А. Результат: победитель

конкурса.

-

Всероссийский

конкурс

творческих

и

исследовательских

работ

«Интеграция». Название работы «Книга памяти». Автор работы: Яцкин А.

Руководитель:

Козлов

В.В.

Результат:

1

место,

Серебряный

знак

«Национальное достояние».

- Всероссийский конкурс «Одаренные дети» в рамках ПНП «Образование».

Ученик: Яцкин А. Результат: лауреат премии по поддержке талантливой

молодёжи.

-

Муниципальный

конкурс

исследовательских

работ

«Духовные

родники

земли Валуйской». Автор: Филиппенко А. Руководитель: Татаринцева Г.П.

Результат: 2 место.

-

Всероссийский

конкурс

научно-исследовательских

и

творческих

работ

молодежи «Меня оценят в XXI веке ». Автор работы Матвеева А.. Результат:

диплом второй степени.

-

муниципальный

этап

конкурса

исследовательских

краеведческих

работ

учащихся, участников Всероссийского туристско-краеведческого движения

«Отечество». Автор работы Сафонова Д.. Результат: первое место.

-

Муниципальный

конкурс

исследовательских

и

проектных

работ

«Православные

праздники

и

семейные

традиции».

Автор

работы:

Татаринцева В.. Название работы «Двунадесятые праздники». Результат: 3

место.

- Всероссийский конкурс исследовательских работ «ЮНЭКО -2011». Автор:

Клемешова

К..

Руководитель:

Мирошниченко

В.П.

Результат:

Лауреат

Всероссийского заочного конкурса

-Межрегиональная конференция

исследовательских и

проектных работ.

Автор: Татаринцева В. Руководитель: Голочалова С.Ф., Мирошниченко В.П.

Результат: выдан сертификат

- Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио».

Название работы «Туристическая тропа «Живи, родник, живи!»». Автор:

Сафонова Д. Руководитель: Козлов В.В. Результат: диплом.

- Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио».

Название работы «Села Бутырки, Вериговка и Елдыновка в годы Великой

Отечественной

войны».

Автор:

Лисиченко

Д.

Руководитель:

Козлов

В.В.

Результат: диплом.

- Областной фестиваль «Наука, творчество, развитие», конкурс «Моя малая

Родина: природа, культура, этнос».

Номинация «Традиционная материальная культура». Автор: Татаринцева В.

Руководители: Мирошниченко В.П., Голочалова С.Ф. Результат: 1 место.

-

Районный

конкурс

краеведческих

исследовательских

работ

учащихся,

участников

туристско-краеведческого

движения

«Отечество»

в

секции

«Летопись родного края». Автор: Лисиченко Д.. Руководитель: Козлов В.В.

результат: 3 место.

- Районный конкурс на лучшую разработку учебно-тематической экскурсии

«По родному краю — с любовью», посвященном 65-летию Победы в Великой

Отечественной

войне.

Автор:

Панарина

Е.

Руководитель:

Козлов

В.В.

Результат: 2 место.

Данный

результат

получил

признание

участников

образовательного

процесса,

т.к.

за

последние

два

года

школа

занимает

первое

место

в

социально-экономических

показателях

района.

Школа

заняла

1

место

в

областном рейтинговании среди школ области.

Анализ результатов работы школы за последние пять лет показывает:

рост

абсолютной

успеваемости

и

стабилизацию

качественной

успеваемости,

внедрение учителями новых педагогических технологий,

уменьшение количества заболеваемости детей,

стабильный рост профессиональной компетентности учителей,

повышение уровня воспитанности учеников,

уменьшение количества обучающихся, состоящих на ВШУ,

укрепление материально-технической базы,

укрепление связей с социумом.

Для выполнения социального заказа, учитывающего мнение участников

образовательного процесса, в школе создана адаптивная система обучения,

способствующая тому, чтобы

каждый обучающийся, вне зависимости от

своих

психических

способностей,

учебных

возможностей,

склонностей,

овладел

обязательным

запасом

необходимых

ему

представлений,

знаний,

умений

и

навыков.

Воспитательная

система

школы

способствует

формированию

качеств

личности,

обеспечивающих

ей

полноценную

духовно-практическую жизнедеятельность в современных условиях.



В раздел образования