Напоминание

Использование потенциальных возможностей социума для развития социальных потребностей и способностей у детей с ОВЗ


Автор: Павлова Татьяна Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: БОУ "Кугесьская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" Минобразования Чувашии
Населённый пункт: п.Кугеси
Наименование материала: Программа
Тема: Использование потенциальных возможностей социума для развития социальных потребностей и способностей у детей с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад





Актуальность:
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируется ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей. Предназначение дошкольного образования на современном этапе заключается не только в формировании определенных знаний, но в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни. Социальное партнерство в образовании – это совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. При этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и в ситуативных, специально планируемых в рамках социального партнерства акциях. В настоящее время, актуальной проблемой является развитие социального партнерства направленного как на взаимодействие с семьей, так и с другими социальными институтами, которое направлено включение детей с ограниченными возможностями в социум, т.е. развития у детей мотивации к общению, взаимодействию, формирование у них социальных умений, навыков. Эффективная реализация социального партнерства может разрешить сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом социума и его использованием. В контексте социально-педагогической деятельности, рассматривается социальное партнерство, как взаимодействие воспитателей, семьи, использование потенциальных возможностей социума для интеграции детей с ограниченными возможностями, развитию у них социальных потребностей и способностей. Социальное партнерство нацелено как на активную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья, к условиям жизни в социуме. В ФГОС ДО в п. 1.4. говорится о содействии и сотрудничестве детей и взрослых, приобщении детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, объединении обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей. Наше учреждение является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Мы считаем, что установление прочных связей с окружающим социумом в конечном итоге ведёт к повышению качества дошкольного образования. При организации сетевого взаимодействия с социальными партнерами нами были определены следующие цели: расширение кругозора дошкольников за счет снятия территориальной ограниченности ДОУ (экскурсии, походы, мероприятия и др.); формирование навыков общения детей в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, с представителями разных профессий; формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни. Практика работы сетевого взаимодействия нашего учреждения с социальными партнерами показывает, что только слаженная работа педагогического коллектива, личная заинтересованность каждого педагога в отдельности, определение и реализация эффективных форм взаимодействия даёт положительные результаты в организации работы с социальными партнёрами, которые помогают образовательному учреждению в социальном развитии детей дошкольного возраста. Успешному сотрудничеству способствует сложившаяся в нашем учреждении система работы, которая предусматривает следующие обязательные моменты: *заключение договора о совместной работе с определением конкретных задач; *составление плана совместной работы через разные формы и виды совместной деятельности; -*информирование родителей о проводимых мероприятиях; *активное участие родителей в запланированных мероприятиях;
*проведение встреч с администрацией социальных партнеров, направленных *на выявление проблем в совместной деятельности учреждений;
Цель:
использовать возможность социума для развития социальных потребностей и способностей у детей с ОВЗ.


Задачи:
*включение детей с ограниченными возможностями в социальные отношения со здоровыми сверстниками; *формирование у детей с ОВЗ социальных потребностей. *необходимо развитее у детей социальных способностей за счет включения их в социальную деятельность; *включать в социальную деятельность детей и родителей для эффективности работы. *активно использовать возможности различных социальных институтов, для решения проблем детей с ограниченными возможностями; *способствовать усилению взаимодействия образовательного учреждения и родителей. *развивать коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим, готовность к сотрудничеству и самореализации у детей с ОВЗ
Ожидаемые результаты
: 1. Создание системы взаимодействия нашего учреждения с учреждениями социума на основе договоров и совместных планов. 2. Становление уровня социальной компетенции участников образовательного процесса, направленных на активное освоение мира. 3. Повышение общекультурного уровня, формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств детей, родителей, педагогов. 4. Рост психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, основанных на творческом взаимодействии с социальными институтами. 5. Структура управления ДОУ, обеспечивающая координацию взаимодействия с социальными институтами, использование социокультурного потенциала социума в создании единой воспитательной системы.
Механизм реализации:
1. Конструирование социально-культурной образовательной среды для исследовательской, созидательной, познавательной деятельности. 2. Социально-просветительская деятельность среди родительской общественности. 3. Приобретение теоретических и практических навыков сотрудничества, освоение педагогами социально-педагогического пространства. 4. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей в подготовке детей к школе, посредством педагогического взаимодействия.
Сроки реализации
:2015-2016 учебный год.
Участники
: Воспитатели, дети подготовительной группы «Колокольчик», администрация школы-интерната, воспитатели школы.
Этапы реализации
: Подготовительный - Анализ ситуации, составления плана, договоров, обсуждение плана работы. Основной - Взаимодействие со школой, с учреждениями (экскурсии, выезды и т.д.) Заключительный - фотоотчеты, обсуждение на педсовете.



п/п

Социальный партнер

Содержание деятельности

Результат

деятельности
1 БОУ «Кугесьская коррекционная школ- интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»Минобразовани я Чувашии. Совместное проведение мероприятий (конкурсы, семинары и т.д.). Экскурсии, совместные праздники, взаимопосещения школьных уроков и занятий, выставок, отслеживание успеваемости учеников-выпускников детского сада, родительские собрания, консультации специалистов школы и детского сада Обмен опытом работы. Преемственность в образовании. Повышение уровня готовности дошкольников к обучению в школе. Адаптация детей детского сада к условиям школьной среды 2 Академия технологии и управления города Новочебоксарск Просмотр театрализованных постановок. Игры общение со студентами Обогащение социально- эмоциональной сферы детей 3 Посещение Чувашского государственного театра кукол Просмотр театрализованных постановок Обогащение социально- эмоциональной сферы детей. 4 ДОУ «Солнышко» Знакомство с различными музыкальными произведениями. Концерты воспитанников ДОУ «Солнышко» Обогащение социально- эмоциональной сферы детей. 5 Детская библиотека Обзорные экскурсии, беседы, посещение праздников, выставок, участие в конкурсах, тематические мероприятия с детьми и педагогами. Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы. Обогащение познавательной сферы детей. 6 Музей «Бичурин и современность» Экскурсии, выставки, беседы, тематические мероприятия с детьми и педагогами. Обогащение социально- эмоциональной и познавательной сферы детей.
7 Посещение детского развлекательного центра «Остров сокровищ» Игры по интересам, катание на аттракционах, сухой бассейн. Формирование привычек здорового образа жизни. 9 Детская поликлиника поселок Кугеси. Обследование детей узкими специалистами. Профилактические осмотры, противоэпидемические мероприятия. Снижение числа пропусков детьми по болезни, контроль заболеваемости детей. 10 Факультет ДиКПиП ЧГПУ им.И.Яковлева (встречи со спонсорами) Партнерство со спонсорами, благотворительными организациями Развитие коммуникативных качеств личности; 11 Пожарная часть №41 пос. Кугеси Пропаганда правил безопасности при предупреждении, возникновении пожара среди детей. Экскурсии, встречи с работниками пожарной части, конкурсы по ППБ, совместные тренировки по эвакуации. Соблюдение правил пожарной безопасности. 12 ГИБДД Чебоксарского района поселка Кугеси. Организация деятельности по профилактике детского травматизма на дорогах, в быту. Информационное просвещение родителей детей. Проведение бесед с детьми по правилам дорожного движения. Снижение возможности опасных ситуаций на улице, которые могут привести к травмам детей. Соблюдение детьми правил дорожного движения. 13 Новочебоксарское отделение Чувашского отделения ОАО «Сбербанк России» Концерты, выступления, познавательно- развлекательные мероприятия. Формирование духовно- нравственного воспитания, обогащение социально- эмоциональной и познавательной сферы детей.
План совместной работы со школой.

Цель:
Повышение уровня готовности дошкольников к обучению в школе.
Задачи:
Адаптация детей детского сада к условиям школьной среды. Обмен опытом работы среди педагогов. Преемственность в образовании.

сроки

название мероприятий

ответственные
Сентябрь Проведение Дня знаний воспитатели Октябрь Знакомство детей подготовительной группы с помещением школы, экскурсии в музей, спортивный зал, кабинеты информатики, библиотеку воспитатели Март Шефская помощь (постройка снежных построек, катание детей на санках, на ледянках) воспитатели Апрель Шефская помощь 3 класса (ремонт книг, игрушек, совместные игры) воспитатели Май Неделя тематических мероприятий "Театр и дети" (показ сказки) воспитатели
План совместной работы с детской библиотекой.

Цел
ь: Активизировать познавательный интерес к объектам культуры в окружающем мире.
Задачи:
Познакомить детей с понятием «библиотека», ее назначением, с трудом людей, работающих в библиотеке. Расширять представления детей о том, как создаются книги. Развивать интерес к книгам. Познакомить детей с творчеством детских писателей и художников-иллюстраторов. Учить детей правильно пользоваться книгами, воспитывать бережное отношение к книгам. Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения устного народного творчества.
сроки

Название мероприятия

ответственные
сентябрь Игра - экскурсия «Мы идём в книжкин дом» Библиотекарь Воспитатели октябрь Литературная викторина «Дорогами сказок К.И.Чуковского. Библиотекарь Воспитатели ноябрь Конкурс рисунков «Мамочка моя, милая…» ко дню Матери. Библиотекарь Воспитатель декабрь Объявления конкурса поделок «Подарок для Деда Мороза» Библиотекарь Воспитатель январь Игра- путешествие «Эта добрая, мудрая сказка» Библиотекарь Воспитатели февраль Литературная викторина по произведениям С.Я.Маршака. Библиотекарь Воспитатели март Весёлый час «Смастери игрушку» Библиотекарь Воспитатели с апрель Конкурс рисунков «Космический рейс» ко дню Космонавтики Библиотекарь Воспитатели май Весёлый час «Раскрась меня» Библиотекарь Воспитатели
План совместной работы с музеем

«Бичурин современность»


Цель
: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным селом.
Задачи:
- Раскрыть через предметы, экспонаты, выставки в доступной форме уникальную историю своей малой Родины, научить детей видеть интересное и познавательное, красивое в обыденном, высокое в малом. – Познакомить детей с культурными традициями своего народа. - Воспитание любви к родному поселку.
Месяц

Тема экскурсии
Октябрь «Из истории нашего села, района» (бабушкин сундучок) Ноябрь «Быт в прошлом» (крестьянская изба) Декабрь «Новогодняя игрушка» Январь «Старая техника» Февраль «Суровое время войны» Март «Мамина школа» (рукоделие, украшения и т.д.) Апрель «Зачем нужны музеи?» (подарки в музей) Май «Подвиг наших предков»
Литература:
1. Алябьева Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет: Методическое пособие.- М,: ТЦ Сфера, 2009,-128 с. (библиотека журнала «Воспитатель ДОУ») 2. Данилина Т, Лагода Т., Зуйкова М. «Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом» Издательство АРКТИ серия «Методическая библиотека» 2004 г. 3. Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие детей в ДОУ: методическое пособие –М.: ТЦ Сфера, 2008.-128 с.- (Приложение к журналу «Управление ДОУ») 4. Колодяжная Т.П. «Единое образовательное пространство детского сада, семьи и социума» Ростов –на Дону 2002 г. 5. Ривина Е.К., Толстых В.К., Башлай Е.Ю. Социум микрорайона – ступенька в большой мир. Управление ДОУ.-2004 - № 5.-с.72-80 6. Сертакова Н. «Индивидуальные формы работы взаимодействия дошколного образовательного учреждения с семьей» изд. Детство-Пресс 2013 г.


В раздел образования