Автор: Игнатовская Жанна Эдуардовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ МБЛ
Населённый пункт: Г.Саратов
Наименование материала: статья
Тема: "Использование интерактивной доски на уроках английского языка"
Раздел: среднее образование
Тема:
«Использование
интерактивной
доски
на
уроках
английского
языка»
Работу
выполнила
И г н ат о в с к а я
Жа н н а
Эд у а р д о в н а
учитель
английского
я з ы к а
МАОУ
МБЛ
Саратов
г.
Саратов
И н о с т р а н н ы й
я з ы к
-
н е
з а с т ы в ш е е
я в л е н и е ,
о н
п о с т о я н н о
м е н я е т с я .
А к с и о м а т и ч н ы м
я в л я е т с я
у т в е р ж д е н и е ,
ч т о
с о в е р ш е н с т в о в а н и е
з н а н и я
я з ы ка
и
т ех н ол о г и й
е го
п р е п од а в а н и я
–
з а л о г
у с п е ш н о й
р а б о т ы
у ч и т е л я .
Д а в н о
п р о ш л и
т е
в р е м е н а ,
к о г д а
компьютер
был
для
многих
только
мечтой.
С е й ч а с
э т о
н е з а м е н и м ы й
п о м о щ н и к
и
в
ж и з н и
и
в
п р о ф е с с и о н а л ь н о й
д е я т е л ь н о с т и .
С ф е р а
п р и м е н е н и я
к о т о р о г о
до статочно
широка.
В
по следние
годы
все
более
глубоко
и с с л ед уе т с я
в о п р о с
о
п р и м е н е н и и
м у л ь т и м е д и й н ы х
т е х н о л о г и й
в
о б щ е о б р а з о в а т е л ь н о й
ш ко л е .
Т а к
к а к
э т о
н е
т о л ь ко
с о в р е м е н н ы е
т е х н и ч е с к и е
с р е д с т в а ,
н о
и
с о в е р ш е н н о
и н ы е
ф о р м ы
и
м е т о д ы
п р е п од а в а н и я ,
н о в ы й
п од ход
к
п р о ц е с с у
о бу ч е н и я .
И с п о л ь з о в а н и е
мульт и меди й н ы х
с редс т в
обуч е н и я
п омог а е т
ре а ли зоват ь
л и ч н о с т н о -
ориентированный
подход
в
обучении,
обе спечивает
и н д и в и д уа л и з а ц и ю
и
дифференциацию
обучения
с
учетом
особенностей
детей,
их
у р о в ня
обученно сти,
склонно стей.
Изучение
ино ст ранных
языков
с
помощью
компь ютерны х
программ
в ы зы вает
огромны й
интере с
у
учащихся.
В
связи
с
повсеме стным
использованием
компьютерных
возможно стей
в
н а ш е й
с е год н я ш н е й
ж и з н и .
С о в р е м е н н ы е
у ч а щ и е с я
ш ко л
н е
м о г у т
представить
свою
жизнь
без
таких
вещей
как
Internet,
ICQ,
DVD,CD-
д и с ко в ,
р а з л и ч н ы х
д ру г и х
м ул ьт и м ед и а
п р о г р а м м .
В
с в о ю
о ч е р е д ь ,
мультимедийные
средства
позволяют
учителю
корректировать
у ч е б н ы е
п л а н ы ,
и с ход я
и з
и н т е р е с о в
и
в о з м ож н о с т е й
о т д е л ь н ы х
у ч е н и к о в .
У ч а щ и е с я
м о г у т
и с п о л ь з о в а т ь
м у л ь т и м е д и й н ы е
э л е м е н т ы
п р и
выполнении
домашних
заданий,
при
обучении
в
группе,
а
также
п р и
р а б от е
н а д
с о вме с т н ы ми
п р о е кт а ми
в
к ла с с е .
П р е п од а ват е ли
в с е гд а
б ы л и
о б е с п о ко е н ы
п р о бл е м о й ,
к а к
с д е л ат ь
и з у ч е н и е
и н о с т р а н н о г о
языка
увлекательным.
Использование
для
этих
целей
м ул ьти м ед и й н ы х
CD,
е сли
они
методиче ски
грамотно
скомпонованы,
может
о к а з а т ь с я
оч е н ь
п о л е з н ы м .
П р а в и л ь н ы й
п од б о р
м ат е р и а л а
д а е т
в о з м о ж н о с т ь
у с в о и т ь
з н а ч и т е л ь н о е
к о л и ч е с т в о
л е к с и к и
и
с п р а в и т ь с я
с
грамматическими
трудностями.
Материал
многих
CD
вполне
органично
вписывается
в
любой
курс
английского
языка,
поскольку
он
п о с т р о е н
на
базовой
тематике
и
лексике.
Кроме
того,
программы
предо ст авляют
вам
максимальную
гибкость
при
выборе
темпа
изучения
материала,
на
о с во е н и и
которого
в ы
кон ц е н т ри руе т е с ь .
О н и
п оз воля ют
ва м
с а м и м
выбирать
по следовательно сть
изучения
материа ла.
Разнообразие
т е м ,
в и д о в
д е я т е л ь н о с т и ,
к р а с о ч н о с т ь ,
у в л е к а т е л ь н о с т ь
к о м п ь ю т е р н ы х
п р о г р а м м
в ы з в а л и
о г р о м н ы й
и н т е р е с
у
у ч а щ и х с я .
С у щ е с т в у ю щ и е
с е г о д н я
C D - R O M - д и с к и
п о з в о л я ю т
в ы в о д и т ь
и н ф о р м а ц и ю
в
в и д е
текст а,
звука
и
видеоизображения.
Обучение
с
помощью
ком п ь ют е р а
д а е т
в о з м ож н о с т ь
о р г а н и з о в ат ь
с а м о с т оя т е л ь н ы е
д е й с т в и я
к а ж д о г о
у ч е н и к а .
П р и
о б у ч е н и и
а у д и р о в а н и ю ,
к а ж д ы й
у ч е н и к
п о л у ч а е т
в о з м о ж н о с т ь
с л ы ш а т ь
и н о я з ы ч н у ю
р е ч ь ,
п р и
о бу ч е н и и
г о в о р е н и ю
ка ж д ы й
у ч е н и к
м ож е т
п р о и з н о с и т ь
ф р а з ы
н а
и н о с т р а н н ом
я з ы ке
в
м и к р о ф о н ,
п р и
о бу ч е н и и
г р а м мат и ч е с к и х
я вле н и й
–
ка ж д ы й
у ч е н и к
может
выполнять
грамматиче ские
упражнения,
добиваясь
п р а в и л ь н ы х
ответов
и
т.д.
Я
использую
компьютерные
обучающие
программы
п о
а н гл и й с ком у
я з ы к у
( м ул ьт и м е д и а
п р и л ож е н и е
“ E n j o y
L i s t e n i n g
a n d
Playing”
для
начальной
школы)
к
УМК
М.З.
Биболетовой
и
др.
"Enjoy
E n g l i s h " .
О б н и н с к :
Т и т у л ,
2 0 0 9 . Д а н н а я
п р о г р а м м а
м о ж е т
б ы т ь
п р и м е н е н а
и
д л я
и н д и в и д у а л ь н о й ,
и
д л я
ко л л е к т и в н о й
р а б о т ы .
Е е
т акже
можно
использовать
и
для
с амо стоятельной
работы
у ч а щ и хс я .
П рогра мма
“ E nj oy
L i s t e ni ng
a nd
P l a yi ng”
п ри ме н яе т с я
п ри
ра бот е
с
п р о е к т о р о м ,
и н т е р а к т и в н о й
д о с к о й ,
к о м п ь ю т е р а м и .
П р о г р а м м а
р а з р а б от а н а
с
у ч е т ом
п с и хол о г и ч е с к и х
и
в о з р а с т н ы х
о с о б е н н о с т е й
младших
школьников.
Упражнения
направлены
на
развитие
всех
видов
р е ч е в о й
д е я т е л ь н о с т и .
О с о б о е
в н и м а н и е
уд е л я е т с я
а у д и р о в а н и ю ,
произносительной
стороне
речи.
Представлены
такие
виды
упражнений,
к а к :
-
у п р а ж н е н и я
н а
а уд и р о в а н и е
( о з н а к о м и т е л ь н о е
и
п р о в е р к и
понимания
содержания
про слушанной
ауд и о з ап и с и ) ;
-
упражнения
на
формирование
графиче ского
и
звукового
о б р а з а
слова
чере з
мультипликационную
пре зент ацию
и
активизацию
н о в ы х
лексиче ских
е д и н и ц ;
-
упражнения
на
формирование
навыков
чтения
( о з н а ком и т е л ь н о е
и
т ре н и ров ка
в
уп от ре бле н и и ;
ме тод
з вуко-бук ве н н ы х
с о о т в е т с т в и й ;
м е т о д
в о с п р и я т и я
с л о в а
и л и
ф р а з ы
к а к
ц е л о с т н о й
е д и н и ц ы ;
нахождение
слова
на
экране
по
его
звучанию;
читают
самостоятельно
без
опоры
на
з в у к ) ;
-
упражнения
на
семантизацию
лексики
и
развитие
орфографиче ской
г р а м о т н о с т и ;
-
упражнения
на
формирование
грамматических
навыков;
-
упражнения
на
формирование
графиче ского
и
звукового
о б р а з а
слова
чере з
мультипликационную
пре зент ацию
и
активизацию
н о в ы х
лексиче ских
е д и н и ц .
У ч а щ и е с я
с
б о л ь ш и м
уд о в о л ь с т в и е м
з а н и м а ю т с я
н а
у р о к а х ,
повторяют
слова,
поют
пе сни,
в ы полняют
упраж нения.
В о з м ож н о с т ь
про слушивать
запись
не сколько
раз,
неоднократно
выполнять
з а д а н и я ,
з а н и м а т ь с я
д о м а
п р и д а ю т
р е б я т а м
у в е р е н н о с т ь ,
ч т о
в с е
у
н и х
п о л у ч и т с я .
Т а к
к а к
б о л ь ш о е
в н и м а н и е
уд е л я е т с я
а у д и р о в а н и ю ,
п р о и з н о с и т е л ь н о й
с то р о н е
р еч и
у ч е н и к и
с
п е р в ы х
у р о ко в
и з у ч е н и я
иностранного
языка
привыкают
слушать
иноязычную
речь,
что
снимает
ряд
психологиче ских
проблем
при
общении
с
но сителями
языка,
т. к .
речь
ст ановит ся
"ж ивой",
а
не
про сто
одним
из
аспектов
о бу ч е н и я .
И с п о л ь з о в а н и е
и н ф о р м а ц и о н н о - к о м м у н и к а ц и о н н ы х
т е х н о л о г и й
п о м о г а ю т
с д е л а т ь
у р о к и
б о л е е
я р к и м и ,
и н т е р е с н ы м и ,
з а п о м и н а ю щ и м и с я .
Ф о р м ы
р а б о т ы
с
ко м п ь ю т е р н ы м и
о б у ч а ю щ и м и
программами
на
уроках
иностранного
языка.
При
введении
и
от работке
тематиче ской
лексики,
например
продукты
питания,
погода
и
в р е м е н а
года
и
одежда,
и
т.д.,
можно
использовать
компьютерные
п рог ра м м ы
“Tr i p l e p l a y p l u s i n E n g l i s h”,
"P r i m a r y i - D i c t i o n a r y",
и
другие.
Этапы
р а б о т ы
с
ко м п ь ю т е р н ы м и
п р о г р а м м а м и
с л е д у ю щ и е :
д е м о н с т р а ц и я ,
закрепление,
контроль.
На
примере
компьютерной
программы
" P r i m a r y
i-Dictionary"
рассмотрим
эти
этапы.
На
I-м
этапе
-
введение
лексики,
например,
по
теме.
Используется
д е м о н с т р а ц и о н н ы й
э к р а н ,
н а
к о т о р о м
п о я в л я ю т с я
к а р т и н к и ,
и з о б р а ж а ю щ и е
р а з л и ч н ы е
в и д ы
од е ж д ы
с
н а д п и с я м и
п од
н и м и
н а
английском
языке.
Учащиеся
смотрят
и
слушают.
Время
работы
-
примерно
1
м и н у т а .
Н а
I I - м
э т а п е
и д ё т
р а б о т а
п о
о т р а б о т к е
п р о и з н о ш е н и я
и
закрепление
лексики.
Учащие ся
повторяют
за
диктором
хором.
В рем я
работы
-
примерно
5
минут,
оно
зависит
от
количества
слов
изучаемой
темы.
Затем
учащиеся
слушают
песню,
в
которой
повторяется
ле кс и ка
п о
т е м е
" C l o t h e s " ,
ко т о р у ю
м о ж н о
в ы у ч и т ь
в
р е ж и м е
к а р а о к е
н а
п о с л ед у ю щ и х
у р о ка х .
С л ед у ю щ и й
э т ап
-
а н и м а ц и о н н ы й
р а с с ка з
п о
теме
с
субтитрами.
Учащиеся
слушают,
читают
и
переводят.
На
III-м
этапе
проводится
контроль
изученной
лексики.
Кон т роль
т е мат и ч е с ко й
л е кс и к и
м ож н о
о су щ е с т вл я т ь
в
ком п ь ют е р н ом
к л а с с е .
Где
каждый
учащийся
выполняет
тест
в
виде
игры.
Нужно
про слушать,
что
нужно
одеть
на
мышку
и
перенести
нужную
одежду
на
картинку
с
изображением
мышки.
В
классе,
где
только
один
компьютер
и
экран,
уч а щ и е с я
п о
оч е реди
п одходя т
к
комп ь ют е ру
и
в ы п олн я ют
одн о
и з
з аданий
по
цепочке.
Компь ют ерная
программа
"Englis h
on
h o l i d a y s "
о х в а т ы в а е т
л е к с и ч е с к и й
м а т е р и а л
п о
т е м е
" Го р о д "
и
п о з в о л я е т
контролировать
лексику
сразу
по
всем
разделам
темы.
В
этом
с л у ч а е
предлагается
большее
количество
вопросов:
60,
90,
120.
От работка
п р о и з н о ш е н и я
Многие
обучающие
программы
предусмат ривают
режим
работы
с
м и к р о ф о н о м .
П о с л е
п р о с л у ш и в а н и я
с л о в а
и л и
ф р а з ы
у ч а щ и й с я
п о в т о р я е т
з а
д и к т о р о м
и
н а
э к р а н е
п о я в л я е т с я
г р а ф и ч е с к о е
изображение
звука
диктора
и
учащегося,
при
сравнении
которых
видны
в с е
н е т о ч н о с т и .
У ч а щ и й с я
с т р е м и т с я
д о б и т ь с я
г р а ф и ч е с к о г о
и з о б р а ж е н и я
п р о и з н е с ё н н о г о
з ву к а
м а к с и м а л ь н о
п р и б л и ж ё н н о г о
к
образцу.
Правда,
такой
вид
работы
требует
много
времени,
но,
всё
же,
не сколько
минут
урока
можно
по святить
этой
работе,
тем
более,
ч то
она
имеет
положительный
результат.
А
во
внеурочное
время
или
дома
п р и
н а л и ч и и
н е о бхо д и м ы х
у с л о в и й
м о ж н о
т р е н и р о в а т ь с я
д о л ь ш е .
Большую
помощь
при
обучении
фонетике,
формированию
а рти кул я ц и и ,
п р о и з н о с и т е л ь н ы х
н а в ы ко в ,
д л я
п о в ы ш е н и я
м о т и в а ц и и
у ч а щ и хс я
к
и з у ч е н и ю
а н г л и й с к о г о
я з ы к а
о к а з ы в а е т
п р о г р а м м а
“ П р о ф е с с о р
Хиггинс.
Английский
без
акцента”
и
ряд
других
учебных
программ.
На
начальном
этапе
обучения
учащие ся
могут
как
само стоятельно,
так
и
под
руководством
преподавателя
заниматься
отработкой
произ нош ения,
и с п ол ь зуя
р а зд е л
« Ф о н е т и ка »
ком п ь ю т е р н о й
о бу ч а ю щ е й
п р о г р а м м ы
«Профе ссор
Хиггинс».
Они
имеют
возмож но сть
запис ать
свою
р е ч ь .
Средства
визуа лизации
в
виде
анимации,
иллюст рирующей
д в и ж е н и е
органов
речи,
и
о сциллограммы,
показывающей
амплитуду
ко л е б а н и я
з в у к а ,
п о з в о л я ю т
с т у д е н т а м
н а г л я д н о
п р е д с т а в и т ь
п р о ц е с с ы ,
с о п р о в ож д а ю щ и е
п р о ц е с с
п р о и з в од с т в а
р еч и ,
с р а в н и т ь
с о б с т в е н н о е
п рои з н ош е н и е
с
э т а лон н ы м
н а
о с н ове
с оп о с т а вле н и я
о с ц и л л о г р а м м .
При
работе
со
скороговорками
ученику
предо ст авляет ся
в о зм ож н о с т ь
в а р ь и р о в а н и я
т е м п а
в о с п р о и з в е д е н и я
с к о р о г о в о р о к :
м е д л е н н ы й ,
у м е р е н н ы й ,
б ы с т р ы й .
В ы п о л н я я
з а д а н и я
д а н н о г о
р а з д е л а ,
р е б я т а
значительно
увеличивают
темп
своей
речи
и
улучшают
произношение.
З в у к и ,
с л о в а ,
с л о в о с о ч е т а н и я
и
п р е д л о ж е н и я
в о с п р и н и м а ю т с я
учащимися
на
слух
и
зритель но.
П ри
э том
т акже
е сть
в о з м ож н о с т ь
наблюдать
на
экране
компьютера
за
артикуляционными
движениями
и
воспринимать
на
слух
правильную
интонацию.
Эти
уроки
проводятся
в
компьютерном
к л а с с е .
Обучение
диалогиче ской
р еч и
П р и в ед у
п р и м е р
р а б от ы
с
д и а л о г а м и
ком п ь ю т е р н о й
п р о г р а м м ы
"Triple
play
plus
in
English".
Из
предложенных
12
диалогов,
выбираем
один,
например
"В
кафе".
На
экране
появляются
несколько
картинок
-
сцен
данного
д и а л о г а .
I
-
этап
-
знакомство
с
диалогом
II
-
этап
-
разучивание
диалога
При
наличии
нескольких
компьютеров
в
классе
учащиеся
работают
п а р а м и
и л и
г р у п п а м и
п о
3
ч е л о в е к а .
О н и
п о в т о р я ю т
з а
д и к т о р о м
фразы,
здесь
же
может
быть
использован
режим
работы
с
микрофоном.
III
-
этап
-
инсценирование
диалога
Уч а щ и е с я
во с п рои з водят
ди а лог
с н ач а ла
с
оп орой
н а
к а р т и н к и ,
з а т е м
и н с ц е н и р у ю т
е г о
с а м о с т о я т е л ь н о .
С л е д у ю щ и й
э т а п
-
э т о
ко н т р ол ь
д и а л о г и ч е с ко й
р еч и
п о с л е
и зу ч е н и я
в с ех
1 2 - т и
д и а л о г о в .
У ч а щ и е с я
в ы б и р а ю т
к а р т о ч к у
с
з а д а н и е м
( у ч и т е л ь
с а м
г о т о в и т
карточки
с
описанием
ситуации)
и
составляют
свой
диалог,
и с п ол ь зуя
лексику
данной
программы
и
проявляя
свою
фантазию.
4.
Обучение
письму
Этот
вид
работы
решает
сразу
две
задачи:
правильное
н ап и с а н и е
а н гл и й с к и х
с л о в
и
о с в о е н и е
к л а в и ату р ы .
Ком п ь ю т е р н а я
о бу ч а ю щ а я
п р о г р а м м а
" B r i d g e
t o
E n g l i s h "
п ом о г а е т
р е ш и т ь
э т и
з а д ач и .
П о ч т и
каждое
задание
предусматривает
печать
на
клавиатуре
английских
слов
и
п р е д л о ж е н и й .
5.
Отработка
грамматических
явл ений
В с е
о б у ч а ю щ и е
к о м п ь ю т е р н ы е
п р о г р а м м ы
т а к
и л и
и н а ч е
п ред ус мат ри ва ют
от ра б от ку
оп ред е лё н н ы х
г ра ммат и ч е с к и х
с т р у к т у р .
П р о г р а м м а
" M a c m i l l a n
P r i m a r y
G r a m m a r "
- т р е х у р о в н е в ы й
к у р с
п р а к т и ч е с ко й
г р а м м ат и к и
а н гл и й с ко го
я з ы к а
д л я
н ач а л ь н о й
ш ко л ы
может
служить
эффективным
дополнительным
пособием
по
грам матике
к
л ю б ом у
м е тод и ч е с ком у
п о с о б и ю
д л я
н ач а л ь н о й
ш кол ы .
О н а
д а е т
у ч и т е л ю
с ф о рм и р о ват ь
у
у ч а щ и хс я
г р а м мат и ч е с к и е
и
ф о н е т и ч е с к и е
навыки
для
общения
на
элементарном
уровне
в
реальных
ж из не нны х
ситуациях.
Я
использую
не
полный
комплект
этой
программы,
а
только
CD-ROM
на
своих
уроках.
Используя
мультимедийную
установку
п р и
п о м о щ и
э т о й
п р о г р а м м ы
о т р а б а т ы в а ю т с я
р а з н ы е
г р а м м а т и ч е с к и е
я в л е н и я :
у т в е р д и т е л ь н ы е ,
о т р и ц а т е л ь н ы е
и
в о п р о с и т е л ь н ы е
предложения,
степени
сравнения
прилагательных,
ме стоимения
s o m е ,
any,
ст руктуры
there
is
/
there
are,
предлоги
и
т.д.О бы чно
у ч е н и к и
п од ход я т
к
ком п ь ю т е ру
п о
оч е р ед и
и
в ы п ол н я ю т
од н о
и з
з а д а н и й .
О с т а ль н ы е
н а блюда ют
з а
в ы п олн е н и е м
с
п омощ ь ю
м ул ьт и м е д и й н о г о
э к р а н а .
А
п о т о м
п р о в е р я е т с я
п р а в и л ь н о с т ь
в ы п о л н е н и я ,
н а в е д я
мышкой
на
"Проверить
ответы".В
разделе
«Грамматика»,
о бу ч а ю щ е й
п р о г р а м м ы
“ П р о ф е с с о р
Х и г г и н с .
А н г л и й с к и й
б е з
а к ц е н т а ”
в ключаю щий
130
не зав исимы х
уроков ,
каж ды й
из
которы х
о т р а ж а е т
о д н о
и з
я в л е н и й
а н г л и й с к о й
г р а м м а т и к и ,
д а е т
п р е п о д а в а т е л ю
прекрасную
возможно сть
организовать
работу
учеников
по
и зу ч е н и ю ,
з а к р е п л е н и ю
и
ко н т р о л ю
о п р е д е л е н н о й
г р а м м ат и ч е с ко й
т е м ы .
Э т а
п р о г р а м ма
п р ед н а з н ач е н а
д ля
у ч а щ и хс я
с р ед н е го
и
с т а р ш е го
з в е н а .
Уроки
состоят
из
нескольких
упражнений
типа:
построй
пр ед л ожение;
подбери
нужный
ответ
из
данных;
поставь
глагол
в
правильной
форме
и
д р .
В ы п о л н я я
у п р а ж н е н и е ,
у ч е н и к
м о ж е т
н а т р е н и р о в а т ь
д а н н о е
п р а в и л о
и
п р о в е р и т ь
н а с ко л ь ко
хо р о ш о
о н
е г о
п о н я л .
П р о ч и т а т ь
т е о р и ю ,
с о от ве т с т ву ю щ у ю
у р о ку
о н
може т,
н а ж а в
к н о п ку
« T h e o r y » .
К р о м е
т о г о
у ч е н и к
м о ж е т
в о с п о л ь з о в а т ь с я
п р и л о ж е н и я м и ,
с р е д и
ко т о р ы х
с в о д н а я
т а б л и ц а
в р е м е н
гл а г о л о в ,
с п и с о к
н е п р а в и л ь н ы х
гл а г о л о в
и
т. п .
Э ф ф е к т и в н о с т ь
д а н н о й
ко м п ь ю т е р н о й
о б у ч а ю щ е й
программы
состоит
в
том,
что
ученик
может
проверить
себя
в
проце ссе
в ы п о л н е н и я
у п р а ж н е н и й .
Е с л и
о т в е т
п р а в и л ь н ы й ,
ко м п ь ю т е р
е г о
примет.
Если
ответ
неверный,
ученику
дается
ещё
2
попытки.
Если
он
о ш и б а е т с я
о п я т ь ,
ко м п ь ю т е р
д а е т
п од с к а з к у.
Э т о
т а к ж е
уд о б н о
и
преподавателю:
один
мимолетный
взгляд
и
он
знает,
сколько
ош и бок
сделал
ученик,
так
как
неправильные
предложения
выделяются
другим
ц в е т о м .
К р о м е
т о го ,
п р е п од а в ат е л ь
буд е т
з н ат ь ,
к а ко е
к о л и ч е с т в о
о ш и б о к
д о п у с т и л
у ч е н и к .
Э т а
р а б о т а
п р о в од и т с я
в
ко м п ь ю т е р н о м
к л а с с е .
П р а кт и ч е с к и
к
ка ж д ом у
р а зд е л у
у ч е б н и ка
м ож н о
п о д о б р а т ь
материал
одной
из
названных
программ
и
использовать
её
фрагмент
на
у р о к е ,
к а к
в с п о м о г а т е л ь н о е
с р е д с т в о
п р и
в в е д е н и и
н о в о г о
л е к с и ч е с к о г о
и л и
г р а м м а т и ч е с к о г о
м а т е р и а л а ,
о т р а б о т к е
произношения,
при
обучении
диалогической
речи,
чтения
и
письма,
а
т а к
ж е ,
п р и
т е с т и р о в а н и и .
У ч а щ и е с я
р а б о т а ю т
с
к о м п ь ю т е р н ы м и
программами
не
весь
урок,
а
только
часть
его,
примерно
10-15
минут.
Несомненным
достоинством
современных
учебников
английского
язы ка
д л я
с р е д н е й
ш ко л ы
я в л я е т с я
н а с ы щ е н н о с т ь
и х
с т р а н о в е д ч е с к о й
инф ормацией.
Значитель но е
ме сто
среди
текстов
занимают
т акие
и х
виды,
как
письма,
рекламные
объявления,
вывески,
анкеты,
меню.
В с е
ф а к т ы
и
я в л е н и я ,
в с я
и н ф о р м а ц и я
о
р а з н ы х
о б л а с т я х
д е й с т в и т е л ь н о с т и
а н г л о г о в о р я щ и х
с т р а н
о т б и р а л и с ь
с
у ч е т о м
в о з р а с т а
о бу ч а е м ы х
и
и х
и н т е р е с о в .
О в л а д е н и е
э т и м
м а т е р и а л о м
п о з в о л и т
ш ко л ь н и к а м
л у ч ш е
о р и е н т и р о в ат ь с я
в
с т р а н е
и з у ч а е м о г о
языка
в
случае
ее
реального
посещения.
Наряду
с
этим
важно
дать
учащимся
наглядное
предст авление
о
ж из ни,
т ра дициях,
яз ы ков ы х
ре а лиях
а нглоговорящ их
с т ра н.
Э т о й
ц е л и
м о г у т
с л уж и т ь
у ч е б н ы е
в и д е о ф и л ь м ы ,
и с п ол ь з о в а н и е
ко т о р ы х
с п о с о б с т ву е т
р е а л и з а ц и и
в а ж н е й ш е го
т р е б о в а н и я
ко м м у н и к а т и в н о й
методики
“...предст ав ить
проце сс
овладения
язы ком
как
п о с т и ж е н и е
ж и в о й
и н оя з ы ч н о й
д е й с т в и т е л ь н о с т и . . . ”
Б о л е е
т о го ,
и с п о л ь з о в а н и е
в и де оз ап и с е й
н а
урока х
с п о с обс т вуе т
и н ди в и дуа ли з а ц и и
обуч е н и я
и
развитию
мотивированно сти
речевой
деятельно сти
обучаемых.
П ри
и с п о л ь з о в а н и и
в и д е о ф и л ь м о в
н а
у р о к а х
и н о с т р а н н о г о
я з ы к а
р а з в и в а ю т с я
д в а
в и д а
м о т и в а ц и и :
с а м о м о т и в а ц и я ,
к о г д а
ф и л ь м
и н т е р е с е н
с а м
п о
с е бе ,
и
м от и ва ц и я ,
кото р а я
д о с т и г а е т с я
т е м ,
ч т о
ученику
будет
показано,
что
он
может
понять
язык,
который
изучает.
Это
приносит
удовлетворение
и
придает
веру
в
свои
силы
и
желание
к
д а л ь н е й ш е м у
с о в е р ш е н с т в о в а н и ю .
Е щ е
о д н и м
д о с т о и н с т в о м
видеофильма
является
сила
впечатления
и
эмоционального
во зд е й с т ви я
на
учащихся.
Поэтому
главное
внимание
должно
быть
направлено
на
ф о р м и р о в а н и е
у ч а щ и м и с я
л и ч н о с т н о г о
о т н о ш е н и я
к
у в и д е н н о м у.
Успешное
достижение
такой
цели
возможно
лишь,
во-первых,
при
систематиче ском
показе
видеофильмов,
а
во-вторых,
при
м е тод и ч е с к и
о р г а н и з о в а н н о й
д е м о н с т р а ц и и .
И с п о л ь з о в а н и е
в и д е о ф и л ь м а
с п о с обс т вуе т
ра з в и т и ю
ра з ли ч н ы х
с торон
п с и хи ч е с кой
д е я т е л ь н о с т и
учащихся,
и
прежде
всего,
внимания
и
памяти.
Во
время
просмотра
в
классе
возникает
атмо сфера
совме стной
познавательной
д е я т е л ь н о с т и .
В
э т и х
у с л о в и я х
д а ж е
н е в н и м а т е л ь н ы й
у ч е н и к
с т а н о в и т с я
внимательным.
Для
того
чтобы
понять
содержание
фильма,
учащим ся
необходимо
приложить
определенные
усилия.
Так
н е п р о и з в ол ь н о е
в н и м а н и е
п е р е х о д и т
в
п р о и з в о л ь н о е .
А
и н т е н с и в н о с т ь
в н и м а н и я
о к а з ы в а е т
в л и я н и е
н а
п р о ц е с с
з а п о м и н а н и я .
И с п о л ь з о в а н и е
разл ичны х
кана лов
по ступления
инф ормации
(слуховой,
з р и т е л ь н ы й ,
м о т о р н о е
в о с п р и я т и е )
п о л о ж и т е л ь н о
в л и я е т
н а
п р о ч н о с т ь
запечатления
страноведческого
и
языкового
материала.
Таким
о б р а з ом ,
психологиче ские
о собенно сти
воздействия
учебных
видеофильмов
н а
учащихся
(способность
управлять
вниманием
каждого
учащегося
и
г р у п п о в о й
ауд и т о р и и ,
в л и я т ь
н а
о б ъ е м
д о л г о в р е м е н н о й
п а м я т и
и
уве ли ч е н и е
п роч н о с т и
з ап оми н а н и я ,
ока з ы ват ь
э м о ц и о н а л ь н о е
в о з д е й с т в и е
н а
у ч а щ и х с я
и
п о в ы ш а т ь
м о т и в а ц и ю
о б у ч е н и я )
с п о с о б с т ву ю т
и н т е н с и ф и к а ц и и
у ч е б н о го
п р о ц е с с а
и
с о з д а ю т
благоприятные
условия
для
формирования
коммуникативной
( я з ы ко во й
и
с о ц и о к у л ь т у р н о й )
к о м п е т е н ц и и
ш к о л ь н и к о в .
И с х о д я
и з
традиционного
деления
проце сса
работы
с
видеофильмом
на
этапы
и
из
предложенных
Ю.А.
Комаровой
и
Й.
Вехаге,
можно
выделить
четыре
основных
э т а п а :
1 .
П о д г о т о в и т е л ь н ы й
и л и
п р е д д е м о н с т р а ц и о н н ы й
э т а п
( p r e -
v i e w i n g ) ;
2 .
В о с п р и я т и е
ф и л ь м а
и л и
д е м о н с т р а ц и о н н ы й
э т а п
( w h i l e
v i e w i n g ) ;
3 .
К о н т р о л ь
п о н и м а н и я
о с н о в н о г о
с о д е р ж а н и я
и л и
по следемонстрационный
этап
((post)
a f t e r - v i e w i n g ) ;
4.
Развитие
языковых
навыков
и
умений
устной
речи
или
творче ский
э т а п ;
Н а
к а ж д о м
э т а п е
е с т ь
р я д
з а д а ч ,
в ы п о л н е н и е м
к о т о р ы х
и
определяется
эффективность
всего
аудиовизуального
п р о ц е с с а :
I. Преддемонстрационный этап
Цели
э т а п а :
1.
мотивировать
учащихся,
настроить
их
на
выполнение
з а д а н и я ,
сделав
активными
участниками
процесса
о бу ч е н и я ;
2.
снять
возможные
трудности
восприятия
текста
и
подготовить
к
успешному
выполнению
з а д а н и я .
Н а
э т о м
э т а п е
п р о и с х о д и т
с н я т и е
я з ы к о в ы х
т р у д н о с т е й
и
т рудно стей
понимания
содерж ания
в идеоф иль ма.
Возмож но
в в е д е н и е
имен
собственны х,
которо е
могут
в ы звать
т рудно сти
при
п р о с м о т р е
видеофильма,
пояснение
событий
или
условий
в
которых
п р о и сход и т
д е й с т в и е .
У ч и т е л ь
м о ж е т
к р а т к о
п е р е д а т ь
о с н о в н о й
с ю ж е т
видеофрагмента,
зао стрив
внимание
на
вопро сах,
которое
н е о бход и м о
б у д е т
р а с к р ы т ь
н а
п о с л е с м о т р о в о м
э т а п е .
П р о с м о т р о м
видеоматериалов
можно
завершать
цикл
уроков
по
какой-либо
теме
или
п р о б л е м е .
У ч а щ и е с я
з а р а н е е
п о л у ч а ю т
з а д а н и е
н а
и з у ч е н и е
ко н к р е т н о го
мат е р и л а ,
ч то
л о г и ч н о
п од гот а вл и ва е т
и х
к
п р о с м о т р у
видео.
Предварительное
чтение
текстов
и
обсуждение
проблем
по
то й
ж е
т е м а т и к е
( н а
р о д н о м
и
н а
и н о с т р а н н о м
я з ы к а х ) ,
т а к ж е
с п о с о б с т в у ю т
п о в ы ш е н и ю
м о т и в а ц и и
в
хо д е
п р о с м о т р а
в и д е
п р и
у с л о в и и ,
ч т о
в и д е о с ю ж е т
о т к р ы в а е т
н о в ы е
п е р с п е к т и в ы
в и д е н и я
данной
темы,
содержит
элемент
новизны
и
непредсказуемо сти.
II. Демонстрационный этап
Цель
эт апа:
Обе спечить
да льнейшее
развитие
языковой,
р е ч е в о й
и л и
с о ц и о кул ьту р н о й
ком п е т е н ц и й
у ч а щ и хс я
с
у ч е том
и х
р е а л ь н ы х
возможно стей
иноязычного
о б щ е н и я .
Д емонст рация
ф иль ма
долж на
сопровож дать ся
актив ной
у ч е б н о й
д е я т е л ь н о с т ь ю
з р и т е л е й - о бу ч а е м ы х .
Н а
э т о м
э т а п е
и с п о л ь з у ю т с я
з а д а н и я ,
н а п р а в л е н н ы е
н а
п о и с к ,
в ы ч л е н е н и е ,
ф и к с и р о в а н и е ,
т р а н с ф о р м а ц и ю
о п р е д е л е н н о г о
я з ы к о в о г о
м а т е р и а л а :
л е к с и к и ,
г р а м м ат и к и ,
ф о н е т и к и .
В
д а н н ом
с л у ч а е
н е
с т о л ь ко
ф о р м ул и р о в к а
задания,
сколько
содерж ание
упраж нения
обе спечивает
ту
или
и н у ю
с т е п е н ь
э ф ф е к т и в н о с т и
и
о п р а в д а н н о с т и
в ы п о л н е н и я
з а д а н и я .
О бу ч а е м ы е
м о г у т
т а к ж е
д е л а т ь
з а п и с и
к
т е к с т у
ф и л ь м а ,
к о т о р ы е
понадобятся
при
выполнении
заданий
на
последемонстрационном
э т ап е .
III.
Последемонстрационный этап
Ц е л ь
э т а п а :
и с п о л ь з о в ат ь
и с ход н ы й
в и д е о м ат е р и а л
в
к а ч е с т в е
основы
и
опоры
для
развития
продуктивных
умений
в
устной
или
письменной
речи.
Н а
д а н н о м
э т а п е
п р о в е р я е т с я
э ф ф е к т и в н о с т ь
и с п о л ь з о в а н и я
в
п р о ц е с с е
п р о с м о т р а
ф и л ь м а
о р и е н т и р о в ,
п р е д л о ж е н н ы х
н а
преддемонстрационном
этапе
во сприятия
фильма,
и
использованных
в
фильме
языковых
и
речевых
средств.
Соблюдение
п о с л е д о ват е л ь н о с т и
п р е д ъ я в л е н и я
в и д е о м ат е р и а л а
и
п р а в и л ь н а я
ф о р м ул и р о в к а
з а д а н и я
с п о с о б с т в у ю т
э ф ф е к т и в н о с т и
и с п о л ь з о в а н и я
в и д е о
в
п р о ц е с с е
обучения
английскому
языку.
На
своих
уроках
я
использую D V D v i d e o
" Wi n d o w o n B r i t a i n" O x f o r d R i c h a r d M a c A n d r e w
в
старшем
звене
и
"T h i s
i s
B r i t a i n" O x f o r d
C o r a l y n
B r a d s h a w
в
м л а д ш е м .
Хо ч у
п р е д с т а в и т ь
ф р а г м е н т
у р о к а
" M a s s
M e d i a "
с
и с п о л ь з о в а н и е м
в и д е о
" B r i t i s h
Media".Подготовительный
этап
перед
просмотром
в и д е о :
Do
you
know
any
British
newspapers
or
magazines?
Do
you
know
any
British
television
or
radio
stations?
Do
you
visit
any
British
websites?
Затем
учащимся
предлагает ся
заполнить
Word
Window
( c o l l o c a t e
t h e
w o r d s ) . ( с м .
п р и л о ж е н и е ) .
П о с л е
п р о с м о т р а
ф и л ь м а
о н и
м о г у т
внести
изменения,
по
не о бход им о с ти.
Ф и л ь м
р а з д е л е н
н а
ч е т ы р е
ф р а г м е н т а :
n e w s p a p e r s
a n d
magazins,radio,
television
and
internet,
favorite
TV
p r o g r a m s , v i d e o .
После
просмотра
первого
фрагмента
учащиеся
отвечают
на
следующие
в о п р о с ы :
How
many
people
in
Britain
read
newspapers?
What
daily
newspapers
are
the
two
most
popular
in
Britain?
What
broadsheets
are
popular
in
B rita in ?
Do
the
British
read
newspapers
online?
How
many
people
in
Britain
visit
web-sites?
После
повторного
просмотра
этого
фрагмента
учащиеся
отвечают
на
в о п р о с
W h a t
i s
t h e
d i f f e r e n c e
b e t w e e n
t a b l o i d s
a n d
q u a l i t y
p a p e r s
o r
b r o a d s h e e t s ?
После
просмотра
второго
фрагмента
учащиеся
выполняют
з а д а н и е
true
or
false
(см.
приложение).
По сле
про смотров
третьего
и
четвертого
фрагментов
отвечают
н а
в о п р о с ы
What
are
favourite
programmes
among
British
t eenagers ?
Do
you
like
«The
Simpsons"?
What
does
it
mean
«The
Top
of
the
Pops"? (Если
учащиеся
не
могут
ответить
на
этот
вопро с,
предлагает ся
прочит ать
на
экране
C u l t u r a l
b a c k g r o u n d )
( С м.
п р и л о ж е н и е)
Is
there
a
programme
like
"The
Top
of
the
Pops"
in
our
country?
Do
the
British
students
like
to
watch
video?
What
sorts
of
video
do
they
watch?
П о сле
этого
учащие ся
проверяют
прав иль но сть
з а п о л н е н и я Wo r d
Wi n d o w
и
по
необходимости
вносят
изменения.
В
ко н ц е
у р о ка
у ч а щ и е с я
п ол у ч а ю т
д ом а ш н е е
з а д а н и е
н а п и с а т ь
сочинение
"
Mass
Media
In
My
Life"
Подводя
итог
изложенного,
можно
утверждать,
что
учебные
вид ео
р а с к р ы ва ют
ш и р о к и е
в о зм ож н о с т и
д л я
а кт и в н о й
р а б от ы
в
п р о ц е с с е
формирования
речевых
навыков
и
умений
учащихся
и
делают
учебный
п р о ц е с с
о в л а д е н и я
и н о с т р а н н ы м
я з ы ко м
п р и в л е к ат е л ь н ы м
д л я
ш ко л ь н и ко в .
Ко н е ч н о ,
т р е б у е т с я
н е м а л о
в р е м е н и ,
ч т о б ы
и з у ч и т ь
ко м п ь ю т е р н ы е
п р о г р а м м ы
о б у ч е н и я
я з ы к а м
и
в ы б р а т ь
м а т е р и а л ,
с о о т в е т с т ву ю щ и й
ш ко л ь н ы м
п р о г р а м м а м
д л я
р а з н о го
в о з р а с т а .
Н е
всегда
есть
возможность
применить
эти
программы
в
школе.
И
такие
у р о к и
о т л и ч а ю т с я
с в о и м
р а з н о о б р а з и е м ,
п о в ы ш е н н ы м
и н т е р е с о м
у ч а щ и хс я
к
и н о с т р а н н ом у
я з ы ку,
э ф ф е кт и в н о с т ь ю .
Ка ж д ы й
у ч е н и к ,
д а ж е
с а м ы й
с л а б ы й ,
п р о я в л я е т
с в о и
у м е н и я ,
а з а р т
с о р е в н о в а н и я
заставляет
его
добиваться
лучших
р е зул ьт ато в .
Б и бл и о г р а ф и я :
1 . П е т р о в а
Л . П .
И с п о л ь з о в а н и е
к о м п ь ю т е р о в
н а
у р о к а х
иностранного
языка
-
потребность
времени.
ИЯШ,
№5,
2005
2.Касьянова
В.
П.
Использование
новых
технологий
при
об у ч е н и и
иностранному
языку
на
начальном
этапе
[Текст]
/
В.
П.
Касьянова,
Т.
Л.
Кучерявая
/
3.Полат
Е.
С.,
Бухаркина
М.
Ю.,
Моисеева
М.
В.,
Петров
А.
Е .
Новые
педагогические
и
информационные
технологии
в
системе
образования.
-
М.,
2 0 0 1
4 . Г у з е е в ,
В . В .
П е д а г о г и ч е с к а я
т е х н и к а
в
к о н т е к с т е
образовательной
технологии
/
В.В.
Гузеев.
-
М.,
Народное
образование,
2001.
5 . Го р ч а к о в а - С и б и р с к а я ,
М . П .
И н н о в а ц и и
в
п р о ф е с с и о н а л ь н о м
о б р а з о в а н и и :
п е д а г о г и ч е с к и е
т е х н о л о г и и :
у ч е б .
п о с о б и е
/
М . П .
Горчакова-Сибирская.
-
М.,
2 0 0 1 .
6.
О.И.
Барменкова
Видеозанятия
в
системе
обучения
иностранной
речи
//Иностранные
языки
в
школе
№
3
1999
г.
7 .
Ю .
И .
В е р и с о к и н
В и д е о ф и л ь м
к а к
с р е д с т в о
м о т и в а ц и и
школьников
при
обучении
иностранному
языку
//
Иностранные
языки
в
школе
№
5
2003
г .
8.Richard
MacAndrew
"Window
on
Britain"
Video
Guide
9.
Е.Н.
Соловова
Использование
видео
на
уроках
иностранного
языка
//
ELT
NEWS
&
VIEWS
№
1
март
2003
г.
П р и л о ж е н и е
national
satellite
quality
cable
popular
terrestrial
local
broadsheet
tabloid
commercial
Newspapers
v
v
v
v
v
v
TV stations
v
v
v
v
v
Radio stations
v
v
v
v
Word Window
True or false?
The BBC has 3 national radio stations.
The BBC has 25 local radio stations.
The BBC has five terrestrial television Channels.
The BBC is commercial.
The BBC uses money from TV licenses to pay for programmes.
ITV is a commercial TV channel.
Channel 4 isn’t a commercial TV channel.
Channel 5 is a commercial TV channel.
ITV hasn’t advertising during its programmes.
Channels 4,5 have advertising during their programmes.
Cultural
b a c k g ro u n d
Top
of
the
pops
is
a
weekly
BBC
programme
which
looks
at
the
pop
charts.
It
shows
current
pop
videos
and
band
play
live
in
the
studio.