Автор: Новосельцева Александра Викторовна
Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 16"
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: статья
Тема: Внеучебная деятельность как средство формирования мотивации к изучению иностранного языка
Раздел: среднее образование
ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Новосельцева А.В.
THE EXTRA-CURRICULAR WORK AS AN IMPORTANT
MOTIVATING AID IN FOREIGN LANGUAGE TRAINING
Novoselceva A.V.
Аннотация
Статья
посвящена
вопросу
формирования
мотивации
к
изучению
иностранного
языка
посредством
организации
внеучебной
деятельности
обучающихся
The article is devoted to the extra-curricular work as an important motivating
aid in the instruction and education of students
Ключевые
слова:
мотивация,
внеучебная
деятельность,
метод
социального проектирования.
Motivation, extra-curricular work, method of social project.
Внеучебная
деятельность
является
важной
частью
обучения
иностранному языку. Она тесно связана с работой в классе и должна опираться в
основном
на
программный
материал,
быть
доступной,
давая
при
этом
дополнительную
информацию
и
открывая
огромные
возможности
обучающимся. Подготовка и участие во внеклассных занятиях по иностранному
языку
способствует
расширению
кругозора
обучающихся,
повышению
их
интереса
к
изучению
английского
языка,
развитию
разговорных
навыков,
повторению и закреплению ранее изученной лексики, расширению словарного
запаса.
Важность таких занятий объясняется, с одной стороны, недостаточным
количеством аудиторных часов, отводимых на занятия языком, а с другой -
поддерживать интерес учащихся к иностранному языку, их желание лучше
владеть языком. Внеурочная работа помогает удовлетворять потребность детей
в неформальном общении во время школьных вечеров праздников, фестивалей и
т.
п.
Во
внеурочной
работе
большое
значение
имеет
самоуправление
обучающихся, которое позволяет большинству школьников принять участие в
организаторской
деятельности,
формирует
личность
гражданина.
Успех
внеурочной
работы
зависит
не
только
от
активности
учащихся,
но
и
от
педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников
общественно полезную направленность.
Эффективность
и
результативность
внеклассной
работы
зависит
от
соблюдения следующих условий:
- добровольность участия;
- сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
- занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
- эстетичность всех проводимых мероприятий;
-
четкая
организация
и
тщательная
подготовка
всех
запланированных
мероприятий;
- наличие целевых установок и перспектив деятельности;
-
широкое
использование
методов
педагогического
стимулирования
активности учащихся;
- гласность.
Можно выделить три типа внеклассной работы:
1)
индивидуальная работа
2)
групповая работа
3)
массовая работа.
Все эти три типа переплетаются между собой. В индивидуальной работе
учитель предлагает обучающемуся подготовить краткий доклад по заданной
теме или подобрать некоторые визуальные материалы для использования их во
время
уроков
(картинки,
схемы,
таблицы)
или
уточнить
информацию
по
некоторым понятиям или явлениям.
Групповая
работа
представляет
собой
объединение
в
команды
для
выполнения определенных задач. Подобными задачами могут быть:
- организация конкурса чтецов
- проведение литературного вечера
- организация выставки работ обучающихся по определенной тематике,
которая может меняться время от времени, например, каждую неделю.
-
работа
различных
кружков,
которая
включает
совместный
просмотр
фильмов, прослушивание музыки, с последующим обсуждением.
Массовая внеурочная работа по иностранному языку может проводиться
в форме школьного фестиваля, во время которого обучающиеся выполняют
инсценировки пьес, сказок, сцен из фильмов, а также кукольные представления.
Также
могут
проводиться
соревнования
на
лучшую
интерпретацию
литературных
произведений
или
даже
по
созданию
коротких
фильмов
на
иностранном языке.
Одним из интереснейших и эффективнейших видов массовой внеклассной
работы
по
иностранному
языку
являются
тематические
вечера.
Считается
целесообразным проводить вечера для нескольких классов одной параллели.
Заранее
необходимо
индивидуально
и
с
группой
учащихся
проработать
материалы
инсценировки
или
пьесы,
помочь
в
оформлении
вечера.
После
распределения ролей проводиться индивидуальная работа с каждым участником
вечера
над
произношением
и
интонацией.
Несколько
раз
проводятся
так
называемые
читки
ролей,
для
того
чтобы
каждый
участник
знал
последовательность
реплики
видов
деятельности.
Затем
приступают
к
репетициям на сцене, с декорациями. Они проводятся как минимум три раза,
пока участники не смогут самостоятельно ориентироваться в материале пьесы.
Известно,
что
вечера
иностранного
языка
посещают
родственники
обучающихся,
их
родители
и
зачастую
дети,
с
разным
уровнем
подготовленности.
Поэтому
до
и
после
выступления
ведущие
вечера
обязательно
должны
кратко
изложить
содержание
исполняемого
номера
на
русском языке.
Одним из новых методов организации внеклассной работы является метод
социального
проектирования,
конструирования
социальных
ситуаций,
локализованных по месту, времени и ресурсам. Новизна подхода в том, что
школьникам дается возможность самостоятельно продумывать и осуществлять
сценарий и содержание культурно-языкового общения по социальному проекту.
Китайская мудрость гласит: „Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я
запомню,
вовлеки
меня
—
и
я
научусь“.
При
организации
социального
проектирования
учащихся
учителем
используются
все
лучшие
идеи,
выработанные
традиционной
и
современной
методикой
преподавания
английского языка: разнообразие, проблемность, учение с удовольствием и так
называемый эгофактор.
Подводя итоги, можно сказать, что в преподавании иностранных языков и
в
формировании
мотивации
к
изучению
иностранного
языка,
в
частности,
внеклассная работа занимает важное место и проводится в соответствии со
спецификой
предмета.
Она
решает
две
главные
задачи:
во-первых,
формирование
мотивации
к
изучению
иностранного
языка
посредством
развития интереса, углубления знаний, совершенствование навыков и умений по
данному предмету; во-вторых, организация свободного времени учащихся с
целью
их
общего
развития,
нравственного
и
эстетического
воспитания.
Внеурочная
работа
по
иностранному
языку
решает
эти
задачи
средствами
иностранного языка и в соответствии с практическими, общеобразовательными
и воспитательными целями и задачами обучения ему в школе.
Литература
1.
Elena
Taralunga
TAMURA
Concepts
on
The
Methodology
of
Teaching
English
The
Economic Journal of Takasaki City University of Economics vol.48 No.3 2006
2.
Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве // Иностранные языки в школе. – 2000. № 1.
3.
Лысенко
А.
В.
Социальное
проектирование
при
изучении
английского
языка
как
подход к развитию инициативности школьников в учебной деятельности // Английский
язык в школе. – 2015. № 3(51).
4.
Денисова Л.Г. Интенсивная методика на внеклассных занятиях в школе. - ИЯШ, 1989,
№ 2, с 47-49.
5.
Федорова Г.Н. Тематические вечера на английском языке. – М.; Издательский центр
«МарТ», 2005.
6.
Коряковцева
Н.Ф.
Современная
методика
организации
самостоятельной
работы
изучающих иностранный язык. – М.; АРКТИ, 2002.