Автор: Козловская Зоя Георгиевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ Гимназия им. А.И. Яковлева
Населённый пункт: г. Урай ХМАО-Югра
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Рабочая программа по физике для учащихся 9 класса (углубленный уровень)"
Раздел: полное образование
Рабочая программа
по физике
для учащихся 9 А класса
на 2016-2017 учебный год
( углубленный уровень)
1
Пояснительная записка
Рабочая
программа
составлена
на
основе
федерального
компонента
государственного
стандарта
2004
года
основного
общего
образования,
примерной
программы основного общего образования по физике с учётом
авторской программы
Е.М.Гутника,
А.В.Перышкина
«Физика.
7-9
классы»
и
программы
для
старшей
профильной школы авторов: В.А.Орлов,
Ю.И.Дик,
А.А.Пинский, В.Г.Разумовский,
В.А.Коровин
Программа
предназначена
для
учащихся
9
класса
с
углубленным
изучением
физики.
Учащиеся, выбравшие углубленное изучение физики, нацелены на продолжение
образования в технических вузах или на соответствующих факультетах университетов. Им
придется сдавать ЕГЭ по физике, и, стало быть, подготовка к этому экзамену входит в
число основных задач, стоящих перед учителем.
Требования
к
уровню
подготовки
выпускника
физико-математического
класса
включают в себя также следующие умения: применять полученные знания по физике при
решении
задач
и
реализации
технических
проектов;
самостоятельно
планировать
и
проводить
физический
эксперимент;
применять
математический
аппарат
физики
на
функциональном уровне
Реализация этих требований в современных условиях имеет свою специфику.
Во-первых, значительное место в процессе преподавания должно занимать решение
задач, которые используют для различных дидактических целей. Решение физических
задач является не только полигоном для применения теоретических знаний, но прежде
всего
важнейшим
средством
развития
физического
понимания
учащихся.
При
этом
особенно
возрастает
роль
качественных
методов
исследования,
таких,
как
методы
физического подобия и размерностей. Во-вторых, этой же цели способствует сочетание
решения
физических
задач
и
лабораторных
экспериментальных
исследований.
Необходимость
сопоставления
получаемого
теоретического
результата
в
процессе
решения задачи с условиями реального наблюдения изучаемого явления в эксперименте
создает
благоприятные
условия
для
преодоления
формализма
в
знаниях
учащихся
и
убедительной демонстрации предсказательной функции физической теории. В-третьих,
так как формальная математизация физического материала не приводит к углублению
освещения физической сущности, большое внимание в классах этого профиля следует
уделить проблеме взаимоотношения физики и математики. Межпредметные связи физики
и математики различают на уровне понятий, идей и методов, которые можно разделить на
три вида:
1. Физика ставит задачи, решение которых приводит к появлению в математике
новых
идей
и
методов,
а
они
в
свою
очередь
становятся
базой
для
развития
математической
теории.
Например,
решение
физической
задачи
изучения
движения
планет привело к созданию новой математической теории – исчисление бесконечно малых
величин (И.Ньютон).
2.
Применение
математической
теории
с
ее
идеями
и
аппаратом
для
анализа
физических явлений приводит к созданию новой физической теории. Например, так
возникла электродинамика. Об электромагнитных явлениях к середине XIX века в физике
было
накоплено
большое
количество
экспериментальных
данных.
Дж.К.Максвелл,
применив
математическую
теорию
дифференциальных
уравнений
для
описания
этих
явлений, пришел к ряду важнейших теоретических выводов, одним из которых явилось
предсказание распространения электромагнитных возмущений в виде электромагнитных
2
волн.
Это
предвидение
получило
экспериментальное
подтверждение
в
опытах
Г.Герца
в
1886
году.
Исследования
Максвелла
послужили
толчком
для
создания
электронной теории и специальной теории относительности.
3.
Физическая
теория
опирается
на
имеющийся
математический
аппарат,
но
последний развивается по мере его использования в физике; происходит параллельное
развитие
физики
и
математики,
примерами
которого
могут
быть:
общая
теория
относительности и тензорный анализ, гидромеханика и комплексные числа, квантовая
механика
и
матричное
исчисление;
физика
элементарных
частиц
и
теория
групп
симметрий и т.д. Для классов физико-математического профиля использование МПС
является принципиально необходимым и должно быть систематическим. МПС физики и
математики
строятся
на
основе
общих
физико-математических
понятий,
таких
как
функция, отношение, переменная, величина, вектор, геометрические преобразования и
т.д., а также на основе общности методов теоретического исследования. Особое внимание
следует
уделить
при
этом
именно
этапам
построения
физической
и
математической
моделей изучаемых явлений.
Углубленное изучение физики в 9 классе направлено на достижение следующих
целей:
освоение
знаний
о
методах
научного
познания
природы;
современной
физической
картине
мира:
свойствах
вещества
и
поля,
пространственно-временных
закономерностях,
динамических
и
статистических
законах
природы,
элементарных
частицах
и
фундаментальных
взаимодействиях,
строении
и
эволюции
Вселенной;
знакомство с основами фундаментальных физических теорий: классической механики,
молекулярно-кинетической
теории,
термодинамики,
классической
электродинамики,
специальной теории относительности, квантовой теории;
овладение
умениями
проводить
наблюдения,
планировать
и
выполнять
эксперименты,
обрабатывать
результаты
измерений,
выдвигать
гипотезы
и строить
модели, устанавливать границы их применимости;
применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств
вещества,
принципов
работы
технических
устройств,
решения
физических
задач,
самостоятельного
приобретения
и
оценки
достоверности
новой
информации
физического содержания, использования современных информационных технологий для
поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по
физике;
развитие
познавательных
интересов,
интеллектуальных
и
творческих
способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения
новых
знаний,
выполнения
экспериментальных
исследований,
подготовки
докладов,
рефератов и других творческих работ;
воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач,
уважительного
отношения
к
мнению
оппонента,
обоснованности
высказываемой
позиции, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений,
уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании
современного мира техники;
использование
приобретенных
знаний
и
умений
для
решения
практических,
жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды.
В учебном плане МБОУ Гимназия на изучение предмета «Физика» в классах с
углубленным изучением физики и математики отводится175 часов из расчёта 5 часов в
неделю.
3
2. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения физики на углубленном уровне ученик 9 класса должен
знать/понимать
смысл
понятий:
физическое
явление,
физическая
величина,
модель,
гипотеза,
принцип,
постулат,
теория,
пространство,
время,
инерциальная
и
неинерциальная система отсчёта, материальная точка, вещество, взаимодействие, центр
тяжеяти, центр масс.
смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила,
давление, импульс, работа, мощность, механическая энергия, момент силы, период,
частота, амплитуда колебаний, длина волны.
смысл
физических
законов,
принципов
и
постулатов
(формулировка,
границы
применимости):
законы
динамики
Ньютона,
принципы
суперпозиции
и
относительности,
закон
Паскаля,
закон
Архимеда,
закон
Гука,
закон
всемирного
тяготения, законы сохранения энергии, импульса, принцип эквивалентности, уравнение
Бернулли, теорема о движении центра масс.
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на
развитие физики;
уметь
описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: различные
виды
механического
движения,
равновесие
твердого
тела,
взаимодействие
тел,
независимость
ускорения
свободного
падения
от
массы
падающего
тела;
уметь
объяснять
эти
явления
на
основе
законов
динамики,
закона
всемирного
тяготения,
законов сохранения импульса и энергии.
приводить
примеры
опытов,
иллюстрирующих,
что:
наблюдения
и
эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий;
эксперимент
позволяет
проверить
истинность
теоретических
выводов;
физическая
теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая
теория
позволяет
предсказывать
еще
неизвестные
явления
и
их
особенности;
при
объяснении
природных
явлений
используются
физические
модели;
один
и
тот
же
природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных
моделей;
законы
физики
и
физические
теории
имеют
свои
определенные
границы
применимости;
описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на
развитие физики;
применять полученные знания для решения физических задач;
определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
измерять: скорость, ускорение свободного падения; массу тела, плотность
вещества, силу, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, приводить
примеры практического применения физических знаний: законов механики, инертности
тел
и
трения
при
движении
транспортных
средств,
резонанса,
законов
сохранения
энергии и импульса при действии технических устройств.
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать
информацию,
содержащуюся
в
сообщениях
СМИ,
научно-популярных
статьях;
использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления
информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети Интернет);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
обеспечения
безопасности
жизнедеятельности
в
процессе
использования
т ранспортных
средств,
бытовых
элект роприборов,
средств
радио-
и
телекоммуникационной связи;
4
анализа
и
оценки
влияния
на
организм
человека
и
другие
организмы
загрязнения окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды;
определения
собственной
позиции
по
отношению
к
экологическим
проблемам и поведению в природной среде.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных
умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В
этом направлении приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего
образования являются:
Познавательная деятельность:
использование
для
познания
окружающего
мира
различных
естественнонаучных
методов:
наблюдение,
измерение,
эксперимент,
моделирование;
формирование
умений
различать
факты,
гипотезы,
причины,
следствия, доказательства, законы, теории;
овладение
адекватными
способами
решения
теоретических
и
экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных
фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
o
владение
монологической
и
диалогической
речью,
развитие
способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное
мнение;
o
использование
для
решения
познавательных
и
коммуникативных
задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности,
умением предвидеть возможные результаты своих действий:
организация
учебной
деятельности:
постановка
цели,
планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
5
3. Учебно-тематический план
№
Тема
Количество
часов
Контрольные
работы
Лабораторные
работы
1
Повторение
3
1
2
Кинематика
37
4
2
3
Динамика
33
3.1 Законы Ньютона
9
1
2
3.2 Силы в механике
15
1
3.3
Неинерциальные
системы
отсчета.
9
1
4
Законы сохранения в механике
30
2
2
5
Движение твердого тела. Центр
масс.
10
6
Статика и гидростатика
10
2
2
7
Основы гидродинамики.
6
Механические
колебания
и
волны
10
8
Электромагнитное поле
13
1
9
Строение атома и атомного ядра
10
1
10
Итоговое повторение
13
Итого
175
14
8
4. Содержание тем учебного курса
Повторение (3 часа)
Тепловые и электрические явления.
Электрические и световые явления.
Кинематика (37часов)
Физика как наука. Методы научного познания природы.
Физика
–
фундаментальная
наука
о
природе.
Научные
методы
познания
окружающего
мира.
Роль
эксперимента
и
теории
в
процессе
познания
природы.
Моделирование явлений и объектов природы. Научные гипотезы. Роль математики в
физике. Физические законы и теории, границы их применимости. Принцип соответствия.
Физическая картина мира.
Механическое движение и его относительность. Способы описания механического
движения. Материальная точка как пример физической модели. Перемещение, скорость,
ускорение.
Мгновенная
скорость.
Ускорение.
Уравнения
прямолинейного
равномерного
и
равноускоренного движения. Графики зависимости кинематический величин от времени в
равномерном и равноускоренном движении.
Движение
по
окружно сти
с
по стоянной
по
модулю
с ко р о с т ь ю .
Центростремительное
ускорение.
Равноускоренное
движение
по
окружности,
тангенциальное ускорение.
Движение под действием силы тяжести. Движение И.С.З.
Кинематические схемы. Передаточное число.
Динамика (33часа)
Законы Ньютона (9 ч)
Принцип
суперпозиции
сил.
Законы
динамики
Ньютона
и
границы
их
применимости.
Инерциальные
системы
отсчета.
Принцип
относительности
Галилея.
6
Пространство и время в классической механике.
Силы в механике (15 ч)
Силы тяжести, упругости, трения. Закон всемирного тяготения. Законы Кеплера.
Вес и невесомость.
Неинерциальные системы отсчёта (9 ч)
Неинерциальные системы отсчета. Силы инерции. Принцип эквивалентности.
Жидкость в движущемся сосуде.
Законы сохранения в механике (30 часов)
Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Значение работ
К.Э.Циолковского для космонавтики. Мировые достижения в освоении космического
пространства.
Механическая работа. Потенциальная и механическая энергии. Законы сохранения
механической
энергии.
Использование
законов
механики
для
объяснения
движения
небесных тел и для развития космических исследований.
Движение твердого тела. Центр масс ( 10часов)
Абсолютно-твердое тело и виды его движения. Центр масс твердого тела. Теорема
о движении центра масс. Плоское движение твердого тела.
Основы гидродинамики (6часов)
Движение
идеальной
жидкости.
Уравнение
Бернулли.
Применение
уравнения
Бернулли. Вязкое трение и сопротивление движению. Подъемная сила крыла самолета.
Значение работ Н.Е.Жуковского в развитии авиации. К.П.Д. механизмов и машин.
Механические колебания и волны 10 часов)
Свободные и вынужденные колебания. Математический и пружинный маятник.
Гармонические колебания. Период
частота колебаний. Волны в среде. Поперечные и
продольные волны. Длина волны. Условия распространения.
Электромагнитное поле (13 часов)
Однородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его
магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой
руки.
Индукция
магнитного
поля.
Магнитный
поток.
Опыты
Ф а р а д е я .
Электромагнитная
индукция.
Направление
индукционного
тока.
Правило
Ленца.
Явление самоиндукции.
Переменный
ток.
Генератор
переменного
тока.
Преобразования
энергии
в
электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
Электромагнитное
поле.
Электромагнитные
волны.
Скорость
распространения
электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.
Принципы радиосвязи и телевидения.
Интерференция
света.
Электромагнитная
природа
света.
Преломление
света.
Показатель преломления. Дисперсия света. Цвета тел. Спектрограф и спектроскоп.
Типы оптических спектров. Спектральный анализ. Поглощение и испускание света
атомами. Происхождение линейчатых спектров.
Строение атома и атомного ядра (10 часов)
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и
гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.
Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового
чисел при ядерных реакциях.
Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.
7
Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового
чисел. Изотопы. Правило смещения для альфа- и бета-распада. Энергия связи частиц в
ядре.
Деление
ядер
урана.
Цепная
реакция.
Ядерная
энергетика.
Экологические
проблемы работы атомных электростанций.
Дозиметрия.
Период
полураспада.
Закон
радиоактивного
распада.
Влияние
радиоактивных излучений на живые организмы.
Термоядерная
реакция.
Источники
энергии
Солнца
и
звезд.
Элементарные
частицы. Античастицы.
Для выполнения этой программы рекомендуются учебник А. В. Перышкина и Е. М.
Гутник «Физика. 9 класс» и учебник под редакцией Г.Я.Мякишева "Физика. Механика. 10
класс" Этот учебник включают весь необходимый теоретический материал по физике для
изучения в общеобразовательных учреждениях, отличаются простотой и доступностью
изложения
материала.
Каждая
глава
и
раздел
курса
посвящены
той
или
иной
фундаментальной теме. Предусматривается выполнение упражнений, которые помогают
не только закрепить пройденный теоретический материал, но и научиться применять
законы физики на практике.
Итоговое повторение (13 часов)
Основные
понятия
кинематики
Равномерное
и
равноускоренное
движение.
Движение под действием силы тяжести. Законы Ньютона, силы в механике. Законы
сохранения импульса и энергии. Статика и гидростатика.
Демонстрации
Зависимость траектории движения тела от выбора системы отсчета.
Падение тел в воздухе и в вакууме.
Явление инерции.
Инертность тел.
Сравнение масс взаимодействующих тел.
Второй закон Ньютона.
Измерение сил.
Сложение сил.
Взаимодействие тел.
Невесомость и перегрузка.
Зависимость силы упругости от деформации.
Силы трения.
Виды равновесия тел.
Условия равновесия тел.
Реактивное движение.
Изменение энергии тел при совершении работы.
Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Лабораторные работы .
Определение ускорения и скорости при равноускоренном движении.
Изучение движения тела, брошенного горизонтально.
Исследование движения тела под действием постоянной силы.
Определение коэффициента трения скольжения.
Исследование упругого и неупругого столкновений тел.
8
Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести
и упругости.
Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела.
Измерение К.П.Д. простых механизмов.
5. Контроль уровня обученности
Контрольные работы-
«Нулевой срез»
«Равномерное прямолинейное движение»
«Равноускоренное прямолинейное движение»
«Движение тела, брошенного под углом к горизонту»
«Относительность движения»
«Динамика точки»
«Силы в механике»
«Движение под действием нескольких сил»
«Неинерциальные системы отсчета»
«Закон сохранения импульса»
«Механическая работа, мощность, энергия»
«Статика»
Кратковременные тестовые задания (20 ) и 3 зачёта по темам «Основы кинематики»,
«Силы» и «Механические колебания» запланированы ,учитывая трудность этих тем и
важность для дальнейшего понимания механики и применения для решения
комбинированных задач в других разделах физики.
Экзамены по темам «Кинематика. Законы Ньютона. Силы « (зимняя сессия для всех)
Государственная итоговая аттестация (по выбору учащихся)
Тематический контроль
9
Кинематика
Основные знания и умения. Знать понятия (материальная точка и условия применимости
этой
модели,
система
отсчета
и
необходимость
ее
выбора
при
описании
движения,
мгновенная ось вращения); физические величины и их единицы ( перемещение и отличие
перемещения от пройденного пути, скорость и её векторный характер, ускорение е его
векторный характер, период вращения, угловая скорость, нормальное и тангенциальное
ускорение);
фундаментальные
экспериментальные
факты
(
свободное
падение
тел
происходит с одинаковым ускорением) и формулы (зависимость скорости тела от времени
при равноускоренном движении, зависимость координаты тела от времени, связь линейной
и угловой скорости вращательного движения).
Уметь решать задачи, читать и строить графики, устанавливать кинематические
зависимости между величинами; экспериментально определять перемещение, скорость и
ускорение материальной точки с учетом погрешности измерений.
Динамика
Основные знания и умения. Знать понятия, физические явления, физические
величины и их единицы (инерциальная система отсчета; инертность и масса тела, сила,
силы упругости, тяготения и трения; сила тяжести, вес тела и различие между ними;
невесомость и перегрузки, первая космическая скорость; центр масс, плечо силы, момент
силы;) фундаментальные экспериментальные факты, законы и формулы.
Уметь решать задачи, экспериментально определять жесткость пружины и коэффициент
трения скольжения; выводить формулу для расчета первой космической. скорости и веса
тела, движущегося с ускорением; применять принцип эквивалентности.
– решать задачи на нахождение силы, ускорения, скорости, перемещения и координаты
тела в следующих ситуациях:
а) сила и скорость движения тела направлены по одной прямой (движение тела,
брошенного вертикально вверх; вес тела, когда опора или подвес движутся с ускорением;
равноускоренное движение транспорта и других тел по горизонтальному участку
траектории);
б) сила и скорость движения тела направлены под углом друг к другу (движение тела,
брошенного горизонтально или под углом к горизонту; движение тела по окружности;
движение тела по наклонной плоскости);
Законы сохранения
Основные знания и умения. Знать понятия, физические величины и их единицы
(импульс тела и импульс силы, состояние тела, система тел, замкнутая система;
механическая работа, мощность, подъемная сила); законы (закон сохранения импульса;
механическая работа; теорема о кинетической энергии, закон сохранения энергии в
механических процессах), и формулы для вычисления коэффициента полезного действия
(кпд).
Уметь производить расчёт работы сил упругости, тяжести, трения; мощности двигателя;
кпд механизмов; механической энергии тела, импульса тела; определять
экспериментально кпд простых механизмов; решать задачи на применение законов
сохранения энергии и импульса, графически находить работу переменной силы.
Движение твёрдого тела. Центр масс.
Основные знания и умения. Знать понятия (центр масс, абсолютно – твердое тело,
вращательное
движение, мгновенная ось вращения); законы и формулы ( теорема о
движении центра масс и её следствия, формулы нахождения координат центра масс).
Уметь
находить
центр
масс
различных
тел,
решать
задачи
в
системе
отсчета
,связанной с центром масс, задачи на сложное движение с использованием мгновенной
оси вращения.
Статика
10
Основные знания и умения. Знать понятия, физические явления, физические
величины и их единицы центр масс, плечо силы, момент силы; равновесие тел и виды
равновесия);
– фундаментальные экспериментальные факты, законы и формулы.
Уметь решать задачи, находить центр масс плоских пластин; экспериментально проверять
правило моментов сил.
– решать задачи на условия равновесия тел.
Основы гидродинамики
Основные знания и умения. Знать понятия ламинарное и турбулентное течение
жидкости, уравнение неразрывности, уметь выводить уравнение Бернулии и применять
его для решения задач.
Результаты освоения курса физики
Личностные результаты:
сформирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости
разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего
развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники,
отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно
ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам
открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний,
организации учебной деятельности, постановки целей, планирования,
самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями
предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их
объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение
универсальными учебными действиями на примерах гипотез для
объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых
гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять
информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать
и перерабатывать полученную информацию в соответствии с
поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного
текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора
информации с использованием различных источников и новых
информационных технологий для решения поставленных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои
мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения,
признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение
эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных
11
социальных релей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения,
вести дискуссию.
Предметные результаты:
знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и
понимание смысла физических законов. Раскрывающих связь изученных
явлений;
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы,
проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,
обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с
помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между
физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать
выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
умения применять теоретические знания по физике на практике, решать
физические задачи на применение полученных знаний;
умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов
действия важнейших технических устройств, решения практических задач
повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни,
рационального природопользования и охраны окружающей среды;
формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений
природы, в объективности научного знания, высокой ценности науки в
развитии материальной и духовной культуры людей;
развитие теоретического мышления на основе формирования умений
устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и
выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства
выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и
теоретических моделей физические законы;
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования,
участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать
справочную литературу и другие источники информации.
6. Литература и средства обучения
12
Основная литература для учащихся:
1.
Г.Я.Мякишев. Физика. Механика. 10 кл. – М.: «Дрофа». 2015.
2.
А.П.Рымкевич. Физика. Задачник. – М.: «Дрофа». 2000.
3.
С.М.Козел, Л.П.Баканина, В.Е.Белонучкин. Сборник задач по физике. – М.:
«Просвещение». 2001.
Основная литература для учителя:
1.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
(Часть I,Часть II)/ Министерство образования Российской Федерации._М. 2004.
-221 с.
2.
Сборник нормативных документов. Физика. Федеральный компонент
государственного стандарта. Примерные программы по физике._М.: Дрофа,2007
4.
Пёрышкин А.В. Физика. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений
5.
Г.Я.Мякишев. Физика. Механика. 10 кл. – М.: «Дрофа». 2015.
3.
Дополнительная литература и средства обучения для учителя:
1.
А.В.Авдеева, Методические рекомендации по использованию учебников по физике
под редакцией Г.Я.Мякишева.
2.
А.В. Авдеев,А.Б. Долицкий «Физика»-тематическое и поурочное планирование
3.
А.И. Ромашкевич, «Учимся решать задачи по физике» 9-11 класс
4.
С.М.Козел,Л.П.Баканина,
В.Е.Белонучкин
Сборник
задач
по
физике
–
М.
«Просвещение»,2001
5.
Элементарный
учебник
физики
под
редакцией
академика
Г.С.Ландсберга,
издательство «Наука»-Москва,1968
6.
Полный
мультимедийный
курс
физики
под
редакцией
профессора
МФТИ
С.М.Козела «Открытая физика»,1 и 2 часть, ООО «Физикон»,2005
7.
«Физика в анимациях», «Силтек»,2007
Дополнительная литература для учащихся:
1.
Е.Н.Филатов. Физика 9. Экспериментальный учебник. Ч 1. Кинематика.– М.:
ВШМФ «Авангард»,2003.
2.
Е.Н.Филатов. Физика 9. Экспериментальный учебник. Ч.2. Динамика. – М.: ВШМФ
«Авангард»,2003.
3.
Составитель Г.Н.Степанова. Сборник задач по физике. – М.: «Просвещение».
1997.
4.
Н.И.Гольдфарб. Задачник. 9-11кл.. – М.: «Дрофа». 1996.
5.
Черноуцан А.И. Физика. Задачи с ответами и решениями: Учебное пособие.-М.:
Книжный дом «Университет»,2001.
13