Автор: Герасимова Ольга Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ № 62
Населённый пункт: Комсомольск-на-Амуре Хабаровский край
Наименование материала: урок по литературному чтению
Тема: "Мартышка и очки"
Раздел: начальное образование
Данный урок разработан и проведен по программе, составленной на основе программы по литературному чтению к УМК «Школа России» 3 класс
(авторы программы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова). Урок проводится в начале второй четверти как изучение нового материала.
Специфика обучающихся: класс общеобразовательный, в классе есть как сильные учащиеся, в системе хорошо занимающиеся по предмету, с
высоким уровнем мотивации, так и очень слабые, дети из асоциальных семей, требующие особого контроля со стороны учителя. Этим объясняется
групповая работа на уроке, чтобы «слабые» были под контролем координатора группы и могли в случае затруднения своевременно получить
консультацию, а также систематически применяемая на уроке дифференциация.
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе
(учитель начальных классов МОУ СОШ № 62 г. Комсомольска-на-Амуре Герасимова Ольга Викторовна )
Тема: «И.А.Крылов «Мартышка и очки».
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: познакомить учащихся с басней И.А.Крылова «Мартышка и Очки»; учить их читать басню по ролям, различать речь автора и героев
басни; развивать творческие способности детей, навыки беглого чтения.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь различать басню от стихотворения; знать структуру басни, модель басни; понимать
нравственный смысл басен, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.
Ход урока.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Универсальные учебные
действия (УУД)
Мотивация к
учебной
деятельности.
Цель: включение в
учебную деятельность
на личностно-
значимом уровне.
Приветствие учителя.
Беседа с учащимися.
- прочитать текст, определить его жанр;
- прочитать небылицу с «ворчащей»
интонацией (с удивлением, весело);
- прочитать небылицу быстро.
Приветствуют учителя.
Устно отвечают на вопросы учителя,
излагают свою точку зрения,
обосновывают свои высказывания.
Рассказывают сообщения о баснописце
Крылове (проверка домашнего задания)
Личностные:
положительное отношение к
учебной деятельности;
Регулятивные:
целеполагание;
Актуализация
знаний и пробное
учебное действие.
Цель: готовность
мышления и
осознание
потребности к
построению нового
способа действия
Ставлю цель урока.
Сегодня мы начинаем знакомство с
творчеством замечательного баснописца
Ивана Андреевича Крылова. А.С.Пушкин
очень любил басни И.А.Крылова и называл
его «истинно народным поэтом».
Даю задание: прочитать название басни и
ответить о чем она.
Высказывают предположения,
обсуждают, приходят к общему мнению.
Коммуникативные:
выражение своих мыслей,
аргументация собственного
мнения, учет мнения
окружающих.
Работа по теме
урока.
Предлагает ответить на вопрос:
-что такое басня?
Это небольшое произведение,
написанное стихами и прозой, в котором
Цель: познакомить с
новой басней,
фиксация
имеющегося знания,
проверка умения
применять
полученные знания в
типовых условиях.
Динамическая пауза
(этап физической
зарядки)
Цель: сменить вид
деятельности,
здоровьесбережение
школьников.
Знакомство с басней
(чтение басни
актером В.Гафтом)
- почему слова «Очки» и «Мартышка»
написаны с большой буквы?
Чтобы текст басни был понятен, предлагаю
определить значение слов (словарная работа)
Мартышка
Дюжина
Полдюжины
Темя
Нанижет
К худу клонит
Познатней
Невежа
Предлагает немного отдохнуть.
(интерактивная физминутка)
высмеиваются пороки и недостатки
людей – хитрость, жадность, глупость и
т.д. в баснях обычно действуют
животные, в которых мы легко узнаем
людей. Басня заканчивается или
начинается моралью – выводом.
- высказывают свои предположения (это
герои басни)
Учащиеся анализируют собственную
деятельность, делают вывод.
Дети повторяют движения, которые
видят в презентации.
Внимательно слушают и следят по
учебнику.
Познавательные:
самостоятельное
формулирование
познавательной цели,
составление алгоритма
собственных действий для
реализации задач урока.
Коммуникативные:
устанавливают рабочие
отношения, эффективно
сотрудничают между собой.
Личностные: убежденность
в здоровом образе жизни,
реализация этой установки
на уроке.
Познавательные:
объясняют языковые
явления, связи, отношения.
Работа в парах
Рефлексия данного
этапа работы.
Инсценирование
басни
Что дал вам данный вид работы? К какой
практической деятельности подготовились?
Предлагает прочитать басню хорошо
читающему ученику
Задает вопросы
- подумайте, почему баснописец выбрал для
своей басни именно Мартышку?
- обратите внимание на те действия, которые
совершает Мартышка с Очками.
Задает вопросы
- соответствуют ли эти действия тому, что
обычно делают с очками?
- прочитайте, как она примеряла очки.
Предлагает прочитать басню выразительно
друг другу
- в чем комичность ситуации?
-прочитайте мораль басни и сделайте свой
вывод.
Предлагает поиграть в театр
Проследили с какой интонацией надо
читать басню, где ставить логические
ударения.
Дети следят
Дети предполагают и отвечают на
вопросы учителя.
Вертит очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост
нанижет,
То их понюхает, то их полижет).
- нет, так очками не пользуются.
Дети ищут ответ в учебнике.
Читают басню, указывают на ошибки
товарищей. Оценивают свое чтение.
Дети читают мораль басни и объясняют
ее, как понимают.
Дети изображают Мартышку, глядя на
экран.
Регулятивные: формировать
ситуацию саморегуляции, т.е.
операциональный опыт
(учебных знаний и умений),
сотрудничать в совместном
решении задач)
Коммуникативные:
формировать навыки работы
в паре (включая ситуации
учебного сотрудничества)
Регулятивные:
проектировать маршрут
преодоления затруднений в
обучении через включение в
новые виды деятельности и
формы сотрудничества)
Итог урока.
Рефлексия (прием
«Комплимент»)
Задает вопросы:
Важна ли та деятельность, которой мы
занимались сегодня на уроке?
Выполнили ли задачи, которые поставили
перед собой в начале урока?
Оцените работу своих одноклассников,
сделайте комплимент другу за осознанную и
продуктивную деятельность на уроке.
Как вы оцениваете собственную работу на
уроке?
Самооценка и оценка деятельности
других участников образовательного
процесса.
Познавательные: рефлексия
способов и условий
действий, контроль и оценка
процесса и результатов
деятельности.
Коммуникативные: уметь
связно, логично излагать
собственное мнение, слушать
и понимать речь других
участников коммуникации.
Домашнее задание
Дает дифференцированное домашнее
задание.
1.
Выучить басню наизусть.
2.
Нарисовать иллюстрацию к любому
эпизоду басни.