Автор: Фрицковская Екатерина Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: БДОУ "Литковский детский сад"
Населённый пункт: Село Литковка Тарский район Омская область
Наименование материала: статья
Тема: Индивидуализация предметно – пространственной развивающей среды в старшей разновозрастной группе
Раздел: дошкольное образование
БДОУ «Литковский детский сад»
с. Литковка
Февраль 2015 г.
Индивидуализация предметно – развивающей среды в старшей
разновозрастной группе (статья на сайт детского сада, раздел
стажировочная площадка)
Подготовил - воспитатель I квалификационной категории
Фрицковская Екатерина Андреевна
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на
собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны
быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в
целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить
индивидуальность
и
творчество.Воспитание
гармоничной,
всесторонне
развитой личности – одна из главнейших воспитательных задач, поэтому
перед
образовательными
учреждениями
поставлены
задачи
создания
благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком детства,
формирования основ базовой культуры личности, всестороннего развития
психических и физиологических качеств в соответствии с возрастными и
индивидуальными
особенностями,
подготовка
ребёнка
к
жизни
в
современном обществе.Полноценное развитие ребенка должны обеспечить
взрослые,
в
частности,
воспитатели
в
детском
саду. Ведь
предметно
-
развивающая среда дошкольного учреждения – это совокупность условий,
оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка
в
дошкольном
учреждении,
состояние
его
физического
и
психического
здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также взаимодействие
все
участников
образовательного
процесса
в
ДОУ.Предметно-
пространственная развивающая среда в ДОУ включает всё, что доступно
восприятию
ребёнка
и
использованию
им
в
практической
деятельности.
Среда
должна
быть
наполнена
содержанием
достижений
в
знаниях,
открытиях, умениях, которые многие дети уже освоили и начинают создавать
багаж
для
следующей
ступени
развития;
тем
содержанием,
которое
для
некоторых детей ещё остаётся загадкой и временно недостижимо.
Вот здесь и встаёт вопрос о месте педагога в организации
образовательного
процесса.
От
педагогического
мастерства
каждого
воспитателя,
его
культуры,
любви
к
детям
зависит
и
уровень
общего
развития,
которого
достигнет
ребёнок,
и
степень
приобретённых
им
нравственных качеств. Дело в том, что только поистине преданный своему
делу воспитатель является автором всего образовательного процесса, так как
он,
зная
особенности
развития
каждого
ребёнка,
творит,
проектирует
и
создаёт
окружение,
определяя
своё
место
в
нём
относительно
каждого
ребёнка.
Поэтому
мы
в
нашем
детском
саду
стараемся
полноценно
воспитывать своих воспитанников, давая им возможности для всестороннего
развития.
Среда,
в
которой
развивается
ребёнок,
должна
обеспечивать
личностно-ориентированное
воспитание
и
социально-эмоциональное
взаимодействие детей с взрослыми, где ребёнок эмоционально проявляет
себя, выражая осознанно-правильное отношение к окружающему, реализуя
себя
как
личность.
Эмоции
ребёнка,
положительные
или
отрицательные,
рождаются в процессе общения его с материальным миром. Педагогам и
родителям
необходимо
направить
их
на
развитие
таких
индивидуальных
качеств, как взаимопомощь, доброта, умение видеть прекрасное, любовь к
ближним.
Правильно
организованная
предметная
среда
предполагает
единство
материального
и
духовного
мира
ребёнка.
Каждый
объект
предметного мира не только содержит в себе определённую информацию, но
и побуждает детей к выражению своих эмоций.
В теории и практике дошкольной педагогики давно обсуждается
необходимость
изучения
и
учета
личностных
особенностей
детей.
Опыт
последних
десятилетий
убедительно
свидетельствует
о
важности
естественного вхождения принципа индивидуализации в образовательную
деятельность ДОУ. При этом индивидуализация должна прослеживаться на
организационном
и
содержательном
уровнях,
а
не
соблюдаться
только
в
специально
отведенные
часы
или
при
выполнении
особых
форм
деятельности,
например,
в
деятельности,
спортивных,
развлекательных
мероприятиях. Индивидуализация – это создание оптимальных условий для
реализации потенциальных возможностей дошкольников.
Развивающая предметная среда – это система материальных объектов
деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития
его духовного и физического облика. В соответствии с ФГОС программа
должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей.
Решение программных образовательных задач предусматривается не только в
совместной
деятельности
взрослого
и
детей,
но
и
в
самостоятельной
деятельности
детей,
а
так
же
при
проведении
режимных
моментов.
Интегративным
результатом
реализации
указанных
требований
является
создание развивающей образовательной среды, так чтобы каждый компонент
предметной развивающей среды был предназначен для детского коллектива в
целом, но при этом окружающая среда давала возможность каждому ребенку
заниматься
любимым
делом,
проявлять
и
демонстрировать
свою
индивидуальность
и
творчество.
Индивидуализированная
среда
в
данном
случае
служит
не
только
условием
развития
личности
ребёнка,
но
и
показателем
профессиональной
компетентности
педагога.
Как
известно,
основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности
для
них
является
игра.
Именно
поэтому
педагоги-практики
испытывают
повышенный
интерес
к
обновлению
предметно-пространственной
среды
ДОУ.
Правильная организация и умелое включение ребенка в активное
взаимодействие
с
окружающим
предметным
миром
является
одним
из
условий эффективности организационного образовательного процесса ДОУ.
Поэтому
мы
задались целью:
создать
развивающую
предметно-
пространственную среду, комфортные и
благоприятные
условия
для
полноценного проживания детей, их гармоничного развития и саморазвития,
формирования
основ базовой культуры личности, всестороннего развитие
психических
и
физических
качеств
с
учетом
индивидуализации
в
соответствии с ФГОС и привлечь внимание родителей к проблеме создания
развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
Были определеныследующиезадачи:
создание
предметно-пространственной
среды,
обеспечивающей
уважение
к
личности
каждого
ребенка,
развивающей
его
уверенность
в
себе,
инициативность,
творческие
способности,
самостоятельность
и
ответственность,
умение
принимать
и
осуществлять перемены, критически мыслить, ставить и решать
задачи,
проявлять
творчество,
фантазию,
изобретательность,
заботится
о
людях,
стране,
окружающим
мире
с
учетом
индивидуализации и ФГОС;
создать необходимые условия для индивидуализации образования
и гармоничного развития детей дошкольного возраста, изменить
традиционные
способы
организации
развивающей
предметно-
пространственной среды, с учетом особенностей восприятия мира
современным ребенком и ФГОС;
заинтересовать
родителей
в
организации
предметно
–
пространственной среды;
освоение
педагогами
новых
образовательных
технологий,
формирующих
в
детях
желание
осваивать
новое,
учиться
на
протяжении всей жизни;
овладение педагогами новыми образовательными технологиями и
методами
работы
с
детьми
в
использовании
предметно-
пространственной
среды,
способствующими
повышению
их
профессиональной компетентности.
Основы организации развивающей среды,
как неотъемлемой части
образования
применительно
к
дошкольной
ступени
намечены
в
трудах
выдающихся отечественных ученых двадцатого столетия – Л.С. Выготского,
С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. В этом
направлении
работали
и
работают
их
последователи
Л.А.
Венгер,
Ф.А.
Сохин, Н.Н. Поддьяков, О.М. Дьяченко, Г.Г. Кравцов, А.П. Усовой, Н.В.
Ветлугиной, С.Л. Новоселовой, В.А. Петровского, Л.Л. Стрелковой.
Работа начинается с утреннего приёма детей в группу. Приём детей
осуществляется
в
раздевалке
группы,
где
находятся
индивидуальные
шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для
родителей,
куда
помещается
необходимая
информация
по
детскому
саду,
консультации и советы родителям. А также здесь размещен стенд, который
оформлен
в
виде
забора,
а
за
ним
расположены
тыковкии
подсолнухи,
используем данный стенд для оформления фотовыставок таких как «А вот и я
и моя семья» «Мы и наши дела»,«Вот как мы живем», «С понедельника до
пятницы», «Чем мы занимались». Серия ярких, эмоционально заряженных
фотографий
детей.
Мы
сами
придумываем
интересные
надписи
к
фотографиямилиподбираем
соответствующие
к
ним
стихи,
или
со
слов
детейзаписываем их простые фразы, отражающие чувства ребенка.
В
приемной
есть
стена
детского
творчества
в
виде
паутины
с
веселыми паучками.Здесь дети могут свободно вывешивать демонстрировать
свои увлечения, выставлять продуктысвоего творчества ,например, такие как,
фотоматериалы конструкторских сооружений, рисунки, коллажи, поделки из
разнообразных
материалов
(глины,
бумаги,
природного
и
бросового
материалов).В конце дня здесь же вывешиваются «Ладошки успеха» - это
своего рода ежедневное поощрение детей за успехи и достижения, а также
«Чудо
–
мешочек
дошкольника»
воспитатель
поочередно
крепит
на
стенд«Кармашек дошкольника" с карточкой-заданием для индивидуальных
занятий
ребенка
с
родителями
дома.
Рядом
раскинулась
яблоня,
которая
оформлена
как «Уголок именинника» . Яблоня разделена по временам года,
соответственно каждому сезону, в зависимости в какое время года родился
ребенок,вывешены
фотографии детей (в виде ярких зеленых листочков,
цветков, яблочек, или осенних листьев или снежинок) с обозначением дня их
рождения и гороскопом.
Обстановка в старшей разновозрастной группе создана таким образом,
чтобы предоставить ребёнку самостоятельно делать выбор, найти то, чем ему
хотелось бы заняться. Помещение разделено на несколько центров, в каждом
из которых содержится достаточное количество материалов для исследования
и игры. Весь инвентарь и оборудование отвечают требованиям безопасности
для
жизни
и
здоровья
воспитанников,
являются
яркими,
красочными,
полифункциональными.
Это
позволяет
оптимально
организовать
регламентированную и самостоятельную активность дошкольников в группе
с учетом их индивидуализации.
В группе размещён уголок физического развития, целью которого
является развитие двигательной активности и физических качеств детей.
Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх (в группе и
на
улице),
индивидуальной
двигательной
деятельности,
в
свободной
деятельности детей.
Учебная зона расположена таким образом, чтобы свет на рабочие
столы
попадал
с
левой
стороны.
Столы
для
занятий
размещены
в
соответствии с нормами СанПиНа. Доска находится на уровне глаз детей. В
учебной зоне размещены: центр творчества, мастерская, уголок природы,
библиотека, уголок сенсомоторного развития, центр экспериментирования,
уголок музыкального развития, патриотический уголок. Такое размещение
связано
с
тем,
что
расположенные
рядом
столы
и
стулья
позволяют
использовать эти «функциональные помещения» как на занятиях, так и в
свободной деятельности, в индивидуальной работе с детьми, здесь каждый
ребенок всегда найдет, чем себя занять в свободной игровой деятельности.
Центр искусства и творчества стимулирует детей к опробованию и
реализации
творческих
способностей,
даёт
детям
возможность
получить
удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащать их тактильные
ощущения.
Целью центра творчества является формирование творческого
потенциала детей, формирование эстетического восприятия, воображения,
художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В
этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки
из пластилина, вырезая из бумаги и т. д.
Поддержав
инициативу
и
стремление
детей
были
созданы
такие
альбомы, как «Времена года глазами детей», «Хорошие и плохие поступки»,
«Я и моя семья», «Мое настроение».
Библиотекапредставляет
собой
столик
с
полочками
для
книг
и
иллюстраций
к
сказкам,
произведениям.
Библиотека
размещена
рядом
с
центром
творчества,
чтобы
дети
могли
рассматривать
книги
и
здесь
же
рисовать к ним иллюстрации. Все книги и иллюстрации обновляются 1 – 2
раза в месяц. Новые книги выставляются в соответствии с программой по
чтению.В повседневность введена «Игро-библиотека», То есть у ребенка есть
возможность
взять
интересующую
детскую
художественную
литературу,
энциклопедии, развивающие игрыи игрушки и т. д., а так же дети между
собой меняются своими играми, книгами.
Патриотический
уголок,
р а с п о л о ж е н р я д о м
с
ц е н т р о м
театрализованной
деятельности,
он
способствует
формированию
патриотических
чувств,
знакомит
детей
с
символикой
нашей
страны,
достопримечательностями села.
В центре театрализованной деятельности имеются:
атрибуты для организации театрализованных игр (фланелеграф,
ширмы),
различные декорации,
разнообразные виды театров: би-ба-бо, настольный, конусный,
баночный, на прищепках, театр на палочках),
музыкальный уголок.
При
организации
центра
театрализованной
деятельности
учитывались
инновационных
подходы,
способствующие
гармоничному
развитию и саморазвитию детей, успешной адаптации, развитии речи и всех
познавательных процессов.
В
центе
строительствадети
могут
конст руировать
к а к
фантастические,
так
и
реалистические
сооружения.
У
детейразвиваются
математические
способности,
а
такжесенсорика,
дети
приобретают
социальные навыки.
В игровом центревоспитатель подбирает материалы, которые дети
собирают
и
разбирают,
такие
как
головоломки
и
конструкторы,
разнообразные
дидактические
игры.
Такие
материалы
развивают
речь,
интеллектуальные способности, тонкую моторику и координацию.
В
центре
исследовательской
деятельностиимеются«Уголок
природы»расположен
непосредственно
у
окна
в
углу.«Уголок
природы»
(содержит значки, обозначающие приметы сезона, время года по методике
Л.А.Венгера), где дети ведут наблюдения за погодой и
ростом растений.
Выставляются
поделки,
коллективные
работы
из
природного
материала.
Здесь
же
размещена
«Лаборатория»
-
новый
элемент
развивающей
предметной
среды.
Она
создана
для
развития
у
детей
познавательного
интереса,
интереса
к
исследовательской
деятельности
и
способствует
формированию научного мировоззрения. «Лаборатория» содержит:
различные пустые емкости для исследований,
емкости с водой,
образцы почв,
сыпучих веществ,
линзы, губки, разносы, трубочки, палочки, ложечки,
весы и т. д.
В то же время «Лаборатория» - это база для специфической игровой
деятельности
ребенка
(работа
в
лаборатории
предполагает
превращение
детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения), что
дает детям прекрасную возможность для познавательных игр. Дети творят,
мыслят и общаются. Периодично размещаем стенды, альбомы или плакаты
коллективного изготовления «Берегите природу!», «Береги леса!» и т. д. В
уголке природы размещены краеведческие материалы (фотографии посёлка,
изображения
растений
и
животных,
времен
года).Периодично
«Уголок
природы»
обновляется.Цель
данного
центра:
обогащение
представлений
детей о многообразии природного мира, воспитание любви и бережного
отношения
к
природе,
приобщение
детей
к
уходу
за
растениями
и
животными, формирование начал экологической культуры.
В бытовой зонерасполагается уголок дежурства, который оформлен в
виде
цветика
–
семицветика,
каждый
цвет
цветка
обозначает
круг
определенных обязанностей, воспитатель помогает детям соответственно по
цветовой гамме одеть свои бейджики с надписью роли, которую сегодня
ребенок
будет
исполнять:
"эколог",
"счетовод",
"бармен",
"гардеробщик",
"миротворец",
"главный
строитель",
"директор
гаража"
и
др..
Цель:
формирование
умения
выполнять
обязанности
дежурных,
воспитывать
положительное отношение к труду, самостоятельность. Чтобы дети могли
самостоятельно определять дежурных, мы создали картотеку с предметными
картинками,
которые
каждый
день
выставляем
в
специальные
рамки.
Игровая зона позволяет создавать условия для творческой деятельности
детей,
развития
фантазии,
формирования
игровых
умений,
реализации
игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми.
В центре игровой зоны на полу находится ковёр – место сбора всех детей.
Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр,
подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей,
куклами, машинами, игрушечными дикими и домашними животными. Для
девочек должны быть швейные машинки, утюги, куклы, пупсы, игрушечный
домик для кукол; для мальчиков – наборы инструментов, солдатиков, военной
техники.
В
игровой
зоне
располагается уголок ряженья, способствующий
стимулировать
творческие
замыслы,
индивидуальные
творческие
проявления.
В
создании
театра
игрушек-самоделок
активное
участие
принимают сами дети.
В спальненаходятся кровати для дневного сна детей, а также уголок
для физкультурной формы, у каждого ребенка есть свой кармашек.
Пространство
дошкольного
учреждения
–
это
единая
система
педагогической деятельности, обеспечивающая индивидуальную траекторию
развития каждого воспитанника. Каждый компонент единого пространства
должен
быть
предназначен
для
детского
коллектива
в
целом,
при
этом
предоставлять
каждому
воспитаннику
возможность
проявлять
и
д е м о н с т р и р о в а т ь
с в о ю
и н д и в и д у а л ь н о с т ь
и
творчество.Индивидуализированная среда в данном случае служит не только
условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной
компетентности
воспитателя.
Педагогу
необходимо
по стоянно
импровизировать и в непосредственной, и в опосредованной деятельности.
Проектируя
и
создавая,
систематически
преобразовывая
предметно-
пространственную
среду,
направленную
на
обеспечение
индивидуальной
траектории ребенка, педагог постоянно учитывает особенности его развития,
определяет свою роль в ней относительно каждого воспитанника. Таким
образом, предметно – развивающая среда группы, организованная с учетом
индивидуализации
пространства
жизни
ребенка,
отличается
динамизмом.
Дети
чувствуют
себя
компетентными,
ответственными
и
стараются
максимально использовать свои возможности и навыки.Заботясь о здоровье и
всестороннем
воспитании
детей,
наши
педагоги
совместно
с
семьёй
стремятся
сделать
счастливым
детство
каждого
ребёнка
во
время
его
пребывания в детском саду.
Используемые источники
1.
Интернет - ресурс.
2.
Спиридонова, М.Н. Предметно – развивающая среда в развитии
игровой деятельности ребенка [Текст] // Воспитатель ДОУ. 2011. - № 7.
С. 59 – 61.
3.
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная
программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы,
Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3- е изд., испр. и доп. – М.:
МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012. – 336 с.
4.
Подольская, О.А. Организация предметно – развивающей среды в ДОУ
[Текст] // Воспитатель ДОУ. 2012. - № 4. С. 28 – 33.