Напоминание

Индивидуализация предметно – пространственной развивающей среды в старшей разновозрастной группе


Автор: Фрицковская Екатерина Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: БДОУ "Литковский детский сад"
Населённый пункт: Село Литковка Тарский район Омская область
Наименование материала: статья
Тема: Индивидуализация предметно – пространственной развивающей среды в старшей разновозрастной группе
Раздел: дошкольное образование





Назад




БДОУ «Литковский детский сад»

с. Литковка

Февраль 2015 г.

Индивидуализация предметно – развивающей среды в старшей

разновозрастной группе (статья на сайт детского сада, раздел

стажировочная площадка)

Подготовил - воспитатель I квалификационной категории

Фрицковская Екатерина Андреевна

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на

собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны

быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в

целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить

индивидуальность

и

творчество.Воспитание

гармоничной,

всесторонне

развитой личности – одна из главнейших воспитательных задач, поэтому

перед

образовательными

учреждениями

поставлены

задачи

создания

благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком детства,

формирования основ базовой культуры личности, всестороннего развития

психических и физиологических качеств в соответствии с возрастными и

индивидуальными

особенностями,

подготовка

ребёнка

к

жизни

в

современном обществе.Полноценное развитие ребенка должны обеспечить

взрослые,

в

частности,

воспитатели

в

детском

саду. Ведь

предметно

-

развивающая среда дошкольного учреждения – это совокупность условий,

оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка

в

дошкольном

учреждении,

состояние

его

физического

и

психического

здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также взаимодействие

все

участников

образовательного

процесса

в

ДОУ.Предметно-

пространственная развивающая среда в ДОУ включает всё, что доступно

восприятию

ребёнка

и

использованию

им

в

практической

деятельности.

Среда

должна

быть

наполнена

содержанием

достижений

в

знаниях,

открытиях, умениях, которые многие дети уже освоили и начинают создавать

багаж

для

следующей

ступени

развития;

тем

содержанием,

которое

для

некоторых детей ещё остаётся загадкой и временно недостижимо.

Вот здесь и встаёт вопрос о месте педагога в организации

образовательного

процесса.

От

педагогического

мастерства

каждого

воспитателя,

его

культуры,

любви

к

детям

зависит

и

уровень

общего

развития,

которого

достигнет

ребёнок,

и

степень

приобретённых

им

нравственных качеств. Дело в том, что только поистине преданный своему

делу воспитатель является автором всего образовательного процесса, так как

он,

зная

особенности

развития

каждого

ребёнка,

творит,

проектирует

и

создаёт

окружение,

определяя

своё

место

в

нём

относительно

каждого

ребёнка.

Поэтому

мы

в

нашем

детском

саду

стараемся

полноценно

воспитывать своих воспитанников, давая им возможности для всестороннего

развития.

Среда,

в

которой

развивается

ребёнок,

должна

обеспечивать

личностно-ориентированное

воспитание

и

социально-эмоциональное

взаимодействие детей с взрослыми, где ребёнок эмоционально проявляет

себя, выражая осознанно-правильное отношение к окружающему, реализуя

себя

как

личность.

Эмоции

ребёнка,

положительные

или

отрицательные,

рождаются в процессе общения его с материальным миром. Педагогам и

родителям

необходимо

направить

их

на

развитие

таких

индивидуальных

качеств, как взаимопомощь, доброта, умение видеть прекрасное, любовь к

ближним.

Правильно

организованная

предметная

среда

предполагает

единство

материального

и

духовного

мира

ребёнка.

Каждый

объект

предметного мира не только содержит в себе определённую информацию, но

и побуждает детей к выражению своих эмоций.

В теории и практике дошкольной педагогики давно обсуждается

необходимость

изучения

и

учета

личностных

особенностей

детей.

Опыт

последних

десятилетий

убедительно

свидетельствует

о

важности

естественного вхождения принципа индивидуализации в образовательную

деятельность ДОУ. При этом индивидуализация должна прослеживаться на

организационном

и

содержательном

уровнях,

а

не

соблюдаться

только

в

специально

отведенные

часы

или

при

выполнении

особых

форм

деятельности,

например,

в

деятельности,

спортивных,

развлекательных

мероприятиях. Индивидуализация – это создание оптимальных условий для

реализации потенциальных возможностей дошкольников.

Развивающая предметная среда – это система материальных объектов

деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития

его духовного и физического облика. В соответствии с ФГОС программа

должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей.

Решение программных образовательных задач предусматривается не только в

совместной

деятельности

взрослого

и

детей,

но

и

в

самостоятельной

деятельности

детей,

а

так

же

при

проведении

режимных

моментов.

Интегративным

результатом

реализации

указанных

требований

является

создание развивающей образовательной среды, так чтобы каждый компонент

предметной развивающей среды был предназначен для детского коллектива в

целом, но при этом окружающая среда давала возможность каждому ребенку

заниматься

любимым

делом,

проявлять

и

демонстрировать

свою

индивидуальность

и

творчество.

Индивидуализированная

среда

в

данном

случае

служит

не

только

условием

развития

личности

ребёнка,

но

и

показателем

профессиональной

компетентности

педагога.

Как

известно,

основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности

для

них

является

игра.

Именно

поэтому

педагоги-практики

испытывают

повышенный

интерес

к

обновлению

предметно-пространственной

среды

ДОУ.

Правильная организация и умелое включение ребенка в активное

взаимодействие

с

окружающим

предметным

миром

является

одним

из

условий эффективности организационного образовательного процесса ДОУ.

Поэтому

мы

задались целью:

создать

развивающую

предметно-

пространственную среду, комфортные и

благоприятные

условия

для

полноценного проживания детей, их гармоничного развития и саморазвития,

формирования

основ базовой культуры личности, всестороннего развитие

психических

и

физических

качеств

с

учетом

индивидуализации

в

соответствии с ФГОС и привлечь внимание родителей к проблеме создания

развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

Были определеныследующиезадачи:

создание

предметно-пространственной

среды,

обеспечивающей

уважение

к

личности

каждого

ребенка,

развивающей

его

уверенность

в

себе,

инициативность,

творческие

способности,

самостоятельность

и

ответственность,

умение

принимать

и

осуществлять перемены, критически мыслить, ставить и решать

задачи,

проявлять

творчество,

фантазию,

изобретательность,

заботится

о

людях,

стране,

окружающим

мире

с

учетом

индивидуализации и ФГОС;

создать необходимые условия для индивидуализации образования

и гармоничного развития детей дошкольного возраста, изменить

традиционные

способы

организации

развивающей

предметно-

пространственной среды, с учетом особенностей восприятия мира

современным ребенком и ФГОС;

заинтересовать

родителей

в

организации

предметно

пространственной среды;

освоение

педагогами

новых

образовательных

технологий,

формирующих

в

детях

желание

осваивать

новое,

учиться

на

протяжении всей жизни;

овладение педагогами новыми образовательными технологиями и

методами

работы

с

детьми

в

использовании

предметно-

пространственной

среды,

способствующими

повышению

их

профессиональной компетентности.

Основы организации развивающей среды,

как неотъемлемой части

образования

применительно

к

дошкольной

ступени

намечены

в

трудах

выдающихся отечественных ученых двадцатого столетия – Л.С. Выготского,

С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. В этом

направлении

работали

и

работают

их

последователи

Л.А.

Венгер,

Ф.А.

Сохин, Н.Н. Поддьяков, О.М. Дьяченко, Г.Г. Кравцов, А.П. Усовой, Н.В.

Ветлугиной, С.Л. Новоселовой, В.А. Петровского, Л.Л. Стрелковой.

Работа начинается с утреннего приёма детей в группу. Приём детей

осуществляется

в

раздевалке

группы,

где

находятся

индивидуальные

шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для

родителей,

куда

помещается

необходимая

информация

по

детскому

саду,

консультации и советы родителям. А также здесь размещен стенд, который

оформлен

в

виде

забора,

а

за

ним

расположены

тыковкии

подсолнухи,

используем данный стенд для оформления фотовыставок таких как «А вот и я

и моя семья» «Мы и наши дела»,«Вот как мы живем», «С понедельника до

пятницы», «Чем мы занимались». Серия ярких, эмоционально заряженных

фотографий

детей.

Мы

сами

придумываем

интересные

надписи

к

фотографиямилиподбираем

соответствующие

к

ним

стихи,

или

со

слов

детейзаписываем их простые фразы, отражающие чувства ребенка.

В

приемной

есть

стена

детского

творчества

в

виде

паутины

с

веселыми паучками.Здесь дети могут свободно вывешивать демонстрировать

свои увлечения, выставлять продуктысвоего творчества ,например, такие как,

фотоматериалы конструкторских сооружений, рисунки, коллажи, поделки из

разнообразных

материалов

(глины,

бумаги,

природного

и

бросового

материалов).В конце дня здесь же вывешиваются «Ладошки успеха» - это

своего рода ежедневное поощрение детей за успехи и достижения, а также

«Чудо

мешочек

дошкольника»

воспитатель

поочередно

крепит

на

стенд«Кармашек дошкольника" с карточкой-заданием для индивидуальных

занятий

ребенка

с

родителями

дома.

Рядом

раскинулась

яблоня,

которая

оформлена

как «Уголок именинника» . Яблоня разделена по временам года,

соответственно каждому сезону, в зависимости в какое время года родился

ребенок,вывешены

фотографии детей (в виде ярких зеленых листочков,

цветков, яблочек, или осенних листьев или снежинок) с обозначением дня их

рождения и гороскопом.

Обстановка в старшей разновозрастной группе создана таким образом,

чтобы предоставить ребёнку самостоятельно делать выбор, найти то, чем ему

хотелось бы заняться. Помещение разделено на несколько центров, в каждом

из которых содержится достаточное количество материалов для исследования

и игры. Весь инвентарь и оборудование отвечают требованиям безопасности

для

жизни

и

здоровья

воспитанников,

являются

яркими,

красочными,

полифункциональными.

Это

позволяет

оптимально

организовать

регламентированную и самостоятельную активность дошкольников в группе

с учетом их индивидуализации.

В группе размещён уголок физического развития, целью которого

является развитие двигательной активности и физических качеств детей.

Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх (в группе и

на

улице),

индивидуальной

двигательной

деятельности,

в

свободной

деятельности детей.

Учебная зона расположена таким образом, чтобы свет на рабочие

столы

попадал

с

левой

стороны.

Столы

для

занятий

размещены

в

соответствии с нормами СанПиНа. Доска находится на уровне глаз детей. В

учебной зоне размещены: центр творчества, мастерская, уголок природы,

библиотека, уголок сенсомоторного развития, центр экспериментирования,

уголок музыкального развития, патриотический уголок. Такое размещение

связано

с

тем,

что

расположенные

рядом

столы

и

стулья

позволяют

использовать эти «функциональные помещения» как на занятиях, так и в

свободной деятельности, в индивидуальной работе с детьми, здесь каждый

ребенок всегда найдет, чем себя занять в свободной игровой деятельности.

Центр искусства и творчества стимулирует детей к опробованию и

реализации

творческих

способностей,

даёт

детям

возможность

получить

удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащать их тактильные

ощущения.

Целью центра творчества является формирование творческого

потенциала детей, формирование эстетического восприятия, воображения,

художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В

этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки

из пластилина, вырезая из бумаги и т. д.

Поддержав

инициативу

и

стремление

детей

были

созданы

такие

альбомы, как «Времена года глазами детей», «Хорошие и плохие поступки»,

«Я и моя семья», «Мое настроение».

Библиотекапредставляет

собой

столик

с

полочками

для

книг

и

иллюстраций

к

сказкам,

произведениям.

Библиотека

размещена

рядом

с

центром

творчества,

чтобы

дети

могли

рассматривать

книги

и

здесь

же

рисовать к ним иллюстрации. Все книги и иллюстрации обновляются 1 – 2

раза в месяц. Новые книги выставляются в соответствии с программой по

чтению.В повседневность введена «Игро-библиотека», То есть у ребенка есть

возможность

взять

интересующую

детскую

художественную

литературу,

энциклопедии, развивающие игрыи игрушки и т. д., а так же дети между

собой меняются своими играми, книгами.

Патриотический

уголок,

р а с п о л о ж е н р я д о м

с

ц е н т р о м

театрализованной

деятельности,

он

способствует

формированию

патриотических

чувств,

знакомит

детей

с

символикой

нашей

страны,

достопримечательностями села.

В центре театрализованной деятельности имеются:

атрибуты для организации театрализованных игр (фланелеграф,

ширмы),

различные декорации,

разнообразные виды театров: би-ба-бо, настольный, конусный,

баночный, на прищепках, театр на палочках),

музыкальный уголок.

При

организации

центра

театрализованной

деятельности

учитывались

инновационных

подходы,

способствующие

гармоничному

развитию и саморазвитию детей, успешной адаптации, развитии речи и всех

познавательных процессов.

В

центе

строительствадети

могут

конст руировать

к а к

фантастические,

так

и

реалистические

сооружения.

У

детейразвиваются

математические

способности,

а

такжесенсорика,

дети

приобретают

социальные навыки.

В игровом центревоспитатель подбирает материалы, которые дети

собирают

и

разбирают,

такие

как

головоломки

и

конструкторы,

разнообразные

дидактические

игры.

Такие

материалы

развивают

речь,

интеллектуальные способности, тонкую моторику и координацию.

В

центре

исследовательской

деятельностиимеются«Уголок

природы»расположен

непосредственно

у

окна

в

углу.«Уголок

природы»

(содержит значки, обозначающие приметы сезона, время года по методике

Л.А.Венгера), где дети ведут наблюдения за погодой и

ростом растений.

Выставляются

поделки,

коллективные

работы

из

природного

материала.

Здесь

же

размещена

«Лаборатория»

-

новый

элемент

развивающей

предметной

среды.

Она

создана

для

развития

у

детей

познавательного

интереса,

интереса

к

исследовательской

деятельности

и

способствует

формированию научного мировоззрения. «Лаборатория» содержит:

различные пустые емкости для исследований,

емкости с водой,

образцы почв,

сыпучих веществ,

линзы, губки, разносы, трубочки, палочки, ложечки,

весы и т. д.

В то же время «Лаборатория» - это база для специфической игровой

деятельности

ребенка

(работа

в

лаборатории

предполагает

превращение

детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения), что

дает детям прекрасную возможность для познавательных игр. Дети творят,

мыслят и общаются. Периодично размещаем стенды, альбомы или плакаты

коллективного изготовления «Берегите природу!», «Береги леса!» и т. д. В

уголке природы размещены краеведческие материалы (фотографии посёлка,

изображения

растений

и

животных,

времен

года).Периодично

«Уголок

природы»

обновляется.Цель

данного

центра:

обогащение

представлений

детей о многообразии природного мира, воспитание любви и бережного

отношения

к

природе,

приобщение

детей

к

уходу

за

растениями

и

животными, формирование начал экологической культуры.

В бытовой зонерасполагается уголок дежурства, который оформлен в

виде

цветика

семицветика,

каждый

цвет

цветка

обозначает

круг

определенных обязанностей, воспитатель помогает детям соответственно по

цветовой гамме одеть свои бейджики с надписью роли, которую сегодня

ребенок

будет

исполнять:

"эколог",

"счетовод",

"бармен",

"гардеробщик",

"миротворец",

"главный

строитель",

"директор

гаража"

и

др..

Цель:

формирование

умения

выполнять

обязанности

дежурных,

воспитывать

положительное отношение к труду, самостоятельность. Чтобы дети могли

самостоятельно определять дежурных, мы создали картотеку с предметными

картинками,

которые

каждый

день

выставляем

в

специальные

рамки.

Игровая зона позволяет создавать условия для творческой деятельности

детей,

развития

фантазии,

формирования

игровых

умений,

реализации

игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми.

В центре игровой зоны на полу находится ковёр – место сбора всех детей.

Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр,

подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей,

куклами, машинами, игрушечными дикими и домашними животными. Для

девочек должны быть швейные машинки, утюги, куклы, пупсы, игрушечный

домик для кукол; для мальчиков – наборы инструментов, солдатиков, военной

техники.

В

игровой

зоне

располагается уголок ряженья, способствующий

стимулировать

творческие

замыслы,

индивидуальные

творческие

проявления.

В

создании

театра

игрушек-самоделок

активное

участие

принимают сами дети.

В спальненаходятся кровати для дневного сна детей, а также уголок

для физкультурной формы, у каждого ребенка есть свой кармашек.

Пространство

дошкольного

учреждения

это

единая

система

педагогической деятельности, обеспечивающая индивидуальную траекторию

развития каждого воспитанника. Каждый компонент единого пространства

должен

быть

предназначен

для

детского

коллектива

в

целом,

при

этом

предоставлять

каждому

воспитаннику

возможность

проявлять

и

д е м о н с т р и р о в а т ь

с в о ю

и н д и в и д у а л ь н о с т ь

и

творчество.Индивидуализированная среда в данном случае служит не только

условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной

компетентности

воспитателя.

Педагогу

необходимо

по стоянно

импровизировать и в непосредственной, и в опосредованной деятельности.

Проектируя

и

создавая,

систематически

преобразовывая

предметно-

пространственную

среду,

направленную

на

обеспечение

индивидуальной

траектории ребенка, педагог постоянно учитывает особенности его развития,

определяет свою роль в ней относительно каждого воспитанника. Таким

образом, предметно – развивающая среда группы, организованная с учетом

индивидуализации

пространства

жизни

ребенка,

отличается

динамизмом.

Дети

чувствуют

себя

компетентными,

ответственными

и

стараются

максимально использовать свои возможности и навыки.Заботясь о здоровье и

всестороннем

воспитании

детей,

наши

педагоги

совместно

с

семьёй

стремятся

сделать

счастливым

детство

каждого

ребёнка

во

время

его

пребывания в детском саду.

Используемые источники

1.

Интернет - ресурс.

2.

Спиридонова, М.Н. Предметно – развивающая среда в развитии

игровой деятельности ребенка [Текст] // Воспитатель ДОУ. 2011. - № 7.

С. 59 – 61.

3.

От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная

программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы,

Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3- е изд., испр. и доп. – М.:

МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012. – 336 с.

4.

Подольская, О.А. Организация предметно – развивающей среды в ДОУ

[Текст] // Воспитатель ДОУ. 2012. - № 4. С. 28 – 33.



В раздел образования