Авторы: Халяпина Юлия Николаевна, Аксенова Елена Геннадьевна
Должность: старший воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа им.Н.М.Карамзина
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возрата
Тема: Организация экспериментальной деятельности с магнитом для детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города
Москвы «Школа им. Н.М. Карамзина»
Корпус № 6 « Андреевский»
Организация экспериментальной деятельности с магнитом для детей
старшего дошкольного возраста
Подготовила и провела:
воспитатель Е.Г. Аксенова
Москва 2017
Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста
через экспериментирование.
Задачи:
ОО Познавательное развитие
-Формировать представления детей о физическом явлении — магнетизм.
- Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его
свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон,
воду)
-Способствовать развитию у детей любознательности; развивать
мыслительные операции.
ОО Речевое развитие
- Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, компоненты устной
речи детей в различных формах и видах деятельности.
-Пополнить словарь детей терминами: «магнетизм», «полюса магнита»,
«притяжение».
ОО Художественно-эстетическое развитие
-. Развивать художественное восприятие при знакомстве с художественным
словом по теме «Магнит».
ОО Социально-коммуникативное развитие
- Формировать навыки безопасного обращения с предметами в ходе
проведения опытов.
- Развивать умение детей работать сообща, умение обсуждать,
договариваться.
Материалы и оборудование: магниты разной формы и разного размера,
железные предметы (скрепки, гвозди, шурупы и т.д.), предметы из др.
различных материалов( ткань, деревянный карандаш, резиновое кольцо,
пластмассовые пуговицы, кусочки аллюминивой и медной проволки
и.т.п.);две емкости с водой и песком; железная иголка, компас.
Ход деятельности:
Воспитатель:
-Прежде чем я вам предложу некоторые эксперименты с магнитами, я
предлагаю вам послушать легенду о магните.
В давние времена, поговаривали, что в далёкой стране Греция есть огромная
гора Ида. Однажды мимо этой горы брёл путник по имени Магнис. Он
заметил, что его сандалии, подбитые железными подковками, и деревянная
палка с железным наконечником липнут к чёрным камням, которые лежали
2
под ногами. Магнис перевернул палку наконечником вверх и убедился, что
дерево не притягивается к странным камням. И в народе стали называть
«камни Магнуса» или просто магнитом.
Воспитатель:
-Много секретов в себе хранит магнит
— «Наша задача — познакомиться поближе с этим удивительным камнем».
Показывать магнит детям, дает потрогать (какой на ощупь?
Гладкий, холодный), определяют вес (тяжелый — легкий?), цвет…
(Дети дают определение — «Магнит это камень, поверхность его
холодная, гладкая, имеет вес…и т.д.)
— «Какое еще свойство имеет магнит, отличающее его от обычных камней?»
Ответы детей…..
— «Ребята, как вы думаете, все ли предметы притягивает магнит?»
Ответы детей…
Опыт 1. Что притягивается к магниту?
Предложить детям выбрать из представленных предметов те, которые
притягиваются к магниту. ( см. фото 1)
Возьмем несколько предметов из разных материалов: деревянный карандаш,
железный гвоздь или гайку, резиновую игрушку, камешек, монетки, что-то из
алюминия или серебра и т.п. По очереди подносим магнит к каждому
предмету и узнаем, что магнит притягивает только железо
и не притягивает многие другие материалы, даже если это металлы.
(см. фото 2)
Здесь дети узнают, что металлические предметы делаются из разных
материалов и у них разные свойства. Предложить детям найти в группе
предметы, сделанные из железа.
( см. фото 3;)
Опыт 2. Действует ли магнит через препятствие?
-Сейчас мы это выясним опытным путем.
Эксперимент с твердыми препятствиями разной толщины
3
а) Положить в тарелку или на стол стальную монетку или гайку. Прикрыть
ее платком и поднести магнит. Платок поднимается на кончике магнита.
-Какой можем сделать вывод?
Магнит действует через тонкую ткань
б) взять магнитик на холодильник и положить на пластмассовое покрытие,
а под ним водить магнитом и смотреть, как магнит перемещается
на поверхности. ( см. фото 4)
Вывод:значит, магнит действует и через более толстое
препятствие(предложить кому то из детей так же попробовать)
в) А теперь попробуем увеличить толщину препятствия (можно делать
это постепенно с помощью журналов или сразу найти толстую книгу) и дети
смогут увидеть, что при увеличении расстояния до металлического
объекта сила притяжения ослабевает и постепенно вообще перестает
действовать.
Эксперимент с жидкостью
В стеклянную емкость с водой опускаем металлическую скрепку, а снаружи
подносим магнит и наблюдаем, как скрепка притягивается, и начинает
ходить по стенке вслед за магнитом. ( см.фото 5)
Вывод: Значит, в воде действует магнетизм.
Поделить детей на 2 команды:
1команда получает емкость с водой. В воду опускаем металлические
скрепки. (см. фото 6)
2 команда получает емкость с песком, так же в песок опускаем металлические
скрепки. (см.фото 7)
Командам предлагается достать скрепки из своих емкостей, но при этом, не
трогая воду и песок руками. Можно пользоваться « помощниками», на
подносе предметы: сито, ложка с дырками, веревочка, деревянные ложки и
т.п., а также магниты.
Побуждать детей догадаться, что легче всего это сделать при помощи
магнита. ( см. фото 8)
4
После эксперимента с песком и водой, делаем вывод, что магнетизм
действует и через песок и через воду.
Опыт 3. Открываем полюса магнитов
-Если мы рассмотрим магнит ,то увидим на нем разные обозначения. Иногда
это буквы, а иногда разные стороны обозначены разным цветом. Это
северный и южный полюса магнита.
-Предложить детям проверить, как дружат разные стороны магнита.
Дети с интересом узнает, что разные полюса притягиваются,
а одинаковые отталкиваются. Показать на примере.(см. фото 9)
Физкультминутка:
«Притягивает, не притягивает»
- Ребята, я буду вам называть различные предметы, если этот предмет
притягивается магнитом, то вы будете хлопать, если не притягивается
магнитом – топать.
Опыт 4. Как магнит передает свои свойства железу?
-А сейчас мы с вами увидим, как магнит не только притягивает сам, но и
передает свои свойства железу, которое с ним соприкасается.
Дети делятся на 2-3команды. Получают магниты и к этим магнитам подносят
скрепку к ней следующую и так одну задругой , пока у них не получится
цепочка из скрепок.
Вместе выясняем почему так получилось?( подводить к тому, что каждая
скрепка намагничивается от предыдущей и сама становится магнитом)
Сравнить по сколько скрепок в цепочке у каждой команды ( почему,
подводить к тому чтобы дети заметили, что у них были разные
магниты, найти закономерность, что чем больше- сильнее магнит, тем
больше к нему примагнитилось скрепок и наоборот)
(см.фото10;11)
Потом попросить убрать магнит, увидим, что цепочка рассыпалась.
(Не спешим заканчивать эксперимент. )
5
Теперь нужно попробовать примагнитить одну скрепку к другой. Так дети
обнаружит, что даже без магнита они немного притягиваются друг к другу.
Опыт 5. Делаем магнитный компас
-Мы с вами говорили, что у магнита два полюса?
-Какие?(ответы)
- Вот сегодня мы научимся сами делать компас, который будет показывать
направления на север и юг .
-Чтобы смастерить самодельный компас, достаточно магнита, швейной иглы,
кусочка пенопласта или пробки и тарелки с водой. Берем магнит и проводим
им по поверхности иглы 20-30 раз в одну сторону. Так вы намагнитите
иголку. (см. фото 12)
Теперь просто проткнем иголкой плоский кусок пенопласта или пробки
и пустим в свободное плавание по воде в тарелке. Через некоторое время
иголка примет положение Север-Юг.
А каким прибором можно проверить, что наш самодельный прибор верный?
(ответы ..компасом)
-Достать настоящий компас и проверить совпадают ли направления стрелок,
указывающих на Север и Юг.( см. фото 13)
А кто как думает , что заставляет стрелки указывать в данном направлении
Может быть магнит? А где он спрятан(постараться подвести детей к выводу,
что этот магнит наш –земной шар. Один полюс у него на севере, в а другой
на –юге)
Подведение итога экспериментирования.
- Скажите пожалуйста, что вы сегодня узнали о магнитах?(ответы…)
-А теперь давайте просто поиграем с этими забавными магнитами.
Предложить с помощью самого большого магнита соорудить «железную
скульптуру» из разных металлических предметов примагничивая их к
магниту.(см.фото 14)
Далее в свободное время можно организовать динамическую паузу:
перенести на магните металлический шарик.
6
Используемая литература:
- «Большая книга увлекательных опытов.Научные игры и головоломки»/пер.с
англ.В.Н.Булгакова –М.:АСТ:Астрель,2011
- «Большая книга опытов и экспериментов для детей и взрослых» Вайткене
Л.Ф., М:АСТ 2016г., Москва
- Неизведанное рядом «Опыты и экспериментирование для дошкольников»
О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина ТЦ Сфера, Москва,2013
7