Напоминание

Организация экспериментальной деятельности с магнитом для детей старшего дошкольного возраста


Авторы: Халяпина Юлия Николаевна, Аксенова Елена Геннадьевна
Должность: старший воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа им.Н.М.Карамзина
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возрата
Тема: Организация экспериментальной деятельности с магнитом для детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города

Москвы «Школа им. Н.М. Карамзина»

Корпус № 6 « Андреевский»

Организация экспериментальной деятельности с магнитом для детей

старшего дошкольного возраста

Подготовила и провела:

воспитатель Е.Г. Аксенова

Москва 2017

Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста

через экспериментирование.

Задачи:

ОО Познавательное развитие

-Формировать представления детей о физическом явлении — магнетизм.

- Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его

свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон,

воду)

-Способствовать развитию у детей любознательности; развивать

мыслительные операции.

ОО Речевое развитие

- Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, компоненты устной

речи детей в различных формах и видах деятельности.

-Пополнить словарь детей терминами: «магнетизм», «полюса магнита»,

«притяжение».

ОО Художественно-эстетическое развитие

-. Развивать художественное восприятие при знакомстве с художественным

словом по теме «Магнит».

ОО Социально-коммуникативное развитие

- Формировать навыки безопасного обращения с предметами в ходе

проведения опытов.

- Развивать умение детей работать сообща, умение обсуждать,

договариваться.

Материалы и оборудование: магниты разной формы и разного размера,

железные предметы (скрепки, гвозди, шурупы и т.д.), предметы из др.

различных материалов( ткань, деревянный карандаш, резиновое кольцо,

пластмассовые пуговицы, кусочки аллюминивой и медной проволки

и.т.п.);две емкости с водой и песком; железная иголка, компас.

Ход деятельности:

Воспитатель:

-Прежде чем я вам предложу некоторые эксперименты с магнитами, я

предлагаю вам послушать легенду о магните.

В давние времена, поговаривали, что в далёкой стране Греция есть огромная

гора Ида. Однажды мимо этой горы брёл путник по имени Магнис. Он

заметил, что его сандалии, подбитые железными подковками, и деревянная

палка с железным наконечником липнут к чёрным камням, которые лежали

2

под ногами. Магнис перевернул палку наконечником вверх и убедился, что

дерево не притягивается к странным камням. И в народе стали называть

«камни Магнуса» или просто магнитом.

Воспитатель:

-Много секретов в себе хранит магнит

— «Наша задача — познакомиться поближе с этим удивительным камнем».

Показывать магнит детям, дает потрогать (какой на ощупь?

Гладкий, холодный), определяют вес (тяжелый — легкий?), цвет…

(Дети дают определение — «Магнит это камень, поверхность его

холодная, гладкая, имеет вес…и т.д.)

— «Какое еще свойство имеет магнит, отличающее его от обычных камней?»

Ответы детей…..

— «Ребята, как вы думаете, все ли предметы притягивает магнит?»

Ответы детей…

Опыт 1. Что притягивается к магниту?

Предложить детям выбрать из представленных предметов те, которые

притягиваются к магниту. ( см. фото 1)

Возьмем несколько предметов из разных материалов: деревянный карандаш,

железный гвоздь или гайку, резиновую игрушку, камешек, монетки, что-то из

алюминия или серебра и т.п. По очереди подносим магнит к каждому

предмету и узнаем, что магнит притягивает только железо

и не притягивает многие другие материалы, даже если это металлы.

(см. фото 2)

Здесь дети узнают, что металлические предметы делаются из разных

материалов и у них разные свойства. Предложить детям найти в группе

предметы, сделанные из железа.

( см. фото 3;)

Опыт 2. Действует ли магнит через препятствие?

-Сейчас мы это выясним опытным путем.

Эксперимент с твердыми препятствиями разной толщины

3

а) Положить в тарелку или на стол стальную монетку или гайку. Прикрыть

ее платком и поднести магнит. Платок поднимается на кончике магнита.

-Какой можем сделать вывод?

Магнит действует через тонкую ткань

б) взять магнитик на холодильник и положить на пластмассовое покрытие,

а под ним водить магнитом и смотреть, как магнит перемещается

на поверхности. ( см. фото 4)

Вывод:значит, магнит действует и через более толстое

препятствие(предложить кому то из детей так же попробовать)

в) А теперь попробуем увеличить толщину препятствия (можно делать

это постепенно с помощью журналов или сразу найти толстую книгу) и дети

смогут увидеть, что при увеличении расстояния до металлического

объекта сила притяжения ослабевает и постепенно вообще перестает

действовать.

Эксперимент с жидкостью

В стеклянную емкость с водой опускаем металлическую скрепку, а снаружи

подносим магнит и наблюдаем, как скрепка притягивается, и начинает

ходить по стенке вслед за магнитом. ( см.фото 5)

Вывод: Значит, в воде действует магнетизм.

Поделить детей на 2 команды:

1команда получает емкость с водой. В воду опускаем металлические

скрепки. (см. фото 6)

2 команда получает емкость с песком, так же в песок опускаем металлические

скрепки. (см.фото 7)

Командам предлагается достать скрепки из своих емкостей, но при этом, не

трогая воду и песок руками. Можно пользоваться « помощниками», на

подносе предметы: сито, ложка с дырками, веревочка, деревянные ложки и

т.п., а также магниты.

Побуждать детей догадаться, что легче всего это сделать при помощи

магнита. ( см. фото 8)

4

После эксперимента с песком и водой, делаем вывод, что магнетизм

действует и через песок и через воду.

Опыт 3. Открываем полюса магнитов

-Если мы рассмотрим магнит ,то увидим на нем разные обозначения. Иногда

это буквы, а иногда разные стороны обозначены разным цветом. Это

северный и южный полюса магнита.

-Предложить детям проверить, как дружат разные стороны магнита.

Дети с интересом узнает, что разные полюса притягиваются,

а одинаковые отталкиваются. Показать на примере.(см. фото 9)

Физкультминутка:

«Притягивает, не притягивает»

- Ребята, я буду вам называть различные предметы, если этот предмет

притягивается магнитом, то вы будете хлопать, если не притягивается

магнитом – топать.

Опыт 4. Как магнит передает свои свойства железу?

-А сейчас мы с вами увидим, как магнит не только притягивает сам, но и

передает свои свойства железу, которое с ним соприкасается.

Дети делятся на 2-3команды. Получают магниты и к этим магнитам подносят

скрепку к ней следующую и так одну задругой , пока у них не получится

цепочка из скрепок.

Вместе выясняем почему так получилось?( подводить к тому, что каждая

скрепка намагничивается от предыдущей и сама становится магнитом)

Сравнить по сколько скрепок в цепочке у каждой команды ( почему,

подводить к тому чтобы дети заметили, что у них были разные

магниты, найти закономерность, что чем больше- сильнее магнит, тем

больше к нему примагнитилось скрепок и наоборот)

(см.фото10;11)

Потом попросить убрать магнит, увидим, что цепочка рассыпалась.

(Не спешим заканчивать эксперимент. )

5

Теперь нужно попробовать примагнитить одну скрепку к другой. Так дети

обнаружит, что даже без магнита они немного притягиваются друг к другу.

Опыт 5. Делаем магнитный компас

-Мы с вами говорили, что у магнита два полюса?

-Какие?(ответы)

- Вот сегодня мы научимся сами делать компас, который будет показывать

направления на север и юг .

-Чтобы смастерить самодельный компас, достаточно магнита, швейной иглы,

кусочка пенопласта или пробки и тарелки с водой. Берем магнит и проводим

им по поверхности иглы 20-30 раз в одну сторону. Так вы намагнитите

иголку. (см. фото 12)

Теперь просто проткнем иголкой плоский кусок пенопласта или пробки

и пустим в свободное плавание по воде в тарелке. Через некоторое время

иголка примет положение Север-Юг.

А каким прибором можно проверить, что наш самодельный прибор верный?

(ответы ..компасом)

-Достать настоящий компас и проверить совпадают ли направления стрелок,

указывающих на Север и Юг.( см. фото 13)

А кто как думает , что заставляет стрелки указывать в данном направлении

Может быть магнит? А где он спрятан(постараться подвести детей к выводу,

что этот магнит наш –земной шар. Один полюс у него на севере, в а другой

на –юге)

Подведение итога экспериментирования.

- Скажите пожалуйста, что вы сегодня узнали о магнитах?(ответы…)

-А теперь давайте просто поиграем с этими забавными магнитами.

Предложить с помощью самого большого магнита соорудить «железную

скульптуру» из разных металлических предметов примагничивая их к

магниту.(см.фото 14)

Далее в свободное время можно организовать динамическую паузу:

перенести на магните металлический шарик.

6

Используемая литература:

- «Большая книга увлекательных опытов.Научные игры и головоломки»/пер.с

англ.В.Н.Булгакова –М.:АСТ:Астрель,2011

- «Большая книга опытов и экспериментов для детей и взрослых» Вайткене

Л.Ф., М:АСТ 2016г., Москва

- Неизведанное рядом «Опыты и экспериментирование для дошкольников»

О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина ТЦ Сфера, Москва,2013

7



В раздел образования