Напоминание

САМОБЫТНОСТЬ РУССКОГО КОСТЮМА


Автор: Борисова Татьяна Дмитриевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: Центр развития ребёнка № 2
Населённый пункт: волгоград
Наименование материала: статья
Тема: САМОБЫТНОСТЬ РУССКОГО КОСТЮМА
Раздел: дошкольное образование





Назад




Центр развития ребёнка № 2 Центрального района Волгограда

ТЕАТР РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА

«УМЕЛИЦА»

«

Кто

придумал

на

Руси

сарафаны

эти

?

Хоть

полсвета

обойди

,

нет

красивей

в

свете

!

Кто

соткал

такой

узор

?

То

душа

народа

.

Кто

украсил

полотно

?

Русская

природа

.

Это

промыслы

моей

умелицы

России

,

Песни

дивные

вплели

в

нити

золотые

В представлении театра заложена идея показать синтез красоты,

самобытности русского костюма,

природы,

труда и быта,

мастерства

русских умельцев

и

связи прошлого с современностью.

В номере использованы предметы русского быта:

коромысла,

вёдра,

коса,

ложки, расписные ворота.

Описание номера:

утро,

как и водится,

начинается с крика петуха

.

Ворота

открывает

дымковский

петушок

(ребёнок)

с

рукотворными

петушками -поделками и начинает свой петушиный танец,

пробуждая всю

округу громкими криками.

За ним из ворот спешит «водоносица» с коромыслами на плече –

дымковская

барышня

в

юбке-колоколе,

в

кокошнике,

украшенном

дымковской

росписью:

кругами,

кольцами,

извилистыми

линиями,

затем

вторая в ещё более ярком костюме.

Поочерёдно,

затем вдвоём, показывают

своё мастерство носить воду, не проливая, ловко справляться с вёдрами, при

этом

музыкально двигаться (р.

н.

песня «Ой,

Марьюшка,

воду носит,

коромысла вьются»)

.

На смену им спешит «Марьюшка» - девочка в костюме Воронежской

губернии Острогожского уезда,

состоящем из юбки-понёвы (чёрнозёмного

цвета,

с полосами -

земельными наделами), вышитой орнаментом рубашки,

фартука -

завесочки, сороки с подзатыльней.

Продолжает

девочка

в

костюме

Нижегородского

уезда,

это

сарафановый

комплект

с

душегреей

и

девичьей

повязкой

на

голове,

жемчужными

бусами

на

шее.

Показывает

умение

красиво

двигаться

в

сарафане, стать красавицы -голубушки, красной девицы.

Меняется музыкальный фон

.

Это зажигательная мелодия «Хохлома»

.

Вихрем

из

ворот

несутся

«хохломские

красавицы»

в

сарафановых

комплектах.

В кокошниках,

с яркими лентами в косах и яркими (большими

бутафорскими

) ложками,

расписанными

в

стиле

хохломской

росписи.

Пляшут и показывают действия с ложками.

Продолжает, показавшийся «косарь» с косой в руках

. Он

размашисто ,

широко расставив ноги, « косит» траву.

Смахнув набежавший пот рукавом,

оставляет косу и пускается в пляс,

выписывая разные «коленца» («лихо-горе

нипочём – ноги ходят калачом»). Но «делу – время,

а потехе – час» , снова

берётся за работу.

Веселье сменяется лирической,

напевной песней «Сказочная Гжель».

Из ворот, словно «Павушки», выплывают одна за другой девицы в сарафанах

из

бело-голубых

цветов,

кокошниках,

аппликационно

украшенных

гжельскими узорами, позументом, бисером, бусами.

Характер

движений

соответствует

настроению

музыкального

сопровождения и светлого образа в узорах знаменитой росписи.

Плавными

припаданиями, показывая скромность и сдержанность, девочки кружатся,

взмахивая рукавом, как крылышком сказочной птицы-гжели.

Хоровод выстаивается клином – с двух сторон от ворот к улице.

В цент

выходят

дети

– демонстрирующие

основу

коллекции,

костюмы,

изготов-

ленные

по

фото

и

видео

из

Русского

музея.

Это

костюм

Воронежской,

Нижегородской губерний и традиционный мужской костюм.

Красота и самобытность костюмов, предполагает и умение его носить.

Это лёгкий игривый ход,

приплясывая,

красиво поводя руками,

с

высоко

поднятой головкой.

Кружатся,

ещё раз демонстрируя костюм во всей красе.

Весь

хоровод

выстраивается

на

фоне

основных

костюмов

и

ещё

раз

демонстрирует

свой

наряд.

Покружившись,

исполняют

сложный

русский

поклон (правая

рука поднимается вверх,

вправо-в

строну,

закрывается к

плечу и низко кланяются) . Под веселую р.н.

мелодию спешат быстрым,

мелким ходом за хороводницей, проходят в воротца из коромысел,

которые

подняты петушком и косарём,

выполняют хоровод-змейку и скрываются за

расписными воротами, откуда начиналось всё действие. Косарь, придерживая

2-х девиц за талию, выводит их ещё раз на поклон.

Продолжительность

театрализованного

действия

– 5

минут

.

Музыкальное

сопровождение

– 7

фрагментов

русских

народных

мелодий

в

исполнении

оркестров

народных

инструментов

,

русского

народного

хора

им

.

М

.

Пятницкого

и

песни

«

Гжель

»,

музыка

В

.

Темнова

,

стихи

О

Левицкого

.



В раздел образования