Автор: Борисова Татьяна Дмитриевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: Центр развития ребёнка № 2
Населённый пункт: волгоград
Наименование материала: статья
Тема: САМОБЫТНОСТЬ РУССКОГО КОСТЮМА
Раздел: дошкольное образование
Центр развития ребёнка № 2 Центрального района Волгограда
ТЕАТР РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА
«УМЕЛИЦА»
«
Кто
придумал
на
Руси
сарафаны
эти
?
Хоть
полсвета
обойди
,
нет
красивей
в
свете
!
Кто
соткал
такой
узор
?
То
душа
народа
.
Кто
украсил
полотно
?
Русская
природа
.
Это
промыслы
моей
умелицы
России
,
Песни
дивные
вплели
в
нити
золотые
!»
В представлении театра заложена идея показать синтез красоты,
самобытности русского костюма,
природы,
труда и быта,
мастерства
русских умельцев
и
связи прошлого с современностью.
В номере использованы предметы русского быта:
коромысла,
вёдра,
коса,
ложки, расписные ворота.
Описание номера:
утро,
как и водится,
начинается с крика петуха
.
Ворота
открывает
дымковский
петушок
(ребёнок)
с
рукотворными
петушками -поделками и начинает свой петушиный танец,
пробуждая всю
округу громкими криками.
За ним из ворот спешит «водоносица» с коромыслами на плече –
дымковская
барышня
в
юбке-колоколе,
в
кокошнике,
украшенном
дымковской
росписью:
кругами,
кольцами,
извилистыми
линиями,
затем
вторая в ещё более ярком костюме.
Поочерёдно,
затем вдвоём, показывают
своё мастерство носить воду, не проливая, ловко справляться с вёдрами, при
этом
музыкально двигаться (р.
н.
песня «Ой,
Марьюшка,
воду носит,
коромысла вьются»)
.
На смену им спешит «Марьюшка» - девочка в костюме Воронежской
губернии Острогожского уезда,
состоящем из юбки-понёвы (чёрнозёмного
цвета,
с полосами -
земельными наделами), вышитой орнаментом рубашки,
фартука -
завесочки, сороки с подзатыльней.
Продолжает
девочка
в
костюме
Нижегородского
уезда,
это
сарафановый
комплект
с
душегреей
и
девичьей
повязкой
на
голове,
жемчужными
бусами
на
шее.
Показывает
умение
красиво
двигаться
в
сарафане, стать красавицы -голубушки, красной девицы.
Меняется музыкальный фон
.
Это зажигательная мелодия «Хохлома»
.
Вихрем
из
ворот
несутся
«хохломские
красавицы»
в
сарафановых
комплектах.
В кокошниках,
с яркими лентами в косах и яркими (большими
бутафорскими
) ложками,
расписанными
в
стиле
хохломской
росписи.
Пляшут и показывают действия с ложками.
Продолжает, показавшийся «косарь» с косой в руках
. Он
размашисто ,
широко расставив ноги, « косит» траву.
Смахнув набежавший пот рукавом,
оставляет косу и пускается в пляс,
выписывая разные «коленца» («лихо-горе
нипочём – ноги ходят калачом»). Но «делу – время,
а потехе – час» , снова
берётся за работу.
Веселье сменяется лирической,
напевной песней «Сказочная Гжель».
Из ворот, словно «Павушки», выплывают одна за другой девицы в сарафанах
из
бело-голубых
цветов,
кокошниках,
аппликационно
украшенных
гжельскими узорами, позументом, бисером, бусами.
Характер
движений
соответствует
настроению
музыкального
сопровождения и светлого образа в узорах знаменитой росписи.
Плавными
припаданиями, показывая скромность и сдержанность, девочки кружатся,
взмахивая рукавом, как крылышком сказочной птицы-гжели.
Хоровод выстаивается клином – с двух сторон от ворот к улице.
В цент
выходят
дети
– демонстрирующие
основу
коллекции,
костюмы,
изготов-
ленные
по
фото
и
видео
из
Русского
музея.
Это
костюм
Воронежской,
Нижегородской губерний и традиционный мужской костюм.
Красота и самобытность костюмов, предполагает и умение его носить.
Это лёгкий игривый ход,
приплясывая,
красиво поводя руками,
с
высоко
поднятой головкой.
Кружатся,
ещё раз демонстрируя костюм во всей красе.
Весь
хоровод
выстраивается
на
фоне
основных
костюмов
и
ещё
раз
демонстрирует
свой
наряд.
Покружившись,
исполняют
сложный
русский
поклон (правая
рука поднимается вверх,
вправо-в
строну,
закрывается к
плечу и низко кланяются) . Под веселую р.н.
мелодию спешат быстрым,
мелким ходом за хороводницей, проходят в воротца из коромысел,
которые
подняты петушком и косарём,
выполняют хоровод-змейку и скрываются за
расписными воротами, откуда начиналось всё действие. Косарь, придерживая
2-х девиц за талию, выводит их ещё раз на поклон.
Продолжительность
театрализованного
действия
– 5
минут
.
Музыкальное
сопровождение
– 7
фрагментов
русских
народных
мелодий
в
исполнении
оркестров
народных
инструментов
,
русского
народного
хора
им
.
М
.
Пятницкого
и
песни
«
Гжель
»,
музыка
В
.
Темнова
,
стихи
О
Левицкого
.