Напоминание

"Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста".


Автор: Михайлова Людмила Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида "Берёзка"
Населённый пункт: п.г.т.Федоровский Сургутский район
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей.

Тема: «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного

возраста».

Цель:

- заинтересовать родителей данной проблемой;

- дать родителям знания о значении воспитания патриотических чувств в

развитии ребёнка дошкольного возраста.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не

может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным

местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности, совсем

окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.

Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей,

интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает

большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с

настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно

услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о

том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с

дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все начинается с детства»- Как

нельзя больше относиться к данному вопросу. Задумаюсь об истоках

патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и

дерево под окном, и родные напевы.

С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки

открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют

надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса

Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают

ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ

считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У

каждого народа свои сказки, и все они по-своему, со свойственным данному

народу колориту передают от поколения к поколению эти нравственные

ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ и

ненавидеть то, что ненавидит народ. «Это первые блестящие попытки

русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы

кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическими

гениями народа».

Загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости

воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и

глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки

формируют начало любви к своему народу, к своей стране.

Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес,

поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок

переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры,

любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес,

речку своими, родными, остающимися в памяти на всю жизнь.

Так общественное и природное окружение выступает в роли первого

педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку

трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное.

Он может не увидеть главное, или принять за главное нетипичное,

второстепенное. «Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет

корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении

нескольких десятилетий, так и учитель должен заботиться о воспитании у

своих детей чувства безграничной любви к Родине. Без помощи взрослого

детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город,

село, лес, река, которые ребенок видит каждый день – это и есть его Родина.

При воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в

детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с

ними о том, что их интересует. Принято считать, что воспитание у детей

патриотических чувств происходит в следующей последовательности:

сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду,

затем к городу, ко всей стране. Однако неверно полагать, что воспитывая

любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К

сожалению известны случаи, когда преданность своему дому, своей семье

уживается с безразличием к судьбе Родины и даже с предательством.

Важным средством патриотического воспитания является

приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать

профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибшим

войнам, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов,

участников воин. Неизменно живет в народе традиция чтить память

погибших воинов. Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже способен

переживать ненависть, обиду не только за себя лично. Пусть он поплачет,

слушая рассказ о мальчике, которого фашисты повесили на глазах у матери, о

солдате, который с последней гранатой бросился под фашистский танк. Не

нужно ограждать детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят

нервную систему ребенка, а являются началом патриотических чувств.

Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку.

Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит

радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в

сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его

нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига. Педагог,

может посоветовать родителям, рассказывать детям о своей работе, о том, что

они делают, и для чего это нужно.

При ознакомлении детей с трудом взрослых очень важно показать им

общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично к

какому-то человеку, но и всей стране. Наиболее наглядно это можно сделать,

рассказывая о труде хлебороба. Рассказы о героическом труде, о преданности

делу, о самоотверженности и смелости помогает воспитывать гордость за

человека – труженика. В патриотическом воспитании детей велика роль книг

о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка,

рождает стремление к подражанию.

Читая детям рассказ, стихотворение, важно своими интонациями,

логическими ударениями передать кульминационные моменты в

произведении, заставить их волноваться и радоваться. Беседовать после

чтения, надо с большой осторожностью, чтобы не разрушить, а укрепить

эмоциональное воздействие. Например, детям прочли стихотворение

«Почему маму прозвали, Гришкой» мужественная, ловкая, умная девушка

вызывает восхищение, дети волнуются за неё и радуются, когда ей удается

уйти от врага. Не нужно задавать много вопросов по тексту этого

произведения. Но важно, чтобы все они были направлены не на изложение

содержания сюжета, а на эмоциональные моменты «Когда вы слушали

рассказ, вам было немного страшно?», «А когда вы обрадовались?», «Какое

место в рассказе вам больше всего запомнилось?». После ответов детей

можно прочесть произведение еще раз.

Одна из любимых книг детей – книга Льва Кассиля «Твои защитники».

Каждый рассказ в ней пример героизма.

Любить Родину – это и знать её. Что может знать о своей стране

ребенок, какие знания нужны ему, чтобы первое чувство любви к отечеству

стало осознанным и прочным? Прежде всего, ребенку нужно знать о

сегодняшней жизни Родины. Примеры трудовых подвигов людей во имя

благополучия и славы Родины, традиции, с которыми педагог знакомит детей,

помогают им осознать патриотизм, как чувство проявляющееся каждодневно.

Очень важно для воспитания патриотических чувств и исторические знания.

Обращение к литературе, искусству прошлого, так же как и к истории, - это

обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и

уважает накопленное, и сохраненное предыдущими поколениями, может

стать подлинными патриотами.

Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она

выражается не только в стремлении больше узнать о ней, но и в желании,

потребности трудиться, на благо отечества,

бережно относиться к его богатствам. Роль

самостоятельной трудовой деятельности

в воспитании будущего гражданина чрезвычайно

важна. Дела ребенка дошкольника невелики и не

сложны, однако они имеют большое значение для

формирования его личности. Нужно поощрять

самостоятельную деятельность детей, мотивом

которой является желание сделать, что - то для

коллектива, для детского сада. Не всегда ребята

могут сами сообразить, что и как делать. Вот

здесь и нужна помощь взрослого, его совет,

пример. Весной организуется воскресник по уборке и озеленению двора,

улицы на которой живет ребенок. «Бери сынок, лопату, пойдем работать», -

говорит отец. И непременно, на следующий день, придя в детский сад, сын с

гордостью скажет: «А мы вчера с папой посадили дерево в нашем дворе».

Участие в общих делах воспитывает в ребенке хозяина своей страны.

Хозяина любящего, заботливого. Труд с общественной мотивацией нужно

организовать и в детском саду и дома так, чтобы он был систематическим, а

не от случая к случаю. Ребенок должен иметь постоянные поручения, не

только по самообслуживанию, но и для пользы других, всего коллектива.

Важно только, чтобы этот труд действительно имел реальное значение для

окружающих, не был надуманным. Все сказанное имеет прямое отношение к

воспитанию патриотических чувств у детей.



В раздел образования