Автор: Михайлова Людмила Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида "Берёзка"
Населённый пункт: п.г.т.Федоровский Сургутский район
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей.
Тема: «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного
возраста».
Цель:
- заинтересовать родителей данной проблемой;
- дать родителям знания о значении воспитания патриотических чувств в
развитии ребёнка дошкольного возраста.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не
может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным
местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности, совсем
окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.
Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей,
интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает
большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с
настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно
услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о
том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с
дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все начинается с детства»- Как
нельзя больше относиться к данному вопросу. Задумаюсь об истоках
патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и
дерево под окном, и родные напевы.
С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки
открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют
надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса
Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают
ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ
считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У
каждого народа свои сказки, и все они по-своему, со свойственным данному
народу колориту передают от поколения к поколению эти нравственные
ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ и
ненавидеть то, что ненавидит народ. «Это первые блестящие попытки
русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы
кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическими
гениями народа».
Загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости
воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и
глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки
формируют начало любви к своему народу, к своей стране.
Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес,
поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок
переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры,
любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес,
речку своими, родными, остающимися в памяти на всю жизнь.
Так общественное и природное окружение выступает в роли первого
педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку
трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное.
Он может не увидеть главное, или принять за главное нетипичное,
второстепенное. «Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет
корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении
нескольких десятилетий, так и учитель должен заботиться о воспитании у
своих детей чувства безграничной любви к Родине. Без помощи взрослого
детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город,
село, лес, река, которые ребенок видит каждый день – это и есть его Родина.
При воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в
детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с
ними о том, что их интересует. Принято считать, что воспитание у детей
патриотических чувств происходит в следующей последовательности:
сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду,
затем к городу, ко всей стране. Однако неверно полагать, что воспитывая
любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К
сожалению известны случаи, когда преданность своему дому, своей семье
уживается с безразличием к судьбе Родины и даже с предательством.
Важным средством патриотического воспитания является
приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать
профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибшим
войнам, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов,
участников воин. Неизменно живет в народе традиция чтить память
погибших воинов. Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже способен
переживать ненависть, обиду не только за себя лично. Пусть он поплачет,
слушая рассказ о мальчике, которого фашисты повесили на глазах у матери, о
солдате, который с последней гранатой бросился под фашистский танк. Не
нужно ограждать детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят
нервную систему ребенка, а являются началом патриотических чувств.
Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку.
Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит
радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в
сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его
нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига. Педагог,
может посоветовать родителям, рассказывать детям о своей работе, о том, что
они делают, и для чего это нужно.
При ознакомлении детей с трудом взрослых очень важно показать им
общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично к
какому-то человеку, но и всей стране. Наиболее наглядно это можно сделать,
рассказывая о труде хлебороба. Рассказы о героическом труде, о преданности
делу, о самоотверженности и смелости помогает воспитывать гордость за
человека – труженика. В патриотическом воспитании детей велика роль книг
о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка,
рождает стремление к подражанию.
Читая детям рассказ, стихотворение, важно своими интонациями,
логическими ударениями передать кульминационные моменты в
произведении, заставить их волноваться и радоваться. Беседовать после
чтения, надо с большой осторожностью, чтобы не разрушить, а укрепить
эмоциональное воздействие. Например, детям прочли стихотворение
«Почему маму прозвали, Гришкой» мужественная, ловкая, умная девушка
вызывает восхищение, дети волнуются за неё и радуются, когда ей удается
уйти от врага. Не нужно задавать много вопросов по тексту этого
произведения. Но важно, чтобы все они были направлены не на изложение
содержания сюжета, а на эмоциональные моменты «Когда вы слушали
рассказ, вам было немного страшно?», «А когда вы обрадовались?», «Какое
место в рассказе вам больше всего запомнилось?». После ответов детей
можно прочесть произведение еще раз.
Одна из любимых книг детей – книга Льва Кассиля «Твои защитники».
Каждый рассказ в ней пример героизма.
Любить Родину – это и знать её. Что может знать о своей стране
ребенок, какие знания нужны ему, чтобы первое чувство любви к отечеству
стало осознанным и прочным? Прежде всего, ребенку нужно знать о
сегодняшней жизни Родины. Примеры трудовых подвигов людей во имя
благополучия и славы Родины, традиции, с которыми педагог знакомит детей,
помогают им осознать патриотизм, как чувство проявляющееся каждодневно.
Очень важно для воспитания патриотических чувств и исторические знания.
Обращение к литературе, искусству прошлого, так же как и к истории, - это
обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и
уважает накопленное, и сохраненное предыдущими поколениями, может
стать подлинными патриотами.
Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она
выражается не только в стремлении больше узнать о ней, но и в желании,
потребности трудиться, на благо отечества,
бережно относиться к его богатствам. Роль
самостоятельной трудовой деятельности
в воспитании будущего гражданина чрезвычайно
важна. Дела ребенка дошкольника невелики и не
сложны, однако они имеют большое значение для
формирования его личности. Нужно поощрять
самостоятельную деятельность детей, мотивом
которой является желание сделать, что - то для
коллектива, для детского сада. Не всегда ребята
могут сами сообразить, что и как делать. Вот
здесь и нужна помощь взрослого, его совет,
пример. Весной организуется воскресник по уборке и озеленению двора,
улицы на которой живет ребенок. «Бери сынок, лопату, пойдем работать», -
говорит отец. И непременно, на следующий день, придя в детский сад, сын с
гордостью скажет: «А мы вчера с папой посадили дерево в нашем дворе».
Участие в общих делах воспитывает в ребенке хозяина своей страны.
Хозяина любящего, заботливого. Труд с общественной мотивацией нужно
организовать и в детском саду и дома так, чтобы он был систематическим, а
не от случая к случаю. Ребенок должен иметь постоянные поручения, не
только по самообслуживанию, но и для пользы других, всего коллектива.
Важно только, чтобы этот труд действительно имел реальное значение для
окружающих, не был надуманным. Все сказанное имеет прямое отношение к
воспитанию патриотических чувств у детей.