Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре коми народа.
Автор: Канева Татьяна Елизаровна Должность: вопитатель Учебное заведение: МБОУ "НШДС" с.Колва Населённый пункт: село Колва Наименование материала: статья Тема: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре коми народа. Раздел: дошкольное образование
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре коми народа.
Национальная культура, ее традиции являются механизмом, с помощью которого
происходит сохранение, воспроизводство и передача последующим поколениям тех
национально-культурных ценностей, которые определяют ее самобытные черты.
Многими педагогами, психологами, писателями, общественными деятелями не
раз отмечалось, насколько национальная культура близка детям и, по сути, является
первым шагом в освоении богатств мировой сокровищницы.
Сохранение
и
развитие
коми
традиционной
культуры,
обе спечение
преемственности
в
передаче
этнокультурных
ценностей
является
сегодня
приоритетным направлением государственной политики в Республике Коми.
Дошкольное
образование,
как
одна
из
ключевых
подсистем
всей
системы
образования,
дает
возможность
подрастающему
поколению
не
только
приобретать
знания,
но
и
ориентирует
их
на
определение
жизненных,
социальных
ценностей,
выработку мировоззренческой позиции.
Задача воспитателей донести до воспитанников, что они являются носителями
национальной культуры, национальных традиций коми народа и в этом нам помогает
наш мини - музей «Коми керка», который уже существует в МАДОУ «Детский сад №
23» г. Усинска 14 лет. Благодаря сотрудникам, родителям воспитанников в музее собран
богатый материал для знакомства детей с бытом, культурой коми: старинная кухонная
утварь, снаряжения охотников, рыболовов, предметы женского рукоделия, куклы в коми
национальных костюмах.
Знакомство
с национальной
одеждой,
кухней,
играми,
утварью,
музыкой
и песнями, народным фольклором — вот направления работы по приобщению детей
старшего дошкольного возраста к культуре коми народа.
Каждый год в нашем детском саду проходит «Декада коренных народов».
Во время декады мы проводим для детей: «День коми народных игр» - знакомим
детей с разнообразными коми народными играми; «День коми сказок» - воспитатели
детского сада инсценируют и показывают детям коми сказки («Марпида Царевна»,
«Пера
да
Настук»
и
др.).
Дети
старшего
дошкольного
возраста
показывают
коми
народные сказки для малышей («Шыр кывтӧ - катӧ», «Медсвежьи няньки» и т.д).
Из
года
в
год
проводим
конкурс
чтецов,
дети
читают
стихи
коми
поэтов.
Дошкольники читают на коми и русском языках, также проходит конкурс
поделок
«Коми узор», все детские творения разукрашены коми орнаментом.
Итоговым
мероприятием
декады
коренных
народов
традиционно
стало
мероприятие «Коми посиделки», на которое мы приглашаем народный ансамбль коми
песни «Войвывса дзоридзьяс». Во время посиделок артисты знакомят детей с коми
народными и авторскими песнями, водят хороводы.
Ежегодно проводятся развлечения «Рӧштво» и «Йӧвыв», где детей знакомим с
особенностями празднования рождества и масленицы.
Знакомство с бытом
и культурой коми народа мы проводим в совместной
деятельности с детьми, в режимных моментах.
Для активизации детей мы ввели игровых персонажей – Машук в коми народном
костюме и Дашук в малице, которые рассказывают про жизнь коми людей.
Цикл занятий разделен на следующие темы:
- «Жилище коми семьи»: расширяем представление детей о коми семье, живущей
в большом деревенском доме.
- «Интерьер коми избы»: дети знакомятся с внутренним обустройством дома,
назначением, местоположением основных предметов быта.
- «Предметы рукотворного мира»: Машук и Дашук проводят беседу об исконных
занятиях коми – прядении, ткачестве, вязании, плетение бересты, изготовление посуды
из дерева.
- «Орудия труда»: с женскими орудиями труда (ухват, прялка, веретено, чугунный
утюг, валька, рубель, трепала), и мужскими (топор, рубанок, коса, молоток, пила).
- «Женская и мужская одежда и обувь: традиционная и праздничная»: знакомим с
пятью типами коми народного костюма (прилузским, верхне – вычегодским, ижемским,
удорским, сысольским).
- «Коми народные музыкальные инструменты»: дети узнают, что изначально они
не были музыкальными инструментами, а были предметами быта коми крестьянина и
как они служили раньше. «Пу барабан» делали из еловой дощечки, чтобы он был
звонче. А носили его раньше пастухи, они оповещали хозяек о поре выгона животных. В
лесу потому еще играли, чтобы медведь не вышел, чтобы он боялся.
Инструмент – «пу бедьяс» - на нем играли оленеводы, время от времени они
выходили из чума и били палочками друг об друга, отпугивали волков от оленьего стада
«Пу
паньяс»
-
ими
не
только
принимали
пищу,
но
и
играли,
т.к.
не
было
музыкальных инструментов и начали придумывать разные ритмы. Играли всей семьей,
перестукивали друг с другом.
Торган - раньше такие бубенчики, колокола, разные побрякушки подвешивали
домашним
животным:
коровам,
козам,
на
шею.
Они
звенели
и
отпугивали
диких
животных.
Гиль-гале (колотушка) - в старину он служил для подачи сигналов: сбор на обед
людям, работавшим артелью в компании. Раньше мужики, назначаемые на очередную
«сторожевую службу», ночью обходили деревню и постукивали колотушкой, подавая
сигнал – предупреждение об охране объектов.
Сярган - звучание этого инструмента очень сильное, трескучее, поэтому его
использовали как устрашающее. Отпугивали диких зверей или лошадей, забравшихся
на посевы.
Сюмӧд буксан (берестяная дудка в форме изогнутого рога: она употреблялись
для подачи сигналов). Охотники возвещали о прекращении охоты и сборе на место
стоянки, подавали сигналы «на зов собаки». Пастухи также оповещали друг друга
сигналами
рожка
и
таким
образом
связывались
между
собой
во
время
поиска
пропавших коров.
- «Игрушки и игры древних коми»: дети знакомятся с историей возникновения
глиняной свистульки, шур – шара, куклы – скрутки, тряпичного мяча; играют в коми
народные игры «Чум», «Медведушко - батюшко», «Охотник и олени», «Невод» и др.
Нашим воспитанникам очень нравится заниматься в музее.
Надеемся, что знания о национальной культуре, полученные в детском саду, дети
пронесут через всю жизнь. Может быть, это поможет им почувствовать себя частичкой
коми народа, почувствовать ответственность за тот кусочек земли, на котором мы
живем, научит их больше любить свою Родину – Коми республику.