Напоминание

Ответственность за нарушение Правил дорожного движения.


Автор: Колбин Александр Александрович
Должность: учитель обж
Учебное заведение: МБОУ "Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н.В. Архангельского"
Населённый пункт: с.Мужи Шурышкарский район, ЯНАО
Наименование материала: конспект урока ОБЖ, 9 класс
Тема: Ответственность за нарушение Правил дорожного движения.
Раздел: полное образование





Назад




Конспект урока по ОБЖ.

Класс – 9-ый

Колбин А.А., преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ Мужевская СОШ им.

Н.В.Архангельского.

Тема урока: «Ответственность за нарушение Правил дорожного движения».

Тип урока: урок изучения, систематизации и обобщения нового материала.

Форма проведения урока: групповая работа.

Цели урока:

1.

Образовательная:

Организовать деятельность по изучению Правил дорожного движения, прав

и обязанностей всех участников дорожного движения;

Обеспечить развитие навыков дисциплинированного пешехода, показав, к

каким последствиям может привести нарушение ПДД и какова мера ответ-

ственности за их нарушение.

2.

Развивающая:

Содействовать развитию умений работы в группе;

Способствовать развитию творческого и аналитического мышления школь-

ников.

Создать условия для развития умений общения и коммуникабельности, со-

трудничества и взаимопомощи.

3.

Воспитательная:

Создать условия для закрепления в сознании учащихся мысли о том, что

ПДД – это закон для всех, соблюдение которого является обязательным.

Содействовать развитию чувства личной заинтересованности и активной

жизненной позиции в отношении личной безопасности.

Задачи урока:

Интенсификация познавательной деятельности учащихся и активизация их

знаний по теме «Правила дорожного движения»;

Повышение уровня информированности учащихся об ответственности за на-

рушение этих Правил;

Совершенствование способов учебной работы;

Создание атмосферы доверия, взаимного уважения и работоспособности.

Оборудование урока:

индивидуальные карточки с текстовой информацией и опорными вопросами

(Приложение №1);

карточки с заданиями для ролевой игры и таблички с названиями ролей;

опорная схема урока (Приложение №2);

Административный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Гражданский кодекс

РФ;

таблички «Согласен», «Не согласен», «Сомневаюсь» для выполнения упраж-

нения Джеффа;

кружки красного, желтого, зеленого цвета для разделения на команды;

воздушные шары красного, желтого, зеленого цвета; мяч.

В центре классной комнаты полукругом расставлены стулья, которые впослед-

ствии ставятся к рабочим столам, находящимся у стен класса.

Методическое обеспечение урока:

Правила дорожного движения

Кодекс РФ об административных правонарушениях

Гражданский кодекс РФ

Уголовный кодекс РФ

Коротаева Е.В. «Директор – учитель – ученик: пути взаимодействия»

Кульневич С.В. «Не совсем обычный урок»

Кульневич С.В. «Совсем необычный урок»

Петрусинский В.В. «Игры: обучение, тренинг, досуг»

Шоган В.В. «Технология личностно-ориентированного урока»

Методические рекомендации по организации работы отрядов ЮИДД в Ко-

стромской области

Учебное пособие «Уроки по правилам дорожного движения в 5-9х классах»

Описание технологии:

Групповая работа является составной частью интерактивной методики ра-

боты с учащимися. Интерактивное обучение предполагает одновременное ре-

шение 3-х основных задач: конкретно-познавательной, которая связана с непо-

средственной учебной ситуацией, коммуникативно-развивающей, в процессе

которой вырабатываются основные навыки общения и социально-ориентацион-

ной, которая воспитывает гражданскую позицию.

Алгоритм построения уроков по методике интерактивного обучения сле-

дующий:

1.

Разминка, цель которой – заинтересовать учащихся и повысить эмоциональ-

ный настрой на урок.

2.

Объединение учащихся в группы.

3.

Организация учебной деятельности в группах.

4.

Рефлексия.

При создании групп учитываются разные подходы:

По желанию учащихся

Учет задач урока

Учет способностей учащихся

По номерам (карточки с цифрами выдаются ребятам)

По цвету карточек и т.д.

Организация учебной деятельности в группе включает в себя несколько

ступеней:

Усвоение учебной задачи, стоящей перед группой;

Процесс поиска (обсуждение) лучшего решения;

Суммирование мнений и подведение итогов групповой работы;

Презентация группового решения поставленной задачи в рамках, определен-

ных преподавателем.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учитель - ученик

Методы,

сред-

ства, приемы

Организаци-

онный момент

а) Приветствие.

Доброе утро. Я очень рада познакомиться с

вами и надеюсь на наше плодотворное со-

трудничество. Я надеюсь, что добрым для

вас будет и день, и вечер и хочу верить, что

доброй и безопасной будет вся ваша жизнь.

А для этого нужно совсем немного: знать

правила безопасного поведения, в том числе

и безопасного поведения на дорогах. Тема

нашего

сегодняшнего

занятия…

Впрочем,

тему урока вы попытаетесь сформулировать

сами после того, как прослушаете реальную

историю,

произошедшую

осенью

в

нашем

поселке Сусанино.

б) Интрига. Рассказ преподавателя:

Стоял чудесный осенний вечер. Большинство

взрослых

были

заняты

уборкой

урожая

в

своих садах и огородах, а дети, не обреме-

ненные заботами, развлекались в свое удо-

вольствие. Группа ребятишек из начальных

классов играла возле автомобильной стоян-

ки,

где

находилась

всего

одна

новенькая

«Волга». Сначала дети просто бегали вокруг

нее, а затем решили проверить ее на проч-

ность. Они забрались в кусты, и оттуда в но-

венький автомобиль полетели камушки, вет-

ки деревьев, палки. Машина выстояла. Но

этого маленьким хулиганам показалось мало,

и они продолжили свои «испытания». Они

забрались на капот, на кузов «Волги» и стали

прыгать.

Результат такой проверки на прочность ока-

зался плачевным: вмятины на машине, прог-

нутая крыша новенькой «Волги» - матери-

альный

ущерб

оказался

внушительным.

А

кто

измерит

моральный

вред,

нанесенный

владельцу транспортного средства, который

долгое время отказывал себе во многом, что-

бы приобрести этот автомобиль?

в) Формулировка темы занятия.

Рассказ, беседа

Ребята, какова же мораль всей этой истории?

Ответив на этот вопрос, вы тем самым опре-

делите и тему нашего сегодняшнего занятия.

(Предположительно, учащиеся должны отве-

тить, что каждый человек должен отвечать за

свои поступки).

Итак, тема нашего урока «Ответственность

за нарушение Правил дорожного движения»,

и

сегодня

каждый

из

вас

должен

четко

усвоить, что соблюдение ПДД – это закон

для всех, и соблюдение его обязательно. А

поможет нам в этом инспектор ГИБДД Кули-

ков Ф.А.

Активизация

з н а н и й

п о

ПДД

Прежде чем мы будем говорить об ответ-

ственности за нарушение ПДД, давайте по-

пробуем все вместе определить наши пози-

ции по некоторым проблемам безопасности

дорожного движения. Для этого я предлагаю

вам

выполнить

следующее

упражнение

(упражнение

Джеффа):

вы

видите,

что

на

столах находятся таблички «Согласен», «Не

согласен», «Сомневаюсь». Я буду произно-

сить фразы, связанные с обсуждаемой темой,

а ваша задача - подойти к той табличке, ко-

торая

отражает

вашу

точку

зрения.

После

этого я буду бросать мяч, а тот, кто его пой-

мает, должен обосновать и аргументировать

свою точку зрения.

Утверждения для выполнения упражне-

ния.

Ежегодно

в

дорожно-транспортных

происшествиях погибает больше людей,

чем в криминальных ситуациях.

Основная причина ДТП с детьми – вне-

запный выход на дорогу в неустановлен-

ном месте перед близко идущим транс-

портом.

Безопасное поведение на дорогах помога-

ет снизить риск ДТП.

Труднее всего на дороге бывает пешехо-

дам.

Быть

взаимно

предупредительными,

не

Упражнение

Джеффа.

создавать опасности для движения и не

причинять

вреда

главная

обязанность

всех участников дорожного движения.

Лица,

нарушившие

ПДД,

несут

ответ-

ственность

в

соответствии

с

действую-

щим законодательством.

Изучение

но-

вого

материа-

ла

Учитель: я очень рада, что при обсуждении

многих проблем вы выразили такое единоду-

шие. Обсуждая последнюю проблему, мы с

вами пришли к выводу, что каждый гражда-

нин должен нести ответственность за нару-

шение правил дорожного движения. Но на-

рушения

бывают

разные,

следовательно,

и

мера ответственности тоже будет разной. А

какой – это нам предстоит выяснить, порабо-

тав с текстом. Для плодотворной работы я

предлагаю вам разделится на группы. А глав-

ным консультантом в предстоящей работе бу-

дет сотрудник ГИБДД Куликов Ф.С.

а) Деление на группы.

Учащимся предлагается взять на выбор кру-

жок красного, желтого либо зеленого цвета.

Таким образом, формируются три группы, и

каждой выдается воздушный шарик соответ-

ствующего цвета, при помощи которого уче-

ники могут сигнализировать о своих затруд-

нениях. Группы занимают места за своими

рабочими столами, на которых лежат бланки

с текстом и опорными вопросами (количе-

ство бланков – по количеству учеников).

б)

Индивидуальная

работа

учащихся

с

текстовой информацией.

Учащиеся прорабатывают текст в индивиду-

альном режиме и отвечают на опорные во-

просы по тексту. В случае затруднений ребя-

та поднимают шарик.

в) Организация работы в группе.

Учащиеся работают в группе по цепочке по

принципу «Вопрос – ответ». Первый задает

вопрос второму по тексту, второй отвечает и

в свою очередь задает вопрос третьему. Все

члены группы следят за полнотой ответа, за

Самостоятель-

н а я

д е я т е л ь-

ность

учащихся

через

примене-

ние

индивиду-

альных, группо-

вых,

коллектив-

ных форм рабо-

ты;

использова-

ние

активных

форм

работы

с

информацией.

логикой передачи информации. Консультант

(сотрудник ГИБДД) следит за работой групп,

в случае необходимости помогает учащимся.

Обобщение

нового

мате-

риала

Преподаватель обращает внимание учащихся

на опорную схему урока и предлагает еще

раз обобщить полученную информацию че-

рез игру «Горячий мяч». Все учащиеся вста-

ют в круг и начинают перебрасывать друг

другу мяч. Тот, у кого в руках мяч, должен

произнести фразу по заданной теме. Таким

образом, получается коллективное воспроиз-

ведение полученной самостоятельно инфор-

мации. Консультант следит за ходом обобще-

ния. По окончании игры учащиеся занимают

свои места за рабочими столами.

Коллективное

воспроизведе-

ние информации

через

игру

«Го-

рячий мяч».

Дополнитель-

ный материал

по

теме

«От-

ветственность

за

нарушение

ПДД»

Сотрудник ГИБДД заостряет внимание ребят

на тех нарушениях, которые влекут за собой

уголовную ответственность, в том числе и

угон транспортных средств.

Рассказ

Анализ

полу-

ч е н н о й

и н-

формации

а) Деление на группы по ролям: «Дети»,

«Родители», «Сотрудники ГИБДД», «Педаго-

ги»,

«Аналитики».

Учащимся

предлагается

взять таблички с названием социальных ро-

лей, таким образом формируется 5 рабочих

групп, которые занимают места за столами с

соответствующими табличками.

б)

Проблемная

ситуация. Группам дается

одна и та же проблемная ситуация, которую

учащиеся должны рассмотреть и проанали-

зировать в своей группе с точки зрения полу-

ченной социальной роли.

Ситуация для анализа.

Во время летних каникул два подростка, уче-

ники 8-го класса, решили покататься на ма-

шине. Нет, машину они не угнали, а просто

взяли из гаража родителей, не поставив по-

следних в известность. Во время скоростных

гонок по городу без соблюдения ПДД они

были остановлены сотрудниками Дорожно-

патрульной службы. Машина была отогнана

к пункту ГИБДД, а подростки доставлены в

Решение

проблемной

си-

туации через ро-

левую игру.

ближайшее отделение милиции.

в) Организация ролевой игры по данной

ситуации.

От

каждой

группы

выбирается

представитель,

который

должен

изложить

свой взгляд на проблему в соответствии со

своей социальной ролью. Группа аналитиков

должна обобщить всю полученную информа-

цию и сделать вывод. Руководит работой ана-

литической группы инспектор ГИБДД.

Итоги урока

а) Подведение итогов урока.

Учитель: ребята, сегодня мы много говорили

с

вами

об

ответственности

за

нарушение

Правил дорожного движения, и мы с вами

пришли к выводу, что нарушение ПДД может

привести к очень печальным последствиям.

Человек приходит в этот мир, чтобы быть

счастливым и жить по законам красоты, а

жить по законам красоты, как сказал кто-то

из сильных мира сего, это есть жизнь по за-

конам безопасности.

б) Рефлексия.

Заканчивая наш урок, я прошу вас выразить

свое отношение к тому, что происходило на

нашем занятии:

Заинтересовала ли вас тема урока;

Трудно ли было работать в группах;

Полезна ли та информация, которую вы

получили в ходе урока;

Насколько актуальна рассмотренная сего-

дня тема.

Со своей стороны я благодарна вам за работу,

за сотрудничество, за вашу помощь в прове-

дении урока.

Рефлексия, бесе-

да.

Приложение №1.

Ответственность за нарушение Правил дорожного движения.

Виды ответственности: административная, уголовная, гражданская, моральная.

Административная ответственность наступает за правонарушения, не представляющие

значительной общественной опасности и не повлекшие тяжелых последствий (травмирова -

ния, гибели людей или существенный материальный ущерб).

К их числу относятся, например, различные грубые нарушения Правил – управление

транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения или без водительского удосто -

верения, проезд на запрещающий сигнал светофора, превышение скорости, обгон в опасных

условиях, нарушение правил проезда железнодорожных переездов и др.

Грубыми признаются нарушения Правил, из-за которых произошло ДТП или создалась

такая обстановка, которая хотя и не повлекла, но могла повлечь ДТП.

В зависимости от характера и степени тяжести нарушения законодательство устанавли -

вает следующие виды административных взысканий:

Предупреждение;

Штраф;

Лишение права управления транспортными средствами;

Исправительные работы;

Административный арест.

Закон

устанавливает

административную

ответственность

не

только

для

водителей

транспортных средств, но и для других участников дорожного движения – пешеходов, пасса -

жиров, велосипедистов.

В практике чаще всего встречаются такие нарушения со стороны других участников до-

рожного движения, как: переход дороги в неустановленном месте, переход дороги на запре-

щающий сигнал светофора, внезапный выход на проезжую часть из-за стоящего ТС, проезд

на выступающих частях ТС, входе (выходе) в движущиеся ТС на ходу, управление велосипе -

дом в состоянии опьянения.

При наложении взыскания учитываются характер правонарушения (грубое или не гру -

бое), личность нарушителя, степень его вины, обстоятельства, смягчающие и отягчающие от-

ветственность.

Так, управление транспортными средствами лицами, не имеющими права управления

этими средствами, а равно передача управления ТС лицу, не имеющему права управления,

влекут наложение штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда

(МРОТ). Например, если лицо передало управление ТС другому лицу, не имеющему води-

тельского удостоверения, то оба лица наказываются одинаково.

Нарушение Правил пешеходами влечет предупреждение или наложение штрафа в раз-

мере от 0,1 до 0,3 МРОТ.

Нарушение Правил лицами, управляющими велосипедами, мопедами, а также пассажи-

рами, влечет наложение штрафа в размере от 0,1 до 0,5 МРОТ. Если нарушения совершены

этими же лицами в состоянии алкогольного опьянения, то сумма штрафа увеличивается от

0,5 до 1 МРОТ.

Уголовная ответственность наступает за правонарушения, представляющие обществен-

ную опасность и повлекшие тяжелые последствия (гибель и травмирование людей).

Статья 264 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение Правил дорожного

движения или правил эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности

причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью людей или их гибель.

Согласно статье 265 УК РФ наказываются лица, оставившие место ДТП, если при этом

наступили последствия, предусмотренные ст. 264 УК РФ.

Гражданская ответственность наступает, если гражданину причинен моральный (физи-

ческие или нравственные страдания) или материальный вред.

В этом случае согласно статье 1064 Гражданского кодекса РФ: «Вред, причиненный

личности или имуществу гражданина, а также вред имуществу юридического лица, подлежит

возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред».

Законом может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпев-

шим компенсацию сверх возмещения ущерба (моральная ответственность).

Статья 1073 устанавливает, что за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте

до 14 лет, отвечают его родители или опекуны.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут ответственность

за причиненный вред на общих основаниях (ст. 1074). Но если у этого несовершеннолетнего

нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть

возмещен его родителями.



В раздел образования