Автор: Борискина Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ № 104
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Экологическое воспитание дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Экологическое воспитание дошкольников
Борискина Ольга Николаевна, воспитатель ГБДОУ № 104 Невского р-на г
.
Санкт-Петербурга.
«Все усилия при воспитании окажутся тщетны, пока вы не научите ваших
воспитанников любить поле, птиц и цветы» Д. Рёскин*
Экологическое
воспитание
представляет
собой
один
из
важных
разделов дошкольного
образования. Промышленные объекты и стремительное развитие новых технологий оказывает
отрицательное
воздействие
на
окружающую
нас
природу.
В
наше
время
проблемы
экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему
эти
проблемы
стали
актуальными?
Причина
в
деятельности
человека
в
природе,
часто
безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению
экологического
равновесия.
С
вмешательством
человека,
некогда
первозданная
чистота
окружающей
среды
стала
постепенно
увядать,
скудеть
прямо
на
глазах.
Ведь
у
природы
ограниченная способность к восстановлению. Каждый из нас должен задуматься, не разрушает ли
его действие окружающую среду, не наносит ли это вред растениям и животным и самому
человеку. Что оставим мы своим потомкам. Для этого необходимо поменять образ мышления
человека, его образа жизни и взаимоотношения с природой. Общаться с окружающим нас миром
на «ВЫ». Беречь и охранять ПРИРОДУ- МАТУШКУ.
В связи с этим с раннего возраста необходимо обратить внимание на экологическое воспитание
дошкольников.
В
рамках экологического
воспитания
ребенок
должен
освоить
как
очень
простые истины, например, убирать мусор за собой, так и весьма сложные отношения, связанные с
явлениями природы и их учетом в повседневной жизни людей. Существуют различные подходы к
построению программ экологического воспитания. В первую очередь, они связаны с развитием у
детей чувства любви к родной природе и к окружающему ребенка ландшафту, его флоре и фауне.
Малыш с раннего детства учится бережному отношению к растениям и животным. Но воспитание
чувства любви невозможно без знаний об особенностях растений и животных, их привычках, той
роли, которую они играют в жизни человека. Если внимательно посмотреть на городской пейзаж,
то можно увидеть и бродячих собак, и болезненных кошек, и птиц – воробьев и ворон – которые
нуждаются в помощи, особенно зимой. Поэтому особая роль отводится решению такой задачи, как
нахождение путей и способов поддержки окружающей природы усилиями маленьких жителей
нашего
города.
Здесь
может
быть
полезна
деятельность
детей
по
созданию
проектов,
направленных
на
оказание
помощи (создание
кормушек,
поддержание
чистоты,
уход
за
растениями
и
т.
п.).
Попутно
следует
прививать
и
чувство
ответственности.
Это
чувство
формируется постепенно, по мере того, как дети учатся ухаживать за растениями, совместно с
родителями изготавливать кормушки для птиц, наблюдать и делать выводы. Перед нами стоит
задача- заинтересовать, поддержать детский интерес. Показать значимость окружающей среды для
всего
живого
на
земле.
Путем
наблюдений,
опытов,
исследований,
чтением
художественной
литературы, изобразительного искусства, способствовать формированию у детей потребности в
непосредственном
участии
каждого дошколенка
в
экологической
деятельности.
Воспитывать
бережное отношение к природе, заложить основу формирования личности с новым образом
мышления, и типом поведения в окружающей среде - экологическим.
Экологическое воспитание, как и воспитание любых чувств, не может осуществляться шаблонно
и формально. Ребенок тогда будет выстраивать свое отношение к окружающей его природе, когда
он поймет природу как особую ценность.
«Природа будет действовать на нас со всей силой только тогда, когда мы внесем в ощущение
ее свое человеческое начало, когда наше душевное состояние, наша любовь, наша радость или
печаль придут в полное соответствие с ней…» К.Г. Паустовский**
В первую очередь необходимо тесное сотрудничество с родителями. Ведь работа с родителями по
экологическому
воспитанию
дошкольников
является
одной
из
составных
частей
в
работе
дошкольных
учреждений.
Только
опираясь
на
семью
и
только
совместными
усилиями
с
родителями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека
экологически грамотного.
Будущее окружающей нас природы перейдет в эти маленькие ручонки, которые мы должны
научить созидать, приумножать, любить и беречь, а не разрушать!
*Д. Рёскин (1819 – 1900) – английский писатель, художник, литературный критик
** К.Г. Паустовский (1892 – 1968) – русский писатель.