Напоминание

Экологическое воспитание дошкольников


Автор: Борискина Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ № 104
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Экологическое воспитание дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Экологическое воспитание дошкольников

Борискина Ольга Николаевна, воспитатель ГБДОУ № 104 Невского р-на г

.

Санкт-Петербурга.

«Все усилия при воспитании окажутся тщетны, пока вы не научите ваших

воспитанников любить поле, птиц и цветы» Д. Рёскин*

Экологическое

воспитание

представляет

собой

один

из

важных

разделов дошкольного

образования. Промышленные объекты и стремительное развитие новых технологий оказывает

отрицательное

воздействие

на

окружающую

нас

природу.

В

наше

время

проблемы

экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему

эти

проблемы

стали

актуальными?

Причина

в

деятельности

человека

в

природе,

часто

безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению

экологического

равновесия.

С

вмешательством

человека,

некогда

первозданная

чистота

окружающей

среды

стала

постепенно

увядать,

скудеть

прямо

на

глазах.

Ведь

у

природы

ограниченная способность к восстановлению. Каждый из нас должен задуматься, не разрушает ли

его действие окружающую среду, не наносит ли это вред растениям и животным и самому

человеку. Что оставим мы своим потомкам. Для этого необходимо поменять образ мышления

человека, его образа жизни и взаимоотношения с природой. Общаться с окружающим нас миром

на «ВЫ». Беречь и охранять ПРИРОДУ- МАТУШКУ.

В связи с этим с раннего возраста необходимо обратить внимание на экологическое воспитание

дошкольников.

В

рамках экологического

воспитания

ребенок

должен

освоить

как

очень

простые истины, например, убирать мусор за собой, так и весьма сложные отношения, связанные с

явлениями природы и их учетом в повседневной жизни людей. Существуют различные подходы к

построению программ экологического воспитания. В первую очередь, они связаны с развитием у

детей чувства любви к родной природе и к окружающему ребенка ландшафту, его флоре и фауне.

Малыш с раннего детства учится бережному отношению к растениям и животным. Но воспитание

чувства любви невозможно без знаний об особенностях растений и животных, их привычках, той

роли, которую они играют в жизни человека. Если внимательно посмотреть на городской пейзаж,

то можно увидеть и бродячих собак, и болезненных кошек, и птиц – воробьев и ворон – которые

нуждаются в помощи, особенно зимой. Поэтому особая роль отводится решению такой задачи, как

нахождение путей и способов поддержки окружающей природы усилиями маленьких жителей

нашего

города.

Здесь

может

быть

полезна

деятельность

детей

по

созданию

проектов,

направленных

на

оказание

помощи (создание

кормушек,

поддержание

чистоты,

уход

за

растениями

и

т.

п.).

Попутно

следует

прививать

и

чувство

ответственности.

Это

чувство

формируется постепенно, по мере того, как дети учатся ухаживать за растениями, совместно с

родителями изготавливать кормушки для птиц, наблюдать и делать выводы. Перед нами стоит

задача- заинтересовать, поддержать детский интерес. Показать значимость окружающей среды для

всего

живого

на

земле.

Путем

наблюдений,

опытов,

исследований,

чтением

художественной

литературы, изобразительного искусства, способствовать формированию у детей потребности в

непосредственном

участии

каждого дошколенка

в

экологической

деятельности.

Воспитывать

бережное отношение к природе, заложить основу формирования личности с новым образом

мышления, и типом поведения в окружающей среде - экологическим.

Экологическое воспитание, как и воспитание любых чувств, не может осуществляться шаблонно

и формально. Ребенок тогда будет выстраивать свое отношение к окружающей его природе, когда

он поймет природу как особую ценность.

«Природа будет действовать на нас со всей силой только тогда, когда мы внесем в ощущение

ее свое человеческое начало, когда наше душевное состояние, наша любовь, наша радость или

печаль придут в полное соответствие с ней…» К.Г. Паустовский**

В первую очередь необходимо тесное сотрудничество с родителями. Ведь работа с родителями по

экологическому

воспитанию

дошкольников

является

одной

из

составных

частей

в

работе

дошкольных

учреждений.

Только

опираясь

на

семью

и

только

совместными

усилиями

с

родителями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека

экологически грамотного.

Будущее окружающей нас природы перейдет в эти маленькие ручонки, которые мы должны

научить созидать, приумножать, любить и беречь, а не разрушать!

*Д. Рёскин (1819 – 1900) – английский писатель, художник, литературный критик

** К.Г. Паустовский (1892 – 1968) – русский писатель.



В раздел образования