Использование технологии сотрудничества на уроках иностранного языка.
Автор: Кирдеева Ольга Анатольевна Должность: преподавтель иностранных языков Учебное заведение: Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Орловской области "Орловский техникум агротехнологий и транспорта" Населённый пункт: Орёл Наименование материала: Статья Тема: Использование технологии сотрудничества на уроках иностранного языка. Раздел: среднее профессиональное
БПОУ ОО «Орловский техникум агротехнологий и транспорта»
Доклад на тему:
«Использование технологии сотрудничества на уроках
иностранного языка»
Преподавтель: Кирдеева О.А.
Орел-2017 г.
1
Учитель и ученик растут вместе, ибо обучение и есть учение.
Лао Цзы
Введение
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные,
предприимчивые
люди,
которые
могут
самостоятельно
принимать
ответственные
решения
в
ситуации
выбора,
прогнозируя
возможные
последствия,
способные
к
сотрудничеству,
отличаются
мобильностью,
динамизмом,
конструктивностью,
обладают
развитым
чувством
ответственности за судьбу страны.
Внедрение инновационных технологий в учебный процесс взаимосвязано с
совершенствованием содержания и методов образования в процессе обучения
иностранным языкам применительно к потребностям современной жизни.
Новая образовательная парадигма выдвигает на первое место не знания,
умения и навыки, а личность ребёнка, её развитие посредством образования.
Характерной чертой современной педагогической науки является стремление
к
созданию
новых
образовательных
технологий,
ориентированных
на
личностное развитие ребёнка. Поэтому основная цель современного учителя
– выбрать методы и формы организации учебной деятельности обучающихся,
которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Цель: использование современных технологий на уроках немецкого языка, в
частности технологии сотрудничества,обеспечивающую индивидуализацию
и
дифференциацию
обучения
с
учетом
способностей
детей,
их
уровня
обученности.
2
Задачи:
формировать
навыки
и
умения
чтения,
совершенствовать
умения
письменной речи студентов, пополнять словарный запас обучающихся;
формировать у студентов мотивацию к изучению немецкого языка.
создавать атмосферу, в которой студент чувствует себя комфортно и
свободно, стимулировать интересы обучаемого;
затрагивать личность студента в целом, вовлекать в учебный процесс
его эмоции, чувства, стимулировать его творческие способности;
активизировать студента, делать его главным действующим лицом в
учебном процессе;
создавать
ситуации,
в
которых
преподаватель
не
является
главной
фигурой;
учить студентов работать над языком самостоятельно на уровне его
физических, интеллектуальных и эмоциональных возможностей, т.е.
обеспечивать
дифференциацию
и
индивидуализацию
учебного
процесса;
предусматривать различные формы работы в группе: индивидуальную,
групповую,
коллективную,
стимулирующие
а к т и в н о с т ь ,
самостоятельность, творчество обучающегося.
Использование
современных
образовательных
технологий
на
уроках
немецкого
языка
заинтересовывает
обучаемых
в
изучении
иностранного
языка посредством накопления и расширения их знаний и опыта.
II. Разнообразие современных педагогических технологий
3
Существуют на современном этапе уже хорошо зарекомендовавшие себя
методики и технологии:
технология уровневой дифференциации
игровая технология
обучение по станциям
мультимедийные технологии
кейс-технология
метод проектов
Online обучение
здоровьесберегающие технологии
технология интерактивного обучения
обучение в сотрудничестве
развивающие технологии
модульная технология
проектная технология;
здоровьесберегающие технологии
технология интерактивного обучения
развивающие технологии
Одним
из
приоритетов
в
области
педагогических
технологий
для
меня
является обучение в сотрудничестве.
4
III. Технология «обучение в сотрудничестве»
В наше время, когда количество информации на иностранных языках растет,
чтение на иностранном языке играет все большую роль. Чтение информации
на иностранном языке является источником знаний для учащихся. В процессе
обучения
чтению
учащиеся
обогащают
свой
лексический
потенциал,
овладевают грамматическими навыками. Чтение иноязычного текста является
основой
для
развития
устной
речи.
Именно
благодаря
чтению
человек
удовлетворяет свои личные познавательные потребности.
В
настоящее
время
осуществляется
поиск
эффективных
путей
обучения
чтению. Технология «Обучение в сотрудничестве» представляет в данном
случае особый интерес. Основная идея этой технологии – создать условия
для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных
ситуациях.
Эффективность
урока
иностранного
языка
обуславливается,
прежде всего, способностью преподавателя создать условия и организовать
ситуации, в которых студенты осваивают язык как средство общения. Урок
иностранного языка для организации межличностного общения студентов
друг с другом имеет преимущество перед другими предметами. Практика
показывает,
что
вместе
учиться
не
только
легче
и
интересней,
но
и
значительно эффективней. Учиться вместе, а не просто что-то выполнять
вместе – вот, что составляет суть данного подхода. Подробнее изложила эти
принципы в своей работе Е.С. Полат:
«
группы
учащихся
формируются
учителем
до
урока
с
учетом
психологической совместимости учащихся. В каждой группе должен
быть сильный, средний и слабый ученики; девочки и мальчики;
группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается
распределение ролей между членами группы;
оценивается работа не одного ученика, а всей группы;
5
учитель
сам
выбирает
учащегося
группы,
который
должен
отчитываться за задание.
Для учителя иностранного языка обучение в сотрудничестве дает:
нестандартное отношение к организации образовательного процесса;
многомерное освоение учебного материала;
многомерное освоение учебного материала;
формирование
мотивационной
готовности
к
межличностному
взаимодействию не только в учебных, но и в иных ситуациях.»
В
качестве
материала
для
чтения
можно
рекомендовать
отрывки
художественных произведений, публицистические тексты, газетные статьи,
но при этом учитывать возрастные особенности студентов, их интересы,
личный опыт. У студентов пробуждается потребность в самообразовательной
деятельности,
необходимой
в
будущем.
Сопровождающие
текстовый
материал
помогают
осуществлять
дифференцированный
подход
к
обучающимся,
проводить
различные
формы
работы:
индивидуальную,
групповую, коллективную.
Учебная
пара
(диада)
чаще
используется
при
закреплении
усеваемого
материала и строится на базе:
пересказа друг другу определенной части учебного материала;
взаимопроверки;
работы в режиме интервью.
Предтекстовые
упражнения
стимулируют
мыслительную
активность
студентов,
снимают
определенную
трудность
в
понимании
текста.
Послетекстовые упражнения помогают полнее и глубже понять содержание
6
предложенных
материалов,
обратить
внимание
на
важнейшие
события,
высказать свою точку зрения.
Работа в парах может быть представлена в следующих заданиях:
выписать и перевести предложения с определенной грамматической
структурой: пассивным залогом, инфинитивом, косвенной речью и т.д.;
соединить пары слов по смыслу;
найти, выписать и перевести предложения с определенными словами;
сделать частичный перевод предложения;
перефразировать
предложения,
используя
о п р ед е л е н н у ю
грамматическую структуру.
По какому принципу можно определять обучающихся в пары? Некоторые
педагоги
считают
необходимым
включать
в
учебную
диаду
сильного
и
слабого учащихся. Но Т.А.Цукрман полагает, что «слабому ученику нужен не
столько
«сильный»,
сколько
терпеливый
и
доброжелательный
партнер.
Упрямому
полезно
помериться
силами
с
упрямцем.
Двух
озорников
объединять
опасно.
Самых
развитых
детей
«не
стоит
прикреплять
к
«слабым», им нужен партнер равной силы».
Преподаватели-практики
в
учебной
работе
практически
не
используют
возможности
триады.
Так,
И.А.Зимняя
среди
преимуществ
учебной
деятельности в триаде называет:
большую аргументированность (за счет большого числа возникающих
идей);
большую контактность.
Действительно, появление третьего лица в учебной группе способно снизить
накал страстей, а противоположные стороны начинают не просто спорить
друг с другом, но переходят к стадии убеждения, поиска и поддержки у
7
третьего
лица.
Особенно
важна
организация
малых
учебных
групп
для
застенчивых
обучающихся.
Иногда
бывает
целесообразно
организовать
однородную
группу
(сильных
или,
наоборот,
слабых
учеников).
В
этом
случае полезно, чтобы со слабыми студентами преподаватель поработал сам,
уделив им максимум внимания.
Групповая форма работы эффективно используется при обучении чтению.
Целесообразно использовать три, четыре постоянные группы, которые модно
менять время от времени. Включение в каждую группу ребят с хорошими
знаниями
позволяет
слабому
студенту
получить
помощь,
которая
понадобиться ему при выполнении поставленной задачи. Групповую форму
работы
можно
использовать
при
проверки
прочитанного
текста.
Ребята
распределяют задания между всеми членами группы: делят текст на абзацы.
Каждый
студент
еще
раз
перечитывает
свой
абзац,
определяет
главную
мысль, заключенную в нем, и вносит ее в общий план в виде пункта. План
записывается, прочитывается вслух и обсуждается. Затем по составленному
группой плану студенты пересказывают текст целиком. Организация работы
небольшими
группами
дает
хороший
эффект,
так
как
общение
осуществляется более непринужденно.
Контрольные задания могут быть сообщены читающему или до чтения, или
после него.
Контрольная связь осуществляется в процессе чтения и способствует более
полному осмыслению информации текста:
озаглавить гласные смысловые части текста;
найти предложения, выражающие главную мысль отдельных частей
текста;
прочитать те фрагменты из текста, которые характеризуют того или
иного героя;
8
согласиться или не согласиться с высказыванием в соответствии с
содержанием;
пересказать текст, сокращая его и выбирая главное;
инсценировать поведение тех или иных героев.
В качестве итоговой работы над текстом студентам можно давать речевые
клише, которые помогут им выразить свои впечатления о тексте, его героях и
оценить
текст.
Систематическое
домашнее
чтение
является
важным
источником и средством увеличения лексического запаса и развития навыков
устной речи учащихся. Для того, чтобы чтение было интересным, оно должно
быть посильным.
При любом подходе к организации домашнего чтения, последнее должно
быть
не
только
постоянным
и
обильным,
легким,
но
и
беспереводным,
содержащим
интересную
информацию
и
оказывающим
воспитательное
воздействие.
Чтение открывает обучающемуся возможность обогащать себя знаниями и
получать удовлетворение от самой деятельности на изучаемом языке при
условии, что:
обучающийся владеет техникой чтения;
тексты привлекательны либо своей познавательной информацией, либо
занимательностью;
предполагаемые
коммуникативные
задания
интересны,
заставляют
обучающегося думать, проявлять себя как личность, использовать свой
жизненный опыт;
учащиеся
овладевают
определенной
культурой
чтения:
знают,
как
начать работу над текстом, что с ним делать дальше, в зависимости от
стоящих коммуникативных заданий.
9
На современном этапе существует несколько вариантов метода обучения в
сотрудничестве:
1. «Ажурная
пила,
машинная
ножовка»: этот
вариант
разработан
профессором Элиотом Аронсоном в 1978 году. Обучающиеся объединяются в
группы по шесть человек для работы над учебным материалом, который
разбит на фрагменты (логические и смысловые блоки). Вся команда может
работать над одним и тем же материалом. Но при этом каждый член группы
получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в
ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп. Затем каждый
докладывает
в
своей
группе
о
проделанной
работе.
Всем
необходимо
внимательно слушать друг друга, делать записи. На заключительном этапе
преподаватель может задать любому студенту в группе вопрос по теме. Либо
обучающиеся
проходят
индивидуальный
контрольный
срез,
который
и
оценивается.
Результаты
суммируются.
Команда,
набравшая
большее
количество баллов, награждается.
2 .«Учимся
вместе»: группа
разбивается
на
разнородные
(по
уровню
обученности) группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание,
являющееся подзаданием какой-то большой темы, над которой работает вся
учебная
группа.
Основные
принципы
-
награда
всей
команде,
индивидуальный подход, равные возможности - работают и здесь. Внутри
группы
обучающиеся
самостоятельно
определяют
роли
каждого
в
выполнении общего задания. Таким образом, с самого начала группа имеет
как
бы
двойную
задачу:
академическую
-
достижение
познавательной,
творческой
цели;
социальную,
или
социально
-
психологическую
-
осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения.
Роль учителя - контроль.
3 .
Работа
с
новой
лексикой: учебная
группа
разбивается
на
несколько
подгрупп. Сначала новая лексика вводится фронтально. Затем начинается
10
работа в малых группах. В каждой группе обучающиеся получают карточки с
заданием перевести словосочетания. В карточке обязательно дается ключ для
проверки правильности ответов. Студенты работают парами. Сначала один из
партнеров дает задания и проверяет по ключу свои карточки. Затем учащиеся
меняются ролями. После этого пары объединяются в четверки и тренируются
в
правописании
новых
слов.
Сильный
студент
диктует
слово
или
словосочетание, остальные пишут, затем сверяют.
Вывод:
Экспериментальная
работа
доказывает,
что
использование
технологии «Обучение в сотрудничестве» при обучении иностранному языку
сказывается
на
развитии
обучающихся.
При
такой
форме
организации
учебного
процесса
повышается
мотивация
обучения,
формируются
коллективистские отношения, развивается самостоятельность.
Э
та технология может обеспечить необходимые условия для активизации
познавательной
и
речевой
деятельности
всех
об
уча
ю
щихся
группы,
предоставляя
каждому
из
них
возможность
осознать,
осмыслить
новый
языковой
материал,
получить
достаточную
устную
практику
для
формирования умений и навыков.
Список литературы:
1)
Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным
языкам
2)
М.: АРКТИ 2000.
3)
Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка.
ИЯШ №5, 2003.
4)
Дьяченко В.И. Сотрудничество в обучении. - М., 1991, с. 8.
11
5)
Колкова М.К. «Традиции и инновации в методике обучения
иностранным языкам» Санкт-Петербург: изд. «Каро» 2007 год
стр.153; стр. 272-281
6)
Полат Е. С. «Новые педагогические и информационные технологии
в системе образования.» М.: Изд. Центр «Академия», 2001. стр. 24-
36; стр.78-96
12