Автор: Табакаева Елена Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 5 Населённый пункт: город Осинники, Кемеровская область Наименование материала: Статья Тема: Отношения между родителями в семье Раздел: дошкольное образование
Отношения между родителями в семье
Отношения
между
родителями
в
семье
играют
важнейшую
роль
в
воспитании и нравственном становлении личности. Не случайно говорится:
лучшее, что может сделать отец для воспитания своих детей, – это любить их
мать.
Семейное общение:
а )
ка к
р од и тел и слушают
друг
друга:
поза
внимания
или
отстранённости,
мимика
интереса
или
безразличия,
а
может
–
пренебрежения;
взаимопонимание
с
«полуслова»,
«поглаживание»
или
«укол» взглядом, прикосновением, словом и т.д.;
б )
к а к общаются :
заинтересованно,
приглашая
к
дальнейшему
общению
или
только
информируя;
интонация:
серьёзная,
дружеская
или
скептически–снисходительная;
в) о чем говорят : в благополучной семье большой диапазон тем для
разговора, гибкость переключения; общение часто начинается со слов «А
знаешь…», «Как ты считаешь…?»; в неблагополучной – круг обсуждаемых
проблем ограничивается бытовыми и прагматическими темами: «Ты поел?»,
«Опять за собой не убираешь!», «Проверь хоть раз у сына домашнюю работу,
он опять двойку получил», «Когда ты, наконец, этот кран починишь?!».
Характер власти и лидерства в семье:
а)
Эгалитарная семья
(демократический
характер
отношения
к
лидерству в семье).
Традиционная (патриархальная) семья.
Современная семья (лидирующее положение женщины).
Отношение родителей к ребёнку
Это, безусловно, важный компонент формирования отношений ребёнка к
миру. Об этом говорят многие исследования и педагогические наблюдения.
1. Авторитарный стиль отношений – наиболее распространённый в
настоящее время.
Его
наличию
и
расцвету
в
той
или
иной
среде
способствует
ряд
условий:
собственный опыт воспитания взрослого в такой среде («нас так
воспитывали, и ничего – выросли, вон какие хорошие и порядочные»);
2.Либеральный (попустительский) стиль отношений.
Чаще всего данный стиль отношений характеризуется негативно. Суть его в
том, что взрослый, на первый взгляд, предоставляет ребёнку полную свободу
действий, и, вроде бы, формирует самостоятельность и ответственность. Но
реальная позиция взрослого связана со стремлением к покою, нежеланием
обременять себя дополнительными проблемами. Демократический стиль
отношений.
Позиция взрослого – поддерживающая самоосуществление ребёнка,
помогающая
ему
решить
свои
проблемы
при
минимально
возможном
участии
взрослого;
взрослый все и всегда определяет вместе с ребёнком,
помогает
ребёнку
понять
его
сущность,
стремится
поддержать
индивидуальность
ребёнка
и
помочь
ему
преодолеть
негативные
особенности, личностные трудности.
Позиция ребёнка – доверие по отношению к взрослому, позволяющее
обратиться к нему в случае необходимости за помощью и поддержкой, но в
то
же
время
–
стремление
к
самостоятельности,
свободе
выбора
и
ответственности.
Ценности данного типа отношений: взаимная любовь, доверие и
уважение друг к другу.
Отношение родителей к другим
(знакомым или посторонним) людям
Характер
этих
отношений,
безусловно,
связан
с
предыдущими,
но
имеет
и
свою
специфику,
ибо
только
целостный,
действительно
глубоко
нравственный человек не меняет принципов своих отношений к людям в
зависимости от того, являются ли они его близкими или посторонними,
равны они ему по возрасту и служебному или социальному положению или
зависят от него (например, младше, старше, подчинены по службе и т.д.),
менее удачливы в жизни, менее обеспечены или, наоборот, являются его
руководителями по службе, выше по социальному статусу…
У неблагополучной семьи присутствуют 4 вида «голода»:
1.
Биологический
-
потребность
в
еде,
сексе,
безопасности,
удовольствии, отсутствии боли.
2.
Психологический
-
потребность
в
прикосновении,
понимании,
внимании,
принятии
себя
в
мире
и
мира
в
себе.
Потребность
в
самоуважении и высоком самооценке.
3. Социальный - потребность в принятии, в отношениях, в широком
репертуаре социальных ролей.
4. Духовный - потребность в смысле и целях в жизни. Потребность в
принадлежности к чему-то большему, чем своя жизнь, семья.
Общение в неблагополучных семьях на низком уровне
отсутствуют забота, юмор, радость;
доминируют разъединение, неприязнь, взаимное перекладывание
вины;
нежелание обсуждать внутрисемейные проблемы с кем-либо из
окружающих,
семья
активно
избегает
поддержки
со
стороны
образовательных учреждений, служб социальной защиты, просто соседей;
легко возникают состояния тревоги и паники;
проявляется
тенденция
разрешать
проблемы
на
эмоциональном
уровне.
Таким образом, мы, используя имеющиеся подходы к анализу
современной семьи, можем сказать, во-первых, насколько
дифференцированы молодые семьи по разным основаниям; во-вторых,
опираясь на эти классификации, можем проанализировать те семьи, с
которыми мы работаем с точки зрения воспитательного потенциала,
отражающегося на нравственном и социальном развитии ребёнка-
дошкольника.