Напоминание

Отношения между родителями в семье


Автор: Табакаева Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 5
Населённый пункт: город Осинники, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Отношения между родителями в семье
Раздел: дошкольное образование





Назад





Отношения между родителями в семье
Отношения между родителями в семье играют важнейшую роль в воспитании и нравственном становлении личности. Не случайно говорится: лучшее, что может сделать отец для воспитания своих детей, – это любить их мать.
Семейное общение:
а ) ка к р од и тел и
слушают
друг друга: поза внимания или отстранённости, мимика интереса или безразличия, а может – пренебрежения; взаимопонимание с «полуслова», «поглаживание» или «укол» взглядом, прикосновением, словом и т.д.; б ) к а к
общаются
: заинтересованно, приглашая к дальнейшему общению или только информируя; интонация: серьёзная, дружеская или скептически–снисходительная; в) о чем
говорят
: в благополучной семье большой диапазон тем для разговора, гибкость переключения; общение часто начинается со слов «А знаешь…», «Как ты считаешь…?»; в неблагополучной – круг обсуждаемых проблем ограничивается бытовыми и прагматическими темами: «Ты поел?», «Опять за собой не убираешь!», «Проверь хоть раз у сына домашнюю работу, он опять двойку получил», «Когда ты, наконец, этот кран починишь?!».
Характер власти и лидерства в семье:
а) Эгалитарная семья (демократический характер отношения к лидерству в семье). Традиционная (патриархальная) семья. Современная семья (лидирующее положение женщины).
Отношение родителей к ребёнку
Это, безусловно, важный компонент формирования отношений ребёнка к миру. Об этом говорят многие исследования и педагогические наблюдения. 1.
Авторитарный стиль отношений
– наиболее распространённый в настоящее время. Его наличию и расцвету в той или иной среде способствует ряд условий:  собственный опыт воспитания взрослого в такой среде («нас так воспитывали, и ничего – выросли, вон какие хорошие и порядочные»);

2.Либеральный (попустительский) стиль отношений.
Чаще всего данный стиль отношений характеризуется негативно. Суть его в том, что взрослый, на первый взгляд, предоставляет ребёнку полную свободу действий, и, вроде бы, формирует самостоятельность и ответственность. Но реальная позиция взрослого связана со стремлением к покою, нежеланием обременять себя дополнительными проблемами.
Демократический стиль

отношений.
Позиция взрослого – поддерживающая самоосуществление ребёнка, помогающая ему решить свои проблемы при минимально возможном участии взрослого; взрослый все и всегда определяет вместе с ребёнком, помогает ребёнку понять его сущность, стремится поддержать индивидуальность ребёнка и помочь ему преодолеть негативные особенности, личностные трудности. Позиция ребёнка – доверие по отношению к взрослому, позволяющее обратиться к нему в случае необходимости за помощью и поддержкой, но в то же время – стремление к самостоятельности, свободе выбора и ответственности. Ценности данного типа отношений: взаимная любовь, доверие и уважение друг к другу.
Отношение родителей к другим

(знакомым или посторонним) людям
Характер этих отношений, безусловно, связан с предыдущими, но имеет и свою специфику, ибо только целостный, действительно глубоко нравственный человек не меняет принципов своих отношений к людям в зависимости от того, являются ли они его близкими или посторонними, равны они ему по возрасту и служебному или социальному положению или зависят от него (например, младше, старше, подчинены по службе и т.д.), менее удачливы в жизни, менее обеспечены или, наоборот, являются его руководителями по службе, выше по социальному статусу… У неблагополучной семьи присутствуют 4 вида «голода»: 1. Биологический - потребность в еде, сексе, безопасности, удовольствии, отсутствии боли. 2. Психологический - потребность в прикосновении, понимании, внимании, принятии себя в мире и мира в себе. Потребность в самоуважении и высоком самооценке.
3. Социальный - потребность в принятии, в отношениях, в широком репертуаре социальных ролей. 4. Духовный - потребность в смысле и целях в жизни. Потребность в принадлежности к чему-то большему, чем своя жизнь, семья. Общение в неблагополучных семьях на низком уровне  отсутствуют забота, юмор, радость;  доминируют разъединение, неприязнь, взаимное перекладывание вины;  нежелание обсуждать внутрисемейные проблемы с кем-либо из окружающих, семья активно избегает поддержки со стороны образовательных учреждений, служб социальной защиты, просто соседей;  легко возникают состояния тревоги и паники;  проявляется тенденция разрешать проблемы на эмоциональном уровне. Таким образом, мы, используя имеющиеся подходы к анализу современной семьи, можем сказать, во-первых, насколько дифференцированы молодые семьи по разным основаниям; во-вторых, опираясь на эти классификации, можем проанализировать те семьи, с которыми мы работаем с точки зрения воспитательного потенциала, отражающегося на нравственном и социальном развитии ребёнка- дошкольника.


В раздел образования