Напоминание

Программа воспитательной деятельности "Прекрасен мир поющий"


Автор: Жило Татьяна Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Дом детского творчества"
Населённый пункт: г. Когалым, ХМАО-Югра
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Программа воспитательной деятельности "Прекрасен мир поющий"
Раздел: дополнительное образование





Назад






МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБЪЕДИНЕНИЯ «СОЛЬНЫЙ ВОКАЛ»

«ПРЕКРАСЕН МИР ПОЮЩИЙ»
Когалым – 2015 г.
УТВЕРЖДАЮ Директор МАУ ДО «ДДТ» _______________Л.С. Унжакова 2015г. Программа воспитательной деятельности «Прекрасен мир поющий» разработана в рамках программы воспитательной деятельности муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» г. Когалыма для детей 11-17 лет. Составитель: Жило Т.Н. – педагог дополнительного образования Рекомендовано на программно- Методическом совете МАУ ДО «ДДТ» Протокол № от
Содержание Актуальность программы …………………………………………………………………………………………………4 Принципы воспитательной работы …………………………………………………………………………………5 Цель программы ……………………………………………………………………………………………………………….5 Задачи программы …………………………………………………………………………………………………………….5 Психолого-педагогическая характеристика объединения ………………………………………………6 Модель воспитательной системы объединения ………………………………………………………………6 Содержание и механизмы реализации программы ………………………………………………………….7 Художественно-эстетическое воспитание …………………………………………………………….7 Духовно-нравственное, патриотическое воспитание ……………………………………………8 Формирование ЗОЖ ………………………………………………………………………………………………..9 Экологическое воспитание…………………………………………………………..9 Общение и самоуправление …………………………………………………………………………………10 Работа с родителями ……………………………………………………………………………………………13 Традиции ………………………………………………………………………………………………………………………….13 Условия реализации программы ……………………………………………………………………………………15 Модель личности выпускника ………………………………………………………………………………………..16 Ожидаемые результаты …………………………………………………………………………………………………..16 Мониторинг ………………………………………………………………………………………………………………………17 Литература …………………………………………………………………………………………………………………………18
Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи. Аристотель Пояснительная записка Дополнительное образование детей - один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания и развития. Это социально востребованная сфера, в которой заказчиками и потребителями образовательных услуг выступают дети и их родители, а также общество и государство. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей определяет основные задачи учреждения это – обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей. Согласно типовому положению разработана концепция воспитательной системы «ДДТ», идея которой состоит в построении вокруг ребенка концентрической системы дружественных социальных общностей на трех уровнях:1 уровень – первичные детские объединения; 2 уровень – единый коллектив Дома детского творчества; 3 уровень – воспитательное пространство города. Главной целью воспитательной системы является создание и организация успешного функционирования модели концентрической системы дружественных связей. Роль же педагога заключается в том, чтобы создать наиболее комфортные условия для реализации потребностей и способностей своих воспитанников. Одна из главных задач педагога научить детей добывать, классифицировать, отбирать необходимые знания в потоках информации, использовать их в реальной жизни, ориентировать их на постоянное самосовершенствование, на ответственность за себя, свое здоровье свою будущность, свой успех. Поэтому, вокальному воспитанию в объединении придается особо важное значение, т. к. пение является весьма действенным методом эстетического воспитания одним из самых доступных и естественных видов творческой деятельности и именно здесь закладываются первые навыки индивидуального труда; умение творчески подходить к постановке и решению задач. В процессе изучения курса эстрадного вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазию, сочинительство. Все это дает театрализованная деятельность, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями. Погружение в специальную литературу дает возможность раздвинуть рамки имеющихся знаний, по-новому посмотреть на себя со стороны, оценить свои действия, помогает углублению профессионального интереса, активизирует творческие возможности. Великий русский мыслитель Д.И. Писарев, который более ста лет назад, говоря о влиянии искусства на воспитание, писал:
«Красоты тех произведений, которыми мы окружаем детей, должны быть красоты простые, понятные, близкие детскому сердцу. -4- Картины должны изображать такие эпизоды, в которых проявлялось бы чувство, доступное детям, способное возбудить в них сочувствие, музыкальная мелодия должна отличаться простотой; в противном случае искусство остается для детей чуждым элементом и не получит воспитательного и образовательного влияния». Обязанность педагога в этом процессе - вовремя распознать насущные интересы и потребности ребенка, индивидуальные особенности его развития и создать с учетом этого возможно комфортные условия для дальнейшей их профессиональной ориентации и адаптации в социуме. При этом в действие вступают следующие
принципы воспитания
: принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка;  принцип культуросообразности воспитания;  принцип целесообразности и природосообразности;  принцип креативности, творческого начала в воспитании;  принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания;  принцип системности: обеспечение системы взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса; Система воспитательной работы объединения является программой того, "как" и посредством "чего" дополняются усилия образования в формировании, развитии, создании условий для актуализации, необходимых для современного человека качеств, которые способствовали бы становлению общественно-полезной и внутренне свободной личности.
ЦЕЛЬ

ПРОГРАММЫ
– воспитание свободной, всесторонне развитой гармоничной личности, способной жить и занимать активную позицию в современном мире. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь учащихся, разнообразные виды деятельности, общение, традиции через выполнение следующих
ЗАДАЧ
: 1. Создание и поддержка условий для формирования личностных структур, обеспечивающих высокий уровень развития личностного потенциала и его реализации в будущем. 2. Развитие самоуправления учащихся, предоставление им реальных возможностей участия в управлении учреждением. 3. Воспитание в учащихся стремления к ведению здорового образа жизни. 4. Воспитание учащихся в духе демократии, свободы, личного достоинства, уважение прав человека, гражданственности, патриотизма. 5. Развитие познавательной активности учащихся как условия интеллектуального, нравственного и коммуникативного самовыражения; 6. Воспитание бережного отношения к природе. Воспитательная работа в объединении выстраивается по разработанному и утверждённому на каждый учебный год плану воспитательной работы объединения. План составлен на основе ежегодного общего плана воспитательной работы ДДТ в соответствии с концепцией воспитательной системы учреждения.
-5-
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕДИНЕНИЯ.
Творческая деятельность в объединении осуществляется согласно разработанной программе, основной целью которой является духовное развитие, раскрытие индивидуальных возможностей личности ребенка в целом и его вокальных способностей в частности. Оказание помощи в профессиональной ориентации и адаптации его в современных условиях жизни. Занимаясь эстрадным пением, наши дети не только овладевает искусством вокала, специфическими приемами, характерными для различных жанров популярной музыки, навыками работы с текстом, фонограммой, микрофоном и звуковой аппаратурой, но и учится работать в команде с другими детьми, достигать поставленной цели, своим трудом добиваться успеха на сцене. Основное направление объединения - первоначальное обучение эстрадному искусству, искусству вокального исполнительства, умению держаться на сцене, находить контакт со зрителем и доставлять ему эмоциональное удовольствие. Объединение представляет коллектив из 16 учащихся от 8 до 17 лет, увлечённых единым делом и влияющих друг на друга и на окружающих. Успешным занятиям способствует общее дело – любовь к музыке, дружба, товарищество и взаимопомощь. Воспитанники объединения отличаются дружелюбием, общительностью, живостью ума, т в о рч е с к и м п од ход ом к п о с т а в л е н н ы м з а д ач а м , о т в е т с т в е н н о с т ь ю и дисциплинированностью. Кроме того, в объединении приветствуется и поддерживается взаимовыручка и стремление делиться приобретённым опытом с новичками. Приветствуется и подвергается постоянному развитию самостоятельность воспитанников. Дети, если того требует ситуация, могут самостоятельно, в течение некоторого времени заниматься самоподготовкой, не прибегая к помощи педагога. Могут проявлять инициативу при выборе индивидуального репертуара и хореографического оформления исполняемого произведения. Творческий потенциал обучающихся в объединении, высок и перспективен. Однако общие и специальные способности у каждого ребёнка строго индивидуальны, что требует такого же индивидуального подхода к обучению детей. В коллективном (ансамблевом) творчестве выявляются лидеры. Они помогают замкнутым и необщительным членам коллектива реально оценить обстановку и раскрепоститься, тем более, что того требует направленность обучения в данном объединении. В целом, изолированные и замкнутые дети довольно быстро становятся общительными, дружелюбными и радостными, чему способствует доброжелательная и, без преувеличения, семейная атмосфера тепла, совместного творчества, любви к занятиям и друг к другу.
МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБЪЕДИНЕНИ
Воспитательная работа в объединении включает в себя три основных взаимозависимых блока:  Воспитание в процессе обучения через реализацию образовательной программы «Вокальное мастерство»;  Воспитание во внеучебной деятельности в рамках целевых программ: «Мир прекрасного, «Дари добро», «Край родной-Югорская земля», «Дерево здоровья», «Я, ты, он, она – вместе дружная семья», «Я + моя семья», «Цвети наш дом».
 Воспитание во взаимодействии с социумом через реализацию социальных проектов. -6-
Приоритетные направления воспитательной деятельности

СОДЕРЖАНИЕ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Художественно-эстетическое воспитание

Цель:
Формирование потребностей в творческой деятельности для повышения культурного уровня учащихся.
Решаемые задачи:
 воспитывать и прививать любовь к искусству, литературе, музыке;  реализовывать индивидуальные задатки и способности учащихся в музыкальном творчестве.
Технология:
Индивидуальная работа с учащимися:  через освоение образовательной программы объединения Работа с коллективом учащихся:
Художественно-эстетическое

воспитание

Духовно-нравственное,

патриотическое

Экологическое

воспитание

Формирование здорового

образа жизни

Воспитание свободной,

всесторонне развитой

гармоничной личности

Общение и

самоуправление

Работа с родителями

 организация и проведение «Клубов выходного дня»;  фото- и видеосъемка мероприятий в объединении;  -7-  организация и проведение тематических бесед и часов общения, посвященных творчеству;  организация и проведение встреч с интересными людьми;  посещение и участие в концертных программах и мероприятиях «ДДТ»;  посещение концертных залов, музеев, выставок;  Концертно-исполнительская деятельность. Решение воспитательных задач художественно-эстетического направления происходит не только через беседы, организацию и проведения клуба выходного дня, посещение концертных залов, выставок, но и через свою непосредственно концертную деятельность, которая способствует развитию творческих способностей воспитанников, формирует чувство прекрасного, через учебный процесс, когда создается атмосфера совместного поиска, сотворчества. Создаются условия для развития профессиональной ориентации детей и подростков, через участие в конкурсах профессионального мастерства различных уровней.
Духовно-нравственное, патриотическое воспитание

Цель:
Поднятие уровня нравственно-эмоционального развития учащихся, достижение гармонии их идеалов и поступков с общечеловеческими ценностями
Решаемые задачи:
 воспитывать у учащихся устойчивую нравственную позицию;  воспитывать личность, умеющую отвечать за свои поступки;  воспитывать личность, умеющую жить в социуме, уважающую общепринятые ценности, нормы, законы;  прививать любовь к Родине и своему краю, их истории, культуре и традициям;  воспитание культуры отношений и толерантности.
Технология:
Индивидуальная работа с учащимися:  беседы на нравственные темы;
 анкетирование. Работа с коллективом: \  формирование и развитие традиций объединения;  организация и проведение тематических бесед, часов общения на нравственные и этические темы;  участие в благотворительных акциях «ДДТ» для ветеранов, для детей с ограниченными возможностями здоровья;  участие в городском благотворительном марафоне «От сердца к сердцу»;  участие в городской антинаркотической акции «Шаг навстречу»;  участие в городских традиционных праздничных мероприятиях «День города», «День победы», «День защиты детей»; -8-  организация и проведение экскурсий, посвященных изучению родного края, его истории и культуры;  участие в конкурсах творческих работ, рисунков и т.п. к праздничным датам. Освоение полного цикла творчества в одном виде деятельности создает условия для переноса и применения его в других видах деятельности - общении, образе жизни, учебе. Задача любого учителя - помочь ребенку “найти себя”, используя доступный ему способ обработки информации, сделать его мышление максимально продуктивным. Способствовать осуществлению «ненавязчивого» воспитания в процессе, которого происходит «незаметное» формирование нравственных, духовных, культурных ориентиров подрастающего поколения.
Формирование здорового образа жизни

Цель:
Способствовать формированию стремления вести здоровый образ жизни.
Решаемые задачи:
 формирование потребностей у учащихся проявлять заботу о своем здоровье;  воспитание негативного отношения к вредным привычкам;
Технология:
Индивидуальная работа с учащимися:  забота о сохранении и укреплении здоровья учащихся;  соблюдение гигиенических норм во время проведения занятий; Работа с коллективом:  организация и проведение тематических бесед, часов общения;  участие в мероприятиях ДДТ, направленных на пропаганду здорового образа жизни;  участие в спортивных соревнованиях. Обучение вокалу является процессом длительным, трудоемким, рассчитанным на много лет. Дети, занимающиеся таким видом деятельности должны обладать хорошим здоровьем. Хронические болезни простудного характера для вокалиста губительны, поэтому беседы с учащимися на тему здорового образа жизни являются важным воспитательным
моментом. Процесс самовыражения через вокальное интонирование напрямую связан с укреплением психического здоровья и рассматривается как важный здоровьесберегающий фактор.
Экологическое воспитание

Цель
: Формирование экологической культуры и ответственности к окружающей среде Сущность экологического воспитания определяется, прежде всего, его
задачами
, которые предполагают формирование: - потребности общения с природой, интереса к познанию ее законов и явлений; - убеждение в необходимости сбережения природы, сохранения своего и общественного здоровья. -9-
Технология:
Индивидуальная работа с учащимися:  забота об отношении ребенка к окружающей природе, животным;  соблюдение правил правильной утилизации мусора. Работа с коллективом:  организация и проведение тематических бесед и часов общения;  участие в экологических конкурсах;  участие в озеленении своего учреждения. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережнее, относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.
Общение и самоуправление

Цель:
Поднять уровень развития самоуправления учащихся в объединении, предоставление им реальных возможностей участия в детском самоуправлении «ДДТ»
Решаемые задачи:
 формирование потребности и готовности совершенствовать свою личность;  воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям и нормам коллективной жизни;  воспитание желания преодолевать трудности, бороться за своих друзей и окружающих.
Технология:
Индивидуальная работа с учащимися
 беседы, анкетирование с целью раскрытия потенциала каждого ребенка, оказания помощи в самореализации в коллективе;  индивидуальные поручения; Работа с коллективом  организация мероприятий по повышению уровня развития коллектива;  проведение собраний актива объединения;  планирование работы секторов;  проведение дискуссионного клуба. -10-
Структура самоуправления в учреждении

Самоуправление учащихся
– это самостоятельность в проявлении инициативы, принятия решения и его самореализации в интересах своего объединения.
Организация работы по самоуправлению в объединении
Структура органов самоуправления учитывает периодическую отчётность и сменяемость делегата от объединения в Совет учащихся, непрерывность и систематичность в его работе основывается на взаимодействии с коллективом учащихся объединения и с Советом Дела МБОУ ДОД «ДДТ». Классный руководитель при организации работы по самоуправлению выступает в роли консультанта или корректора, помогающего правильно спланировать работу, разобраться в конфликтных ситуациях. Как отмечал выдающийся педагог А.С.Макаренко, надо создать такую атмосферу, при которой все необходимые решения исходили бы как бы от самого коллектива, а педагог лишь подводил его к таким решениям.
СОВЕТ УЧАЩИХСЯ МАУ ДО

«ДДТ»

ДЕЛЕГАТ ОТ

ОБЪЕДИНЕНИЯ В

СОВЕТ УЧАЩИХСЯ

КОЛЛЕКТИВ

УЧАЩИХСЯ

ОБЪЕДИНЕНИЯ


Структура самоуправления в объединении:

Методы работы актива объединения

Методы

Сфера воздействия
убеждения интеллектуальная внушения эмоциональная создания ситуации успеха мотивационная создание воспитывающей ситуации предметно-практическая Основными
формами
организация деятельности учащихся являются:  мероприятие;  дискуссионный клуб.
Принципы работы органов самоуправления:
 открытость и доступность;  добровольность и творчество;  равенство и сотрудничество;  непрерывность и перспективность. Смысл детского самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех ребят основам демократических отношений в обществе, в умении их управлять собой, своей жизнью в коллективе. Участие в самоуправлении помогает учащимся сформировать у себя навыки демократизма, умения самостоятельно действовать, н е с т а н д а р т н о м ы с л и т ь , п р и н и м а т ь р е ш е н и я и о с у щ е с т в л я т ь и х . Органы ученического самоуправления рассматривают любые вопросы, касающиеся жизни объеди н ен и я - от п лан и рован и я его работы до кон еч н ого р е з ул ьт а т а . Каждый учащийся - это часть коллектива, каждый в ответе за все, что происходит в объединении.
Обязанности делегата от объединения в Совет учащихся «ДДТ»:
• поддерживает связь объединения с Советом учащихся ДДТ; • распределяет поручения между учащимися объединения; • направляет работу коллектива при участии в общешкольных мероприятиях; • соблюдает этические нормы поведения в школе, быту, общественных местах, так как
ПЕДАГОГ –

КОРРЕКТОР

Культурно-

массовый сектор

Президент

Состав сектора

Организационный

сектор

Президент

Состав сектора

является примером для всех; • защищает права членов коллектива учащихся; • консультируется в процессе работы со своим педагогом.
Права делегата от объединения в Совет учащихся «ДДТ»:
• выносит благодарности членам коллектива за успехи в общественной жизни; • выносит взыскания за нарушение законов и традиций объединения; • выходит с предложениями в Совет учащихся. -12-
Работа с родителями

Цель:
координация усилий семьи, педагога и учреждения в учебно-воспитательном процессе.
Решаемые задачи:
 выработка совместных требований педагога и родителей к учащимся;  обмен опытом между родителями;  привлечение родителей к организации досуга детей;  привлечение родителей к приобретению фонограмм, сценических костюмов.
Технология:
Индивидуальная работа с родителями:  посещение родителями индивидуальных занятий с учащимися;  микроисследования с родителями;  беседы. Работа с коллективом родителей:  организационные родительские собрания;  тематические и итоговые родительские собрания;  посещение родителями концертов, мероприятий «ДДТ»;  посещение родителями Школы родителей; Огромная роль в воспитании детей принадлежит семье, и поэтому от позиции родителей во многом зависит успех занятий с детьми. Важно сплотиться в единый коллектив и выстроить доверительные отношения между педагогом, учениками и родителями. Составной частью нашей работы с родителями является обеспечение родителей сведениями о целях и задачах воспитания учащегося на данный учебный год, традициях объединения, учреждения и т.д. Единое воспитательное поле создается, если родители приобщаются к реальной практической деятельности детей в учреждении, проживая вместе с детьми определенные ценностные отношения. Для концертных выступлений необходимо очень много материальных затрат: написание фонограмм, пошив сценических костюмов и в этом мне помогают родители
учеников. Их помощь просто неоценима. Родители с удовольствием посещают праздничные мероприятия «ДДТ», клубы выходного, психологические тренинги, индивидуальные консультации. Для повышения интереса родителей к успехам своих детей, а также для создания общего впечатления об уровне успеваемости всех учащихся объединения, раз в год проводится итоговое родительское собрание с выступлением учащихся. Многие родители интересуются успехами не только своих детей, но и их сверстников. Результатом взаимодействия с родителями обучающихся является высокий уровень удовлетворенности родителей жизнедеятельностью учреждения.
Традиционные дела на уровне объединения
 Родительские собрания  Клуб выходного дня  Акция «Дружим объединениями» -13-  Поздравляем с днем рождения  Заседания актива объединения  Заседания дискуссионного клуба  Новогоднее украшение кабинета  Совместные репетиции и чаепития  Часы общения  Выходы на природу, каток, лыжи  Тематические родительские собрания  Заседания родительского комитета  Оформление летописи объединения  Итоговое родительское собрание (творческий отчет учащихся перед родителями) Важной традицией объединения является исполнение нашей общей песни «Хорошее настроение» на слова Шадриной А. (мама Худобородовой Лизы – уч-ся обеъединения).
Участие в традиционных делах на уровне МБОУ ДОД «ДДТ»
 Празднование Дня рождения «ДДТ»  Празднование Дня матери  Посвящение в новички  Концерты для пожилых людей в рамках акции «Ветеран живет рядом»  Родительская конференция  Заседания Совета Дела  Новогодний спектакль  Акция «Во славу Отечества» посв. Дню защитника Отечества.  Школа родителей  Конкурс исполнительского мастерства «Золотая серебряная нотка»  Фестиваль «Мы выбираем здоровье»  Творческий отчет коллективов  Конкурс «Цвети наш дом»  Чествование выпускников

Участие в традиционных делах на уровне города
 Участие в городских конкурсах, фестивалях, концертах;  Выступления в городских концертных программах в рамках празднования:  Дня города;  Дня пожилого человека;  Дня призывника;  Участие в антинаркотической акции «Шаг навстречу»  Участие в молодежном фестивале «Перекресток»;  Акция «Спасти и сохранить»;  Участие в мероприятиях для детей РЦ «Радуга надежды» и посетителей КЦСОН «Жемчужина» -14-  Встречи с ветеранами войны и труда «Примите наши поздравления»  Акция «Подарок другу» (декада инвалидов)  Участие в концертных и развлекательных программах КДК «Янтарь»  Участие в городских концертных программах посвященных:  Дню Победы;  Дню защиты детей. Особое значение в воспитательной работе имеет связь с социумом. Творческим детям необходим выход в иное образовательное поле, в котором учащиеся могут развивать творческую и познавательную активность, реализовывать лучшие личностные качества, т.е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием, а также накоплению положительного опыта социального закаливания. Немаловажна сценическая адаптация детей перед различной публикой. Большее количество публичных выступлений послужит хорошим тренингом по преодолению волнения для достижения не только творческого успеха, но и успеха в дальнейшей трудовой деятельности.
ПРЕДПОЛОГАЕМОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С ОРГАНИЗАЦИЯМИ


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
 добровольность включения ребёнка в ту или иную деятельность;  доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, основанное на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижение поставленных задач;  оптимистическая стратегия в определении воспитательных задач;  учёт интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, пробуждение и развитие новых интересов; -15-  формирование у детей готовности к социальной самозащите своих интересов при осознании своей социальной защищённости;  учёт индивидуальных качеств ребёнка, его сущностных сфер при выборе воспитательных средств, направленных на его развитие.
МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА (13-17 лет):
 это личность, с чувством ответственности за себя и свою семью, с высоким уровнем самосознания и самоуважения;  физически и психически здоровый человек с устойчивой потребностью к здоровому образу жизни;  л и ч н о с т ь , с п о с о б н а я к н е п р е р ы в н ом у п р о ц е с су с а м о р а з в и т и я и самосовершенствования;  личность со сформированными понятиями чести, долга, честности, дружбы и любви;
 личность, социально защищённая и закалённая, нравственно стойкая и готовая к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
 улучшение психологического климата в объединении;  дальнейшее развитие самоуправления;  личный рост каждого учащегося;  формирование потребностей у учащихся проявлять заботу о своем здоровье и стремление к здоровому образу жизни»;  готовность ученика к самостоятельному выбору и принятию решения, усиление ответственности за свои поступки;  повышение качества образованности учащегося, уровня его воспитанности. Подразумевается, что в процессе индивидуально-личностного развития необходимо не количественное, суммарное освоение моделей воспитания, а предоставление права учащемуся самому выбирать социальные сферы для самореализации и саморазвития (семья, школа, класс, город и т.д.). Педагог призван помочь осуществить выбор, не задавая жестких возрастных рамок, ибо этот процесс протекает неравномерно, по законам внутреннего развития каждой отдельной личности и в каких-то моментах может остаться незавершенным. Содержательная сторона процесса воспитания по отдельным сферам социализации и самореализации личности представляется следующим образом. В пространстве социализации для каждого воспитанника складывается индивидуальный маршрут освоения социальных сфер и ролей, потому следует отказаться от привычного желания сформировать заданный перечень личностных качеств. Человек имеет право быть разным в кругу людей. Задача воспитателя - не "набрать сумму" перечисленных в программе качеств, видов деятельности, направлений работы, а постараться постепенно расширить, обогатить индивидуальный опыт, в котором могли бы раскрыться лучшие человеческие качества каждого воспитанника. -16-
МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для определения результативности данной программы используются следующие методы: педагогическое наблюдение, опросы, анкетирование, тестирование. Работа в этом направлении ведется в тесной связи с педагогом-психологом. Критерии Показатели Диагностические средства Сформированность познавательного потенциала личности  Уровень освоение образовательной программы.  Творческая  Анализ текущей и итоговой успеваемости  Участие детей в
активность творческих конкурсах различного уровня Сформированность нравственного потенциала личности учащегося Характер отношений ребёнка к Родине, обществу, семье, ДДТ, себе, природе, труду. Методика « Акт добровольцев» (Л. В Байбородовой) Сформированность коммуникативного и эстетического потенциала личности обучающегося Уровень развития коммуникативной культуры, личностных оценочных представлений. Уровень знаний и оценочной деятельности в творческой деятельности Материалы пособия Р.В Овчаровой. Методика Е. Торреса Сформированность демократического потенциала личности обучающегося Уровень развития социальной активности, гражданственности, ответственности, уважительного отношения учащихся к правам других людей. Развитость самоуправления изучается с помощью методики разработанной профессором М. И. Рожковым Эффективность воспитательной системы Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью в объединении и ДДТ Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащегося, родителей» Развитие коллектива учащихся. Активность участия в мероприятиях. «Лист активности» -17-
Литература:
1. Классному руководителю о воспитательной системе класса. – М.; 2000. Центр «Педагогический поиск». 2. Воспитать человека. Под редакцией В.А.Березиной, О.И. Волжиной, И.А.Зимней. Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания. - М.; 2003. 3. И. В. Цветкова. Как составить и успешно реализовать программу воспитания. Методическое пособие. – М.; 2003. 4. Воспитание и развитие личности в социуме (Комплексно-целевая программа) Арабеск. 2000 г. 5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. 6. Национальная доктрина образования РФ.
7. Черноусова Ф.П. Направления,содержание,формы и методы воспитательной работы. М., 2004г. 8. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. Москва, 1997 г. -18-
Тест "Самооценка уверенности в себе"

Отметьте знаком “+” свое согласие с приведенными высказываниями, а несогласие знаком “ - ”. Подсчитайте сумму баллов, один “+” = 1 баллу. 1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах. 2. Чаще всего у меня хорошее настроение. 3. Со мной все ребята советуются, считаются. 4. Я уверенный в себе человек. 5. Считаю, что я сообразительный и находчивый. 6. Я уверен, что всегда всем нужен. 7. Я все делаю хорошо. 8. В будущем я обязательно осуществлю свои мечты. 9. Люди часто помогают мне. 10. Я стараюсь обсуждать мои планы с близкими людьми. 11. Я люблю участвовать в спортивных соревнованиях. 12. Я проявляю самостоятельность в учебе и труде. 13. Меня мало беспокоят возможные неудачи. 14. Я стараюсь планировать свою деятельность. 15. Я редко жалею о том, что уже сделал. 16. Я уверен, что в будущем добьюсь успеха. 17. Мне нравится принимать участие в различных конкурсах. 18. Я занимаюсь лучше, чем все остальные. 19. Мне чаще везет, чем не везет. 20. Занятия для меня не представляют труда. Фамилия, имя ___________________________________________ Количество набранных баллов_______ Расшифровка: 17 - 20 баллов - высокая степень уверенности в себе, самостоятельность и решительность при принятии ответственных решений. 11 - 16 баллов - потребность в обсуждении своих действий с друзьями, близкими; избирают задачи средней трудности. 1 - 10 баллов - неуверенность в своих силах, в мнении достигнутого критичны, явно занижен уровень притязаний в планируемой деятельности. Высокий уровень уверенности – самостоятельность, решительность во время принятия ответственных решений. Необходимость в обсуждении своего поведения с друзьями, близкими, выбирают задания средней трудности. Неуверенность в своих силах, критикуют свои достижения, снижен уровень претензий в планировании своей деятельности.
Методика изучения удовлетворенности учащихся жизнью объединения

Цель:
определить степень удовлетворенности учащихся жизнью объединения

Ход проведения:
учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале: 4 – совершено согласен; 3 – согласен; 2 – трудно сказать; 1 – не согласен; 0 – совершенно не согласен. 1) Я иду заниматься вокалом с радостью. 2) В объединении у меня обычно хорошее настроение. 3) В нашем объединении хороший педагог. 4) К нашему педагогу можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации. 5) Мне нравиться наш кабинет. 6) Среди учащихся нашего объединения я всегда могу свободно высказать свое мнение. 7) Я считаю, что в нашем объединении созданы все условия для развития моих способностей. 8) У меня сложились дружеские отношения с ребятами нашего объединения. 9) Я считаю, что занятия по вокалу по-настоящему готовят меня к самостоятельной творческой жизни. 10) На летних каникулах я скучаю по занятиям. Обработка полученных данных. Показателем удовлетворенности учащихся жизнью объединения “У” является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если “У” больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности, если же “У” больше 2, но меньше 3 или “У” меньше 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.


В раздел образования