Автор: Тухтасинова Шолпан Гельмухановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида "Березка"
Населённый пункт: город Белоярский Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Наименование материала: Реализация Регионального Компонента в ДОУ
Тема: Проектная деятельность -как основа реализации Регионального Компонента
Раздел: дошкольное образование
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Березка» г. Белоярский
«Проектная деятельность – как основа реализации
Регионального компонента»
(материал подготовлен для выступления на муниципальном семинаре
по теме «Реализация регионального компонента в ДОУ Белоярского района)
Автор: воспитатель МАДОУ «Березка»
Тухтасинова Шолпан Гельмухановна
Проектная деятельность – как основа реализации регионального компонента
Малая Родина у каждого она своя,
но для всех она является той путеводной
звездой,
которая на протяжении всей жизни
определяет очень многое,
если не сказать - все.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех
высоких человеческих начал. В дошкольном возрасте у детей стремительно
развиваются общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, близким
людям, родному месту, где он вырос и, безусловно, к Родине. В связи с введением в
дошкольное образование Стандартов нового поколения среди направлений
образовательной программы дошкольного учреждения (физическое, познавательное,
речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие) важное
место занимает региональный компонент. Успешность развития дошкольников на
региональном материале становится неоспоримой, и она возможна только при условии
активного взаимодействия детей с окружающим миром эмоционально-практическим
путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные
виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Реализация регионального компонента в образовательной программе ДОУ
«Березка»
Основными направлениями деятельности ДОУ по реализации регионального
компонента являются:
• изучение национальных традиций и обычаев;
• воспитание любви к природе родного края и его обитателям, уважения к прошлому
своего народа, любви к родному слову;
• обогащение и развитие речевой культуры посредством изучения родного языка и
знакомства с языковыми особенностями народов других национальностей,
проживающих на территории нашего региона;
• изучение истории ХМАО – Югры во взаимосвязи с культурой и историей России;
Цель:
Воспитание
гражданина
и
патриота
своей
страны,
формирование
нравственных
ценностей, чувства любви к Родине, родному краю.
Задачи:
воспитывать нравственные, трудовые, эстетические качества, которые обеспечивают
успешное развитие и саморазвитие ребенка в семье, дошкольном учреждении, социуме
на примере национальных традиций и обычаев;
развивать индивидуальность ребенка через освоение общественных норм и правил
поведения, доступных для данного возраста, данной местности;
формировать интерес к культурному наследию региона;
воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
повышать
заинтересованность
всех
участников
образовательного
процесса
в
расширении знаний по краеведению.
Для достижения цели и решения задач регионального компонента
используется
организация культурных практик. В культурных практиках воспитателем создается
атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества
взрослого и детей.
Методы реализации
Существует огромное количество форм и методов организации культурных практик .
Но
одним
из
наиболее
эффективных
форм
является
проектная
деятельность.
Эффективность применения проектной деятельности заключается в том, что она дает
широкие возможности для проявления детской инициативы. Организация проектной
деятельности дает возможность всем детям. У детей формируется четкая мотивация,
они видят перед собой цель, которую нужно достичь. А значит, появляется желание в
получении
новых
знаний,
дети
ищут
пути
получения
информации,
для
чего
объединяются в группы (команды)
Для реализации регионального компонента
используются разные виды проектов.
Предлагаю вашему вниманию проект
«Мультфильм своими руками» для детей
подготовительной
группы.
Данный
проект
позволяет
решать
задачи
реализации
регионального
компонента
образовательной
программы
дошкольного
образования,
способствует
воспитанию
нравственных,
трудовых,
эстетических
качеств
дошкольника, которые обеспечивают успешное развитие и саморазвитие ребенка в
семье,
дошкольном
учреждении,
социуме
на
примере
национальных
традиций
и
обычаев родного края.
Наш
проект был
посвящен изучению
истории мультипликации
и созданию
мультипликационного
фильма
на
основе
сказок
народов
ханты
и
манси.
Таким образом наш проект был направлен на расширение знаний о устном народном
творчестве народов ханты и манси.
Проект
включал
в
себя
материалы
для
мероприятий
с
детьми
и
родителями,
подвижные игры для детей. Дети узнали
много интересного о жизни и традициях
коренных жителей – ханты.
Большую роль в реализации проекта играют экскурсии в краеведческие музеи и
национальные центры. Этнокультурный центр «Тумран сый» и музей «Нуви Ат»
являются неиссякаемыми источниками информации и знаний. Это место, где дети
получают возможность прикоснуться к живой истории села, региона, к реальной
жизни его коренных жителей, почувствовать всю грандиозность происходящих в нем
событий, испытать эстетическое наслаждение от творчества народных умельцев и
мастеров своего дела
Неоценимую значимость в решении задач патриотического воспитания имеют
встречи с интересными людьми ...
Большое значение для полноценной реализации национально-регионального
компонента имеет информационная насыщенность окружающего ребенка
образовательного пространства. В оформлении литературного центра «Северный
край» принимали участие все: дети, родители, что способствует укреплению
интегративных связей и созданию взросло-детского сообщества, ориентированного на
достижение общих целей. Для оформления декорации будущего мультфильма дети
изучили значение орнаментов и узоров народа ханты. Результатом такой работы стало
оформление декорации «Северный лес»
Для того, чтобы полученные знания о родном крае стали для детей личностно
значимыми, в программе предусмотрена возможность для отражения накопленного
ими социального опыта предусмотрено обязательное оформление продуктов детской
исследовательской деятельности: макеты, коллекции, книжки-самоделки, стенгазеты,
выставки творческих работ.
К реализации проекта были привлечены родители группы. Важным аспектом,
предусмотренным программой, является взаимодействие с семьей, которое строится
на понимании того, что родители – это полноправные участники образовательного
процесса Поэтому на первый план выводится формирование у родителей активной
позиции и сознательного участия в жизни своих детей через организацию общих дел,
проектов, акций, участие в образовательных и развлекательных делах группы и
детского сада.
В результате совместной работы был снят мультипликационный фильм по мотивам
сказок народов севера «Как у оленя рога появились».
Каковы же результаты нашей работы? Конечно же – это знания и
представления детей об истории города, района, округа, о достопримечательностях, об
обычаях, традициях, особенностях жизни коренных народов севера; бережное
отношение к природе родного края… Но главное - это неподдельный, активный
интерес детей к родному краю, родному селу, желание сделать его еще лучше и краше
своими делами и поступками.
Результатом реализации Регионального компонента посредством проектной
деятельности являются следующие показатели:
Расширение знаний детей о малой Родине, возрастание интереса к родному
краю, его достопримечательностям.
Усвоение детьми нравственных правил и норм поведения в обществе,
толерантное, уважительное отношение к людям разных национальностей,
проживающих в нашем регионе.
Бережное отношение к природе родного края, к тому, что окружает ребенка
и близко ему с рождения.
Повышение познавательной и творческой активности дошкольников,
сформированность элементарных исследовательских умений и навыков, навыков
проектной деятельности.
Сформированность представлений об обычаях, традициях, праздниках,
особенностях жизни коренных народов севера, о взаимосвязях настоящего и
прошлого в жизни народа.
Позитивное восприятие национальных различий, других культур, языка.
Свободное использование фольклора, применение его в повседневной
жизни.
Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников,
увеличение количества активных участников общественной жизни села, района.
Таким образом, работа по реализации регионального компонента в рамках ПД
позволяет сделать два основных вывода: во-первых, в период дошкольного возраста
формируется личность ребенка, развитие которой можно моделировать на основе
материала региональной культуры; во-вторых, поддержание интереса к традициям
культуры родного края через разные виды деятельности позволяет раскрыть духовно-
нравственный потенциал дошкольника.
Воспитание любви к своей Родине, своему краю, родному селу – это
многотрудный, долговременный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и
постоянно, с самого раннего детства. Еще великий педагог-гуманист В.А.
Сухомлинский писал, что «в сознании каждого человека на всю жизнь
запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские
годы яркие картины, образы». Нам хотелось, чтобы впечатления детства у наших
воспитанников стали истоками любви к родному краю и к людям, живущим в нем,
истоками патриотических чувств.
Смотрите мультфильм и спасибо за внимание.