Автор: Лезжева Татьяна Владимировна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР - Д/С № 25 " Золотая рыбка"
Населённый пункт: город Ступино
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методические рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка - детский сад № 25 «Золотая рыбка»
Работа с педагогами по формированию и развитию
психоэмоциональной сферы ребенка.
«Методические рекомендации педагогам по работе с
одаренными детьми»
Л
ЕЗЖЕВА
Т
АТЬЯНА
В
ЛАДИМИРОВНА
г. Ступино
2017 г.
При
этом
особое
значение
имеют
собственная
активность
ребенка,
а также
психологические
механизмы
саморазвития
личности,
лежащие
в основе
формирования и реализации индивидуального дарования. Одним из наиболее
дискуссионных
вопросов,
касающихся
проблемы
одаренных
детей,
является
вопрос о частоте проявления детской одаренности.
На сегодняшний день большинство
психологов признает, что
1.Теоретические аспекты детской одаренности
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными,
иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для
таких достижений) в том или ином виде деятельности.
В
свою очередь одаренность — это системное, развивающееся в течение
жизни
качество
психики,
которое
определяет
возможность
достижения
человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких
видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренность
часто
проявляется
в успешности
деятельности,
имеющей
стихийный,
самодеятельный
характер.
Например,
увлеченный
техническим
конструированием
ребенок
может
дома
с энтузиазмом
строить
свои
модели,
но при
этом
не проявлять
аналогичной
активности
ни в школьной,
ни в
специально
организованной
внешкольной
деятельности
(кружке,
секции,
студии).
Кроме
того,
одаренные
дети
далеко
не всегда
стремятся
демонстрировать
свои
достижения
перед
окружающими.
Так,
ребенок,
сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение от педагога.
Таким
образом,
судить
об одаренности
ребенка
следует
не только
по его
школьным или внешкольным делам, но по инициированным им самим формам
деятельности.
В некоторых
случаях
причиной,
задерживающей
становление
одаренности,
несмотря
на потенциально
высокий
уровень
способностей,
являются
те или
иные
трудности
развития
ребенка:
например,
заикание,
повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании
такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть
сняты.
Часто общая одарённость
сочетается со специальной.
Многие композиторы, например,
обладали и другими
способностями: рисовали, писали
стихи и т. д
.
Среди критериев выделения видов одаренности
можно назвать следующие:
2.Диагностика детской одаренности.
Диагностика детской одаренности представляет собой очень ответственный
вид деятельности. Мнение педагога, оценка им психического развития ребенка
могут серьезно повлиять на условия его воспитания и обучения, на отношение
к нему окружающих, изменить его самооценку, его отношение к окружающим.
Для организации поиска и отбора одаренных детей чаще всего организуется
поэтапная,
или
ступенчатая
стратегия
диагностики.
Последовательная
процедура принятия решения в этом случае позволяет снизить опасность ошибок.
На
первом
этапе
отбор
осуществляется
на
основе
широкого
спектра
характеристик
одаренности
с
помощью
опросников,
организованного
наблюдения, различных оценочных процедур,
которые
должны
максимально
полно отражать все стороны и проявления одаренности.
На втором этапе, а иногда и на последующих, используются все более точные
и более специфические диагностические процедуры
(в
том
числе
и
тесты),
соответствующие
целям
отбора подходящих
кандидатов
для
специальных
программ обучения.
Более
полное
выявление
одаренных
возможно
при
организации
предварительного стимулирующего обучения: факультативов, кружков, летних
школ, в которых дети, интересующиеся какой-либо областью науки, искусства,
техники, обсуждают различные проблемы, проводят небольшие исследования,
разрабатывают проекты под руководством опытных педагогов и психологов. Это
позволяет
оценить
потенциал
тех
детей,
которые
не
имели
возможности
развить способности в своем социальном окружении. При такой организации
отборочные процедуры следуют после стимулирующего обучения и учитывают
также мнения экспертов, наблюдавших за детьми во время обучения.
При
диагностике
необходимое
максимальной
степени
использовать
информацию,
полученную
от
учителей,
родителей, самого
ребенка,
данные
разностороннего тестового обследования, а главное — дополнять эти данные
обследованием ребенка, чтобы выяснить не только наличный уровень развития
познавательной и личностной сферы, но и его потенциальные возможности.
В.В. Щорс выделяет такие виды одаренности детей:
1. Художественная одаренность в свою очередь делятся на одаренность в
области актерского мастерства, литературы, музыки, искусства, скульптуры,
технике и основывается на эмоциональной сфере.
•Литературная сфера. Одаренный писательским талантом ребенок будет всегда
тянуться к тому, чтобы записывать свои мысли на бумаге. Он может начать
самостоятельно придумывать рассказы и сказки. Иногда продуктами его первого
творчества станут стихи. Такие проявления одаренности сложно не заметить.
Если родители диагностировали литературные способности раньше
воспитателей, то должны позаботиться о том, чтобы природный талант их чада
не пропал даром.
•Талант к музыке. Одаренность в музыкальной области позволяет начать
развивать талант с самого детства. Конечно, с условием, что родители будут
уделять этому вопросу пристальное внимание. Диагностика одаренности
дошкольников должна начинаться с внимательного отношения к ребенку. Юный
музыкант вначале пытается подражать уже состоявшимся артистам, он поет
песни и проявляет интерес к музыкальным инструментам. Если одаренность уже
находится на высокой степени развития, то при удобном случае ребенок сам
удивит окружающих своей изобретательностью.
•
Артистизм. Пожалуй, самая примечательная сфера для диагностики
одаренности. Не заметить ребенка, который и так постоянно находится у всех на
виду, действительно невозможно. Диагностика детской одаренности в случае с
яркими, выраженными театральными способностями не составляет труда.
Ребенок всех поражает своей открытостью и активностью и, скорее всего,
является экстравертом.
•
Сфера художественных возможностей. Ребенок, склонный к рисованию, сложно
поддается всякой диагностике. Во — первых, он может скрывать свою
одаренность. Во – вторых, она не очень бросается в глаза. Если быть
внимательным, то диагностировать, конечно, можно, но только в том случае,
когда ребенок сам вам об этом расскажет. Художники чаще бывают
интровертами, поэтому с ними нужно вначале выстроить хорошие отношения.
Лучше распознать одаренного ребенка раньше, чем позже сожалеть об
упущенных возможностях. Диагностика – вещь не такая сложная, просто
требует внимательного и ответственного подхода.
Литературная
сфера
Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая
разрешением какого-либо конфликта.
Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже
знакомом и известном всем.
Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все
несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную
мысль.
Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и
чувства.
Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания
события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной
сюжетной линии.
Любит писать рассказы или статьи.
Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и
настроения.
Музыкальная
сфера
Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии. Хорошо поет.
В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и
чувств.
Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на концерт или туда, где
можно слушать музыку.
Может петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.
В пении или музыке выражает свои чувства, состояние.
Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
Сфера
художественных
достижений
Проявляет большой интерес к визуальной информации.
Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной
сфере.Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.
Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и
очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит
необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-
либо события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунка,
камней, марок, открыток и т. д.).
Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления
игрушки,
картины,
рисунка,
композиции,
в
строительстве
детских
домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции,
имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.
д.).
Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и
настроение,
Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того чтобы изображать
события или вещи в трех измерениях в пространстве.
Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми.
Может дать свою собственную оценку и попытается воспроизвести
увиденное в своих работах.
2. Творческая одаренность проявляется в нестандартном видении мира и в
нешаблонного мышления.
Способность к творчеству. Это другой, не менее важный показатель,
позволяющий диагностировать одаренного ребенка. Он буквально с упоением
начнет заниматься какой – то деятельностью, да еще станет с воодушевлением
рассказывать о ней окружающим. Такая одаренность не останется незамеченной
среди сверстников, воспитателей и учителей. Как правило, таких детей любят –
именно они составляют предмет гордости. Одаренный ребенок нуждается в
хорошем учителе, который направлял бы его и поддерживал, подсказывал верное
решение в сложных ситуациях.
Существует четыре признака творческой одаренности:
1) оригинальность идей и продуктов.
2) способность находить идеи в новых и сложных ситуациях.
3) образная гибкость мышления.
4) семантическая или словесная гибкость мышления.
Творчество
Высокая продуктивность по множеству разных вещей.
Изобретательность в использовании материалов и идей.
Склонность к завершенности и точности в занятиях.
Задает много вопросов по интересующему его предмету.
Любит рисовать.
Проявляет тонкое чувство юмора.
Не боится быть таким, как все.
Склонен к фантазиям, к игре.
3. Социальная (лидерская) одаренность — исключительная способность
выстраивать долговременные, конструктивные взаимоотношения с другими
людьми.
Общение и лидерство
Легко приспосабливается к новой ситуации.
Всегда выполняет свои обещания, ответственен.
Высокая общительность с окружающими.
Стремится к доминированию среди сверстников
4.Интеллектуальная и академическая одаренность — способность
анализировать, мыслить, сопоставлять факты.
Интеллектуальная сфера. Одаренный в этой области ребенок будет буквально
схватывать все на лету. Ему не придется ничего объяснять дважды. Так же у него
высоко развитой окажется мотивационно – волевая сфера: девочка или мальчик с
малых лет будут понимать ту степень ответственности, которая на них
возложена и всеми силами постараются вас не подвести. Одаренный ребенок
прекрасно запоминает стихи, знает наизусть целые рассказы.
Ребенок с данными способностями может показывать чрезвычайные
способности к обучению.
Интеллектуальная
сфера
Высокая познавательная активность, мобильность.
Быстрота и точность выполнения умственных операций.
Устойчивость внимания.
Оперативная память — быстро запоминает услышанное или прочитанное
без специальных заучиваний, не тратит
много
времени
на
повторение
того, что нужно запомнить.
Навыки
логического
мышления,
хорошо
рассуждает,
ясно
мыслит,
не
путается в мыслях.
Богатство активного словаря.
Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо
улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и
следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что
часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду.
Улавливает
причины поступков других людей, мотивыих поведения.
Выраженная установка на творческое выполнение заданий.
Развитость творческого мышления и воображения.
Владение основными компонентами умения учиться.
Способность
контролировать
собственную
творческую
деятельность,
повышенный темп умственного развития.
Возможность предвосхищения результата деятельности.
Академические
достижения
Богатый
словарный
запас,
использование
сложных
синтаксических
структур.
Повышенный интерес к вычеслениям, математическим отношениям.
Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов.
Демонстрация понимания причинно-следственных отношений.
Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).
Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих
сверстников на год - два.
Хорошая
«моторная»
координация,
особенно
между
зрительным
восприятием
и
рукой
(хорошо
фиксирует
то,
что
видит,
и
четко
записывает то, что слышит).
Чтение
научно-популярной
литературы
доставляет
большее
удовольствие, чем чтение художественной.
Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент»
не получился.
Пытается выяснить причины и смысл событий.
Уделяет много времени созданию собственных «проектов».
Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается
об этом.
5. Двигательная (психомоторная) одаренность — исключительно спортивные
способности.
Двигательная
сфера
Тонкость и точность моторики.
Развитая двигательно-моторная координация.
Стремится к двигательным занятиям (физкультура).
Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.
В свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры .
6. Практическая одаренность проявляется в том, что люди, которые с большим
успехом пользуются интеллектом в повседневной жизни, не обязательно на
работе доминируют в решении проблем, где задействовано абстрактное
мышление, и академические способности не всегда указывают на интеллект
Техническая
сфера
Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду.
Интересуется механизмами и машинами.
В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей
поездов, радиоприемников.
Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для
создания новых поделок, игрушек.
Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки.
Любит рисовать чертежи механизмов.
Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин
Диагностика развития одаренности заключается в своевременном обнаружении
талантов у конкретных детей. Одаренность любит, когда ее замечают,
одаренности необходимо способствовать. Поддерживайте своих детей в новых
начинаниях, старайтесь вовремя
ЛИТЕРАТУРА
1.Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и
родителей. - М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.
2.
Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. //
Психологический журнал. – 1995.- №4.- с.73.
3.Грязева
В.Г.
и
др.
Одаренность
детей:
выявление,
развитие,
под д е р жка .
Экспресс-учеб, пособие для спецкурса Челяб. гос. пед. ун-т, Регион.науч. центр. "Семья,
одарен, дети, соц. Работник. Изд. Факел, 1996.
4.Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. —М.: Просвещение, 1993. — 256 с.
5.
Одаренные дети. /Под ред. М. Карне. М.: Прогресс, 1991.
Туник Е.Е. Опросник креативности Джонсона. СПб.: СПбУПМ, 1997.
6.Одаренные дети. Пер. с англ. / Общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. Предисл. В.М.
Слуцкого. — М.: Прогресс, 1991. —376 с.
7.Психологическая диагностика детей и подростков. Учеб. пособие//Под ред. К.М. Гуревич,
Е.М. Борисовой. —М.:Международная педагогическая академия, 1995.
8.Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтес. — М.: Академия, 1996.
— 416 с.
9.Сизанов А.И. Психологические игры: какие мы на работе и дома. — Минск: Выш. шк.,
1995. — 301с.
10. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. СПб.: Речь, 2003.
11.
Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: СПбУПМ,
1997. 2-е издание: СПб.: Дидактика Плюс, 2002.
Развитие и диагностика способностей / Под. ред. В. Н. Дружинина, В. В Шадрикова. - М.:
Наука, 1991.
12. Шумакова Н.Б., Щебланова Е.И., Щербо Н.П. Исследование творческой одаренности с
использованием тестов П.Торренса у младших школьников при специальном обучении
//Вопросы психологии -1991. - №1.
13. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. - М.: Просвещение, 1996. - 136
с.