Автор: Овечкина Валентина Ивановна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №1"
Населённый пункт: город Киров, Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры
Раздел: дошкольное образование
Формирование взаимоотношений
детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры
Общение жизненно важно для человека и рассматривается
психологами как особый способ адаптации к окружающей социальной среде.
Общение
со
сверстниками
ребенок
реализует
в
основном
в
совместных
играх.
Игра
становится
для
детей
своеобразной
формой
общественной
жизни.
В
игре
дети
по
своему
желанию
объединяются,
действуют,
осуществляют
свои
замыслы.
Потребность
в
совместных
играх
является
благоприятным
фактором
для
формирования
п ол ож и т е л ь н ы х
взаимоотношений,
а
игровую
деятельность
можно
рассматривать
как
основное средство влияния на стабилизацию этих отношений. Потребность
ребенка в общении позволяет педагогам реализовывать различные задачи в
его
воспитании,
в
том
числе
и
формирование
товарище ских
взаимоотношений,
которые
не
замыкаются
интересами
только
двух-трех
дружащих между собой детей.
Сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место в самостоятельной
игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. В игре можно
выделить
два
вида
взаимоотношений
–
ролевые
и
реальные.
Начиная
совместную
игру,
ребенок,
прежде
всего,
руководствуется
собственным
отношением к партнерам по игре. Наметив сюжет, дети распределяют роли, и
каждый
стремится
соотнести
свои
действия
с
действиями
партнеров,
установить положительные ролевые отношения с ними. При руководстве
сюжетно-ролевыми
играми
педагогам
следует
учитывать
и
ролевые,
и
реальные отношения, существующие между детьми.
Развитию дружеских взаимоотношений способствует наличие у детей
общих познавательных интересов, которые помогают развитию творческих,
содержательных игр. Для развития общих познавательных интересов у детей
педагогам необходимо пополнять знания детей на занятиях и в совместной
деятельности.
Организовывать наблюдения за явлениями общественной
жизни, обращая внимание на
стороны, которые ценны для воспитания:
трудолюбие, ответственность, заботливость, взаимовыручка (врач – лечит,
парикмахер
делает
людей
опрятными
и
красивыми,
строители
строят
удобные и прочные дома и т. п.).
Становясь участником совместной игры, ребенок сталкивается с
необходимостью
согласовывать
свои
действия
и
намерения
с
другими
играющими, соблюдать правила, которые устанавливаются до игры и в игре.
Роль педагога состоит в заботе об усвоении дошкольниками норм и правил
поведения,
которые
помогают
справедливо
решать
возникающие
конфликтные
ситуации
и
становятся
регулятором
положительных
взаимоотношений между детьми. Усвоение правил поведения, связанных с
организацией
и
проведением
сюжетно-ролевых
игр,
в
конечном
итоге
способствуют
и
развитию
дружбы.
Педагогам
необходимо
рекомендовать
детям усвоить следующие основные правила, связанные с общими играми:
Договариваясь об игре и во время игры, будь добрым, вежливым и
справедливым.
Предлагая какую-нибудь игру, постарайся доказать, что она интересна.
Выслушивай предложения других детей, не перебивай их.
Не требуй всегда главных ролей, помни, что другие дети тоже хотят
быть ведущими.
Не
мешай
товарищу,
если
он
занят
игрой;
хочешь
играть
с
ним,
попроси разрешения.
Когда играешь с друзьями, думай, чем можешь им помочь.
Старайся хорошо, четко выполнять свою роль и правила в игре.
Если начал игру с ребятами, не бросай ее без их согласия.
Все эти правила с детьми специально не заучиваются, а создаются
условия для их лучшего усвоения: обращается внимание на правильные
поступки
детей,
ставятся
в
пример
ребята,
хорошо
усвоившие
правила,
поощряются те, у кого появляются достижения.
2
Уровень развития взаимоотношений в игре старших дошкольников
зависит от многих факторов, и прежде всего от тех условий, в которых
ребенок находится не только в детском саду, но и дома, а также на улице. Все
эти факторы в совокупности оказывают большое влияние на формирование
личности
ребенка,
определяя
степень
развития
его
чувств,
эмоций,
представлений
и
знаний,
а
также
его
умений
применять
их
в
своей
деятельности,
его
навыков
коллективной
жизни.
Поэтому,
чтобы
использовать игру, как форму организации интересной детской деятельности,
как средство воспитания каждого ребенка, педагогу следует осуществить
подробную аттестацию всех детей. По степени развития детских знаний и
игровых
умений,
влияющих
на
создание
определенного
климата
коллективных взаимоотношений в игре можно выделить четыре подгруппы
детей:
Первая подгруппа – дети активные, общительные, дисциплинированные,
с достаточным запасом знаний и умений, инициаторы игр.
Вторая подгруппа – дети молчаливые, замкнутые, почти не играющие с
другими, дети с малым запасом знаний, изобразительных умений (вырезать,
рисовать, конструировать и др.).
Третья подгруппа – дети неуравновешенные, легко возбудимые. Они
постоянно
конфликтуют
с
товарищами,
не
считаются
с
их
мнением,
не
обладают умениями и навыками, необходимыми для совместной игры
Четвертая подгруппа – это дети несколько пассивные, у них не развиты
навыки
самоорганизации,
нет
необходимых
для
игры
конструктивных
и
строительных
умений
и
навыков,
и
они
не
умеют
использовать
в
игре
имеющийся
у
них
запас
знаний;
эти
дети
не
нарушают
дисциплину
и,
следовательно, не мешают педагогу проводить работу.
Знание особенностей характеров всех детей группы дает возможность
воспитателю подобрать и использовать при руководстве играми наиболее
эффективные педагогические приемы, способствующие воспитанию у всех
р е бя т устойчивых
моральных
чувств,
формированию
представлений
о
3
коллективе, умений и навыков коллективной жизни, которые постепенно
превратятся в привычные и осознанные отношения доброжелательности и
взаимопомощи. Задача педагога – объединить детей в совместной игре в
дружный коллектив. В данном случае для поднятия уровня коллективных
взаимоотношений детей прежде всего необходимо расширять содержание тех
игр, в которые дети играют чаще всего: в семью, в детский сад, в школу и
формировать
в
процессе
их
четкие
представления
о
дружеских
взаимоотношениях, развивать у детей навыки совместной деятельности.
В каждой группе есть проблемные дети, которые мешают другим играть
(могут ударить сверстника, обозвать его). Необходимо ввести таких детей в
игру через собственное общение с ними: подойти к ребенку и начать играть с
ним в паре и лишь после того, как ребенок примет воображаемую ситуацию,
переключить его на игру с другими детьми. В трудных случаях проблемного
ребенка необходимо мягко вывести из игры, предложив ему индивидуальную
игру (конструктор, кубики и пр.). Через некоторое время ребенок вновь
присоединяется к общей игре, стараясь не нарушать ее правил. Ни в коем
случае нельзя насильно (запретами, угрозами) заставлять ребенка делать то,
чего
он
не
хочет
или
к
чему
еще
не
готов.
Задача
воспитателя
—
заинтересовать
ребенка,
увлечь
его
игрой,
поддержать
его
малейшие
проявления
внимания
к
другому. В работе с детьми, поведение которых
отличается неустойчивыми дружескими отношениями, педагогу необходимо
использовать повседневные упражнения в положительных поступках во всех
видах
деятельности.
Таких
детей
следует
поощрять
в
их
стремлении
к
дисциплине,
привлекать
к
изготовлению
атрибутов
к
играм,
по
договоренности
с
играющими
давать
этим
детям
такие
роли,
которые
требовали бы проявления заботливости, внимания, оказания помощи и т. п.
Усваивая в игре правильные способы поведения, дети с помощью педагога
применяют
эти
способы
в
сюжетно-ролевых
играх
самостоятельно.
Доброжелательность, установка на сюрприз и разного рода неожиданности,
удивление
или
восхищение,
эмоциональная
выразительность
и
4
заразительность — это главные средства в работе с детьми. Воспитатель
направляет взаимоотношения детей, высоко оценивает факты взаимопомощи,
дружной общей работы. Это способствует сплочению коллектива, создает
атмосферу доброжелательности в группе.
5
Игры на формирование дружеских взаимоотношений
1. «Сороконожка»
Воспитатель
рассаживает
детей
на
полу
и
говорит:
«Представляете,
как
сложно жить сороконожке, ведь у нее целых 40 ножек! Всегда есть опасность
запутаться. Давайте поиграем в сороконожку. Встаньте друг за другом на
четвереньки и положите руки на плечи соседа. Тогда начинаем двигаться
вперед. Сначала медленно, чтобы не запутаться. А теперь — чуть быстрее».
Воспитатель
помогает
детям
построиться
друг
за
другом,
направляет
движение сороконожки. Затем воспитатель говорит: «Ох, как устала наша
сороконожка, она буквально падает от усталости». Дети, держа соседей за
плечи, падают на ковер.
2. «Скульпторы»
Воспитатель помогает детям разделиться на пары, а затем говорит: «Пусть
один из вас будет скульптором, а другой — глиной. Глина — очень мягкий и
послушный материал. Каждой паре дают фотографии с изображением людей
в
различных
позах.
Взрослый
просит
внимательно
посмотреть
на
фотографию и попробовать вылепить из своего партнера точно такую же
статую. При этом не разрешается разговаривать, ведь глина не знает языка и
не может понимать людей. В качестве примера взрослый выбирает любого
ребенка и начинает лепить из него скульптуру, предварительно показав всей
группе фотографию своего будущего памятника. После этого дети лепят
самостоятельно, взрослый следит за игрой и подходит к ребятам, у которых
6
что-то не получается. Затем дети показывают свои скульптуры. После этого
взрослый вновь раздает фотографии, и дети меняются ролями.
3. «Составные фигуры»
Воспитатель рассаживает детей вокруг себя и говорит: «Тот из вас, кто был в
цирке или в зоопарке, наверняка видел там слона. А кто не был — видел его
изображение
на
картинке
в
книжке.
Давайте
попробуем
его
изобразить.
Сколько у него ног? Правильно, четыре. Кто хочет быть ногами слона? Кто
будет хоботом?» и т. д. Таким образом, выбираются дети, каждый из которых
будет
изображать
какую-нибудь
часть
тела
слона.
Воспитатель
помогает
детям расположиться на полу в правильном порядке. Впереди — хобот, за
ним — голова, по бокам — уши и т. д. Когда слон составлен, воспитатель
предлагает
ему
пройтись
по
комнате:
каждая
часть
должна
соблюдать
очередность движений. В качестве такой составляемой фигуры могут быть
любые животные (дракон, собака и пр.). Если детей в группе много, можно
усложнить игру и составить двоих животных, которые могут общаться: жать
друг другу руки, обнюхивать друг друга, вилять при встрече хвостами.
4. «Заводные игрушки»
Воспитатель просит детей распределиться на пары: «Пусть один из вас будет
заводной игрушкой, а другой — ее хозяином. Потом вы поменяетесь ролями.
У каждого хозяина будет пульт управления, которым он может управлять.
Игрушки
будут
двигаться
по
комнате
и
следить
за
движениями
своего
7
хозяина, а хозяин должен будет ими управлять, следя за тем, чтобы его
игрушка не столкнулась с остальными. Даю вам две минуты для того, чтобы
договориться, кто из вас будет игрушкой, какой именно игрушкой он будет, и
порепетировать
управление
пультом.
Пары
двигаются
по
комнате
на
небольшом расстоянии друг от друга, ребенок-игрушка следит за руками
ребенка-хозяина
и
двигается
в
соответствии
с
движениями
пульта-
управления. Затем дети меняются ролями.
5. «Змейка»
Дети стоят друг за другом. Воспитатель предлагает им поиграть в змейку: «Я
буду головой, а вы — туловищем. У нас на пути будет много препятствий.
Внимательно следите за мной и в точности повторяйте мои движения. Когда я
буду
обходить
препятствия,
обходите
их
точно
за
мной,
когда
я
буду
перепрыгивать
через
ямы,
пусть
каждый
из
вас,
когда
доползет
до
нее,
перепрыгнет так же, как я. Готовы? Тогда поползли». Когда дети освоились с
упражнением, воспитатель переходит в хвост змейки, а ребенок, который был
за ним, становится следующим ведущим. Затем по команде воспитателя его
сменяет новый ведущий и так — до тех пор, пока все дети по очереди не
побывают в роли ведущего.
8
Игры на формирование взаимопомощи, проявления сопереживания
1. «Старенькая бабушка»
Воспитатель
делит
детей
на
пары.
Каждая
пара
состоит
из
бабушки
(дедушки) и внучки (внука). Бабушки и дедушки очень старенькие, они
ничего не видят и не слышат. Но их обязательно нужно привести к врачу, а
для этого нужно перейти через улицу с очень сильным движением. Внуки и
внучки должны перевести их через дорогу так, чтобы их не сбила машина.
Улицу рисуют мелом на полу. Несколько детей играют роль машин и бегают
туда-сюда по улице. Поводырю нужно уберечь старичков от машин, провести
через опасную дорогу, показать доктору (роль которого играет один из детей),
купить лекарство и привести по той же дороге домой.
2. «Живые куклы»
Воспитатель
разбивает
группу
на
пары.
«Давайте
представим,
что
ваши
куклы
оживают.
Они
умеют
говорить,
просить,
бегать
и
пр.
Давайте
представим, что один из вас — ребенок, а другой — его кукла. Кукла будет
что-то просить, а ее хозяин — выполнять ее просьбы и заботиться о ней».
Взрослый предлагает помыть кукле ручки, покормить, погулять, уложить
спать
и
т.
п.
При
этом
воспитатель
предупреждает,
что
хозяин
должен
выполнять все капризы куклы и не заставлять ее делать того, чего она не
хочет.
9
3. «Гномики»
Для
игры
нужны
колокольчики
по
числу
участников.
Один
колокольчик
должен быть испорчен (не звенеть). Взрослый предлагает детям поиграть в
гномиков. У каждого из гномиков есть волшебный колокольчик, и когда он
звенит, гномик приобретает волшебную силу — он может загадать любое
желание,
и
оно
когда-нибудь
исполнится.
Дети
получают
колокольчики.
«Давайте послушаем, как звенят ваши колокольчики! Каждый из вас по
очереди будет звенеть и загадывать свое желание, а мы будем слушать». Дети
по кругу звенят своими колокольчиками, но вдруг оказывается, что один из
них
молчит.
«Что
же
делать,
у
одного
из
наших
гномиков
не
звенит
колокольчик! Это такое для него несчастье! Он теперь не сможет загадать
желание...
Может,
мы
его
развеселим?
Или
подарим
что-нибудь
вместо
колокольчика? Или попробуем исполнить его желание? (Дети предлагают
свои решения.) А может быть кто-то, уступит на время свой колокольчик,
чтобы гномик мог позвенеть им и загадать свое желание?» Кто-то из детей
обязательно
предлагает
свой
колокольчик,
за
что,
естественно,
получает
благодарность ребенка и одобрение группы и взрослого.
Таким образом, данные игры способствует формированию у старших
дошкольников
таких
положительных
качеств,
как
организованность,
самостоятельность, активность, уверенность в себе, умение объединяться
небольшими группами и, главное, умение дружить в процессе сюжетно-
ролевых игр.
10
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аникеева Н.П.. Воспитание игрой. М., 1987.
2. Афонькина Ю.А., Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии. М.,
1995.
3. Волков Б.С, Волкова НВ. Детская психология. М., 1994.
4. Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры. М.,
1997.
5. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском
саду. Психологический институт РАО МоиПН, 1997.
6. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Педагогические принципы организации
сюжетной игры./ Дошкольное воспитание. 1989, №4 стр. 23.
7. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях./ Под ред. М.А.
Васильевой, М., 1990.
8. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999.
11