Напоминание

"Использование текстов на уроках русского языка в соответствии ФГОС"


Автор: Веренько Алла Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: Республика Адыгея, Майкопский район, п.Краснооктябрьский
Наименование материала: Работа с текстом на уроках русского языка
Тема: "Использование текстов на уроках русского языка в соответствии ФГОС"
Раздел: среднее образование





Назад




Работа с текстом на уроках русского

языка

Новые ФГОС декларируют как основной приоритет образования формирования у

школьников общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только

освоение учащимися конкретных знаний в рамках отдельных дисциплин.

Наиболее эффективным является комплексное обучение речи, при котором умения

воспринимать устную и письменную речь (аудирование и чтение) формируются в

сочетании с умениями строить устное и письменное высказывание (говорение и письмо).

В каждом виде речевой деятельности формируются умения, общие для всех видов.

Конечная цель обучения русскому языку - это практическая грамотность, речевая и

языковая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке

практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом,

как основной дидактической единицей. Схематически это можно представить следующим

образом:

Аудирование ↔ Чтение

↕ Текст ↕

Говорение ↔ Письмо

М.М. Бахтин (известный мыслитель ХХ века) говорил: «Где нет текста, там нет объекта

для исследования и мышления». Тексты окружают современного человека на каждом

шагу: реклама, доклад на собрании, статья в газете или интернете, SMS-сообщение,

заявление о приеме на работу, школьное сочинение и прочее. Умение понимать и

создавать текст формируется прежде всего на уроках русского языка и литературы.

Цель работы с текстом на уроках русского языка – постижение закономерностей

построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими,

синтаксическими и орфографическими ресурсами языка. Эти цели достигаются в

процессе использования следующих видов деятельности:

- нахождение границ предложений в тексте;

- деление текста на абзацы;

- восстановление деформированного текста;

- собирание текста из фрагментов;

- определение темы, главной мысли, идеи;

- озаглавливание;

- дописывание концовки текста;

- создание текстов разных стилей, разных типов речи.

Работа с текстом на уроках русского языка является главной и эффективной формой

развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения

качества речи., формирования навыков орфографической зоркости.

Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды.

Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная,

образовательная, развивающая, воспитательная. В работе с текстом учитываются его

специфические категории: смысловая завершенность, структурная целостность и

коммуникативная направленность, стилистическая и жанровая особенность, разные типы

связи между элементами текста, композиционная оформленность

Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы

организации работы с текстом: комплексная работа с текстом, сочинение-рассуждение,

различные виды диктантов, интеллектуально-лингвистические упражнения, работа с

текстами-миниатюрами, составление синквейнов, кластеров к тексту, анализ текста. На

уроках русского языка используются разные виды анализа текста : лингвистический,

филологический, орфографический и пунктуационный, стилистический,

коммуникативный.

Работа по лингвистическому анализу текста художественного произведения

способствует более глубокому проникновению в содержание текста, также развивает

лингвистические, коммуникативные и творческие способности учащихся. Подобная

работа вызывает большой интерес у учащихся, развивает языковое чутье, помогает

формировать умения связной речи. А работа над связной речью является одной из

главных задач, которые решаются на уроках русского языка. Н. М. Шанский считает

основной важнейшей целью лингвистического анализа выявление и объяснение

использованных в художественном тексте языковых фактов в их значении и употреблении.

Лингвистический анализ является фундаментом литературоведческого и стилистического

изучения художественного текста.

Стилистический анализ текста учит детей определять стиль текста, сферу

использования текста, функции речи (общение, сообщение, воздействие). При помощи

стилистического анализа ребята устанавливают стилевые черты, характерные для данного

стиля. Также они анализируют языковые средства (фонетические, словообразовательные,

морфологические, лексические, синтаксические), благодаря которым текст приобрел

названные стилевые черты. Делают вывод о принадлежности текста к определенному

стилю.

Предлагаю вашему вниманию некоторые приемы работы с текстом

1.

Комплексный анализ текста.

Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки

учащихся к выпускным экзаменам в 9, 11 классах. Работа над анализом текста начинается

в 5 классе на уроках русского языка и продолжается до 11 с учетом возраста и полученных

знаний. Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного

анализа текста. Пример такой работы:

Текст 1.

Прощальными ра(с;з)катами прогр..мели летние грозы. Ливни пошли на убыль. Но со..нце

еще щедро отдает свое тепло.

В август., в природ., улавливает., приметы перехода лета в осень. В этих приметах

нежность и грусть.

Разн..травье превратилось в душистые скирды. Небо ра(с;з)чистилось от облаков и стало

звонким. Оно приготовилось и ждет, когда в нем зазв..нят пр..щальные поклики птиц.

Когда в полдень припекает со..нце, замечает., особо нежное томление земли. Зеленая

листва отслужила свое и начинает блекнуть. Пол..няли краски летней поры.

Со..нце выплыва..т теперь в глубокой т..шине и посеревших от ноч..ной прохлады туманах.

(По А. Марину.)

1.Озаглавьте текст.

2.Тема текста

3. Основная мысль текста

4.Стиль текста

5.Тип текста

6.Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

7. Произведите фонетический разбор слова еще

8. Найдите и выпишите из текста эпитеты

9.Разберите по составу следующие слова:

прохлада, душистые, припекает

10.Произведите морфологический разбор одного глагола 2-го лица.

11.Найдите в тексте и подчеркните однородные члены предложения.

12.Понаблюдайте за приходом осени в вашем крае. Напишите небольшое сочинение об

этом.

Важно при этом отметить, что природа художественного текста такова, что он, по сути

дела, неисчерпаем, способен открываться перед учащимися каждый раз новыми гранями,

увлекать разнообразными поисками и открытиями. "Каждый подлинно художественный

текст как явление искусства индивидуален, неповторим и требует при анализе

внимательного, вдумчивого, бережного от ношения, когда мы опираемся не только на

знания, логику, память, но и откликаемся всем миром наших чувств, души, сердца, делаем

нравственно-интеллектуальные усилия" (158, 3-4). Кроме того, для художественного

текста характерен эмоционально-чувственный метод освоения действительности,

воздействующий не только на разум, но и на чувства. Вызывая у учащихся определенные

эмоции, заставляя их сопереживать прочитанному, текст способствует проявлению

индивидуальности каждого ученика как языковой личности: ведь "процесс восприятия

текста неизбежно субъективен" (С.Аверинцев). Поэтому личностно ориентированный

подход может осуществляться в процессе такой работы с текстом, когда каждый ученик

имеет право сказать (написать) о своем личностном (индивидуальном) его понимании

(восприятии), выразить через слово свои мысли и чувства.

Использование текста в качестве опорной, ключевой единицы курса родного языка создает

условия для такой практической деятельности учащихся, в ходе которой формируются

знания о системе языка, орфографические и пунктуационные навыки, развиваются

коммуникативные умения. Целенаправленный отбор текстов для анализа на уроках

русского языка создает тот культурный фон, ту развивающую речевую среду, которая

способна положительно влиять на формирование духовных, нравственных,

интеллектуальных качеств личности.

Проблема взаимосвязи речевого и личностного развития на уроках русского языка имеет

глубокие истоки: ее основы заложены в трудах Ф.И.Буслаева, И.И.Срезневского,

М.А.Рыбниковой, К.Б.Бархина.

Хотелось бы ещё остановиться на нескольких приёмах работы с текстом:

- сложение целого текста из частей

Задание:

А. Прочитайте предложения. Можно ли назвать их текстом?

1. Они то косо л..тели (по)ветру, то отвес..но ложились в сырую траву.

2. Лист..я падали дни и ночи.

3. Нач..лся л..стопад.

4.Этот дож..дь шел н..делями.

5. Л..са моросили д..ждем обл..тавшей л..ствы.

Б. Расставьте предложения по порядку так, чтобы получился текст. Озаглавьте текст.

В. Вставьте где нужно пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.

- Синквейн

Правила создания синквейна:

1 строка – тема текста называется одним словом (обычно существительным);

2 строка - описание темы в двух словах (прилагательными);

3 строка – описание действия в рамках темы тремя словами (глаголами);

4 строка – фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме;

5 строка – синоним из одного слова или словосочетания, повторяющий суть темы.

— Язык.

— Русский, английский.

— Учит, рассказывает, повествует.

— Даёт способность общения.

— Жизнь.

- Поэтическая разминка

Этот прием используется на уроках изучения лирики. Он активизирует мысль, учит

узнавать поэта по его слову, оживляет урок.

Есть в осени ,................................

Короткая, но …………... пора -

Весь день стоит как бы………..

И …………. ………….. вечера …

Где ……… серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все - простор везде,

Лишь паутины …………….. волос

Блести на ………………….. борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых …….. бурь -

И льется …………. и ……….. лазурь

На …………………………….поле.

А. Вставьте пропущенные эпитеты.

Б. Назовите автора стихотворения.

В. Сверьте свой текст с оригиналом.

Г. Определите настроение, интонацию, характер лексики.

Знания, добытые посредством работы с текстом, имеют большое практическое значение

для преподавания русского языка. Такая работа позволяет учителю-словеснику научить

детей читать и понимать текст, более правильно организовать работу по развитию речи,

воспитать учеников чуткими к красоте и выразительности русского литературного языка,

привить им лингвистическое и эстетическое чутье. Таким образом, учитель сможет

подготовить детей к реальной жизни, к решению жизненных задач посредством речи.



В раздел образования