Напоминание

Сопровождение развития творческих способностей детей в детском саду


Автор: Малинка Валентина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 23 "Улыбка" комбинированного вида"
Населённый пункт: Красноярский край, г. Минусинск
Наименование материала: статья
Тема: Сопровождение развития творческих способностей детей в детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад




В.А. Малинка

г. Минусинск,

МАДОУ «Детский сад № 23 «Улыбка» комбинированного вида

воспитатель

Сопровождение развития творческих способностей детей

в детском саду

«Детство

важнейший

период

человеческой

жизни,

не

подготовка

к

будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от

того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в

его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени

зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В.А. Сухомлинский).

Для того, чтобы ребенок смог быстрее достичь наилучших результатов в

обучении и воспитании нам взрослым очень важно во время прийти на помощь,

создать атмосферу свободы действия, выражения мыслей, чувств. Чтобы в

таких

условиях

малыш

смог

максимально

самореализоваться.

И

в

этом

большую

роль

в

детском

саду

играет

кукольный

театр,

где

использую

художественное слово как средство развития и коррекции личностных качеств

детей.

Куклы

разных

систем

помогают

к

тому

же

постигнуть

азы

художественного слова, выразительного чтения.

Младшие дошкольники любят слушать стихи, явно предпочитая их прозе.

У них наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи. Поэтому

им

нравятся

произведения

детского

фольклора.

Многие

исследователи

справедливо определили своеобразие детского фольклора, прежде всего, его

педагогической направленностью. В область детского фольклора входят только

такие произведения, тематика, которых соприкасается с задачами воспитания, с

интересами

детской

аудитории,

а

форма

доступна

ребенку

определенного

возраста… изучая народное творчество для детей, убедилась, с какой тонкостью

здесь учтены и закреплены в образе и слове общенародные наблюдения за

психологией детства.

Потешки, заклички и приговорки, дразнилки и колыбельные песни по

своему содержанию, форме, имеют особую художественную, воспитательную и

развивающую ценность

Использую

их

во

время

манипуляции

с

театральными

куклами,

соответствующими игрушками, у ребенка развивается фонематический слух,

устойчивая деятельность за счет интересной мотивации, сюрпризного момента,

корректируются произносительные навыки, словарная работа. Дети стремятся к

подражанию и воспроизведению звуков и слов.

Наряду

с

детским

фольклором

большое

значение

для

развития

дошкольника приобретает чтение сказок, слушание поэтических произведений.

Здесь опираюсь на познавательный интерес ребенка и на его эмоциональный

мир. Стихотворный текст в играх и упражнениях подбираю так, чтобы он

способствовал развитию голосового аппарата. Многократное повторение игр-

упражнений,

повторный

пересказ

сказки

или

рассказа

помогает

ребенку

почувствовать и понять закономерности словообразования.

Чтение некоторых стихотворений сопровождаю выполнением гимнастики

для

развития

мелкой

моторики.

Речь

только

начинает

формироваться,

а

упражнения для пальчиков, языка, губ превращенные в увлекательную игру

способствуют

развитию

внимания,

памяти,

благотворно

влияют

на

речь,

пальчики становятся гибкими. Это поможет в дальнейшем малышу овладеть

навыками

письма

в

школе.

В

этой

работе

использую

пальчиковые

куклы,

перчаточные куклы, «веселые» и разноцветные перчатки, которые живут в

«Волшебной шкатулке» (где периодически меняется содержимое).

Диалогические стихи разыгрываем стихи за ширмой. Играя за ширмой,

используя заместителя-куклу, и говоря от имени определенного персонажа,

ребенку легче раскрепоститься. Например, стихотворение Н. Пикулевой «Про

двух гусят», дети рассказывают и показывают путем драматизации, используя

куклы-перчатки.

Очень богатые возможности использования таких стихотворений.

Из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в

форме этюдов. Их обыгрываем, используя куклы разных систем и шапки-маски,

по

развитию

интонационной

выразительности

речи,

эмоциональной

сферы

дошкольника,

звукоподражания.

Они

помогают

научиться

говорить

чисто,

правильно, пользоваться мимикой, жестами, пантомимикой.

Эмоционально насыщенная театрализованная деятельность, выполняемая

с использованием художественного слова, ярких привлекательных театральных

кукол, содержит большие возможности обогащения духовного мира ребенка,

содействует развитию его способностей.

Разыгрывая с дошкольниками этюды, спектакли, миниатюры по мотивам

сказок,

обязательно

поощряю

детское

словотворчество.

Дети

сочиняют

небольшие

сказки,

рассказы,

а

также

песенки,

которыми

сопровождают

движения

кукол.

Использую

рассказы,

и

сказки

без

начала

и

конца,

с

незавершенным

действием,

с

отсутствующим

действующим

лицом.

Это

позволяет им глубже усвоить содержание, дает возможность проявить себя,

овладеть основами речи, научиться проникать в мир художественных образов и

просто получить удовольствие.

Детские

словесные

импровизации,

стихи

записываю,

далее

мы

их

обыгрываем за ширмой с куклами и без них. Затем дети придумывают рисунки-

иллюстрации

и мы, совместно с родителями, «издаем» книжки-брошюры

«Детское словотворчество», которые дарим выпускникам на память.

При

составлении

сценария

по

мотивам

сказок

учитываю

психолого-

педагогические особенности каждого ребенка и специфику группы, а также

синтез кукольного, где использую куклы разных систем, и драматического

театров. Такой прием помогает детям лучше раскрепоститься и выйти из-за

ширмы навстречу зрителю.

Вживаясь в образ, дошкольники обогащают свой словарь, идет работа над

автоматизацией поставленных звуков и введения их в самостоятельную речь. А

театральные

куклы

помогают

детям

со

сложными

речевыми

диагнозами

соединить речь и движение, развивают пластичность, координацию движений.

Учитывая быструю утомляемость дошкольников, включаю упражнения на

расслабление и упражнения на дыхание.

Работа над театрализацией сказок способствует не только пополнению

знаний

и

умений,

но

является

средством

формирования

общих

игровых

навыков,

речи,

личностных

качеств

ребенка,

его

адекватного

поведения

в

различных ситуациях.

При

наличии

доброжелательных

зрителей

ребенок

у ч и т с я

концентрироваться

,

преодолевать

комплексы,

ложный

страх.

У

него

вырабатывается положительная самооценка, уверенность в себе. Эти качества

очень пригодятся в школе, особенно во время ответов у доски.

Театрализация

сказки

предполагает

большой

объем

предварительной

работы. Ее провожу в системе и взаимосвязи со всеми специалистами детского

сада и родителями.

Таким

образом,

детский

кукольный

театр

активная

форма

художественно-творческой самодеятельности детей, где единство психологии ,

педагогики,

эстетики

и

этики

имеет

первостепенное

значение

и

создает

предпосылки и условия для многостороннего воспитания и развития личности.



В раздел образования