Автор: Малинка Валентина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 23 "Улыбка" комбинированного вида"
Населённый пункт: Красноярский край, г. Минусинск
Наименование материала: статья
Тема: Сопровождение развития творческих способностей детей в детском саду
Раздел: дошкольное образование
В.А. Малинка
г. Минусинск,
МАДОУ «Детский сад № 23 «Улыбка» комбинированного вида
воспитатель
Сопровождение развития творческих способностей детей
в детском саду
«Детство
–
важнейший
период
человеческой
жизни,
не
подготовка
к
будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от
того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в
его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени
зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В.А. Сухомлинский).
Для того, чтобы ребенок смог быстрее достичь наилучших результатов в
обучении и воспитании нам взрослым очень важно во время прийти на помощь,
создать атмосферу свободы действия, выражения мыслей, чувств. Чтобы в
таких
условиях
малыш
смог
максимально
самореализоваться.
И
в
этом
большую
роль
в
детском
саду
играет
кукольный
театр,
где
использую
художественное слово как средство развития и коррекции личностных качеств
детей.
Куклы
разных
систем
помогают
к
тому
же
постигнуть
азы
художественного слова, выразительного чтения.
Младшие дошкольники любят слушать стихи, явно предпочитая их прозе.
У них наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи. Поэтому
им
нравятся
произведения
детского
фольклора.
Многие
исследователи
справедливо определили своеобразие детского фольклора, прежде всего, его
педагогической направленностью. В область детского фольклора входят только
такие произведения, тематика, которых соприкасается с задачами воспитания, с
интересами
детской
аудитории,
а
форма
доступна
ребенку
определенного
возраста… изучая народное творчество для детей, убедилась, с какой тонкостью
здесь учтены и закреплены в образе и слове общенародные наблюдения за
психологией детства.
Потешки, заклички и приговорки, дразнилки и колыбельные песни по
своему содержанию, форме, имеют особую художественную, воспитательную и
развивающую ценность
Использую
их
во
время
манипуляции
с
театральными
куклами,
соответствующими игрушками, у ребенка развивается фонематический слух,
устойчивая деятельность за счет интересной мотивации, сюрпризного момента,
корректируются произносительные навыки, словарная работа. Дети стремятся к
подражанию и воспроизведению звуков и слов.
Наряду
с
детским
фольклором
большое
значение
для
развития
дошкольника приобретает чтение сказок, слушание поэтических произведений.
Здесь опираюсь на познавательный интерес ребенка и на его эмоциональный
мир. Стихотворный текст в играх и упражнениях подбираю так, чтобы он
способствовал развитию голосового аппарата. Многократное повторение игр-
упражнений,
повторный
пересказ
сказки
или
рассказа
помогает
ребенку
почувствовать и понять закономерности словообразования.
Чтение некоторых стихотворений сопровождаю выполнением гимнастики
для
развития
мелкой
моторики.
Речь
только
начинает
формироваться,
а
упражнения для пальчиков, языка, губ превращенные в увлекательную игру
способствуют
развитию
внимания,
памяти,
благотворно
влияют
на
речь,
пальчики становятся гибкими. Это поможет в дальнейшем малышу овладеть
навыками
письма
в
школе.
В
этой
работе
использую
пальчиковые
куклы,
перчаточные куклы, «веселые» и разноцветные перчатки, которые живут в
«Волшебной шкатулке» (где периодически меняется содержимое).
Диалогические стихи разыгрываем стихи за ширмой. Играя за ширмой,
используя заместителя-куклу, и говоря от имени определенного персонажа,
ребенку легче раскрепоститься. Например, стихотворение Н. Пикулевой «Про
двух гусят», дети рассказывают и показывают путем драматизации, используя
куклы-перчатки.
Очень богатые возможности использования таких стихотворений.
Из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в
форме этюдов. Их обыгрываем, используя куклы разных систем и шапки-маски,
по
развитию
интонационной
выразительности
речи,
эмоциональной
сферы
дошкольника,
звукоподражания.
Они
помогают
научиться
говорить
чисто,
правильно, пользоваться мимикой, жестами, пантомимикой.
Эмоционально насыщенная театрализованная деятельность, выполняемая
с использованием художественного слова, ярких привлекательных театральных
кукол, содержит большие возможности обогащения духовного мира ребенка,
содействует развитию его способностей.
Разыгрывая с дошкольниками этюды, спектакли, миниатюры по мотивам
сказок,
обязательно
поощряю
детское
словотворчество.
Дети
сочиняют
небольшие
сказки,
рассказы,
а
также
песенки,
которыми
сопровождают
движения
кукол.
Использую
рассказы,
и
сказки
без
начала
и
конца,
с
незавершенным
действием,
с
отсутствующим
действующим
лицом.
Это
позволяет им глубже усвоить содержание, дает возможность проявить себя,
овладеть основами речи, научиться проникать в мир художественных образов и
просто получить удовольствие.
Детские
словесные
импровизации,
стихи
записываю,
далее
мы
их
обыгрываем за ширмой с куклами и без них. Затем дети придумывают рисунки-
иллюстрации
и мы, совместно с родителями, «издаем» книжки-брошюры
«Детское словотворчество», которые дарим выпускникам на память.
При
составлении
сценария
по
мотивам
сказок
учитываю
психолого-
педагогические особенности каждого ребенка и специфику группы, а также
синтез кукольного, где использую куклы разных систем, и драматического
театров. Такой прием помогает детям лучше раскрепоститься и выйти из-за
ширмы навстречу зрителю.
Вживаясь в образ, дошкольники обогащают свой словарь, идет работа над
автоматизацией поставленных звуков и введения их в самостоятельную речь. А
театральные
куклы
помогают
детям
со
сложными
речевыми
диагнозами
соединить речь и движение, развивают пластичность, координацию движений.
Учитывая быструю утомляемость дошкольников, включаю упражнения на
расслабление и упражнения на дыхание.
Работа над театрализацией сказок способствует не только пополнению
знаний
и
умений,
но
является
средством
формирования
общих
игровых
навыков,
речи,
личностных
качеств
ребенка,
его
адекватного
поведения
в
различных ситуациях.
При
наличии
доброжелательных
зрителей
ребенок
у ч и т с я
концентрироваться
,
преодолевать
комплексы,
ложный
страх.
У
него
вырабатывается положительная самооценка, уверенность в себе. Эти качества
очень пригодятся в школе, особенно во время ответов у доски.
Театрализация
сказки
предполагает
большой
объем
предварительной
работы. Ее провожу в системе и взаимосвязи со всеми специалистами детского
сада и родителями.
Таким
образом,
детский
кукольный
театр
–
активная
форма
художественно-творческой самодеятельности детей, где единство психологии ,
педагогики,
эстетики
и
этики
имеет
первостепенное
значение
и
создает
предпосылки и условия для многостороннего воспитания и развития личности.