Напоминание

Система подготовки учащихся к олимпиадам по физике


Автор: Козловская Зоя Георгиевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ Гимназия
Населённый пункт: г.Урай, ХМАО
Наименование материала: Опыт работы
Тема: Система подготовки учащихся к олимпиадам по физике
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ»

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

«Простые механизмы»

(для учащихся 8 класса, 16 часов)

Автор: Козловская Зоя Георгиевна,

учитель физики

г. Урай, 2010

1

2

Пояснительная записка.

Программа элективного курса «Простые механизмы» рассчитана на 16 часов.

Предусматривается проведение занятий один раз в неделю по 2 часа.

Большая часть времени отводится на проведение опытов, решение расчетных

и экспериментальных задач.

Элективный курс призван помочь ученикам 8 класса укрепить свой интерес

к предмету, научиться решать задачи и подготовиться к участию в

олимпиадах.

Тема «Простые механизмы» изучается в 7 классе в количестве 6 часов, что

явно недостаточно для того чтобы научиться решать задачи , особенно

олимпиадные . Поэтому данный курс предполагает изучение устройства и

назначения всех простых механизмов, получение всех необходимых формул

и применение полученных знаний для решения задач разного уровня. Кроме

решения расчетных задач предполагается выполнение экспериментальных

работ. Важность изучения этой темы связана с тем, что простые механизмы

в древности и сейчас помогают людям поднимать и перемещать тяжелые

предметы. Рычаги различного рода и блоки входят в качестве деталей в

сложные машины и механизмы. Зная простые механизмы, легко понять

работу более сложных устройств.

Вопрос о действии простых машин сводится к определению условий ,при

которых простая машина находится в равновесии. Одной из наиболее

распространённых простых машин является рычаг; рычаги часто

применяются во всевозможных машинах и механизмах

Другим распространённым типом простых машин являются различные

комбинации блоков: простой и двойной блок, подвижный и неподвижный

блоки, ворот и др.

К числу простых машин относятся также клин и винт, имеющие

многообразные применения

2

3

Цели курса:

Развитие

логического

и

аналитического

мышления,

творческих

способностей учащихся.

Ориентация

учащихся

на

выбор

профиля

с

углубленным

изучением

физики.

Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся.

Подготовка к участию в олимпиадах.

Задачи курса:

Научить учащихся самостоятельно проводить физический эксперимент.

Научить

находить

оптимальный

метод

выполнения

работы,

теоретически его обосновать.

Научить решать олимпиадные задачи по теме.

Требования к подготовке учащихся.

В результате изучения курса учащиеся должны приобрести умения:

Знать необходимые формулы.

Уметь применять правило рычага при решении задач

Уметь решать задачи с комбинациями блоков

Научить выполнять простейший эксперимент по теме

Научить решать экспериментальные задачи по теме.

Формы проведения занятий.

Мини-лекции

Демонстрация опытов.

Решение расчетных задач.

Проведение лабораторных работ.

Решение экспериментальных задач.

3

4

Содержание курса:

Простые механизмы: рычаг, неподвижный и подвижный блоки, двойной

блок, ворот, клин, винт, наклонная плоскость.

Общие условия равновесия. Понятие момента силы. Плечо силы и

правило нахождения плеч.

Применение условия равновесия в каждом частном случае.

Практические работы:

Выяснение условий равновесия рычага. Изучение работы неподвижного,

подвижного и двойного блоков. Изучение работы комбинации подвижного

и неподвижного блоков.

Экспериментальные работы с применением рычага:

Определить плотность цилиндрической стеклянной палочки. Определить

массу и плотность линейки. Определить плотность металла. Определить

плотность жидкости. Определение К.П.Д. наклонной плоскости.

Решение задач :

Условие равновесия рычага. . Блоки. Системы блоков. Системы из блоков

и рычагов. Системы из блоков и наклонной плоскости.

4

5

Учебно-тематическое планирование.

Тема занятия

Кол-

во

часов

Форма

заняти

я

Что усваивается

1

Простые механизмы. Рычаг.

Условие равновесия. Момент

силы. Плечо силы. Практическая

работа.

2

Определения,

формулы.

2

Решение олимпиадных задач.

2

Способы

решения задач..

3

Экспериментальные задачи с

применением рычага.

2

Умение

проводить

эксперимент

4

Подвижные и неподвижные

блоки. Практическая работа.

2

Определения,

формулы.

5

Двойной блок. Комбинация

блоков. Решение задач.

2

Умение решать

задачи с

блоками.

6

Решение олимпиадных задач с

блоками.

2

Способы

решения задач.

7

Экспериментальные задачи с

применением рычага.

2

Планирование

эксперимента.

8

Итоговое занятие . Олимпиада.

2

5

6

Литература:

Элементарный учебник физики под редакцией академика Г.С.

Ландсберга, том1.Механика. Теплота. Молекулярная физика.

Издательство «Наука», Москва 1972.

Начальная физика, А.В. Цингер.- М.: Изд-во УНЦ ДО,2005.

Физика. Школа решения олимпиадных задач. Часть 1,2: Учебное

пособие.- СПб.: Издательство «Университетская гимназия»,2008.

Физическая олимпиада в 6-7 классах средней школы. Лукашик

В.И.: Просвещение, 1987.

Экспериментальные задачи на уроках физики и физических

олимпиадах. Варламов С.Д, Зильберман А.Р, Зинковский В.И –

М.МЦНМО, 2009.

Творческие экспериментальные задания. В.А.Орлов – Физика

№38/97.

6



В раздел образования