Автор: Козловская Зоя Георгиевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ Гимназия
Населённый пункт: г.Урай, ХМАО
Наименование материала: Опыт работы
Тема: Система подготовки учащихся к олимпиадам по физике
Раздел: дополнительное образование
1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ»
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
«Простые механизмы»
(для учащихся 8 класса, 16 часов)
Автор: Козловская Зоя Георгиевна,
учитель физики
г. Урай, 2010
1
2
Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Простые механизмы» рассчитана на 16 часов.
Предусматривается проведение занятий один раз в неделю по 2 часа.
Большая часть времени отводится на проведение опытов, решение расчетных
и экспериментальных задач.
Элективный курс призван помочь ученикам 8 класса укрепить свой интерес
к предмету, научиться решать задачи и подготовиться к участию в
олимпиадах.
Тема «Простые механизмы» изучается в 7 классе в количестве 6 часов, что
явно недостаточно для того чтобы научиться решать задачи , особенно
олимпиадные . Поэтому данный курс предполагает изучение устройства и
назначения всех простых механизмов, получение всех необходимых формул
и применение полученных знаний для решения задач разного уровня. Кроме
решения расчетных задач предполагается выполнение экспериментальных
работ. Важность изучения этой темы связана с тем, что простые механизмы
в древности и сейчас помогают людям поднимать и перемещать тяжелые
предметы. Рычаги различного рода и блоки входят в качестве деталей в
сложные машины и механизмы. Зная простые механизмы, легко понять
работу более сложных устройств.
Вопрос о действии простых машин сводится к определению условий ,при
которых простая машина находится в равновесии. Одной из наиболее
распространённых простых машин является рычаг; рычаги часто
применяются во всевозможных машинах и механизмах
Другим распространённым типом простых машин являются различные
комбинации блоков: простой и двойной блок, подвижный и неподвижный
блоки, ворот и др.
К числу простых машин относятся также клин и винт, имеющие
многообразные применения
2
3
Цели курса:
Развитие
логического
и
аналитического
мышления,
творческих
способностей учащихся.
Ориентация
учащихся
на
выбор
профиля
с
углубленным
изучением
физики.
Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся.
Подготовка к участию в олимпиадах.
Задачи курса:
Научить учащихся самостоятельно проводить физический эксперимент.
Научить
находить
оптимальный
метод
выполнения
работы,
теоретически его обосновать.
Научить решать олимпиадные задачи по теме.
Требования к подготовке учащихся.
В результате изучения курса учащиеся должны приобрести умения:
Знать необходимые формулы.
Уметь применять правило рычага при решении задач
Уметь решать задачи с комбинациями блоков
Научить выполнять простейший эксперимент по теме
Научить решать экспериментальные задачи по теме.
Формы проведения занятий.
Мини-лекции
Демонстрация опытов.
Решение расчетных задач.
Проведение лабораторных работ.
Решение экспериментальных задач.
3
4
Содержание курса:
Простые механизмы: рычаг, неподвижный и подвижный блоки, двойной
блок, ворот, клин, винт, наклонная плоскость.
Общие условия равновесия. Понятие момента силы. Плечо силы и
правило нахождения плеч.
Применение условия равновесия в каждом частном случае.
Практические работы:
Выяснение условий равновесия рычага. Изучение работы неподвижного,
подвижного и двойного блоков. Изучение работы комбинации подвижного
и неподвижного блоков.
Экспериментальные работы с применением рычага:
Определить плотность цилиндрической стеклянной палочки. Определить
массу и плотность линейки. Определить плотность металла. Определить
плотность жидкости. Определение К.П.Д. наклонной плоскости.
Решение задач :
Условие равновесия рычага. . Блоки. Системы блоков. Системы из блоков
и рычагов. Системы из блоков и наклонной плоскости.
4
5
Учебно-тематическое планирование.
№
Тема занятия
Кол-
во
часов
Форма
заняти
я
Что усваивается
1
Простые механизмы. Рычаг.
Условие равновесия. Момент
силы. Плечо силы. Практическая
работа.
2
Определения,
формулы.
2
Решение олимпиадных задач.
2
Способы
решения задач..
3
Экспериментальные задачи с
применением рычага.
2
Умение
проводить
эксперимент
4
Подвижные и неподвижные
блоки. Практическая работа.
2
Определения,
формулы.
5
Двойной блок. Комбинация
блоков. Решение задач.
2
Умение решать
задачи с
блоками.
6
Решение олимпиадных задач с
блоками.
2
Способы
решения задач.
7
Экспериментальные задачи с
применением рычага.
2
Планирование
эксперимента.
8
Итоговое занятие . Олимпиада.
2
5
6
Литература:
Элементарный учебник физики под редакцией академика Г.С.
Ландсберга, том1.Механика. Теплота. Молекулярная физика.
Издательство «Наука», Москва 1972.
Начальная физика, А.В. Цингер.- М.: Изд-во УНЦ ДО,2005.
Физика. Школа решения олимпиадных задач. Часть 1,2: Учебное
пособие.- СПб.: Издательство «Университетская гимназия»,2008.
Физическая олимпиада в 6-7 классах средней школы. Лукашик
В.И.: Просвещение, 1987.
Экспериментальные задачи на уроках физики и физических
олимпиадах. Варламов С.Д, Зильберман А.Р, Зинковский В.И –
М.МЦНМО, 2009.
Творческие экспериментальные задания. В.А.Орлов – Физика
№38/97.
6