Автор: Гавриловская Надежда Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СРЦН
Населённый пункт: Город Новороссийск
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Этикет и искусство общения"
Раздел: среднее образование
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«НОВОРОССИЙСКИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ
ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора директор ГКУ СО КК
по воспитательной и «Новороссийский СРЦН»
реабилитационной работе
___________ Н.В. Гронтковская ___________ И.В. Субботина
«___»___________ 2016 г. «___»___________ 2016 г.
Приказ № ______
Общеразвивающая рабочая программа
по реабилитации несовершеннолетних
«Этикет и искусство общения»
(духовно-нравственное воспитание)
Разработчик: воспитатель Н.В. Гавриловская
г. Новороссийск
2016
Пояснительная записка
Кризис человечности, захвативший все слои населения, является
следствием,
за
которым
стоит
причина
–
дефицит
духовности
общества
и
человека.
Поэтому
важнейшим
объектом
познания
в
ГКУ
СО
КК
«Новороссийский
СРЦН»
должен
быть
человек,
его
мировосприятие,
отношение к самому себе, окружающим людям, к природе.
Приоритетной
целью
российской
системы
образования
является
развитие
детей:
личностное,
познавательное,
общекультурное.
Личность
ребёнка
становится центром внимания педагогики.
Нормативно-правовой
и
документальной
основой
Программы
духовно-
нравственного
развития
и
воспитания
воспитанников
ГКУ
СО
КК
«Новороссийский
СРЦН»
являются
Закон
Российской
Федерации
«Об
образовании в РФ», Концепция духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России.
По словам академика Д.С. Лихачёва «Мы не выживем физически, если
погибнем
духовно».
Процессы
развития
нашего
общества,
которые
ориентированы на рыночную экономику, привели не только к отчуждению
между людьми, но и к потере жизненных ориентиров. Под угрозой оказались
нравственные ориентиры жизни, моральная культура. Кризис общества вызвал
кризис человека. А это, прежде всего потеря внутренних духовных ценностей
человеческой жизни. Однако воспитание Человека в человеке возможно только
в
том
случае,
если
осознана
необходимость
этого
и
возникает
стремление
-собственное
несовершенство
преобразить
в
нечто
более
совершенное.
Следовательно,
исцеление
общества
необходимо
начинать
с
«исцеления»
самого человека.
Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать
формированию
гармоничной,
творческой
личности
будущего
человека,
способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному
отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами,
пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.
Современное политическое, социальное и экономическое развитие
указывает
перспективную
созидательную
цель
–
общечеловеческое
нравственное
совершенствование.
Сегодня
требуется
новый
тип
образованности личности. Она должна быть не столько много знающей, сколько
легко
ориентирующейся
в
сложных
проблемах
с о в р е м е н н о с т и ,
высоконравственной, ответственной за себя, своих близких, культуру, природу,
страну. Для будущего гражданина России необходимо знать курс этической
грамматики.
Являясь
неотъемлемой
частью
духовной
культуры,
она
способствует нравственному совершенствованию человека. Поэтому в центре
так
необходимы
занятия,
посвящённые
этическому
воспитанию
личности
человека и способные сохранить и развить в ребёнке стремление к духовным
ценностям
человеческой
жизни,
которые
могут
сохранить
душу
его
от
разъедающего практицизма окружающей среды.
Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что
он
призван
помочь
растущему
человеку
в
постижении
норм
человеческих
отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс
предполагает
активное
включение
в
творческий
процесс
воспитанников,
родителей, воспитателей.
Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к
окружающей
действительности
формируется
в
совместной
деятельности
воспитателя и воспитанников .
Это еще раз говорит о том, что культуру поведения надо специально
воспитывать.
Подрастающее
поколение
необходимо
вооружить
такими
умениями,
навыками
и
привычками,
которые
облегчают
установление
контактов, сохраняют естественность в общении людей, помогают в создании
атмосферы доброжелательности и товарищеского внимания. Поэтому мною и
выбрана тема программы «Этикет и искусство общения». Данная программа
разработана
мною
в
соответствии
с
современными
тенденциями
развития
образования,
носит
адаптированный
характер.
Все
данные
материалы
разработаны
в
соответствии
с
образовательными
стандартами
второго
поколения.
Цель занятий: сформировать и совершенствовать у воспитанников нормы
этической
культуры,
развивать
их
коммуникативные
способности
через
овладение
речевой
культурой
как
важнейшим,
жизненно
необходимым
средством общения.
Задачи:
1.
Пробудить у детей желание стать культурными, воспитанными людьми и
научить их основным правилам поведения в типичных ситуациях;
2.
Повысить речевую культуру общения;
3.
Научить
социально-приемлемым
способам
общения
и
уважительному,
тактичному отношению к личности другого человека, а также сформировать
адаптивный тип взаимодействия со сверстниками, взрослыми и устойчивую
положительную самооценку.
4.
Научить их приемам самоконтроля и самовоспитания;
5.
Развить творческие и артистические способности детей;
6.
Каждую тему подавать через призму нравственности и морали.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Возраст детей: от 3 до 18 лет.
Организация проведение занятий, численный состав: занятия проводятся в
группах, индивидуально (разновозрастные) от 5 до 10 человек (3-6 лет; 7-10
лет; 11-14 лет; 15-18 лет).
Максимальная нагрузка в неделю: 1 раза в неделю. Продолжительность
занятия - 1 час (20-30 мин (3-6 лет); академический - 40 мин; астрономический
- 60 мин (7-10 лет; 11-14 лет; 15-18 лет)).
Освоение программы - 3 месяца (15 ч).
Место проведения занятий: классная комната, актовый зал, музейная комната,
группа,
двор,
спортивная
площадка,
городские
музеи,
ЦДТ,
библиотеки.
Занятия организуются и проводятся педагогом (воспитателем) в соответствии с
санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда.
Совместная
деятельность:
участие
на
занятиях
родителей
(законных
представителей), участие в тематических мероприятиях, творческих конкурсах,
походах, экскурсиях.
Формы организации занятий по программе выбраны с учетом особенности их
проведения
в
разновозрастной
группе
воспитанников,
а
также
с
учетом
временного, не долгосрочного пребывания воспитанников в отделении. Работа
по данной программе происходит на теоретических и практических занятиях.
Формы и виды деятельности
игровая;
познавательная;
краеведческая;
сюжетно - ролевые игры;
просмотр мультфильмов;
посещение музея;
конкурсы;
посещение библиотек;
праздники
Формы учета оценки планируемых результатов
1.
Опрос
2.
Наблюдение
3.
Диагностика:
нравственной самооценки;
этики поведения;
отношения к жизненным ценностям;
нравственной мотивации.
Анкетирование воспитанников
Ожидаемые результаты
Получив знания по данной теме, участники программы «Этикет и искусство
общения» должны:
-усвоить основные понятия данного направления:
-этикет, нравственность, мораль, культура, воспитанность, вежливость и т.д.
-иметь
четкое
представление
о
том,
кто
может
называться
воспитанным,
культурным человеком
-соблюдать школьный этикет
-обладать культурой речи
-соблюдать правила поведения в школе, дома и в общественных местах
-уметь культурно вести себя в гостях, знать и иметь навыки приема гостей
-уметь анализировать свои поступки и соизмерять их с понятием порядочности,
чести и достоинства
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
воспитательной и
реабилитационной работе
__________Н.В. Гронтковская
«___» ______________2016 г.
УТВЕРЖДАЮ
директор ГКУ СО КК
Новороссийский СРЦН»
____________И.В. Субботина
« » _____________2016г.
Учебный план (3-6 лет)
общеразвивающей программы
по реабилитации несовершеннолетних
«Этикет и искусство общения»
(духовно-нравственное воспитание)
№
модуля
(раздела)
Модуль (раздел)
Количество часов
Всего
Теоретич.
занятия
Практич.
занятия
1
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ЭТИКЕТЕ
3
3
-
2
КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ
4
3
1
3
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ
4
3
1
4
ПОВСЕДНЕВНЫЙ ЭТИКЕТ
4
1
3
Итого:
15 ч
10 ч
5 ч
Календарно – тематический план (3-6 лет)
общеразвивающей программы по реабилитации несовершеннолетних
«Этикет и искусство общения»
(духовно-нравственное воспитание)
№
модуля
(раздел)
тема
Дата
проведен
ия
Раздел, тема
Количество часов
Всего
Теорет.
занятия
Практ.
занятия
1.
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ЭТИКЕТЕ
3
3
-
1.1
Что такое этикет
1
1
-
1.2
Хорошие манеры, волшебные
слова.
1
1
-
1.3
Приветствие и знакомство
1
1
-
2
КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ
4
3
1
2.1
Дружба
1
1
-
2.2-2.3
Учимся общаться
2
1
1
2.4
Сказка ложь - да в ней намёк
1
1
-
3
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ
4
3
1
3.1
Правила поведения на улице и
в транспорте.
1
1
-
3.2
Правила поведения за столом.
1
-
1
3.3
Как вести себя в гостях.
1
1
-
3.4
Хорошие манеры
1
1
-
4
ПОВСЕДНЕВНЫЙ ЭТИКЕТ
4
1
3
4.1
Урок доброты
2
-
2
4.2
Семья и отношения
2
1
1
ИТОГО:
15 ч
10 ч
5 ч
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
-
иметь
четкое
представление
о
том,
кто
может
называться
воспитанным,
культурным человеком
- обладать культурой речи
- соблюдать правила поведения дома и в общественных местах
- уметь культурно вести себя в гостях, знать и иметь навыки приема гостей
- уметь анализировать свои поступки
- соблюдать этикет за столом
- быть опрятным.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
воспитательной и
реабилитационной работе
__________Н.В. Гронтковская
«___» ______________2016 г.
УТВЕРЖДАЮ
директор ГКУ СО КК
Новороссийский СРЦН»
____________И.В. Субботина
« » _____________2016г.
Учебный план (7-10 лет)
общеразвивающей программы
по реабилитации несовершеннолетних
«Этикет и искусство общения»
(духовно-нравственное воспитание)
№
модуля
(раздела)
Модуль (раздел)
Количество часов
Всего
Теоретич.
занятия
Практич.
занятия
1
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ЭТИКЕТЕ
3
3
-
2
КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ
4
3
1
3
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ
4
3
1
4
ПОВСЕДНЕВНЫЙ ЭТИКЕТ
4
2
2
Итого:
15 ч
11 ч
4 ч
Календарно – тематический план (7-10 лет)
общеразвивающей программы по реабилитации несовершеннолетних
«Этикет и искусство общения»
(духовно-нравственное воспитание)
№
модуля,
(раздела),
тема
Дата
проведения
Раздел, тема
Количество часов
Всего
Теорет.
занятия
Практ.
занятия
1.
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ЭТИКЕТЕ
3
3
-
1.1
Этика - наука о морали
1
1
-
1.2
Что такое вежливость
1
1
-
1.3
Азбука вежливости
1
1
-
2
КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ
4
3
1
2.1
Правила дружбы
1
1
-
2.2
Друг и товарищ
1
1
-
2.3-2.4
Речевой этикет
2
1
1
3
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ
4
3
1
3.1
Что такое хорошее поведение
1
1
-
3.2
Поведение в общественных
местах
1
1
-
3.3
Я среди людей
1
1
-
3.4
Как вести себя в гостях
1
-
1
4
ПОВСЕДНЕВНЫЙ ЭТИКЕТ
4
2
2
4.1-4.2
Семья и обязанности дома
2
1
1
4.3-4.4
Как вести себя за столом
2
1
1
ИТОГО:
15 ч
11 ч
4 ч
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
-обогащение личного опыта общения детей;
-ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе
общения;
-овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
-умение формулировать понятие “этикет”
-сформированное значение роли этикета в жизни людей
-доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам.
-сформированные навыки в общественных местах.
-следование правилам поведения в различных ситуациях.
-сформированный навык сервировки стола.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
воспитательной и
реабилитационной работе
__________Н.В. Гронтковская
«___» ______________2016 г.
УТВЕРЖДАЮ
директор ГКУ СО КК
Новороссийский СРЦН»
____________И.В. Субботина
« » _____________2016г.
Учебный план (11-14 лет)
общеразвивающей программы
по реабилитации несовершеннолетних
«Этикет и искусство общения»
(духовно-нравственное воспитание)
№
модуля
(раздела)
Модуль (раздел)
Количество часов
Всего
Теоретич.
занятия
Практич.
занятия
1
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ЭТИКЕТЕ
3
3
-
2
КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ
4
3
1
3
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ
4
2
2
4
ПОВСЕДНЕВНЫЙ ЭТИКЕТ
4
2
2
Итого:
15 ч
10 ч
5 ч
Календарно – тематический план (11-14 лет)
общеразвивающей программы по реабилитации несовершеннолетних
«Этикет и искусство общения»
(духовно-нравственное воспитание)
№
модуля,
(раздела)
тема
Дата
проведения
Раздел, тема
Количество часов
Всего
Теорет.
занятия
Практ.
занятия
1.
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ЭТИКЕТЕ
3
3
-
1.1
Что такое этикет.
1
1
-
1.2
Азбука гостеприимства.
1
1
-
1.3
Вежливость как основа
воспитания.
1
1
-
2
КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ
4
3
1
2.1
Когда какое слово молвить.
1
1
-
2.2
Правила хорошего тона.
1
1
1
2.3
Поговорим о культуре речи.
1
1
-
3
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ
4
2
2
3.1
О культуре поведения в школе
1
1
-
3.2
Воспитанность что это.
1
1
-
3.3
Поведение на улице.
1
-
1
3.4
Поведение в кино, театре, на
концерте.
1
-
1
4
ПОВСЕДНЕВНЫЙ ЭТИКЕТ
4
2
2
4.1-4.2
Учитесь властвовать собой.
2
1
1
4.3-4.4
Урок доброты.
2
1
1
ИТОГО:
15 ч
10 ч
5 ч
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- курс программы поможет воспитанникам развивать привычку моральной
оценки своих поступков с позицией доброжелательности и уважения.
- активно употреблять в речи «этикетные « слова и выражения.
- накопить опыт предотвращения конфликтных ситуаций и нравственного
решения уже происшедших конфликтов.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
воспитательной и
реабилитационной работе
__________Н.В. Гронтковская
«___» ______________2016 г.
УТВЕРЖДАЮ
директор ГКУ СО КК
Новороссийский СРЦН»
____________И.В. Субботина
« » _____________2016г.
Учебный план (15-18 лет)
общеразвивающей программы
по реабилитации несовершеннолетних
«Этикет и искусство общения»
(духовно-нравственное воспитание)
№
модуля
(раздела)
Модуль (раздел)
Количество часов
Всего
Теоретич.
занятия
Практич.
занятия
1
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ЭТИКЕТЕ
3
2
1
2
КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ
4
3
1
3
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ
4
2ч 30мин
1ч 30мин
4
ПОВСЕДНЕВНЫЙ ЭТИКЕТ
4
2
2
Итого:
15 ч
9ч 30мин
5ч 30мин
Календарно – тематический план (15-18 лет)
общеразвивающей программы по реабилитации несовершеннолетних
«Этикет и искусство общения»
(духовно-нравственное воспитание)
№
модуля
(раздела)
тема
Дата
проведения
Модуль (раздел)
Количество часов
Всего
Теоретич.
занятия
Практич.
занятия
1
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ЭТИКЕ
3
2
1
1.1
«Обычай – деспот меж
людей» А.С. Пушкина.
1
30 мин
30 мин
1.2
Твой стиль поведения
1
30 мин
30 мин
1.3
Что достойно гражданина
1
1
-
2
ЭТИКА ОБЩЕНИЯ
4
3
1
2.1
Оглянись внимательно
вокруг
1
1
-
2.2
Умение быть самим собой
1
1
-
2.3-2.4
Этикет по телефону.
2
1
1
3
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ
4
2ч
30мин
1ч
30мин
3.1
Поведение на улице.
1
1
-
3.2
Школьный этикет.
1
1
-
3.3
Этикет поведения в театре, в
кино, на концертах.
1
-
1
3.4
Поведение в храме.
1
30 мин
30 мин
4
ПОВСЕДНЕВНЫЙ ЭТИКЕТ
4
2
2
4.1
Я, ты, мы.
2
1
1
4.2
Добрыми делами славен
человек
2
1
1
ИТОГО:
15 ч
9ч
30мин
5ч
30мин
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
-нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и
младшими детьми;
-взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
-неравнодушие
к
жизненным проблемам других людей, сочувствие к
человеку, находящемуся в трудной ситуации;
-способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском
обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих
поступков и поступков других людей;
-почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим,
заботливое отношение к младшим;
-знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
Содержание программы
Раздел 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ЭТИКЕТЕ
Тема 1. «Обычай – деспот меж людей» А.С. Пушкин
Рассматривание
истории
русского
этикета.
Нормы
этикета
складывались
постепенно
в
результате
отбора
из
правил
поведения
в
области
культуры
взаимоотношений людей.
Тема 2. Твой стиль поведения.
Разобраться,
что
же
должно
и
что
не
должно
быть
свойственно
стилю
поведения
воспитанного
человека.
Работа
с
пословицами.
Придумывание
системы отношений в коллективе.
Тема 3. Что достойно гражданина.
Рассматривание
понятий
гражданин,
гражданственность,
гражданская
активность. Определение своей роли в жизни школы, класса, в любом действии
во имя блага или радости других – шаг гражданина.
Раздел 2. Этика общения
Тема 1. Оглянись внимательно вокруг.
Решение
нескольких
педагогических
задач,
в
которых
рассматриваются
качества
людей:
гордость,
скромность,
достоинство.
Вывод:
в
проявлениях
человека, его поведении проступают нравственные качества характера, то есть
различные формы поведения, поступки характеризуют человека кК личность.
Тема 2. Умение быть самим собой.
Совесть
воспитать
трудно.
А
обманывать
легко.
Тем
упорнее
необходимо
бороться за чистоту этого важнейшего свойства души.
Тема 3. Этикет по телефону.
Раздел 3. КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ
Тема 1. Поведение на улице.
Тема2. Школьный этикет.
Тема 3. Этикет поведения в театре, в кино, на концерте.
Тема 4.Поведение в храме.
Жизнь предлагает разные ситуации, и очень важно думать, как
себя
вести
правильно. Суметь показать свое человеческое достоинство.
Раздел 4. ПОВСЕДНЕВНЫЙ ЭТИКЕТ
Тема 1. Я, ты, мы.
Стремление к тому, чтобы товарищество, солидарность, единство, общность
интересов, общие дела легли в основу отношений в детском коллективе.
Тема 2. Добрыми делами славен человек.
Работа
с
изречениями.
Для
осмысления
себя
–
анкета
с
целью
увидеть
и
откликнуться на хорошее, остановиться, подумать, чтобы знать, куда и как
двигаться дальше.
Список литературы
1.
Белопольская
Н.А.
и
другие.
“Азбука
настроения:
Развивающая
эмоционально-коммуникативная игра”.
2.
Богданова
О.С
Содержание
и
методика
этических
бесед.
Москва,
«Просвещение», 1982г.
3.
Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД
ЛТД», 1998.
4.
Буйлова
Л.Н.
“Современные
педагогиче ские
технологии
в
дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.
5.
Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.
6.
Косачёва И.П. Нравственное развитие в процессе обучения и воспитания.
– М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.
7.
Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды,
2006.
8.
Лихачева
Л. Уроки
этикета
в
рассказах,
картинках
и
задачках.
Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.
9.
Максимова Т.Н. Классные часы Москва «Вако», 2009г.
10.
Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”. М.:
“Лист”, 1999.
11.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1986.
12.
Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб,
2006. -88с.
13.
Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010
14.
Русские народные сказки Афанасьева. – Л.: Лениздат, 1983.
15.
“Сказка как источник творчества детей”. Пособие для педагогов. М.:
Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001.
16.
Симановский А.Э. “Развитие творческого мышления детей”. Популярное
пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго,1996.
17.
Смирнов
Н.А.
Пособие
для
учителей
и
родителей
«Этика
и
этикет
младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.
18.
Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. – М.: Педагогика, 1990.
19.
Шемшурина А.И. Этическая грамматика. В помощь учителю. Часть1 – 2.
- М.: Школа-Пресс, 1999.
20.
Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
21.
Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 1996.
22.
Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”, 1998.
23.
Я
познаю
мир.
Детская
энциклопедия.
Этикет
во
все
времена.
М.,
Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.
Приложение 1
Диагностика нравственной воспитанности
Методика №1: диагностика нравственной самооценки.
Инструкция:
воспитатель обращается к воспитанникам со следующими словами: "Сейчас я
прочитаю
вам
10
высказываний.
Внимательно
послушайте
каждое
из
них.
Подумайте, насколько вы с ними согласны. Если вы полностью согласны с
высказыванием, оцените ваш ответ в 4бала; если вы больше согласны, чем не
согласны - оцените ответ в 3бала; если вы немножко согласны - оцените ответ в
2бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1бал. Напротив номера
вопроса
поставьте
тот
бал,
на
который
вы
оценили
прочитанное
мной
высказывание".
Текст вопросов:
1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.
4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне
человеку.
5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди
людей.
6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание
в мой адрес.
7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
8. Мне приятно делать людям радость.
9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.
Обработка результатов:
Номера
3,
4,
6,
7
(отрицательные
вопросы)
обрабатываются
следующим
образом: Ответу, оцененному в 4 бала, приписывается 1 единица, в 3 бала - 2
единицы, в 2 бала - 3 единицы, в 1 бал - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с
б
а
л
о
м
.
Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От
24
до
33
единиц
-
средний
уровень
нравственной
самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже
среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
Методика №2: Диагностика этики поведения.
Инструкция:
Воспитатель
объявляет
детям:
"Я
прочитаю
вам
пять
незаконченных
предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать
сами. Переписывать первую часть предложений не надо".
Т
е
к
с
т
:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я...
2. Если кто-то надо мной смеется, то я...
3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я...
4. Когда меня постоянно перебивают, то я...
5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я...
Интерпретация:
Первый
вопрос:
отрицательный
результат
проявляется,
если
в
ответе
присутствуют:
равнодушие,
агрессия,
легкомысленное
отношение.
Положительный результат: помощь, сочувствие.
Второй
вопрос:
Отрицательный
результат:
агрессия,
разные
способы
психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции,
уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий
вопрос:
Отрицательный
результат:
Давление,
агрессия,
хитрость.
Положительный результат: Самоутверждающее
поведение, построенное на
равноправных отношениях, открытая позиция.
Четвертый
вопрос:
Отрицательный
результат:
Отсутствие
всякой
реакции,
агрессия,
раздражение,
угроза,
давление.
Положительный
результат:
Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и
грубости.
Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность.
Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего
пожелания.
Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям.
Инструкция:
"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний,
выбрать из которых можно только 5-ть" Список учитель заранее выписывает на
доске.
Список желаний:
1. Быть человеком, которого любят.
2. Иметь много денег.
3. Иметь самый современный компьютер.
4. Иметь верного друга.
5. Мне важно здоровье родителей.
6. Иметь возможность многими командовать.
7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.
8. Иметь доброе сердце.
9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
10. Иметь то, чего у других никогда не будет.
И
н
т
е
р
п
р
е
т
а
ц
и
я
:
Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов - высокий уровень.
4-е, 3-й - средний уровень.
2-а - ниже среднего уровня.
0-1 - низкий уровень.
Методика №4: Диагностика нравственной мотивации.
Инструкция:
"Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них
ответов один"
Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я.
A) Пытаюсь ему помочь.
Б) Думаю о том, что могло произойти.
В) Не обращаю внимания.
2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит,
что у него нет такой игры.
A) Я скажу ему, чтобы он не приставал.
Б) Отвечу, что не могу ему помочь.
В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
Г) Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.
3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.
А) Я не обращу внимания.
Б) Скажу, что он размазня.
В) Объясню, что нет ничего страшного.
Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
A) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
Б) Обижусь в ответ.
В) Докажу ему, что он не прав.
Обработка
результатов:
Ключ
положительных
ответов:
1-а,
2-г,
3-в,
4-а.
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником.
4 бала - высокий уровень 2, 3 бала - средний уровень, 1 бал - низкий уровень
Анкетирование воспитанников
Анкета № 1
1.
Какие качества твоего характера родителям нравятся?
2.
За что тебя хвалят, за что ругают и наказывают?
3.
Как тебя поощряют, за что?
4.
Как тебя наказывают, за что?
5.
Какие качества твоего характера родителям не нравятся?
6.
Что ты любишь делать? Твое любимое занятие?
Анкета № 2
1.
Доверяешь ли ты свои секреты родителям?
2.
Стараешься ли контролировать свое поведение?
3.
Каких поощрений ждешь от родителей?
4.
Как бы тебе хотелось проводить вечера в семье?
5.
Хватает ли тебе общения с родителями?
6.
Знакомы ли твои родители с твоими друзьями?
7.
Как думаешь, за какие качества характера тебя можно уважать?
8.
С какими качествами твоего характера тебе стоит расстаться?