Автор: Денисенко Алёна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №17 "Белочка"
Населённый пункт: город Сургут, Тюменская область, ХМАО-Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста "Воспитание любви к природе"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей
дошкольного возраста
«Воспитание любви к природе»
Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню
кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в
бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном,
ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив
дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни.
В. А. Сухомлинский.
Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как приоритетное
направление
перестройки
дошкольного
воспитания.
В
дошкольном
возрасте
начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы.
Правильное понимание строится на знании особенностей жизни живых существ, их
взаимодействии
со
средой
обитания.
Осознанное
отношение
проявляется
в
разнообразной
деятельности экологического характера.
На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с
человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем
будущем, не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того
чтобы
это
не
случилось
надо
во спитывать
э кол о г и ч е с ку ю
культуру
и
ответственность.
И
н а ч и н а т ь
э к о л о г и ч е с к о е
воспитание
надо
с
дошкольного
возраста,
так
как
в
это
время
приобретенные
знания
могут
в
дальнейшем
преобразоваться
в
прочные убеждения.
Дошкольное
учреждение
уже
сегодня
призвано
проявить
настойчивость
в
во спитании
нового
поколения,
которому
присуще
особое
видение
мира
как
объекта
его
постоянной заботы. Формирование экологического сознания – важнейшая задача
дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас очень много экологических
проблем. И не только в России, но и во всем мире. Это происходит оттого, что
детский сад всегда мало уделял внимание экологическому воспитанию.
Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без
радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной
жизни.
Интерьерное
озеленение
приобретает
в
настоящее
время
все
большее
распространение и значение. Экзотические цветы и растения украшают не только
жилые
помещения,
школы,
детские
сады,
общественные
и
административные
здания, но постепенно становятся обычными в цехах промышленных предприятий.
Растениям принадлежит важная роль в улучшении среды, окружающей человека.
Они положительно влияют на микроклимат помещения: снижают содержание
углекислого газа в воздухе, повышают его влажность и обогащают кислородом,
выделяют фитонциды (вещества, губительно действующие на микроорганизмы),
смягчают
производственный
шум,
уменьшают
запыленность.
Цветы
и
растения
оказывают
и
благотворное
эмоциональное
воздействие:
красота
и
разнообразие
форм и окраски влияют на чувства человека, помогают снять нервное и физическое
напряжение.
Комнатные цветы и растения в интерьере детских учреждений играют особую
роль: они являются не только украшением помещения, но и действенным средством
воспитания
и
образования
детей.
Правильно
организованная
с
комнатными
растениями работа расширяет представления детей о живой природе, прививает
навыки
к
выращиванию
и
уходу
за
растениями,
развивает
наблюдательность,
воспитывает любовь и бережное отношение к природе, способствует эстетическому
восприятию окружающего мира. Важна и гигиеническая роль растений, так как дети
много
времени
проводят
в
закрытом
помещении.
Для
озеленения
детских
учреждений можно использовать многие виды цветущих и декоративно-лиственных
растений. Исключение составляют растения, имеющие колючки (виды молочаев и
кактусов) или содержащие аллергены и алкалоиды (примула, олеандр, лавровишня,
арум, диффенбахия, тисе ягодный)
При оформлении дошкольных детских учреждений целесообразно применять
такие виды озеленения, при которых растения не мешают подвижным играм детей.
Цветы и растения размещают на специальных полочках и решетках, закрепленных
на стенах, подвешивают в кашпо и «цветочных люстрах». Но живые растения рядом
с детьми – это не только украшение, но и живая природа, нуждающаяся в заботе и
покровительстве.
В
зависимости
от
планировки
и
назначения
помещения
в
цветочницах можно содержать одиночные экземпляры или составлять композиции
из нескольких растений.
Комнатные растения в средней группе
Расширение
и
усложнение
программных
задач
в
средней
группе
требует
пополнения уголка природы новыми обитателями. Комнатные растения должны
иметь
разную
форму
и
величину
листьев,
так
как
ребята
овладевают
новыми
приемами поддержания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или
опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной
кисточкой, тряпочкой или щеткой листья, сухой кисточкой – опушенные листья. При
этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев:
величины,
количества,
характера
поверхности,
их
хрупкости.
В
дополнение
к
растениям,
названным
для
уголка
природы
младших
групп,
в
средней
группе
помещают алоэ или агаву (с сочными листьями, имеющими зазубрины по краям),
бегонию - рекс, аспарагус, душистую герань (с узорчатыми, опушенными листьями)
и др. Одновременно в уголке природы может быть до 6–8 видов растений.
У детей формируют умение видеть разнообразие свойств и качеств, предметов
и их частей (разнообразие формы, цвета, величины, характера поверхности и т.д.).
Дети
овладевают
более
сложными
приемами
сравнения,
учатся
устанавливать
различия и сходство предметов, обобщать предметы по тем или иным признакам.
Усложняются
знания
о
растениях.
Дети
четче
различают
особенности
растений, знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни. Число растений,
которые
узнают
и
называют
ребята,
возрастает.
В
процессе
ухода
(вместе
с
воспитателем)
за
обитателями
уголка
дети
овладевают
несложными
умениями:
поддерживать растение в чистоте, правильно поливать его. Наблюдая за растениями,
подмечают яркие проявления в росте, развитии растений. Свои наблюдения учатся
отражать в связной, точной речи.
Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т.е.
доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к
потомкам,
которым
надо
оставить
Землю
пригодной
для
полноценной
жизни.
Экологическое воспитание должно учить детей понимать себя и всё, что происходит
вокруг. Нужно учить ребят правильно вести себя в природе и среди людей.
Экологическое воспитание будет действеннее только в том случае, если в
семье
существует
постоянное,
каждодневное
общение
взрослых
с
детьми.
Не
жалейте
своего
времени
на
игры
с
домашними
животными,
на
ботанические
эксперименты, на чтение добрых стихов и рассказов о природе, на прогулки. И тогда
ваши дети и во взрослой жизни будут осознанно и заботливо относиться ко всему
живому и неживому на Земле!
Воспитатель: Денисенко А.Н. гр. «Солнышко»