Автор: Князева Елена Юрьевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ №36 "Яблонька"
Населённый пункт: город Сургут, Тюменская область, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: Актуальность и целесообразность повышения двигательной активности детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
1
Актуальность и целесообразность повышения двигательной активности
детей дошкольного возраста
Цель наша должна состоять в том, чтобы сделать из детей не атлетов,
акробатов или людей спорта, а лишь здоровых,
уравновешенных физически и нравственно людей.
С. Я.Эйнгорн
Нет
важнее
и
сложнее
задачи,
чем
воспитать
здорового
человека.
Еще
в
глубокой
древности
врачи
и
философы
отмечали
необходимость
физической
нагрузки для здоровья человека. Считается, что двигательная активность способна
сохранить здоровье без лекарств. Фундамент здоровья, физического и психического,
закладывается именно в детстве. Движение для ребенка – не только жизненная
необходимость, это сама жизнь. Без движений нет нормального роста и развития,
условий
для
тренировки
важнейших
функций
организма.
Активные
движения
повышают
устойчивость
ребенка
к
заболеваниям,
вызывают
мобилизацию
защитных
сил
организма,
повышают
деятельность
лейкоцитов.
Во
время
выполнения
движений
у
детей
формируются
нравственно-волевые
качества,
целеустремленность,
настойчивость,
выдержка,
смелость,
при
выполнении
движений обогащается эмоциональное состояние детей. Потребность в здоровом
образе жизни необходимо формировать с детства, когда организм пластичен и легко
поддается воздействием окружающей среды. У детей укрепляется желание быть
здоровыми,
вырасти
красивыми
и
активными.
С
помощью
взрослого
ребенок
осознает: для того чтобы расти здоровыми, нужно ежедневно выполнять физические
упражнения, закаляться, делать зарядку, соблюдать режим дня, есть здоровую пищу,
следить за чистотой одежды и обуви, помещения и окружающей среды. Забота о
здоровье стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно,
поскольку
любой
стране
нужны
личности
творческие,
активные,
гармонично
развитые, здоровые.
Современное
состояние
общества,
высочайшие
темпы
его
развития
предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью.
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых
самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления
здоровья детей. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где
всякая практическая работа, направлена на укрепления здоровья детей. В настоящее
время
усиленно
развивается
оздоровление
детей
непосредственно
в
образовательных учреждениях: отмечается тенденция использования разнообразных
средств
физической
культуры
с
профилактической
направленностью,
как
на
занятиях, так и в повседневной деятельности.
Актуальность и целесообразность повышения двигательной активности детей
связана с тем, что за последнее десятилетие в России отмечается стойкая тенденция
к
ухудшению
показателей
здоровья
детей
дошкольного
возраста.
Значительно
снизилось
число
абсолютно
здоровых
детей,
отмечается
рост
функциональных
отклонений,
нарушений
физического
развития
и
снижения
функциональных
возможностей
организма.
Организм
ребенка
интенсивно
растет
и
развивается,
закладываются
ценности
здорового
образа
жизни.
Для
современных
детей,
независимо
от
возраста,
характерно
ограничение
двигательной
активности,
2
ухудшение состояния здоровья, физических качеств (силы, скорости, выносливости,
ловкости,
гибкости),
а
также
пространственной
ориентации
и
вестибулярной
устойчивости.
Двигательная
активность
является
мощным
биологическим
стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движении
составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма и
необходима для его нормального формирования и развития. Движения в любой
форме, всегда выступают как оздоровительный фактор – этим объясняется высокая
эффективность
разнообразных
форм
и
методик
проведения
физкультурно-
оздоровительной деятельности, основанных на общем воздействии на организм в
сочетании со специальными физическими упражнениями. Существенный фактор
действия физических упражнений – повышение эмоционального тонуса. Во время
проведения
нетрадиционных,
оздоровительных
занятий
у
ребенка
улучшается
настроение,
появляется
чувство
радости,
удовольствия.
На
положительном
эмоциональном фоне ускоряется выработка новых условных рефлексов.
В
этой
связи
актуальной
становится проблема
поиска
эффективных
путей
укрепления
здоровья
детей,
коррекция
недостатков
физического
развития,
профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного
фактора
физического,
интеллектуального
и
эмоционального
развития
ребенка.
Здоровья ребенка можно считать достигнутой нормой, если он:
в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему
действовать в оптимальном режиме;
в
интеллектуальном
плане
–
проявляет
хорошие
умственные
способности,
любознательность, воображение;
в нравственном плане – честен, самокритичен;
в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Как правило, это оздоровительные виды гимнастики: ритмическая гимнастика,
аэробика,
фитбол-аэробика,
дыхательная
гимнастика,
самомассаж,
точечный
массаж, веселый тренинг, восточные оздоровительные системы упражнений: у-шу,
китайской гимнастики, йоги и многое другое. Все они направлены на оздоровление
организма,
возвращение
радости
жизни
и
повышение
функциональных
возможностей ребенка. Однако, несмотря на большую популярность физической
культуры, она пока не стала образом жизни каждого человека.
С
целью
повышения
двигательной
активности
детей
их
оздоровления
и
профилактики различных заболеваний у детей, в работе нашего ДОУ используются
нетрадиционные
формы
физкультурно-оздоровительной
работы
в
современных
условиях:
1. Ритмическая гимнастика, аэробика, включающие в себя простые физические
упражнения
для
профилактики
различных
заболеваний
опорно-двигательного
аппарата,
повышения
двигательной
активности.
Все
комплексы
упражнений
выполняются под специально подобранную музыку в едином темпе и ритме.
2. Тренажеры и нетрадиционное спортивное оборудование (улучшает работу
сердечно-сосудистой и дыхательной систем, профилактика и коррекция осанки,
укрепление мышц спины и брюшного пресса, общее оздоровление организма).
3. Различные виды самомассажа (помогают лучше работать и развиваться
3
различным
системам
организма,
нормализуют
состояние
нервной
системы,
усиливают
концентрацию
внимания,
улучшают
интеллектуальные
возможности
ребенка, повышают функциональную деятельность головного мозга, тонизируют
весь организм).
4.
Сказкотерапия
–
это
живой,
творческий
процесс,
который
обогащается
детскими
находками
и
озарениями.
В
процессе
разнообразных
сказкотерапевтических
занятий
дети
черпают
множество
познаний:
первые
представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, благодаря
сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Это духовны богатства
народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной народ. Это
метод
интеграции
личности,
развития
творческих
способностей,
расширения
сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
5. Фитбол - аэробика, фитбол-гимнастика (фитбол в переводе с английского
означает мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях). Фитбол - это
особый мяч. В России он появился в 50-е годы и быстро стал очень популярным
тренажером в спортивном зале. Самая приятная особенность фитбола в том, что для
занятия
на
нем
не
существует
никаких
противопоказаний.
Правильно
организованные занятия с использованием этого мяча приносят огромную пользу.
Занятия
на
фитболе
–
это
профилактика
нарушений
осанки,
тренировка
вестибулярного аппарата и всех групп мышц. Упражнения с этим чудо - мячом
улучшает функцию сердечно-сосудистой системы, дыхания, активизирует обмен
веществ,
интенсивность
процессов
пищеварения,
защитные
свойства
и
сопротивляемость организма в целом.
6.
Дыхательная
гимнастика
–
один
из
видов
закаливания,
укрепляет
весь
дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых
упражнений
с
носом.
От
правильного
дыхания
во
многом
зависит
здоровье
человека, его физическая и умственная деятельность. Такие упражнения учат детей
сознательно заботиться о своем здоровье и являются профилактикой простудных
заболеваний.
7.
Веселый тренинг
–
это
упражнения
с
элементами
акробатики,
которые
позволяют детям в игровой форме развивать гибкость, координацию; укреплять
мышцы; понимать, как они владеют своим телом.
Перед
детским
садом
в
настоящее
время
остро
стоит
вопрос
о
путях
совершенствования
работы
по
укреплению
здоровья,
развития
движений
и
физическому развитию.
С учетом того, что эмоционально – волевая сфера ребенка – дошкольника еще
находится
в
стадии
формирования,
акцент
сделан
на
повышение
мотивации
здоровьесберегающего
поведения.
Поведенческий
компонент
отношения
к
здоровью предполагает конкретные поступки, следовательно, очень важно научить
ребенка заботиться о своем здоровье, формируя привычки, связанные со здоровым
образом жизни. Вся система работы направлена на личную культуру здоровья как
часть культуры личности, приоритетными из которых являются жизнь и здоровье,
на систему знаний, позволяющих отбирать и использовать соответствующие своим
индивидуальным способностям способы укрепления здоровья.
Оздоровительную
направленность
должна
иметь
вся
организация
4
жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Любая
система
не
прослужит
достаточно
эффективно
и
долго,
если
она
не
будет
совершенствоваться, обновляться и модернизироваться.
Князева Е.Ю., инструктор по физической культуре