Напоминание

"Требования ФГОС к предметно развивающей среде"


Автор: Майсадзе Марина Михайловна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МДОБУ Центр развития ребенка д/с № 28 "Фламинго"
Населённый пункт: город Арсеньев, Приморский край
Наименование материала: презентация
Тема: "Требования ФГОС к предметно развивающей среде"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Школьное обучение никогда не начинается с пустого

места, а всегда опирается на определённую стадию

развития, проделанную ребёнком»

Выготский Л.С.

Требования ФГОС

к предметно-

развивающей среде

Выполнила: Майсадзе Марина Михайловна

инструктор по физической культуре

МДОБУ Цент развития ребенка – д/с № 28

г. Арсеньев

Понятие

предметно-развивающая среда

В дошкольной педагогике под термином

«развивающая среда» понимается:

«комплекс материально-технических,

санитарно-гигиенических,

эргономических,

эстетических,

психолого-педагогических условий,

обеспечивающих организацию жизни

детей и взрослых».

Развивающая предметно-пространственная среда

(РППС) обеспечивает максимальную реализацию

образовательного потенциала пространства

Организации (группы, участка) и материалов,

оборудования и инвентаря для развития детей

дошкольного возраста, охраны и укрепления их

здоровья, учёта особенностей и коррекции

недостатков их развития.

РППС должна обеспечивать возможность общения и

совместной деятельности детей и взрослых (в том

числе детей разного возраста), во всей группе и в

малых группах, двигательной активности детей, а

также возможности для уединения.

Цель создания развивающей среды

Цель создания развивающей среды в

дошкольном образовательном учреждении

:

обеспечение жизненно важных потребностей

формирующейся личности :

витальных,

социальных,

духовных.

Развивающая среда выступает в роли

стимулятора, движущей силы в целостном

процессе становления личности ребенка, она

обогащает личностное развитие.

Развивающая предметно- пространственная

среда должна обеспечивать

В случае инклюзивного

образования –

необходимые для него

условия

Учет национально-

культурных,

климатических условий,

учет возрастных особенностей

Реализацию различных

образовательных

программ

Требования ФГОС

к предметно- развивающей среде

Развивающая предметно-пространственная

среда должна быть:

содержательно-насыщенной,

трансформируемой,

полифункциональной,

вариативной,

доступной,

безопасной.

Насыщенность среды

должна соответствовать

возрастным возможностям детей и содержанию

Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено

средствами обучения и воспитания, в том числе расходным

игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием,

инвентарём;

Организация образовательного пространства и

разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в

здании и на участке) должны обеспечивать:

а). игровую, познавательную, исследовательскую и

творческую активность, экспериментирование;

б). двигательную активность, участие в п/и и соревнованиях;

в). эмоциональное благополучие во взаимодействии с

предметно-пространственным окружением.

Для детей младенческого и раннего возраста

образовательное пространство должно предоставлять

необходимые и достаточные возможности для движения,

предметной и игровой деятельности с разными

материалами.

Насыщенность среды

Транспортируемость

пространства

предполагает:

возможность изменений предметно-пространственной среды

в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от

меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность

предполагает:

возможность разнообразного использования различных

составляющих предметной среды, например, детской

мебели, матов, мягких модулей и т.д.;

наличие в Организации (в группе) полифункциональных (не

обладающих жёстко закреплённым способом употребления)

предметов, в том числе, природных материалов, пригодных

для использования в разных видах детской активности (в

том числе в качестве предметов-заместителей в детской

игре).

Развивающая предметно-пространственная

среда должна быть:

Вариативность

среды предполагает

наличие в группе различных пространств (для

игры, конструирования, уединения и пр.), а

также разнообразных материалов, игр, игрушек

и оборудования, обеспечивающих свободный

выбор детей;

периодическую сменяемость игрового

материала;

появление новых предметов, стимулирующих

игровую, двигательную, познавательную и

исследовательскую активность детей.

Развивающая предметно-пространственная

среда должна быть:

Развивающая предметно-пространственная

среда должна быть:

Доступность

Д

оступность для воспитанников, в том числе детей с

ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений Организации,

где осуществляется образовательный процесс;

Свободный доступ воспитанников, в том числе детей с

ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих Организацию

(группу), к играм, игрушкам, материалам, пособиям,

обеспечивающим все основные виды детской

активности.

Безопасность

предполагает соответствие всех её элементов

требованиям по обеспечению надёжности и

безопасности их использования

.

Функции предметно-пространственной

среды

Информационная – каждый предмет несет

определенные сведения об окружающем мире,

становится средством передачи социального опыта.

Стимулирующая – должна быть мобильной и

динамичной. В ее организации педагогу необходимо

учитывать «зону ближайшего развития», возрастные,

индивидуальные особенности ребенка, его потребности,

стремления и способности.

Развивающая – сочетание традиционных и новых,

необычных компонентов, что обеспечивает

преемственность развития деятельности от простых ее

форм к более сложным.

Предметно – развивающая среда в

детском саду должна:

Иметь привлекательный вид;

Выступать в роли естественного фона жизни

ребенка;

Снимать утомляемость;

Положительно влиять на эмоциональное

состояние;

Помогать ребенку индивидуально познавать

окружающий мир;

Давать возможность ребенку заниматься

самостоятельной деятельностью.

Показатели оценки развивающей среды:

Положительное эмоциональное ощущение

ребенка в группе;

Отсутствие конфликтов среди детей;

Наличие продуктов детской деятельности;

Динамика развития ребенка;

Невысокий уровень шума

Создавая предметно-развивающую

среду необходимо помнить:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую,

воспитывающую, стимулирующую, организованную,

коммуникативную функции. Но самое главное – она должна

работать на развитие самостоятельности и самодеятельности

ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование

пространства. Среда должна служить удовлетворению

потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность

и возраст детей.

4. При создании развивающего пространства в групповом

помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой

деятельности.

5. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в

зависимости от возрастных особенностей детей, периода

обучения, образовательной программы.

Таким

образом,

развивающая

среда

это

о р г а н и з о в а н н о е

с о ц и о к у л ь т у р н о е

и

педагогическое

пространство,

в

рамках

которого

структурируются

н е с к о л ь к о

взаимосвязанных подпространств, создающих

наиболее благоприятные условия для развития

и

саморазвития

каждого

включенного

в

нее

субъекта.

С

П

А

С

И

Б

О

З

А

В

Н

И

М

А

Н

И

Е

!



В раздел образования