Автор: Майсадзе Марина Михайловна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МДОБУ Центр развития ребенка д/с № 28 "Фламинго"
Населённый пункт: город Арсеньев, Приморский край
Наименование материала: презентация
Тема: "Требования ФГОС к предметно развивающей среде"
Раздел: дошкольное образование
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого
места, а всегда опирается на определённую стадию
развития, проделанную ребёнком»
Выготский Л.С.
Требования ФГОС
к предметно-
развивающей среде
Выполнила: Майсадзе Марина Михайловна
инструктор по физической культуре
МДОБУ Цент развития ребенка – д/с № 28
г. Арсеньев
Понятие
предметно-развивающая среда
В дошкольной педагогике под термином
«развивающая среда» понимается:
«комплекс материально-технических,
санитарно-гигиенических,
эргономических,
эстетических,
психолого-педагогических условий,
обеспечивающих организацию жизни
детей и взрослых».
Развивающая предметно-пространственная среда
(РППС) обеспечивает максимальную реализацию
образовательного потенциала пространства
Организации (группы, участка) и материалов,
оборудования и инвентаря для развития детей
дошкольного возраста, охраны и укрепления их
здоровья, учёта особенностей и коррекции
недостатков их развития.
РППС должна обеспечивать возможность общения и
совместной деятельности детей и взрослых (в том
числе детей разного возраста), во всей группе и в
малых группах, двигательной активности детей, а
также возможности для уединения.
Цель создания развивающей среды
Цель создания развивающей среды в
дошкольном образовательном учреждении
:
обеспечение жизненно важных потребностей
формирующейся личности :
витальных,
социальных,
духовных.
Развивающая среда выступает в роли
стимулятора, движущей силы в целостном
процессе становления личности ребенка, она
обогащает личностное развитие.
Развивающая предметно- пространственная
среда должна обеспечивать
В случае инклюзивного
образования –
необходимые для него
условия
Учет национально-
культурных,
климатических условий,
учет возрастных особенностей
Реализацию различных
образовательных
программ
Требования ФГОС
к предметно- развивающей среде
Развивающая предметно-пространственная
среда должна быть:
содержательно-насыщенной,
трансформируемой,
полифункциональной,
вариативной,
доступной,
безопасной.
Насыщенность среды
должна соответствовать
возрастным возможностям детей и содержанию
Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено
средствами обучения и воспитания, в том числе расходным
игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием,
инвентарём;
Организация образовательного пространства и
разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в
здании и на участке) должны обеспечивать:
а). игровую, познавательную, исследовательскую и
творческую активность, экспериментирование;
б). двигательную активность, участие в п/и и соревнованиях;
в). эмоциональное благополучие во взаимодействии с
предметно-пространственным окружением.
Для детей младенческого и раннего возраста
образовательное пространство должно предоставлять
необходимые и достаточные возможности для движения,
предметной и игровой деятельности с разными
материалами.
Насыщенность среды
Транспортируемость
пространства
предполагает:
возможность изменений предметно-пространственной среды
в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от
меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность
предполагает:
возможность разнообразного использования различных
составляющих предметной среды, например, детской
мебели, матов, мягких модулей и т.д.;
наличие в Организации (в группе) полифункциональных (не
обладающих жёстко закреплённым способом употребления)
предметов, в том числе, природных материалов, пригодных
для использования в разных видах детской активности (в
том числе в качестве предметов-заместителей в детской
игре).
Развивающая предметно-пространственная
среда должна быть:
Вариативность
среды предполагает
наличие в группе различных пространств (для
игры, конструирования, уединения и пр.), а
также разнообразных материалов, игр, игрушек
и оборудования, обеспечивающих свободный
выбор детей;
периодическую сменяемость игрового
материала;
появление новых предметов, стимулирующих
игровую, двигательную, познавательную и
исследовательскую активность детей.
Развивающая предметно-пространственная
среда должна быть:
Развивающая предметно-пространственная
среда должна быть:
Доступность
Д
оступность для воспитанников, в том числе детей с
ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений Организации,
где осуществляется образовательный процесс;
Свободный доступ воспитанников, в том числе детей с
ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих Организацию
(группу), к играм, игрушкам, материалам, пособиям,
обеспечивающим все основные виды детской
активности.
Безопасность
предполагает соответствие всех её элементов
требованиям по обеспечению надёжности и
безопасности их использования
.
Функции предметно-пространственной
среды
Информационная – каждый предмет несет
определенные сведения об окружающем мире,
становится средством передачи социального опыта.
Стимулирующая – должна быть мобильной и
динамичной. В ее организации педагогу необходимо
учитывать «зону ближайшего развития», возрастные,
индивидуальные особенности ребенка, его потребности,
стремления и способности.
Развивающая – сочетание традиционных и новых,
необычных компонентов, что обеспечивает
преемственность развития деятельности от простых ее
форм к более сложным.
Предметно – развивающая среда в
детском саду должна:
Иметь привлекательный вид;
Выступать в роли естественного фона жизни
ребенка;
Снимать утомляемость;
Положительно влиять на эмоциональное
состояние;
Помогать ребенку индивидуально познавать
окружающий мир;
Давать возможность ребенку заниматься
самостоятельной деятельностью.
Показатели оценки развивающей среды:
Положительное эмоциональное ощущение
ребенка в группе;
Отсутствие конфликтов среди детей;
Наличие продуктов детской деятельности;
Динамика развития ребенка;
Невысокий уровень шума
Создавая предметно-развивающую
среду необходимо помнить:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую,
воспитывающую, стимулирующую, организованную,
коммуникативную функции. Но самое главное – она должна
работать на развитие самостоятельности и самодеятельности
ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование
пространства. Среда должна служить удовлетворению
потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность
и возраст детей.
4. При создании развивающего пространства в групповом
помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой
деятельности.
5. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в
зависимости от возрастных особенностей детей, периода
обучения, образовательной программы.
Таким
образом,
развивающая
среда
–
это
о р г а н и з о в а н н о е
с о ц и о к у л ь т у р н о е
и
педагогическое
пространство,
в
рамках
которого
структурируются
н е с к о л ь к о
взаимосвязанных подпространств, создающих
наиболее благоприятные условия для развития
и
саморазвития
каждого
включенного
в
нее
субъекта.
С
П
А
С
И
Б
О
З
А
В
Н
И
М
А
Н
И
Е
!