Напоминание

"Чтение - самая важная и актуальная проблема современного мира"


Автор: Титова Ольга Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: БОУ "Средняя общеобразовательная школа №67"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: Стендовый доклад
Тема: "Чтение - самая важная и актуальная проблема современного мира"
Раздел: начальное образование





Назад




Титова Ольга Николаевна

БОУ г. Омска « СОШ № 67»

«Чтение – это самая важная и актуальная проблема

современного мира».

На мой взгляд, педагогическое мастерство – это умение владеть навыками

самосовершенствования, иметь индивидуальный стиль деятельности, владеть

методикой и технологией реализации этой деятельности, индивидуальными

наработками, инновационными методами и формами работы, испытывать

желание познать себя через анализ образовательных ситуаций и рефлексию

профессиональной деятельности. Нужно постоянно искать пути искусного

решения проблем обучения и воспитания детей; уметь организовывать

педагогический процесс таким образом, чтобы обучение и воспитание детей

происходило с легкостью, без принуждения. Быть нужным и любимым для

детей человеком, вселяющим в них радость, заботу, спокойствие и уверенность.

В своей работе я руководствуюсь изречением Сократа: «Не насиловать душу

ученика, а вести его за собой, давать делать свои робкие шаги».

Чтение позволяет предельно расширить ограниченный реальной жизнью круг

общения ребёнка, помогает ему пройти школу освоения «чужой речи» – мысли,

чувств, оценок, искать и находить себя и своё место в жизни.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЧТЕНИЯ.

Отработка произношения гласных и согласных звуков и их сочетаний.

Чтение согласных по таблице.

Учащиеся делают глубокий вдох и читают согласных одного ряда:

чсмтбфвпрлджхщш гнкцчсмпрвлдкцг

Чсмтбфвпрлджхщш гнкцчсмпрвлдкцг

Звуковая разминка, куда входят: работа над артикуляцией.

гласные: А, О, У, Ы, И, Э; сочетания: А-У, А-О, Ы-И, Э-А, И-О:

согласные: Г-С-Ж, Ш-Ж-С; согласные и гласные: ЖЕ, ЧЕ, ЩА, ЖРА, ЖРИ;

Чтение по таблице-треугольнику.

м а р 1 а м о р 2 о м у р 3 у м ы р 4 ы м и р 5 и

Скороговорки.

1. Водовоз вез из-под водопровода.

2. Говори, говори да не заговаривайся.

3. На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.

4. Наша голова вашу голову головой переголовит, перевыголовит.

5. Наш дуда и туда и сюда.

6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.

7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка

и т.д.

9. Летят три пичужки, через три пусты избушки.

10. В один, Клим, клин колоти.

11. Каково волокно, таково и полотно.

12. Клюет курка крупку, курит турка трубку.

Упражнения на выработку навыков правильного произношения и ударения.

Берутся слова с учетом наиболее часто встречающихся в речи

учащихся: километр, портфель, спал. Ведется работа над правильным

произношением отдельного звука

[

г

]

и над стечением согласных г т, г к в словах

ногти, лягте, мягкий.

Выполнение упражнений, повышающих концентрацию внимания.

1. Чем схожи следующие слова?

Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.

(Все слова состоят из двух слогов).

2. Составь слово путем перестановки букв.

Уклбо, сноас, упке.

3. Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.

Колос, рота, ваза.

Кора, лото, боксер.

Молоко, нерест, тарелка.

4. Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.

Змея, рама.

Пуговица, молоток, лава.

Укор, бузина, шина.

Поворот, пороша, канава.

5. Составь новое слово, взяв последний слог в каждом слове.

Мебель, ружье.

Соломка, пора, мель.

Лиса, бельмо, полет.

Смола, слеза, берет.

6. Найти вторую половину слова:

Кос-ничий мо-мент ко-на

Лес-та ро-вок го-са

Пар-мос со-тор вес-род

Лес-та ро-вок го-са

Пар-мос со-тор вес-род

7. Какая буква, слог, слово лишние?

а у р о ы

ма ра ла ны та

ку на ды ти ло

реки, речка, ручей, ручка, ручеёк

8. Найди слово, обозначающее животное «среди строк».

Насос сосет речную воду,

И шланг протянут к огороду.

Среди кустов царит покой,

Здесь хорошо бродить одной...

9. Составь слова, в которых один из слогов должен начинаться с буквы М.

ма ти ма си ра му по ка до

Задания к тексту, которые вызывают интерес к чтению:

1. Чтение по ролям.

2. Придумать свое окончание к рассказу, сравнить с окончанием автора.

3. Составить вопросы к тексту.

4. Взрослый читает текст и заканчивает на самом интересном месте, предлагая

ученику закончить чтение.

5. Взрослый предлагает проблемный вопрос, для ответа на который у учащегося

нет необходимых знаний, предлагает найти ответ на поставленный вопрос в

тексте.

Одним из упражнений по технике чтения является следующее: ученик сам

или вместе с родителями выбирает текст, меняя его каждый день, просчитывает

количество слов в нем (примерно 120-160 слов). Несколько раз он читает один и

тот же текст, каждый раз в течение одной минуты записывает количество слов,

прочитанных за первую минуту, вторую и так далее в таблицу отчета, который

ученик сдает по мере заполнения через 7-10 дней от начала работы учителю и

администратору, прилагая составленные вопросы, проверяющие осмысление

текста.

Полезны специальные игры, способствующие развитию памяти,

выработке устойчивости внимания. 1. «Разведчики». Игра проводится так:

учитель или кто-либо из детей раскладывает на столе 20 мелких предметов (для

младших классов количество можно уменьшить) и накрывает их листом бумаги.

На определенное время лист снимается. Школьники могут рассмотреть

предметы, потрогать их пальцами, посчитать. После этого стол вновь

накрывается бумагой, а ребята по памяти записывают названия предметов.

2. «Сыщик». В классе на заметных местах раскладывают спичку, карандаш,

веточку и т.п. Можно, наоборот, вынести вещи, которые там постоянно

находятся. После этого в комнату приглашаются ученики: они молча

осматривают ее, записывая в тетради название предметов, которые появились в

классе или вынесены из него.

3. «Волшебная палочка». Класс делится на две группы. Ученик, на которого

учитель показывает «волшебной палочкой», должен вспомнить название горы

или реки, дату, стихотворение, пропеть популярную песню т.д. Побеждает та

команда, у которой меньше штрафных очков.

Набор предложений для слуховых диктантов для развития памяти.

Дети поют. Я учу уроки. Юре три года. Пришла весна. Подули ветры. Петя

удит рыбу.

Опустела роща. Ляля вяжет шарф. Девочка читает. Природа оживает. Малыши

работают. Мама заварила чай.

Мы любим работать. Петя купил тетрадь. Приближается зима. Петух громко

запел. Зацвел куст сирени. Стояли чудесные дни.

Дружно кипит работа. За окном метет метель. Идет урок математики.Дети

стали вокруг елки. В рощу прилетели грачи. Утро было ясное и теплое.

Наступила унылая осень. Посыпал пушистый снег. Ребята любят играть в мяч.

Степа весело бежал на луг. На деревьях набухли почки. Мама купила Егору

валенки.

Наиболее трудноискоренимым является проговаривание слов в мозгу – т.е.

в речевом центре. Здесь используется метод – клин клином вышибают.

Записывается какой-нибудь ритм (но только не музыку) – например, метроном.

Причем записей должно быть несколько с разной частотой ударов. Читать надо

под этот стук (ритм) и при чтении делать движения.

Упражнения на развитие поля чтения, зрительного восприятия слов.

1.«Фотоглаз»: за отведенное время ученик должен «сфотографировать» столбик

слов и ответить на вопрос, есть ли в нем данное слово.

Например:

урок город

перемена лес

школа дорога

книга красивый

ручка богатство

учитель автомобиль

обучение играть

береза нож

цветы вилка

осина ложка

опушка тарелка

трава блюдце

дерево чашка

портфель корова

3. Таблица Шульте для развития поля зрения.

Работа выполняется за 10 секунд.

Как можно быстрее назовите все числа по порядку от 1 до 20, указывая их

карандашом.

4. Слоговые пирамидки для развития поля зрения.

р 1 о кос 1 арь

н 2 у пар 2 та

с 3 е кар 3 та

м 4 и бал 4 кон

к 5 а дру 5 жба

к 6 у до 6 ска

м 1 ы

в 2 ы

шко 3 ла

трам 4 вай

комба 5 йнер

10. Упражнения для тренировки в скорочтении.

1. Чтение «Спринт».На максимальной скорости, читая про себя незнакомый

текс, требуется найти ответы на вопросы. При этом нужно в процессе всего

чтения плотно сжимать губы и зубы.

3. Многократное чтение способствует ежедневному накоплению в памяти

ученика зрительных образов слов, учит правильному чтению. Многократное

прочтение одного предложения осуществляется в таком порядке:

1-й раз – медленное чтение с учителем, четкое проговаривание слогов;

2-й раз – повторное прочтение без учителя;

3-й раз – плавное, слитное чтение слов;

4-й раз – чтение в темпе разговорной речи;

5,6,7 раз – предложение перечитывается с поочередной постановкой

логического ударения на каждом знаменательном слове;

8,9,10 – темп чтения доводится до уровня скороговорки.

11. Зрительные диктанты по методике профессора И.Т. Федоренко для

совершенствования техники чтения.

В каждом из 18 наборов имеется 6 предложений. На доске пишется 6

предложений одного из наборов, и закрывают листом бумаги. Потом лист

сдвигают вниз так, чтобы было видно первое предложение, и ребята в течение

одновременного времени читают про себя, стараясь запомнить это

предложение. По истечении этого времени стирается предложение и

предлагается записать его на листочках. На 6 предложений одного набора

уходит от 5 до 8 минут. За два месяца при ежедневном письме появляются

первые успехи в обучении чтению.

Набор №1 Тает снег. Идет дождь. Небо хмурое. Коля заболел. Запели птицы.

Поле опустело.

Набор №2 Трещат морозы. Я ищу землянику. В лесу росла ель. Наступила

осень. Дни стали короче. В лесу много берез.

Набор № 3 Прилетели птички. Ярко светит солнце. Лида вытерла доску.

Весело бегут ручьи. Подул резкий ветер. Зоя прилежно учится.



В раздел образования