Автор: Фролова Ксения Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад "Огонек"
Населённый пункт: п.Новая Игирма Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Путешествие на озеро Байкал
Раздел: дошкольное образование
«Путешествие на Байкал».
Интегрированное занятие с использованием ИКТ для детей от 4 до 5 лет.
Цель: познакомить детей с байкальской нерпой.
Задачи: познакомить детей с нерпой, средой обитания, чем питается.
Развивать у детей мышление, внимание, речь, мелкую моторику.
Воспитывать заботливое отношение к животному миру Байкала.
Предварительная работа: изготовление «макета озеро Байкал», изготовление
лепбука озеро Байкал, просмотр фотографий природы озера, разучивание
стихотворений о Байкале, чтение сказок и легенд об озере.
Материал: презентация «Путешествие на Байкал», аудиозапись «Шум ветров
Байкала», игрушка нерпенок, листы бумаги с силуэтом нерпёнка, вата, клей,
кисточки, салфетки.
Оборудование: ноутбук, магнитофон.
Дети входят. Встают полукругом.
Воспитатель: Гости к нам пришли сегодня.
Поприветствуем гостей, улыбнемся им скорей.
Психологический настрой на занятие.
Я люблю наш детский сад
В нём полным полно:
Мышат? – Нет
Цыплят? - Нет!
Утят? - Нет!
Бельчат? - Нет!
Ребят? - Да!
Хорошо, когда мы вместе
Настроение у всех чудесней.
Девочки (произносят ДА… .)
Мальчики (произносят ДА…
С таким хорошим настроением мы начинаем наше занятие.
Сегодня мы продолжим разговор о нашем родном Сибирском крае. Давайте
вспомним чем славиться Сибирь, какими природными
достопримечательностями мы гордимся? (Байкалом). Правильно – Байкалом!
Какую форму он напоминает (полумесяца). Ребята, а мы сможете найти и
показать мне Байкал на карте? (дети показывают). Воспитатель: «Байкал –
уникальное явление нашей планеты, чудо природы. Байкал – это очень
большое озеро. Оно такое большое, что его сравнивают с морем. Но в море
вода солёная, а в Байкале пресная, т.е. не солёная, очень чистая и вкусная, что
её можно пить. Почему воду Байкала можно пить? (чистая, прозрачная), ее
чистят губки-фильтры, которые обитает в озере.
Издавна люди с любовью относились к Байкалу и писали про него стихи
легенды, сказки.
Прослушивание стихотворения о Байкале.
Есть такое озеро,
Озеро — Байкал.
Все в него влюбляются,
Кто хоть раз бывал.
Озеро глубокое,
озеро могучее.
В ясный день — спокойное,
А в грозу - кипучее.
Окружают озеро
Горы и леса,
Сверху отражаются
В водах небеса.
Ребята, А Вам хотелось бы сейчас попасть на Байкал, полюбоваться его
красотой.
Дети: да
Подойдите все ко мне, встаньте в круг, сейчас я позову волшебные ветра
Байкала, и они помогут нам попасть прямо к озеру. Дети берутся за руки,
закрывают глаза (включается музыка «шум ветров Байкала»).
Вот мы с вами и на Байкале.
Воспитатель: Посмотрите как здесь красиво!
Какой Байкал огромный,
заснеженный, под толстым слоем льда (слайд 1). Обратите внимание, какой
прозрачный лед, как он искрится на солнышке (слайд 2). Это все, потому что
вода в Байкале чистая. Подо льдом продолжается жизнь, там плавают рыбы
(слайд 3), а ещё в Байкале живёт водоплавающее животное, и зовут это
животное – нерпа (слайд 4). Летом нерпы выплывают на большие
прибрежные камни и греются на тёплом солнышке (слайд 5). На передних
ластах у неё крепкие и большие когти (слайд 6), с их помощью нерпа, зимой
во льду делает лунки-продухи, для того чтобы вынырнуть и вдохнуть воздух
(слайд 7). Нерпа питается рыбой, которая водится в Байкале. Это рыба
голомянка и бычки (слайд 8). Нерпа неповоротливая на суше, но зато хорошо
и быстро плавает (слайд 9). В конце зимы у неё в снежном логове рождается
детёныш – нерпёнок. Мама – нерпа кормит нерпёнка молоком (слайд 10).
У
нерпят - белая шубка, поэтому их называют бельками и они совсем
незаметны на снегу (слайд 10).
Посмотрите, кто же к нам приплыл?
(воспитатель показывает детям игрушку-детеныша нерпы)
- А давайте мы поиграем с Бельком.
Физкультминутка.
Как живёшь? - Вот так! (жестом большой палец вперед)
- А плывёшь? - Вот так! (движение рук перед собой)
-Машешь вслед? - Вот так! (машем)
-Ждешь обед? - Вот так! (руки на пояс)
- Как бежишь? - Вот так! (согнутыми руками показать бег)
- Вдаль глядишь? - Вот так! (руку к голове)
- Ночью спишь? - Вот так! (ручки под щечку)
- А шалишь? - Вот так! (щеки надуть и сдуть руками)
-Молодцы. Давайте познакомимся с Бельком поближе. Посмотрите на
нерпенка и скажите, какой он? (маленький, пушистый, беленький, нежный,
хорошенький).
-Ребята, нерпенку скучно одному, а давайте сейчас сделаем нерпенку друзей:
таких же красивых, белых, пушистых как он.
( Дети садятся за столы)
Что бы сделать нам поделку
Нужно пальчики размять.
Пальчиковая гимнастика
Вот все пальчики мои, (Повороты кистей рук.)
Их, как хочешь, поверни.
И вот этак, и вот так, (Руки перед грудью, пальцы в «замок».)
Не обидятся никак. (Руки вперед, ладони вперед.)
Раз, два, три, четыре, пять, (Круговые движения кистями, пальцы в «замок».)
Не сидится им опять. (Встряхивающее движение кистями рук.)
Постучали, (Постучать пальцами друг о друга.)
Повертели (Повороты кистей рук.)
И работать захотели. (Встряхивающее движение кистями рук.)
Сейчас мы с вами сделаем вот такого «Нерпенка на льдине».
(Воспитатель показывает сделанную аппликацию)
Возьмите картон синего цвета - это будет у нас льдина, положите ее перед
собой.
Берем шаблон нерпы, мажем клеем, наносим клей кисточкой аккуратно, не
заходя за края.
Приклеиваем нерпу на середину нашей льдины. Теперь сделаем нерпенку
белую шубку из ваты. Покроем клеем аккуратно всю нерпу кроме глаз и
носа.
Возьмите кусочек ваты, растяните её с помощью пальчиков и приложите ее
на клей, придавите пальчиками, чтобы вата ни отклеилась. И так оклеиваем
всю нерпу.
Возьмите салфетку, вытрите свои руки.
–Молодцы! Какие замечательные бельки у нас получились! Ребята, белек
мне говорит, что он хочет поплавать со своими друзьями. Возьмите свои
льдины и подойдите ко мне, мы сейчас с вами будем плавать. ( Дети ходят по
группе, имитируя плавание льдин).
-Теперь у нашего нерпенка есть друзья! Ну, а нам пора возвращаться в
детский сад.
- Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и попросим волшебный ветер
Байкала вернуть нас в детский сад. Повторяем: 1,2,3,волшебный ветер
Байкала в сад нас верни (музыка).
- Ну, вот ребята мы и в детском саду. Наше путешествие закончилось.
Рефлексия: Ребята, мне интересно, а какое у вас настроение. Я предлагаю
обозначить его с помощью «ромашек настроения»: «Веселая ромашка» -
наше путешествие вам понравилось и на душе у вас светло и радостно.
«Грустная ромашка» - наше путешествие вам показалось скучным, и вы
грустите.