Напоминание

Оздоровительная направленность организации жизнедеятельности ребенка в ДОУ


Автор: Кокотова Людмила Борисовна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ №17 "Белочка"
Населённый пункт: город Сургут, Тюменская область, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: Оздоровительная направленность организации жизнедеятельности ребенка в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

Оздоровительная направленность организации жизнедеятельности

ребенка в ДОУ

Цель наша должна состоять в том, чтобы сделать из детей не атлетов,

акробатов или людей спорта, а лишь здоровых,

уравновешенных физически и нравственно людей.

С. Я.Эйнгорн

Нет

важнее

и

сложнее

задачи,

чем

воспитать

здорового

человека.

Еще

в

глубокой

древности

врачи

и

философы

отмечали

необходимость

физической

нагрузки для здоровья человека. Считается, что двигательная активность способна

сохранить здоровье без лекарств. Фундамент здоровья, физического и психического,

закладывается именно в детстве. Движение для ребенка – не только жизненная

необходимость, это сама жизнь. Без движений нет нормального роста и развития,

условий

для

тренировки

важнейших

функций

организма.

Активные

движения

повышают

устойчивость

ребенка

к

заболеваниям,

вызывают

мобилизацию

защитных

сил

организма,

повышают

деятельность

лейкоцитов.

Во

время

выполнения

движений

у

детей

формируются

нравственно-волевые

качества,

целеустремленность,

настойчивость,

выдержка,

смелость,

при

выполнении

движений обогащается эмоциональное состояние детей. Потребность в здоровом

образе жизни необходимо формировать с детства, когда организм пластичен и легко

поддается воздействием окружающей среды. У детей укрепляется желание быть

здоровыми,

вырасти

красивыми

и

активными.

С

помощью

взрослого

ребенок

осознает: для того чтобы расти здоровыми, нужно ежедневно выполнять физические

упражнения, закаляться, делать зарядку, соблюдать режим дня, есть здоровую пищу,

следить за чистотой одежды и обуви, помещения и окружающей среды. Забота о

здоровье стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно,

поскольку

любой

стране

нужны

личности

творческие,

активные,

гармонично

развитые, здоровые.

Современное

состояние

общества,

высочайшие

темпы

его

развития

предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью.

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых

самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления

здоровья детей. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где

всякая практическая работа, направлена на укрепления здоровья детей. В настоящее

время

усиленно

развивается

оздоровление

детей

непосредственно

в

образовательных учреждениях: отмечается тенденция использования разнообразных

средств

физической

культуры

с

профилактической

направленностью,

как

на

занятиях, так и в повседневной деятельности.

Актуальность и целесообразность повышения двигательной активности детей

связана с тем, что за последнее десятилетие в России отмечается стойкая тенденция

к

ухудшению

показателей

здоровья

детей

дошкольного

возраста.

Значительно

снизилось

число

абсолютно

здоровых

детей,

отмечается

рост

функциональных

отклонений,

нарушений

физического

развития

и

снижения

функциональных

возможностей

организма.

Организм

ребенка

интенсивно

растет

и

развивается,

закладываются

ценности

здорового

образа

жизни.

Для

современных

детей,

2

независимо

от

возраста,

характерно

ограничение

двигательной

активности,

ухудшение состояния здоровья, физических качеств (силы, скорости, выносливости,

ловкости,

гибкости),

а

также

пространственной

ориентации

и

вестибулярной

устойчивости.

Двигательная

активность

является

мощным

биологическим

стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движении

составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма и

необходима для его нормального формирования и развития. Движения в любой

форме, всегда выступают как оздоровительный фактор – этим объясняется высокая

эффективность

разнообразных

форм

и

методик

проведения

физкультурно-

оздоровительной деятельности, основанных на общем воздействии на организм в

сочетании со специальными физическими упражнениями. Существенный фактор

действия физических упражнений – повышение эмоционального тонуса. Во время

проведения

нетрадиционных,

оздоровительных

занятий

у

ребенка

улучшается

настроение,

появляется

чувство

радости,

удовольствия.

На

положительном

эмоциональном фоне ускоряется выработка новых условных рефлексов.

В

этой

связи

актуальной

становится проблема

поиска

эффективных

путей

укрепления

здоровья

детей,

коррекция

недостатков

физического

развития,

профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного

фактора

физического,

интеллектуального

и

эмоционального

развития

ребенка.

Здоровья ребенка можно считать достигнутой нормой, если он:

в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему

действовать в оптимальном режиме;

в

интеллектуальном

плане

проявляет

хорошие

умственные

способности,

любознательность, воображение;

в нравственном плане – честен, самокритичен;

в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;

в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Как правило, это оздоровительные виды гимнастики: ритмическая гимнастика,

аэробика,

фитбол-аэробика,

дыхательная

гимнастика,

самомассаж,

точечный

массаж, веселый тренинг, восточные оздоровительные системы упражнений: у-шу,

китайской гимнастики, йоги и многое другое. Все они направлены на оздоровление

организма,

возвращение

радости

жизни

и

повышение

функциональных

возможностей ребенка. Однако, несмотря на большую популярность физической

культуры, она пока не стала образом жизни каждого человека.

С

целью

повышения

двигательной

активности

детей

их

оздоровления

и

профилактики различных заболеваний у детей, в работе нашего ДОУ используются

нетрадиционные

формы

физкультурно-оздоровительной

работы

в

современных

условиях:

1. Ритмическая гимнастика, аэробика, включающие в себя простые физические

упражнения

для

профилактики

различных

заболеваний

опорно-двигательного

аппарата,

повышения

двигательной

активности.

Все

комплексы

упражнений

выполняются под специально подобранную музыку в едином темпе и ритме.

2. Тренажеры и нетрадиционное спортивное оборудование (улучшает работу

сердечно-сосудистой и дыхательной систем, профилактика и коррекция осанки,

укрепление мышц спины и брюшного пресса, общее оздоровление организма).

3

3. Различные виды самомассажа (помогают лучше работать и развиваться

различным

системам

организма,

нормализуют

состояние

нервной

системы,

усиливают

концентрацию

внимания,

улучшают

интеллектуальные

возможности

ребенка, повышают функциональную деятельность головного мозга, тонизируют

весь организм).

4.

Сказкотерапия

это

живой,

творческий

процесс,

который

обогащается

детскими

находками

и

озарениями.

В

процессе

разнообразных

сказкотерапевтических

занятий

дети

черпают

множество

познаний:

первые

представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, благодаря

сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Это духовны богатства

народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной народ. Это

метод

интеграции

личности,

развития

творческих

способностей,

расширения

сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

5. Фитбол - аэробика, фитбол-гимнастика (фитбол в переводе с английского

означает мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях). Фитбол - это

особый мяч. В России он появился в 50-е годы и быстро стал очень популярным

тренажером в спортивном зале. Самая приятная особенность фитбола в том, что для

занятия

на

нем

не

существует

никаких

противопоказаний.

Правильно

организованные занятия с использованием этого мяча приносят огромную пользу.

Занятия

на

фитболе

это

профилактика

нарушений

осанки,

тренировка

вестибулярного аппарата и всех групп мышц. Упражнения с этим чудо - мячом

улучшает функцию сердечно-сосудистой системы, дыхания, активизирует обмен

веществ,

интенсивность

процессов

пищеварения,

защитные

свойства

и

сопротивляемость организма в целом.

6.

Дыхательная

гимнастика

один

из

видов

закаливания,

укрепляет

весь

дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых

упражнений

с

носом.

От

правильного

дыхания

во

многом

зависит

здоровье

человека, его физическая и умственная деятельность. Такие упражнения учат детей

сознательно заботиться о своем здоровье и являются профилактикой простудных

заболеваний.

7.

Веселый тренинг

это

упражнения

с

элементами

акробатики,

которые

позволяют детям в игровой форме развивать гибкость, координацию; укреплять

мышцы; понимать, как они владеют своим телом.

Перед

детским

садом

в

настоящее

время

остро

стоит

вопрос

о

путях

совершенствования

работы

по

укреплению

здоровья,

развития

движений

и

физическому развитию.

С учетом того, что эмоционально – волевая сфера ребенка – дошкольника еще

находится

в

стадии

формирования,

акцент

сделан

на

повышение

мотивации

здоровьесберегающего

поведения.

Поведенческий

компонент

отношения

к

здоровью предполагает конкретные поступки, следовательно, очень важно научить

ребенка заботиться о своем здоровье, формируя привычки, связанные со здоровым

образом жизни. Вся система работы направлена на личную культуру здоровья как

часть культуры личности, приоритетными из которых являются жизнь и здоровье,

на систему знаний, позволяющих отбирать и использовать соответствующие своим

индивидуальным способностям способы укрепления здоровья.

4

Оздоровительную

направленность

должна

иметь

вся

организация

жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Любая

система

не

прослужит

достаточно

эффективно

и

долго,

если

она

не

будет

совершенствоваться, обновляться и модернизироваться.

Кокотова Л.Б., инструктор по физической культуре



В раздел образования