Напоминание

Театр - как средство формирования связной речи у дошкольников


Автор: Андрощук Алина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС "Ивушка"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Новый Уренгой
Наименование материала: Театр
Тема: Театр - как средство формирования связной речи у дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ивушка»

Тема

самообразования:

«Театр - как средство формирования связной речи у

дошкольников».

Воспитатель:

Андрощук А.И.

Актуальность.

«Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо,

он сам». С.Я. Рубинштейн.

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и

волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает

целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы

осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа

на вопрос: «Чему нас учит сказка?».

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной

игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты.

Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное

восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.

А переоценить роль родного языка, который помогает людям — прежде

всего детям — осознанно воспринимать окружающий мир и является

средством общения, — невозможно. Речь включает в себя вербальные

средства - интонация, лексика и синтаксис; и невербальные - мимика,

жесты, поза.

Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в

которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и

взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.

Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной

деятельности - это игра, и пожить, и порадоваться в ней может каждый

ребенок.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности

огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые

интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с

окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски,

звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы

побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В

процессе работы над выразительностью реплик персонажей,

собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершен-

ствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с

другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью

ясно, четко, понятно изъясняться.

Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать

многие педагогические задачи, касающиеся формирования

выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-

эстетического воспитания. Она — неисчерпаемый источник развития

чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения

к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и

сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость,

связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами; душа просит

сказки-чуда, ощущения беззаботного детства.

Театрализация — это в первую очередь импровизация, оживление

предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами

деятельности — пением, движением под музыку, слушанием и т. д.,

необходимость систематизировать ее в едином педагогическом

процессе очевидна.

Цель: развитие артистических способностей детей через

театрализованную деятельность.

Задачи и методы:

— последовательное знакомство детей с видами театра;

— поэтапное освоение детьми видов творчества по возрастным

группам;

— совершенствование артистических навыков детей;

— раскрепощение ребенка;

— работа над речью, интонациями;

— коллективные действия, взаимодействия;

— пробуждение в детях способности живо представлять себе

происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать.

Принципы:

— импровизационность,

— гуманность,

— систематизация знаний,

— учет индивидуальных способностей каждого ребенка.

Знакомство детей с театральной куклой «бибабо» и

театрализованными играми лучше начинать в первой младшей группе.

Малыши смотрят драматизированные сказки и другие инсценировки,

которые показывают воспитатели и старшие дошкольники и это

создаёт радостную атмосферу.

Начиная со второй младшей группы детей последовательно знакомят с

видами театров, основами актерского мастерства. Для этого используют

этюдный тренаж, помогающий развить внимание и восприятие;

прививают навыки отображения различных эмоций, настроений,

отдельных черт характера.

В средней группе кукольный спектакль следует объединить с

театрализованной игрой. Неуверенные в себе дети чаще всего

предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут —

ширма, за которую ребенок стремится спрятаться от зрителя. Ребята,

преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке (постановке,

спектакле) как актеры драматического театра. При этом они, наблюдая

друг за другом, обогащают свой личный опыт

В старшей группе все дети активно участвуют в театрализованных

играх и драматизациях.

В подготовительной к школе группе театрализованные игры

отличаются более сложными характерами героев, трудными для

разработки различных сцен.

Названные игры дают детям возможность применить полученные

знания, проявить творчество в различных видах театральной

деятельности.

Из многообразия средств выразительности можно рекомендовать:

- во второй младшей группе формировать простейшие образно-

выразительные умения (например, имитировать характерные движения

сказочных животных);

— в средней группе обучать элементам образных выразительных

средств (интонации, мимике и пантомиме);

- в старшей группе совершенствовать образные исполнительские

умения;

— в подготовительной к школе группе развивать творческую

самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и

пантомических действий под музыку.

Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в

себя:

• просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры

-драматизации; упражнения для социально - эмоционального развития

детей;

коррекционно-развивающие игры; упражнения по дикции

(артикуляционная гимнастика);

— задания для развития речевой интонационной выразительности;

— игры - превращения («учись владеть своим телом»), образные

упражнения;

— упражнения на развитие детской пластики;

— ритмические минутки (логоритмика);

— пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой

для свободного кукловождения;

— упражнения на развитие выразительной мимики, элементы

искусства пантомимы;

— театральные этюды;

— отдельные упражнения по этике во время драматизации;

— подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и

инсценировок;

— знакомство не только с текстом сказки, но и средствами ее

драматизации — жестом, мимикой, движением, костюмом,

декорациями (реквизит) и т.д.

Следует подчеркнуть: чем полнее и эмоциональнее восприятие

литературных произведений, тем выше уровень театрального

воплощения. Этому способствуют:

— специальное помещение со сценой и зрительным залом;

— костюмы и декорации;

— магнитофон, проигрыватель, кассеты;

— детские музыкальные инструменты;

— различные атрибуты к занятиям;

— наличие кукол для театра (наглядный материал) и ширмы.

В работе театральной студии участвуют не только дети и воспитатели,

но и родители.

Для того чтобы влиять на развитие артистических способностей детей,

необходимо изучать особенности их воображения и оценивать уровень

их развития. Для этого следует фиксировать результаты:

— диагностика (октябрь — январь — май);

— постановка кукольных спектаклей; драматизация сказок;

— проведение праздников, конкурсов, концертов (в течение года).

Список используемой литературы

1. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для

работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.

2.Прохорова Е.В. Театрализованные игры для дошкольников. Практический

материал по развитию речи и движений. – СПб.: Изд. «Смарт», 1995.

3.Бойчук И.А., Попушина Т.Н. Ознакомление детей старшего дошкольного

возраста с русским народным творчеством. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО

«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.

4. Алексеевская Н.И. Домашний театр. Серия «Через игру – к совершенству».

– М.: «Лист», 2000.

5. «Организация творческой деятельности детей 3-7 лет»: конспекты занятий,

информационно-методические

материалы/авт.-сост.

И.П.

Посашкова.

Волгоград: Учитель, 200934.

6. Буренина А.И. Театр всевозможного. Вып.1: От игры до спектакля: Учеб.-

метод. Пособие. – 2-е изд., переработанное и доп. – СПб. 2002.

7.

Лаптева

Г.В.

Игры

для

развития

эмоций

и

творческих

способностей.

Театральные занятия с детьми 5-9 лет. – СПб. Речь; М.: Сфера, 2011.

8.

Петрова

Т.И.,

Сергеева

Е.Л.,

Петрова

Е.С.

Театрализованные

игры

в

детском

саду:

Разработка

занятий

для

всех

возрастных

групп

с

методическими рекомендациями. – М.: Школьная Пресса, 2004.

9.

Куцакова

Л.В.,

Мерзлякова

С.И.

Воспитание

ребенка-дошкольника:

развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого,

культурного,

активно-творческого.

В

мире

прекрасного:

Програм.-метод.

Пособие. – М.: Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС». 2003.

10.Родина М.И., Буренина А.И. Кукляндия: Учебно - метод. Пособие по

театрализованной деятельности. – СПб. Из-во «Музыкальная палитра», 2008.

11. Акулова О. В., Солнцева О.В. Образовательная область "Социология.

Игра". Методический комплект программы "Детство"- СПб «Детство-пресс»,

2013.

12.Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М.2003.

13.Губанова

Н.Ф.

Театрализованная

деятельность

дошкольников

5-6

лет.-

М.,2011.

14.Доронова Т.Н. Играем в театр. – М., 2004.

15.Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр - дошкольникам. –

М., 1982.

16..Пименов В.А. Театр на ладошке. – М., 1998

17..Раугул Е.Р., Козырева М.Л. Театр в чемодане.- СПб. 1998.

18.Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр.- М., 1999.

19.Сорокина Н.Ф. Сценарии театральных кукольных занятий.- М., 2004.



В раздел образования