Автор: Андрощук Алина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС "Ивушка"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Новый Уренгой
Наименование материала: Театр
Тема: Театр - как средство формирования связной речи у дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ивушка»
Тема
самообразования:
«Театр - как средство формирования связной речи у
дошкольников».
Воспитатель:
Андрощук А.И.
Актуальность.
«Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо,
он сам». С.Я. Рубинштейн.
В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и
волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает
целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы
осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа
на вопрос: «Чему нас учит сказка?».
В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной
игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты.
Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное
восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.
А переоценить роль родного языка, который помогает людям — прежде
всего детям — осознанно воспринимать окружающий мир и является
средством общения, — невозможно. Речь включает в себя вербальные
средства - интонация, лексика и синтаксис; и невербальные - мимика,
жесты, поза.
Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в
которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и
взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.
Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной
деятельности - это игра, и пожить, и порадоваться в ней может каждый
ребенок.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности
огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые
интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с
окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски,
звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы
побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В
процессе работы над выразительностью реплик персонажей,
собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершен-
ствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с
другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью
ясно, четко, понятно изъясняться.
Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать
многие педагогические задачи, касающиеся формирования
выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-
эстетического воспитания. Она — неисчерпаемый источник развития
чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения
к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и
сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость,
связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами; душа просит
сказки-чуда, ощущения беззаботного детства.
Театрализация — это в первую очередь импровизация, оживление
предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами
деятельности — пением, движением под музыку, слушанием и т. д.,
необходимость систематизировать ее в едином педагогическом
процессе очевидна.
Цель: развитие артистических способностей детей через
театрализованную деятельность.
Задачи и методы:
— последовательное знакомство детей с видами театра;
— поэтапное освоение детьми видов творчества по возрастным
группам;
— совершенствование артистических навыков детей;
— раскрепощение ребенка;
— работа над речью, интонациями;
— коллективные действия, взаимодействия;
— пробуждение в детях способности живо представлять себе
происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать.
Принципы:
— импровизационность,
— гуманность,
— систематизация знаний,
— учет индивидуальных способностей каждого ребенка.
Знакомство детей с театральной куклой «бибабо» и
театрализованными играми лучше начинать в первой младшей группе.
Малыши смотрят драматизированные сказки и другие инсценировки,
которые показывают воспитатели и старшие дошкольники и это
создаёт радостную атмосферу.
Начиная со второй младшей группы детей последовательно знакомят с
видами театров, основами актерского мастерства. Для этого используют
этюдный тренаж, помогающий развить внимание и восприятие;
прививают навыки отображения различных эмоций, настроений,
отдельных черт характера.
В средней группе кукольный спектакль следует объединить с
театрализованной игрой. Неуверенные в себе дети чаще всего
предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут —
ширма, за которую ребенок стремится спрятаться от зрителя. Ребята,
преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке (постановке,
спектакле) как актеры драматического театра. При этом они, наблюдая
друг за другом, обогащают свой личный опыт
В старшей группе все дети активно участвуют в театрализованных
играх и драматизациях.
В подготовительной к школе группе театрализованные игры
отличаются более сложными характерами героев, трудными для
разработки различных сцен.
Названные игры дают детям возможность применить полученные
знания, проявить творчество в различных видах театральной
деятельности.
Из многообразия средств выразительности можно рекомендовать:
- во второй младшей группе формировать простейшие образно-
выразительные умения (например, имитировать характерные движения
сказочных животных);
— в средней группе обучать элементам образных выразительных
средств (интонации, мимике и пантомиме);
- в старшей группе совершенствовать образные исполнительские
умения;
— в подготовительной к школе группе развивать творческую
самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и
пантомических действий под музыку.
Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в
себя:
• просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры
-драматизации; упражнения для социально - эмоционального развития
детей;
коррекционно-развивающие игры; упражнения по дикции
(артикуляционная гимнастика);
— задания для развития речевой интонационной выразительности;
— игры - превращения («учись владеть своим телом»), образные
упражнения;
— упражнения на развитие детской пластики;
— ритмические минутки (логоритмика);
— пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой
для свободного кукловождения;
— упражнения на развитие выразительной мимики, элементы
искусства пантомимы;
— театральные этюды;
— отдельные упражнения по этике во время драматизации;
— подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и
инсценировок;
— знакомство не только с текстом сказки, но и средствами ее
драматизации — жестом, мимикой, движением, костюмом,
декорациями (реквизит) и т.д.
Следует подчеркнуть: чем полнее и эмоциональнее восприятие
литературных произведений, тем выше уровень театрального
воплощения. Этому способствуют:
— специальное помещение со сценой и зрительным залом;
— костюмы и декорации;
— магнитофон, проигрыватель, кассеты;
— детские музыкальные инструменты;
— различные атрибуты к занятиям;
— наличие кукол для театра (наглядный материал) и ширмы.
В работе театральной студии участвуют не только дети и воспитатели,
но и родители.
Для того чтобы влиять на развитие артистических способностей детей,
необходимо изучать особенности их воображения и оценивать уровень
их развития. Для этого следует фиксировать результаты:
— диагностика (октябрь — январь — май);
— постановка кукольных спектаклей; драматизация сказок;
— проведение праздников, конкурсов, концертов (в течение года).
Список используемой литературы
1. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для
работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
2.Прохорова Е.В. Театрализованные игры для дошкольников. Практический
материал по развитию речи и движений. – СПб.: Изд. «Смарт», 1995.
3.Бойчук И.А., Попушина Т.Н. Ознакомление детей старшего дошкольного
возраста с русским народным творчеством. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
4. Алексеевская Н.И. Домашний театр. Серия «Через игру – к совершенству».
– М.: «Лист», 2000.
5. «Организация творческой деятельности детей 3-7 лет»: конспекты занятий,
информационно-методические
материалы/авт.-сост.
И.П.
Посашкова.
–
Волгоград: Учитель, 200934.
6. Буренина А.И. Театр всевозможного. Вып.1: От игры до спектакля: Учеб.-
метод. Пособие. – 2-е изд., переработанное и доп. – СПб. 2002.
7.
Лаптева
Г.В.
Игры
для
развития
эмоций
и
творческих
способностей.
Театральные занятия с детьми 5-9 лет. – СПб. Речь; М.: Сфера, 2011.
8.
Петрова
Т.И.,
Сергеева
Е.Л.,
Петрова
Е.С.
Театрализованные
игры
в
детском
саду:
Разработка
занятий
для
всех
возрастных
групп
с
методическими рекомендациями. – М.: Школьная Пресса, 2004.
9.
Куцакова
Л.В.,
Мерзлякова
С.И.
Воспитание
ребенка-дошкольника:
развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого,
культурного,
активно-творческого.
В
мире
прекрасного:
Програм.-метод.
Пособие. – М.: Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС». 2003.
10.Родина М.И., Буренина А.И. Кукляндия: Учебно - метод. Пособие по
театрализованной деятельности. – СПб. Из-во «Музыкальная палитра», 2008.
11. Акулова О. В., Солнцева О.В. Образовательная область "Социология.
Игра". Методический комплект программы "Детство"- СПб «Детство-пресс»,
2013.
12.Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М.2003.
13.Губанова
Н.Ф.
Театрализованная
деятельность
дошкольников
5-6
лет.-
М.,2011.
14.Доронова Т.Н. Играем в театр. – М., 2004.
15.Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр - дошкольникам. –
М., 1982.
16..Пименов В.А. Театр на ладошке. – М., 1998
17..Раугул Е.Р., Козырева М.Л. Театр в чемодане.- СПб. 1998.
18.Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр.- М., 1999.
19.Сорокина Н.Ф. Сценарии театральных кукольных занятий.- М., 2004.