Автор: Трачук Лилия Миндахировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС "Ивушка"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Новый Уренгой
Наименование материала: Этикет
Тема: Этикет, как залог успеха самореализации ребенка в социуме
Раздел: дошкольное образование
Введение
В современном обществе одной из норм поведения человека является
владение этикетом. С раннего возраста дети вступают в сложную систему
взаимоотношений
с
окружающим
миром
и
людьми
(дома,
в
саду,
в
общественных местах). Они приобретают опыт общественного поведения.
Актуальность
исследования
заключается
в
том,
что
в
вопросе
формирования
у
ребенка
этикета
набольшее
значение
имеет
пример
взрослых. Из опыта исследовательских работ было определено, что
все
взрослые, в том числе и родители, могут быть примером для своих детей, так
как
зачастую
они
сами
не
достаточно
осведомлены
о
правилах
этикета.
Исходя
из
этого
было
определенно,
что
необходимо
оказать
помощь
родителям в деле изучения правил поведения, которые приняты в обществе, в
том
числе
с
помощью
целевых
консультаций,
родительских
собраний,
индивидуальных бесед.
Все это, сможет помочь ребенку войти в сложный мир человеческих
отношений. Именно знание этикета позволит ребенку везде и во всем уважать
общество в целом и каждого его члена в отдельности.
Вопросу культуры этикета, в том числе и за столом, уделялось много
внимания
в
работах
многих
педагогов
практиков.
При
этом,
культура
рассматривается
современными
исследователями
как
творче ская
созидательная деятельность по преобразованию природы и общества. Цель
этой
деятельности
–
синтез
материальных
и
духовных
ценностей,
гармонизация
человека
с
природой,
обществом
и
самим
собой
(А.
И.Арнольдов). Чаще всего в литературе приводятся традиционные методы
воспитания
культуры
поведения.
Одна
из
важнейших
задач
педагога
–
формирование разумного сочетания чувства свободы и необходимости. К
сожалению,
акцент
на
свободу
в
ущерб
ответственности
и
гражданским
обязанностям
приводит,
как
отмечал
Б.
Т.Лихачёв,
к
потере
духовности,
п р е н е б р е же н и ю
д и с ц и п л и н о й ,
р а згул у
а н а р х и и ,
д е м а г о г и и ,
вседозволенности,
нежеланию
трудиться,
безнаказанности,
росту
преступности,
в
том
числе
подрастающего
поколения.
Изучая
этикет,
осознанно воспринимая его целесообразность и необходимость, человек идёт
по
пути
совершенствования
не
только
своего
поведения,
но
и
мирово сприятия,
развивает
своё
нравственно е
отношение
к
действительности и людям.
Исходя
из
этого,
была
определена цель
исследования–
изучение
педагогических условий воспитания культуры этикета за столом у детей
старшего дошкольного возраста.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1.
Провести
анализ
теоретических
аспектов
формирования
педагогических условий воспитания культуры этикета за столом у детей
старшего дошкольного возраста;
2.
Изучить уровень сформированности культуры этикета за столом у
детей старшего дошкольного возраста;
3.
Рассмотреть аспекты формирование культуры этикета за столом у
детей старшего дошкольного возраста;
4.
Исследовать уровень культуры этикета за столом у детей старшего
дошкольного возраста после проведения формирующего эксперимента.
Объект исследования –педагогические условия воспитания культуры
этикета за столом.
Предмет исследования
–
процесс
формирования
педагогических
условий
воспитания
культуры
этикета
за
столом
у
детей
старшего
дошкольного возраста.
Гипотезаисследования:разработка исистематическая работа педагогов
по реализации перспективного плана, направленного на ознакомление детей
подготовительного дошкольного возраста с правилами этикета, приведет к
более высокому уровню сформированности навыков соблюдения этикета за
столом.
Организация
исследования.
Исследование
педагогических
условий
воспитания
культуры
этикета
за
столом
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
было
организовано
в
Муниципальном
автономном
дошкольном
образовательном учреждение – Детский сад №33 «Колобок». В исследовании
принимали участие родители и дети двух старших групп: группа № 2 –
экспериментальная; и № 5 – контрольная.
В
ходе
работы
были
использованы
следующие
методы
работы:
теоретический анализ литературы, анализ документов, наблюдение за детьми,
эксперимент.
Структура
работы
представлена:
введением,
двумя
главами,
заключением, списком использованной литературы и приложениями.