Рабочая программа учебной дисциплины "Культура и психология профессионального общения" для специальности 35.01.09 "Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства"
Автор: Колесникова Людмила Николаевна Должность: преподаватель Учебное заведение: Садово-архитектурный колледж Населённый пункт: г. Санкт-Петербург Наименование материала: учебная программа Тема: Рабочая программа учебной дисциплины "Культура и психология профессионального общения" для специальности 35.01.09 "Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства" Раздел: среднее профессиональное
Рабочая
программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего
профессионального образования, входящей в состав укрупненной группы профессий
35.01.09. СЕЛЬСКОЕ, ЛЕСНОЕ И РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО:
35.01.09 Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства
Квалификации:
17531 Рабочий зеленого хозяйства 4 разряда
18103 Садовник 2 разряда
19524 Цветовод б/р.
Срок обучения: 10 месяцев
на базе среднего общего образования.
Организация-разработчик : СПбГБПОУ «Садово-архитектурный колледж»
Разработчик:
преподаватель
СПбГБПОУ
«Садово-архитектурный
колледж»
Л.Н. Колесникова
2
СОДЕРЖАНИЕ
Страницы
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
9
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
10
1.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Культура и психология профессионального общения
1.1 . Область применения программы
Рабочая
программа
учебной
дисциплины
является
частью
основной
профессиональной
образовательной
программы
подготовки
квалифицированных
рабочих, служащих в соответствии с ФГОС по профессии среднего профессионального
образования, входящей в состав укрупненной группы профессий 35.01.09. СЕЛЬСКОЕ,
ЛЕСНОЕ И РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО:
35.01.09 Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства
Рабочая
программа
учебной
дисциплины
может
быть
использована
в
дополнительном
профессиональном
образовании
(в
программах
повышения
квалификации
и
переподготовки)
и
профессиональной
подготовке
по
профессиям
рабочих: 17531 Рабочий зеленого хозяйства, 18103 Садовник, 19524 Цветовод и др.
Для освоения программы необходимо основное общее образование, без
предъявления требований к опыту работы.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины :
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь :
-применять техники и приёмы эффективного общения в профессиональной
деятельности;
-свободно общаться с людьми, выслушивать их, аргументировать свою точку зрения;
-создавать атмосферу доброжелательности в процессе общения;
-использовать приёмы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать :
-взаимосвязь общения и деятельности;
-цели, функции, виды и уровни общения;
-виды социальных взаимодействий;
-техники и приёмы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
-этические принципы общения;
-источники, причины, виды и способы решения конфликтов.
Вариативная часть:
- правила и способы оформления рабочего помещения.
Освоение содержания учебной дисциплины способствует формированию
следующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1-1.5
ПК 1.1. Проводить семенное и вегетативное размножение цветочно-декоративных
культур.
ПК 1.2. Выполнять пикировку всходов.
ПК 1.3. Высаживать растения в грунт.
4
ПК 1.4. Выполнять перевалку и пересадку горшечных растений.
ПК 1.5. Ухаживать за растениями, размноженными рассадным и безрассадным
способами.
ПК 2.1-2.4
ПК 2.1. Проводить размножение деревьев и кустарников.
ПК 2.2. Выполнять посадку деревьев и кустарников.
ПК 2.3. Ухаживать за высаженными деревьями и кустарниками.
ПК 2.4. Формировать кроны деревьев и кустарников.
ПК 3.1-3.4
ПК 3.1. Создавать и оформлять цветники различных типов.
ПК 3.2. Выполнять работы по вертикальному озеленению, созданию и содержанию
живых изгородей.
ПК 3.3. Устраивать и ремонтировать садовые дорожки.
ПК 3.4. Выполнять работы по устройству и содержанию водоемов, рокариев и
альпинариев.
ПК 4.1-4.2
ПК 4.1. Составлять композиции из комнатных растений.
ПК 4.2. Выполнять агротехнические работы в зимних садах.
В процессе освоения содержания учебной дисциплины у обучающихся
формируются общие компетенции (ОК)
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее
достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый
контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за
результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей).
1.4. Запланированное количество часов на освоение программы учебной
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 49 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часа;
самостоятельной работы обучающегося 17 часов.
На освоение содержания рабочей программы предусмотрено 34 часа, из них 2 час за
счет часов вариативной части стандарта, которые используются для изучения правил и
способов оформления рабочих помещений.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы
Количество
часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
49
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
34
в том числе:
практические работы
11
контрольные работы
1
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
17
в том числе:
решение ситуационных задач,
подготовка эссе, сообщений
Итоговая аттестация проводится в форме итогового зачета
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
« Культура и психология профессионального общения »
Наименование тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся
Объём
часов
Уровень
усвоения
1
2
3
4
51
Введение
Содержание
1
1
Роль и значение профессионального общения.
1
Тема 1
Эстетическая культура
Содержание
10
1
Общее понятие «культура»
Общие сведения об эстетической культуре
Эстетическое отношение к действительности
История эстетического идеала. Эстетические категории
4
1
2
Практические занятия
2
№ 1 Эссе «Красота вокруг нас»
№ 2 Тест «Обаятельны ли Вы?»
Самостоятельная работа
4
Составление кроссворда по теме «Эстетическая культура»
Поиск мифов и легенд о цветах.
Тема 2
Этическая культура
Содержание
9
Внешний облик человека. Словесный этикет. Жесты и невербальный этикет.
Деловая беседа и деловая переписка. Культура телефонного общения
4
1
2
Практические занятия
2
№ 3 Умение слушать собеседника
№ 4 А.Определение уровня владения невербальными компонентами в
деловом общении.
Б. Определение уровня эмоциональной чувствительности
Самостоятельная работа
3
7
Подготовка сообщений на темы:
Внутренний мир личности
Роскошь человеческого общения
Толерантность в общении
Волевые черты характера, их значение
Эмоциональный мир человека
Тема 3
Личность и её
индивидуальные
особенности
Содержание
9
Личность. процесс формирования личности.
Психология человека. Характер и темперамент личности. Типы
темпераментов.
Способности. Эмоции. Чувства. Красота человека
4
1
2
Практические занятия
2
№ 5 Обсуждение подготовленных сообщений
№ 6 Тесты: А. «Определение типа темперамента»
Б: «Определение силы воли человека»
Самостоятельная работа
3
Подготовка сообщений на темы:
Чувство собственного достоинства
Тип темперамента и характер человека
Развитие воли
Виды памяти человека
Тема 4
Психологические стороны
и культура
профессионального
общения
Содержание
10
Общение – основа человеческого бытия. Классификация общения.
Перцептивная сторона общения. Интерактивная сторона общения.
Культура профессионального общения. Вербальное и невербальное общение
Конфликт и его структура. Разрешение конфликта
4
1
2
Практические занятия
2
№7: Тесты А. Определение уровня этичного поведения в трудовом
коллективе. Б.Этикет дистанционного общения
№8 Тесты: А. Определение способностей к изложению мыслей .
Б. Определение уровня коммуникабельности.
8
Самостоятельная работа
4
Работа с Интернет- ресурсами.
Подготовка сообщений на предложенные темы :
Общение — основа человеческого бытия
Успех делового общения
Конфликтная личность
Роль невербальных средств общения в профессиональной деятельности
Профилактика конфликтов в коллективе
Тема 5
Имидж делового человека
Содержание
11
Общее понятие об имидже делового человека. Этикет деловых отношений.
Публичное выступление. Визитные карточки в деловой жизни.
Поведение за столом. Сувениры и подарки в деловой сфере.
Особенности национальной этики.
Вариативная часть
Интерьер рабочего помещения
3
2
1
2
Практические занятия
3
№9 Урок - конференция «Актуальные аспекты профессионального общения»
№10 Тест:«Определение уровня коммуникативных и организаторских
способностей»
Самостоятельная работа
3
Выполнение теста «Стратегия поведения в конфликте»
Итоговая контрольная работа
1
9
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Культуры и
психологии профессионального общения».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству учащихся;
рабочее место преподавателя;
стенды, отображающие тематику предмета;
доска;
раздаточный материал
Технические средства обучения:
интерактивная доска. компьютер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1.
Шеламова Г.М. «Этикет делового общения: учебник для учреждений начального
профессионального образования». – М.: Академия, 20012.
Дополнительные источники:
1.
Анн Л.Ф. «Психологический тренинг с подростками», Санкт-Петербург – Москва,
2007.
2.
Усов В.В. «Деловой этикет: учеб. пособие для студ. Учреждений сред. Проф.
Образования». – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
3.
Шеламова Г.М. «Культура делового общения при трудоустройстве: учебное
пособие для использования в учебном процессе образовательных учреждений,
реализующих программы начального профессионального образования и
профессиональной подготовки». – М.: Академия, 2008.
10
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется в
процессе проведения практических занятий, тестирования, контрольных опросов, а так
же выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.
Результаты обучения (освоенные умения,
усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
1
2
Умения:
-применять техники и приёмы эффективного
общения в профессиональной деятельности;
Практические работы №№ 4.7
-свободно общаться с людьми, выслушивать
их, аргументировать свою точку зрения;
Практические работы №№4.8
-создавать атмосферу доброжелательности в
процессе общения;
Практическая работа №10
-использовать приёмы саморегуляции
поведения в процессе межличностного
общения.
Практические работы №6Б,№8
Знания:
-взаимосвязь общения и деятельности;
Тема№2 Практическая работа №8
-цели, функции, виды и уровни общения;
Тема№5 Практическая работа №10
-виды социальных взаимодействий;
Тема№3 .Практическая работа№9
-техники и приёмы общения, правила
слушания, ведения беседы,
Тема №4 Практическая работа №5
-этические принципы общения;
Тема№2 Практическая работа №9
-источники, причины, виды и способы
решения конфликтов
Тема 35Практическая работа №5
11
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В ЧАСТИ ОСВОЕНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Название ОК
Технологии формирования ОК и
формы и методы контроля
результатов обучения
ОК 1. Понимать сущность и социальную
значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
-участие в профессиональных
конкурсах различного уровня и
олимпиадах;
-участие в профессиональных
семинарах и конференциях
ОК 2. Организовать собственную
деятельность, исходя из цели и способов ее
достижения, определенных руководителем
Организация деятельности во время
выполнения практических работ
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию,
осуществлять текущий и итоговый контроль,
оценку и коррекцию собственной
деятельности, нести ответственность за
результат своей работы
-решение профессиональных задач в
области общения в трудовом
коллективе;
-самоанализ и коррекция результатов
собственной работы;
-моделирование конкретных ситуаций
ОК 4. Осуществлять поиск информации
необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач
-осуществление поиска необходимой
информации в Интернет-ресурсах;
-использование различных источников;
-подготовка рефератов, докладов,
сообщений
ОК 5. Использовать информационно-
коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности
-оформление лабораторных работ,
рефератов с применением
компьютерных технологий
ОК 6. Работать в команде, эффективно
общаться с коллегами, руководством,
клиентами.
-взаимодействие с обучающимися,
преподавателями и мастерами в ходе
обучения;
-соблюдение требований деловой
культуры
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в
том числе с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей)
-получение приписного свидетельства;
-участие в военно-патриотических
мероприятиях
-участие в учебных сборах
Содержание учебной дисциплины способствует формированию