Автор: Федоренчук Светлана Геннадьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №87 "Золушка"
Населённый пункт: город Набережные Челны
Наименование материала: статья
Тема: "Детский сад пришел в семью или клубная работа в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
«Детский сад пришел в семью или клубная работа в ДОУ»
Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет
высокие требования к психолого-педагогическим условиям реализации
образовательной программы дошкольного образования.
Одним из таких требований является «взаимодействие с родителями по
вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в
образовательную деятельность, в том числе посредством создания
образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления
потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи».
Становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребенка, как
с ним играть, как справляться с его капризами и непослушанием?
Где родителям получить ответы на все интересующие вопросы?
Вопросы воспитания детей раннего возраста – это, прежде всего, вопросы
молодой семьи. Чаще всего, мамочки, родившие первого ребёнка, не имеют
достаточно глубокого представления о жизни ребенка в детском саду, о
закономерностях его психического развития, не владеют даже самыми
элементарными знаниями в области воспитания и обучения своих малышей.
Названная проблема потребовала от нас разработки новых форм
взаимодействия семейного и общественного воспитания, целью которых
являлось бы повышение педагогической культуры молодых родителей. Для
этого в нашем дошкольном учреждении был организован семейный клуб, где
родители и педагоги детского сада могут обмениваться опытом и мнениями.
Наш детский сад применяет не классическую форму взаимодействия с
родителями, а креативную, называется она Клуб «Первые шаги». Эта форма
взаимодействия с родителями обеспечивает условия комфортной адаптации и
психологическое эмоциональное благополучие детей раннего возраста, а
также самих родителей.
Цель клуба – установить взаимодействие между семьёй и детским садом,
способствовать возникновению партнёрских отношений с общими целями
воспитания ребёнка.
Задачи клуба:
Создавать положительную эмоциональную среду общения между
детьми, родителями и педагогами.
Активизировать и обогащать педагогические знания и умения
родителей.
Повышать правовую культуру родителей для формирования
сознательного отношения к воспитанию детей.
Повышать психолого-педагогическую культуру родителей.
Развивать творческие способности детей и родителей в совместной
деятельности.
Обобщать опыт семейного воспитания.
Принципы работы клуба:
Целенаправленность
Вариативность форм и методов
Сотрудничество
Комплексность
Толерантность
Интерактивность
Систематичность
Направления деятельности:
Просветительское (представление информации для повышения
психолого-педагогической культуры родителей);
Практически-действенное (повышение заинтересованности родителей
в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей,
полноценном эмоциональном общении).
Просветительское направление:
Пропаганда здорового образа жизни;
Ознакомление родителей с различными видами игр, методами и
приёмами игрового взаимодействия с ребёнком в соответствии с
возрастными особенностями детей и содержанием реализуемой ДОУ
программой;
Обмен опытом семейного воспитания.
Практически-действенное направление:
Развитие эмоциональных позитивных отношений между взрослым и
ребёнком;
Развитие эмоциональных позитивных отношений между взрослыми;
Развитие творческой активности через различные виды деятельности.
Участники работы клуба: родители, администрация ДОУ, педагоги,
медицинские работники, педагог-психолог руководствуются принципами
добровольности, открытости, компетентности, соблюдения педагогической
этики, взаимоуважения и взаимопонимания.
Положением о семейном клубе “Первые шаги” определены права и
обязанности участников клуба, а также вопросы организационного плана.
Выбор тематики и планирование работы клуба согласовывается с
результатами опроса родителей (анкетирование) и годовыми задачами ДОУ.
Формы работы клуба могут быть разными в зависимости от темы, состава
участников и задач:
круглый стол;
тренинг;
практикум;
решение педагогических ситуаций;
обмен опытом семейного воспитания;
видеопросмотры по организации жизни детей в учреждении;
организация совместной деятельности детей и родителей.
Занятия семейного клуба проводятся в помещении детского сада 1 раз в
месяц. Участвовать в работе клуба приглашаются все желающие родители.
К занятиям готовятся все участники: педагоги, дети и родители.
Педагоги-организаторы стремятся к тому, чтобы каждая встреча в клубе была
интересна и полезна всем участникам, стараются отметить личные успехи и
достижения детей, индивидуальность и творчество взрослых.
Положительный эмоциональный фон встреч помогают создать видео
просмотры, показы, выставки, музыкальное оформление, радость и чувство
удовлетворения от совместной деятельности. Но главное – это общий
настрой педагогического коллектива, верно выбранный тон общения педагога
с ребенком и родителем.
Первые занятия посещало всего несколько мам. И уже через несколько
месяцев у клуба появились постоянные посетители, которые приходили на
занятия со своими детками.
Незаметно для себя родители преодолели барьер недоверия к детскому саду,
стали более активно обмениваться мнениями, делиться опытом, что
позволило нам максимально близко познакомиться с семьями наших
воспитанников, узнать особенности их воспитания в домашних условиях. А
главное, что работа клуба заложила прочный фундамент сотрудничества
нашего детского сада и семьи.
План работы семейного клуба “Первые шаги” на 2016-2017 учебный год
Тема: Здоровый ребенок
Цель: Приобщение к здоровому образу жизни.
Занятие 1. Организационное. Сентябрь.
Задачи: Обсуждение плана работы клуба на учебный год.
Содержание: игра “Познакомимся поближе”. Видео просмотр организации
физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Обсуждение плана работы
клуба на год.
Участники: родители, администрация, педагоги.
Занятие 2. Здоровое питание малыша. Октябрь.
Задачи: согласование вопросов питания дошкольников в детском саду и
дома.
Содержание: организация питания в ДОУ, требования к выполнению
возрастных норм. Рекомендации родителям. Выставка блюд и дегустация.
Памятки “Секреты хорошего аппетита”. Обмен семейным опытом “А я делаю
так”.
Участники: родители, воспитатели, старшая медсестра ДОУ.
Занятие 3. Движение – это жизнь. Ноябрь.
Задачи: повышение психолого-педагогической компетенции родителей,
выявление положительного опыта семейного воспитания.
Содержание: видеосюжет “Физкульт-ура!”. Двигательная потребность
дошкольника. Рекомендации родителям.
Совместная деятельность детей и взрослых: подвижные игры. Фотовыставка
“Отдыхаем активно”. Обмен семейным опытом.
Участники: родители, дети, воспитатели, инструктор по физической
культуре.
Занятие 4. “Мойдодырчик”. Декабрь.
Задачи: повышение психолого-педагогической компетенции родителей,
совместный досуг.
Содержание: газета “Надо, надо умываться…”, рекомендации родителям по
воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков и самостоятельности,
памятки “Правила гигиены” и “Правила поведения за столом”, инсценировка
“Как Маша полюбила водицу”, показ процесса мытья рук детьми в
умывальной комнате, художественное слово по воспитанию культурно-
гигиенических навыков, совместная деятельность - игры с мыльными
пузырями.
Участники: родители, дети, воспитатели.
Занятие 5. Эмоциональное благополучие ребенка. Январь.
Задачи: повышение психолого-педагогической компетенции родителей,
укрепление детско-родительских отношений.
Содержание: выставка детских рисунков “Мой самый радостный день”,
тренинг “Как сделать ребенка счастливым”, рисуночный тест, обучение
тактильным “играм-массажам”. Совместная деятельность - игра
“Комплименты”.
Участники: родители, дети, педагог-психолог, воспитатели.
Занятие 6. Очень важная игрушка – мяч. Февраль.
Задачи: приобщение к здоровому образу жизни, совместный досуг.
Содержание: занятие проводится в физкультурном зале. Показ “Школа мяча”
– дети и инструктор по физической культуре. Совместная с родителями
деятельность: игры, соревнования, аттракционы.
Участники: родители, дети, инструктор по физической культуре,
воспитатели.
Занятие 7. Профилактика детской близорукости. Март.
Задачи: повышение медико-педагогической компетенции родителей.
Подведение итогов работы клуба.
Содержание: выступление детского врача-специалиста по вопросу
профилактики детской близорукости, практикум “Школа для глаз” - обучение
родителей гимнастике для глаз, демонстрация работы со зрительными
тренажерами. Советы народной медицины по укреплению зрения.
Обмен мнениями о работе клуба, анкетирование с целью выявления
родительских запросов для дальнейшей работы.
Участники: родители, воспитатели, врач-специалист.
Клуб посещали на постоянной основе 10 семей. У каждой семьи есть своя
накопительная папка, в которую собираются работы по продуктивной
деятельности. После каждой встречи оформляем фотовыставку и выставку
работ. В группе оформлен альбом, в котором отражены все наши встречи.
Результатом своей работы считаем сплочение родителей в единый коллектив,
участие родителей во всех делах и начинаниях детского сада. Родители стали
с большим вниманием относится не только к своему ребёнку, но и к другим
детям группы. Изменились и сами дети: стали дружнее, отзывчивее, добрее.
Многие семьи встречаются и вне детского сада, связывают их общие
интересы детей, их заботы, тревоги и радости. Вот поэтому утверждаем, что
семейный клуб – перспективная и эффективная форма работы с родителями,
учитывающая потребности семей и способствующая формированию
активной жизненной позиции участников процесса, передаче опыта в
воспитании детей.