Напоминание

"Детский сад пришел в семью или клубная работа в ДОУ"


Автор: Федоренчук Светлана Геннадьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №87 "Золушка"
Населённый пункт: город Набережные Челны
Наименование материала: статья
Тема: "Детский сад пришел в семью или клубная работа в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Детский сад пришел в семью или клубная работа в ДОУ»

Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет

высокие требования к психолого-педагогическим условиям реализации

образовательной программы дошкольного образования.

Одним из таких требований является «взаимодействие с родителями по

вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в

образовательную деятельность, в том числе посредством создания

образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления

потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи».

Становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребенка, как

с ним играть, как справляться с его капризами и непослушанием?

Где родителям получить ответы на все интересующие вопросы?

Вопросы воспитания детей раннего возраста – это, прежде всего, вопросы

молодой семьи. Чаще всего, мамочки, родившие первого ребёнка, не имеют

достаточно глубокого представления о жизни ребенка в детском саду, о

закономерностях его психического развития, не владеют даже самыми

элементарными знаниями в области воспитания и обучения своих малышей.

Названная проблема потребовала от нас разработки новых форм

взаимодействия семейного и общественного воспитания, целью которых

являлось бы повышение педагогической культуры молодых родителей. Для

этого в нашем дошкольном учреждении был организован семейный клуб, где

родители и педагоги детского сада могут обмениваться опытом и мнениями.

Наш детский сад применяет не классическую форму взаимодействия с

родителями, а креативную, называется она Клуб «Первые шаги». Эта форма

взаимодействия с родителями обеспечивает условия комфортной адаптации и

психологическое эмоциональное благополучие детей раннего возраста, а

также самих родителей.

Цель клуба – установить взаимодействие между семьёй и детским садом,

способствовать возникновению партнёрских отношений с общими целями

воспитания ребёнка.

Задачи клуба:

Создавать положительную эмоциональную среду общения между

детьми, родителями и педагогами.

Активизировать и обогащать педагогические знания и умения

родителей.

Повышать правовую культуру родителей для формирования

сознательного отношения к воспитанию детей.

Повышать психолого-педагогическую культуру родителей.

Развивать творческие способности детей и родителей в совместной

деятельности.

Обобщать опыт семейного воспитания.

Принципы работы клуба:

Целенаправленность

Вариативность форм и методов

Сотрудничество

Комплексность

Толерантность

Интерактивность

Систематичность

Направления деятельности:

Просветительское (представление информации для повышения

психолого-педагогической культуры родителей);

Практически-действенное (повышение заинтересованности родителей

в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей,

полноценном эмоциональном общении).

Просветительское направление:

Пропаганда здорового образа жизни;

Ознакомление родителей с различными видами игр, методами и

приёмами игрового взаимодействия с ребёнком в соответствии с

возрастными особенностями детей и содержанием реализуемой ДОУ

программой;

Обмен опытом семейного воспитания.

Практически-действенное направление:

Развитие эмоциональных позитивных отношений между взрослым и

ребёнком;

Развитие эмоциональных позитивных отношений между взрослыми;

Развитие творческой активности через различные виды деятельности.

Участники работы клуба: родители, администрация ДОУ, педагоги,

медицинские работники, педагог-психолог руководствуются принципами

добровольности, открытости, компетентности, соблюдения педагогической

этики, взаимоуважения и взаимопонимания.

Положением о семейном клубе “Первые шаги” определены права и

обязанности участников клуба, а также вопросы организационного плана.

Выбор тематики и планирование работы клуба согласовывается с

результатами опроса родителей (анкетирование) и годовыми задачами ДОУ.

Формы работы клуба могут быть разными в зависимости от темы, состава

участников и задач:

круглый стол;

тренинг;

практикум;

решение педагогических ситуаций;

обмен опытом семейного воспитания;

видеопросмотры по организации жизни детей в учреждении;

организация совместной деятельности детей и родителей.

Занятия семейного клуба проводятся в помещении детского сада 1 раз в

месяц. Участвовать в работе клуба приглашаются все желающие родители.

К занятиям готовятся все участники: педагоги, дети и родители.

Педагоги-организаторы стремятся к тому, чтобы каждая встреча в клубе была

интересна и полезна всем участникам, стараются отметить личные успехи и

достижения детей, индивидуальность и творчество взрослых.

Положительный эмоциональный фон встреч помогают создать видео

просмотры, показы, выставки, музыкальное оформление, радость и чувство

удовлетворения от совместной деятельности. Но главное – это общий

настрой педагогического коллектива, верно выбранный тон общения педагога

с ребенком и родителем.

Первые занятия посещало всего несколько мам. И уже через несколько

месяцев у клуба появились постоянные посетители, которые приходили на

занятия со своими детками.

Незаметно для себя родители преодолели барьер недоверия к детскому саду,

стали более активно обмениваться мнениями, делиться опытом, что

позволило нам максимально близко познакомиться с семьями наших

воспитанников, узнать особенности их воспитания в домашних условиях. А

главное, что работа клуба заложила прочный фундамент сотрудничества

нашего детского сада и семьи.

План работы семейного клуба “Первые шаги” на 2016-2017 учебный год

Тема: Здоровый ребенок

Цель: Приобщение к здоровому образу жизни.

Занятие 1. Организационное. Сентябрь.

Задачи: Обсуждение плана работы клуба на учебный год.

Содержание: игра “Познакомимся поближе”. Видео просмотр организации

физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Обсуждение плана работы

клуба на год.

Участники: родители, администрация, педагоги.

Занятие 2. Здоровое питание малыша. Октябрь.

Задачи: согласование вопросов питания дошкольников в детском саду и

дома.

Содержание: организация питания в ДОУ, требования к выполнению

возрастных норм. Рекомендации родителям. Выставка блюд и дегустация.

Памятки “Секреты хорошего аппетита”. Обмен семейным опытом “А я делаю

так”.

Участники: родители, воспитатели, старшая медсестра ДОУ.

Занятие 3. Движение – это жизнь. Ноябрь.

Задачи: повышение психолого-педагогической компетенции родителей,

выявление положительного опыта семейного воспитания.

Содержание: видеосюжет “Физкульт-ура!”. Двигательная потребность

дошкольника. Рекомендации родителям.

Совместная деятельность детей и взрослых: подвижные игры. Фотовыставка

“Отдыхаем активно”. Обмен семейным опытом.

Участники: родители, дети, воспитатели, инструктор по физической

культуре.

Занятие 4. “Мойдодырчик”. Декабрь.

Задачи: повышение психолого-педагогической компетенции родителей,

совместный досуг.

Содержание: газета “Надо, надо умываться…”, рекомендации родителям по

воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков и самостоятельности,

памятки “Правила гигиены” и “Правила поведения за столом”, инсценировка

“Как Маша полюбила водицу”, показ процесса мытья рук детьми в

умывальной комнате, художественное слово по воспитанию культурно-

гигиенических навыков, совместная деятельность - игры с мыльными

пузырями.

Участники: родители, дети, воспитатели.

Занятие 5. Эмоциональное благополучие ребенка. Январь.

Задачи: повышение психолого-педагогической компетенции родителей,

укрепление детско-родительских отношений.

Содержание: выставка детских рисунков “Мой самый радостный день”,

тренинг “Как сделать ребенка счастливым”, рисуночный тест, обучение

тактильным “играм-массажам”. Совместная деятельность - игра

“Комплименты”.

Участники: родители, дети, педагог-психолог, воспитатели.

Занятие 6. Очень важная игрушка – мяч. Февраль.

Задачи: приобщение к здоровому образу жизни, совместный досуг.

Содержание: занятие проводится в физкультурном зале. Показ “Школа мяча”

– дети и инструктор по физической культуре. Совместная с родителями

деятельность: игры, соревнования, аттракционы.

Участники: родители, дети, инструктор по физической культуре,

воспитатели.

Занятие 7. Профилактика детской близорукости. Март.

Задачи: повышение медико-педагогической компетенции родителей.

Подведение итогов работы клуба.

Содержание: выступление детского врача-специалиста по вопросу

профилактики детской близорукости, практикум “Школа для глаз” - обучение

родителей гимнастике для глаз, демонстрация работы со зрительными

тренажерами. Советы народной медицины по укреплению зрения.

Обмен мнениями о работе клуба, анкетирование с целью выявления

родительских запросов для дальнейшей работы.

Участники: родители, воспитатели, врач-специалист.

Клуб посещали на постоянной основе 10 семей. У каждой семьи есть своя

накопительная папка, в которую собираются работы по продуктивной

деятельности. После каждой встречи оформляем фотовыставку и выставку

работ. В группе оформлен альбом, в котором отражены все наши встречи.

Результатом своей работы считаем сплочение родителей в единый коллектив,

участие родителей во всех делах и начинаниях детского сада. Родители стали

с большим вниманием относится не только к своему ребёнку, но и к другим

детям группы. Изменились и сами дети: стали дружнее, отзывчивее, добрее.

Многие семьи встречаются и вне детского сада, связывают их общие

интересы детей, их заботы, тревоги и радости. Вот поэтому утверждаем, что

семейный клуб – перспективная и эффективная форма работы с родителями,

учитывающая потребности семей и способствующая формированию

активной жизненной позиции участников процесса, передаче опыта в

воспитании детей.



В раздел образования