Автор: Струева Светлана Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "ООШ"
Населённый пункт: город Кирсанов Тамбовской области
Наименование материала: Обобщение педагогического опыта.
Тема: "Повышение качества знаний по математике посредством использования современных педагогических технологий".
Раздел: среднее образование
Опыт
работы
«Повышение качества знаний по
математике посредством использования
современных педагогических
технологий»
Учителя
математики
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
основной общеобразовательной
школы города Кирсанова
Струевой Светланы Ивановны
Базовая модель
опыта
учителя математики
Струевой Светланы Ивановны
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа
города Кирсанова Тамбовской области
Тема: Повышение качества знаний по математике посредством использования
современных педагогических технологий
Противоречия:
•
Между фронтальным способом обучения и индивидуальной формой
усвоения знаний,
•
Между урочной системой обучения с ограниченным временем и
необходимостью глубокого интеллектуального развития школьников и
раскрытия их творческих способностей,
•
Между необходимостью формирования глубоких и прочных знаний (в том
числе сдача ГИА) и традиционным формальным информационно-
сообщающим обучением.
Ведущая идея опыта:
привлечь внимание ученика к вопросу, задаче, учебной теме, пробудить у
него интерес;
поставить
ученика
перед
познавательным
затруднением,
преодоление
которого активизировало бы его мыслительную деятельность;
указать
направление
и
границы
поиска
наиболее
рациональных
путей
выхода из проблемной ситуации;
повысить
положительную
мотивацию
процесса
учения
через
создание
ситуации «успеха»;
научить
детей
проводить
самоанализ
учебной
деятельности
и
ее
самооценку;
научить детей самостоятельно «открывать» новые для них знания,
вести
исследовательский
поиск,
увеличив
долю
самостоятельного
познания обучающегося на уроке;
предоставить
ученику
возможность
переживать
радость
открытия,
формируя
при
этом
веру
в
свои
силы,
развивая
познавательную
и
мыслительную деятельность ученика;
развивать интерес к учению через активные формы и методы деятельности
учителя и учащихся в урочной и внеурочной работе;
создание положительной мотивации к учению.
Личная концепция автора:
Выработка
собственной
стратегии
деятельности,
которая
основана
на
личностно-ориентированном обучении, что позволило
создать необходимые
условия для развития индивидуальных способностей обучаемых школьников,
активизировать
деятельность,
как
ученика,
так
и
учителя,
повысить
эффективность учебного процесса.
Технология опыта.
Последние годы учителю приходится, в основном, работать в классах с
низким уровнем математического мышления.
Введение в образование мониторинговых исследований, независимой
оценки качества знаний учащихся посредством сдачи ГИА поставило перед
учителем еще одну из ключевых проблем: подготовка выпускников к успешной
сдаче ГИА.
Для решения этой задачи Струевой С.И. были разработаны и реализованы
программы
элективных
курсов:
«Технология
работы
с
контрольно
измерительными
материалами»,
«Математический
практикум».
Написана
рабочая программа по математике для 5-9 классов.
Создан
дифференцированный
дидактический
материал:
тесты,
разноуровневые задания, зачеты, самостоятельные и контрольные работы по
основным темам курса, рейтинговые контрольные работы.
Поскольку информационные технологии в обучении дают возможность
учителю для достижения дидактических целей применять как отдельные виды
учебной работы, так и любой их набор, то есть спроектировать обучающую
среду.
После прохождения соответствующих курсов в институте повышения
квалификации
я
стала
активно
использовать
технологию
проектной
деятельности:
создавая
мини-проекты
на
уроках
(например,
«Решение
линейных
неравенств » (8 класс), «Умножение и деление десятичной дроби на 10,
100, 1000 и т.д» (5 класс));
разрабатывая учебные проекты во внеурочной деятельности («Математика
в
жизни
А.С.
Пушкина»,
«Замечательные
люди
Тамбовской
области»,
«Роль математики в экономической сфере»);
участвуя вместе с детьми в сетевых учебных проектах («Секреты чисел»).
Сегодня проектная и исследовательская деятельность, как педагога, так и
учащегося, занимает особое место в процессе обучения. Поэтому, в своей работе
учитель
уделяет
этому
виду
деятельности
учащихся
большое
внимание.
Проведение исследовательских работ по некоторым темам ориентировано на
получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного
для
учащихся.
Они
выполняют
соответствующие,
представляющие
для
них
смысл и интерес проекты, относящиеся к другим школьным предметам, жизни
школы, сфере их профессиональных интересов. В результате дети получают
базовые знания и умения, относящиеся к соответствующим сферам применения
математики,
могут
быстро
включиться
в
решение
производственных
задач,
получают профессиональную ориентацию, развиваются творчески.
В учебной деятельности использует следующие технологии:
Дифференцированное обучение дает ученику возможность выбрать
задание
любого
уровня
сложности.
Если
же
учащийся
сомневается
в
самооценке, то можно постепенно переходить от более низкого к более высокому
уровню сложности.
При тестовом контроле можно быстро отследить результат каждого и по
необходимости
дать
своевременную
конкретную
консультацию.
Это
способствует развитию устойчивого интереса, дает высокую степень оценки
материала как личностно-значимую для каждого.
При
организации
учебно-воспитательного
процесса
используются
сочетание личностно-ориентированного подхода (по Якиманской) и технологий,
предложенных Окуневым А.А. («Спасибо за урок, дети! О развитии творческих
способностей учащихся: книга для учителя: из опыта работы»), Семушкиным
А.Д.,
Кретининым
О.С.,
Семеновым
Е.Е.
(«Активизация
мыслительной
деятельности
учащихся
при
изучении
математики.
Обучение
обобщению
и
конкретизации»), Коваленко В.Т. («Дидактические игры на уроках математики»),
а также опыт коллег г. Тамбова, г. Кирсанова.
На уроках применяются групповые формы, работы в парах постоянного и
сменного
состава,
что
дает
возможность
учащимся
глубже
и
качественнее
усвоить программный материал, обеспечивает ориентир на самостоятельный
поиск, самостоятельную работу, самостоятельные открытия учащегося.
При оценке знаний также используются оценка группы, взаимооценка,
самооценка.
Результативность:
1.
Повышается положительная мотивация процесса учения.
2.
Формируется устойчивый интерес к изучению математики.
3.
В классе работают все: от самых слабых до самых сильных.
Актуальность опыта:
Данный опыт актуален, так как использование приемов и методов, с одной
стороны позволяющих рационально использовать учебное время, с другой
– способствует активному усвоению учащимися программного материала,
формированию у них познавательных интересов, потребностей в знаниях,
развитию
самостоятельности,
творческой
активности
и
логического
мышления.
Модуль
Организация проектной деятельности.
Цель: формировать у учащихся
навыки управления при проектировании;
исследовательские навыки;
организаторские навыки;
умение представлять свои результаты;
умение критически их оценивать.
Технология:
организация проектной деятельности в школе на уроках и во внеурочной
деятельности направлена на формирование ключевых компетенций в области
информационных
технологий.
Технология
исследовательского
обучения
и
технология
учебного
проектирования
помогают
преодолеть
господство
«знаниевого» подхода в пользу «деятельностного», позволяющего продуктивно
усваивать знания, научиться их анализировать, сделать их более практико -
ориентированными, на что в конечном счете и направлена современная система
образования.
Технология
учебного
проектирования
включает
в
себя
совокупность
исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути.
Эту технологию относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде
всего, умение адаптироваться к стремительно меняющимся условиям жизни
человека современного общества.
Обучающиеся выполняют соответствующие, представляющие для них смысл
и интерес
проекты, относящиеся к другим школьным предметам, жизни школы, сфере их
персональных интересов. Для создания и размещения своих работ в Интернете
обучающиеся используют сервисы Интернета Web2.0.
Результативность:
учащиеся
получают
базовые
знания
и
умения,
относящиеся
к
соответствующим сферам применения ИКТ;
могут быстро включиться в решение производственных задач;
получают профессиональную ориентацию.
приобретают:
- умение правильно подобрать необходимый материал;
- понимание того, что является важным, а что нет;
- умение рационально размещать информацию в работах;
- способность
принимать
необходимые
решения
по
реализации
возникающих идей;
- умение связывать различные понятия многочисленными связями;
- умение анализировать необходимую информацию;
- более глубокие, хорошо связанные между собой знания.
участвуют в творческом процессе.
Модуль
Технология развивающего обучения.
Цель:
Обеспечение умственного развития, сознательного усвоения материала,
воспитание самостоятельности действий учащихся.
Технология:
Основные слагаемые технологий развивающего обучения в практике
обучения математики – технология проблемного обучения и технология
исследовательской деятельности учащихся.
Учащихся вовлекаются в активную познавательную деятельность, перед
ними ставятся новые проблемы и задачи, создаются возможности
использования теоретических знаний в новых ситуациях.
Проблемный метод в обучении математики реализуется по-разному. В
условиях применения объяснительно-иллюстративного метода это
проблемное изложение материала учителем в случае частично-поискового
метода – совместное решение проблемы; при исследовательском методе
учащимся предоставляется возможность самостоятельно выдвигать
гипотезу, находить пути ее решения и делать соответствующие выводы.
Результативность:
- развивается интеллект школьников;
- осуществляется сознательное усвоение учебного материала;
- школьники учатся самостоятельно принимать решения.
Модуль
Технология группового разноуровневого обучения.
Цель:
использовать разноуровневые экспериментальные задания для
осуществления интеллектуального развития каждого учащегося,
создания ситуации «успеха», развития коммуникативных навыков.
Технология:
На практике технология группового разноуровневого обучения реализуется
благодаря использованию групповых заданий, рассчитанных на разные по
уровню подготовки группы учащихся:
o
репродуктивные,
o
частично-поисковые,
o
исследовательские.
Групповая работа включает следующие обязательные элементы:
постановку и осмысление цели,
выполнение индивидуального задания каждым участником группы в
соответствии с общей целью,
взаимную проверку результатов каждого, помощь и объяснение друг
другу возникающих затруднений,
совместное формулирование вывода на основе обобщения результатов,
полученных каждым членом группы,
соотношение вывода с поставленной целью.
Результативность:
-
осуществляется интеллектуальное развитие каждого учащегося,
-
создается ситуация «успеха»,
-
развиваются коммуникативные навыки.
Список ИПМ
Базовая модель по теме «Повышение качества знаний по математике
посредством использования современных педагогических технологий»
1.
Модуль Организация проектной деятельности.
2. Модуль Технология развивающего обучения
Развивающее обучение – это обучение, ориентированное на закономерности
развития личности, в котором развивающий эффект является не побочным, а
прямым
результатом.
Оно
рассматривает
ребёнка
как
личность,
живущую
сегодня, и создаёт максимум благоприятных условий для её развития. Ведущие
идеи: развивать самостоятельность мышления, способность к самообразованию
и саморазвитию. В соответствии с основными реформами общеобразовательной
школы
с
целью
улучшения
знаний
учащихся,
развития
их
всесторонних
интересов
и
способностей,
выбора
профессии,
подготовки
выпускников
к
поступлению в ВУЗы особенно актуальным является формирование у учащихся
общеучебных знаний, умений и навыков. Довольно часто учителя встречаются с
ситуацией, когда учащиеся, имея в целом положительную установку на учение,
не
проявляют
в
достаточной
степени
самостоятельную
познавательную
активность. В связи с тем, что у многих учащихся в силу ряда объективных
причин
исчезло
стремление
к
получению
образования,
возросло
чувство
собственного достоинства и самосознания, у учителей возникает желание отойти
от
скучных,
шаблонных
приёмов
преподавания,
от
сковывающих
учебный
процесс
рамок
инструкций,
найти
новые
методы
обучения
и
воспитания,
созвучные
сегодняшнему
дню,
побуждающие
учащихся
к
активности,
зажигающие
интерес
к
знаниям.
Как
же
включить
в
процесс
обучения
собственную
деятельность
учащихся,
заинтересованную
и
активную?
Оказывается, нет нужды придумывать новые методы передачи знаний и умений.
Да это и невозможно. Необходимо увидеть внутреннюю разницу между двумя
главными способами обучения: репродуктивным (делай, как я, думай, как я, как
указано в учебном пособии) и развивающим (а что будет, если…? давайте
подумаем, как сделать…? поищем выход из ситуации). Во втором случае истина
не преподносится в готовом виде, а идёт совместный её поиск. Правила, теория
сообщаются в ходе рассуждений, размышлений. При этом учитель использует
всё тот же древний словесный способ передачи знаний, но суть его меняется, т.
к. оно (объяснение) строится таким образом, что ученик становится причастным
к поиску ответа, ставится в положение задающего вопросы, на которые учитель
отвечает, рассуждая вместе с ним. Мы часто говорим, что урок – основная форма
организации обучения. При этом мы чётко осознаём, что нужно дать на уроке,
ведь перед нами программа и учебник. И поэтому всё чаще задумываемся не над
тем, что изучать, а как преподнести учебный материал. Постепенно я пришла к
выводу, что центральной фигурой на уроке является учащийся, то есть учащий
сам себя, а учитель – только помощник. Значит, надо сделать так, чтобы ребёнок
стал учить себя сам и помогать учиться своим товарищам. К знаниям нужно
идти через интерес, нужно учиться работать, учить поиску, исследованиям. В
выборе методов, я думаю, нужно отталкиваться от ученика, иметь в виду: то, что
нравится учителям, детям часто неинтересно. Урок, во-первых, должен быть
продуман во всех деталях, чтобы они логично следовали друг за другом, а
учащиеся понимали, почему, что и зачем они делают на занятиях.2 Во-вторых,
всё, что учитель говорит, желательно воплощать в какие-то зримые образы,
поэтому полезно придерживаться принципа «Лучше один раз увидеть, чем сто
раз
услышать».
В-третьих,
учащихся
надо
подготовить
к
пониманию
и
осознанию темы урока, а не писать её на доске заранее. Целесообразность
изучения материала должна осознаваться постепенно, а не навязываться в начале
урока, когда дети к её восприятию не готовы. В-четвёртых, на уроке должно
быть интересно, ведь без эмоций, без переживаний ум не напрягается. Интерес
возникает
там,
где
учителю
удаётся
заразить
своей
эмоциональностью,
подобранным дидактическим материалом и умением его преподнести. Поэтому
девизом моей работы стали слова: «Расскажи – и я забуду, Покажи – и я
запомню, Вовлеки – и я пойму». Всем этим потребностям отвечает развивающее
обучение,
которое
существенно
отличается
от
традиционной
системы
(Приложение 1). И. С. Якиманская даёт следующее определение: «Обучение,
которое,
обеспечивая
полноценное
усвоение
знаний,
формирует
учебную
деятельность и тем самым непосредственно влияет на умственное развитие, и
есть
развивающее
обучение».
Развивающее
обучение
:
способствует
раскрепощению
в
каждом
ученике
творческого
потенциала
и
развитию
его
потребностей и способностей в преобразовании окружающей действительности
и самого себя;
пробуждает деятельное начало, пронизывающее все ступени
образования
и
все
формы
работы
с
детьми,
которое
позволяет
строить
образовательный
процесс
не
на
пассивно-
содержательной
ноте,
а
в
форме
диалога
и
творчески
как
для
учителя
так
и
для
ученика.
Основные
характеристики
развивающего
обучения:
1.
Под
развивающим
обучением
понимается новый, активно деятельностный способ обучения, идущий на смену
объяснительно-иллюстративному способу. 2. Развивающее обучение учитывает и
использует
закономерности
развития,
приспосабливается
к
уровню
и
возможностям
ученика.
3.
Педагогические
взаимодействия
опережают,
стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных ученика.
4. Ребёнок является полноценным субъектом процесса обучения. 5. Развивающее
обучение направлено на развитие всех сфер личности, не только интеллекта. 6.
Развивающее обучение происходит в «зоне ближайшего развития» ребёнка. 7.
Содержание
развивающего
обучения
дидактически
построено
в
логике
теоретического
мышления(ведущая
роль
отводится
теоретич е ски
содержательным
обобщениям,
дедукции).
8.
Развивающее
обучение
осуществляется
как
направленная
учебная
деятельность,
в
которой
ребёнок
сознательно ставит цели и задачи и творчески их достигает. 9. Развивающее
обучение осуществляется путём решения учебных задач. Целью развивающего
обучения является обеспечение условий для становления ребёнка как субъекта
учебной
деятельности,
для
превращения
ученика
в
учащегося,
в
человека,
заинтересованного
в
самоизменении
и
способного
к
нему.
Ребёнок
в
роли
субъекта учится не потому, что учитель так сказал и потребовал, а потому, что
это нужно ему самому. Стать субъектом обучения можно только в том случае,
если ученик способен самостоятельно находить способы решения возникающих
перед ним задач, а не тогда, когда это обеспечивает учитель. В развивающем
обучении цель и результат заключаются 3 не в изменении предмета, с которым
действует ученик, а в изменении самого себя в ходе учебной деятельности.
Включение ребят в творческую деятельность – основной путь развивающего
обучения. Поэтому главное в развивающем обучении математике – ориентация
на
включение
учащихся
в
творческую
деятельность,
осознание
учениками
процесса учения. Этот принцип предполагает понимание детьми того, зачем они
изучают тот или иной материал, как полученные ими знания помогут им при
изучении
других
тем,
как
связаны
между
собой
изучаемые
вопросы.
Характерными чертами субъекта учения являются: внутренняя свобода личности
ученика,
умение
свободно
объяснять
свои
действия,
умение
критически
их
оценивать, способность при известных условиях отказываться от сложившихся
догм
и
правил,
умение
оценивать
свои
возможности,
рефлексировать
свои
действия,
способность
самостоятельно
решать
учебные
задачи,
интерес
к
учению.
Урок-мастерская в 5 классе «Сложение дробей».
1. Начертите полоску длиной 10 клеток, разделите её на 10 равных частей.
Закрасьте 10 3 полоски, потом ещё 10 2 полоски. Сколько всего закрашено?
Запишите соответствующее равенство. Сверьте в парах записи и рисунки.
2. Начертите квадрат со стороной 2 см. Разделите его на 4 равные части.
Составьте задачу на сложение дробей, запишите соответствующее равенство.
3. Придумайте правило сложения дробей. (Слушаем ответы детей).
4. Приведите по 3 примера на сложение дробей с одинаковыми знаменателями.
5. Похвастайтесь своими примерами перед соседом.
6. Подумайте, как сложить дроби 3 1 6 5
.
7. Поделитесь своими мыслями с соседом.
8. Найдите сумму этих дробей.
9. Сверьте своё решение с решением другой пары.
10. Придумайте правило сложения дробей с разными знаменателями. (Слушаем
ответы детей).
11. Составьте в четвёрках пример на применение этого правила и решите его.
12. Запишите пример и его решение на доске. Представители от каждой четвёрки
пишут пример и его решение на доске.
13. Каждый для своего соседа сочиняет три примера. Меняются, решают. 14.
Меняются, обговаривают решения.
15. Рефлексия.
Учебные задания занимательного характера
1. Задумайте любое число, меньшее 20. Умножьте его на себя. Теперь скажите,
чему у вас равно произведение, а я назову задуманное число. 2 1 6 1 3 1 10 1 120
1 12 1 5 1 20 1 4 122
2. Масса драгоценных камней измеряется в каратах, причём 1 карат равен 0,2 г.
Геолог нашёл два алмаза. Первый – массой 51 карат, а второй – массой 10,1 г.
Какой алмаз ценнее?
3. Один из учёных сказал, что в настоящее время поверхность Луны лучше
изучена, чем «внутренность» Земли. Однако известно, что каждые 100 м в Земле
температура повышается на 3 0 С. Писателей-фантастов часто привлекала тема
путешествия к центру земного шара. Но возможно ли это? Давайте посчитаем.
Пусть температура почвы 0 0 С. Какова будет температура Земли на глубине 100
м, 200 м, 500 м, 1 км, 30 км, 100 км, 1000 км? Будет ли эта зависимость
функцией? Запишите её формулу. Узнайте, какую температуру выдерживают
самые жаростойкие материалы. Сделайте вывод.
4. Можно ли 20 разбить на два слагаемых , чтобы их произведение было равно
75?
5. «Усталый пришёл северный чужеземец в страну Великого Хапи. Солнце уже
садилось, когда он подошёл к великолепному дворцу фараона, что-то сказал
слугам. Те мгновенно распахнули перед ним двери и провели его в приёмную
залу. И вот он стоит в запылённом походном плаще, а перед ним на золочённом
троне сидит фараон. Рядом стоят высокомудрые жрецы, хранители вечных тайн
природы. - Кто ты? – спросил верховный жрец. - Зовут меня Фалес. Родом я из
Милета. Жрец надменно продолжал: - Так это ты похвалялся, что сможешь
измерить высоту пирамиды, не взбираясь на неё? – Жрецы согнулись от хохота.
– Будет хорошо, - насмешливо продолжал жрец, - если ты ошибёшься не более,
чем на сто локтей. - Я могу измерить высоту пирамиды и ошибусь не более, чем
на пол-локтя. Я сделаю это завтра. Лица жрецов потемнели. Какая наглость!
Этот чужестранец утверждает, что может вычислить то, чего не могут они –
жрецы Великого Египта. - Хорошо, - сказал фараон. – Около дворца стоит
пирамида,
мы
знаем
её
высоту.
Завтра
проверим
твоё
искусство».
Учитель
предлагает учащимся предложить способ измерения высоты пирамиды.
Математические фокусы.
1. Угадывание возраста и даты рождения.
2. Быстрое извлечение квадратного корня.
3. Чудесная карта цветов.
4. Удивительная память.
5. Угадайте задуманное число.
3. Модуль Технология группового разноуровневого обучения.
Технология
группового
обучения
на
уроках
математики.
«Что
больше
всего влияет на успеваемость? Квалификация учителя? Затраты на обучение?
Уровень развития одноклассников? Или количество книг в библиотеке? Конечно,
все эти факторы влияют на успеваемость, но больше всего – класс. Развитие
товарищей по классу, их успеваемость их жизненные планы по большому счету
важнее. В умело организованном классе каждый работает на каждого. Дело
учителя за «малым» - помочь классу умело организоваться на своих уроках.
Наверное, в этом и кроется секрет учителей, умеющих СОЗДАТЬ КЛАСС» А
Гин.
Как
поддержать
у
учащихся
интерес
к
изучаемому
материалу
и
активизировать их в течение всего урока, чтобы роль преподавателя состояла не
в
том,
как
яснее
и
красочнее,
чем
в
учебнике
сообщить
необходимую
информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности,
где главное действующее лицо ученик. Преподаватель при этом организовывает
и
управляет
учебной
деятельностью.
Все
это
побуждает
меня
к
поиску
адекватных педагогических технологий и использование их в своей практике. Я
постоянно
ищу
пути
повышения
эффективности
обучения,
использую
разнообразные способы передачи знаний, нестандартные формы воздействия на
личность, способные заинтересовать учащихся, стимулировать и мотивировать
процесс познания. Введение новых технологий вносит радикальные изменения в
систему
образования:
ранее
ее
центром
являлся
преподаватель,
а
теперь
–
учащийся. Это дает возможность каждому ученику обучаться в подходящем для
него
темпе
и
на
том
уровне,
который
соответствует
его
способностям.
Технологий много, и одна из них - групповая технология. Групповая технология
-
это
такая
технология
обучения,
при
которой
ведущей
формой
учебно-
познавательной
деятельности
учащихся
является
групповая.
При
групповой
форме деятельности класс делится на группы для решения конкретных учебных
задач, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо
дифференцированное)
и
выполняет
его
сообща
под
непосредственным
руководством
лидера
группы
или
учителя.
Цель
технологии
группового
обучения – создать условия для развития познавательной самостоятельности
учащихся,
их
коммуникативных
умений
и
интеллектуальных
способностей
посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для
самостоятельной работы. Групповая форма работы описана у А. Г. Ривина, В.К.
Дьяченко. Н. Гузик, И. Первина, В. Фирсова. А. Гин., и др.Групповая технология
позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке. Это работа
учащихся в статической паре (где объединяются учащиеся, сидящие за одной
партой); динамической паре (где объединяются учащиеся, сидящие за соседними
партами) при повторении изученного материала, позволяет в короткий срок
опросить всю группу, при этом ученик может побывать в роли учителя и в роли
отвечающего, что само создает благоприятную обстановку на уроке. Так же
применяю взаимопроверку и самопроверку после выполнения самостоятельной
работы.
Учащийся
при
этом
чувствует
себя
раскованно,
развивается
ответственность, формируется адекватная оценка своих возможностей, каждый
имеет
возможность
проверить,
оценить,
подсказать,
исправить,
что
создает
комфортную обстановку. Почему групповую технологию считаю одной из самых
приемлемых на уроке математики? Во-первых, потому, что в условиях классно
урочной
системы
этот
тип
занятий
наиболее
легко
вписывается
в
учебный
процесс. Во-вторых, групповая технология обеспечивает не только успешное
усвоение материала всеми учащимися, но и интеллектуальное, нравственное
развитие учащихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению
друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.
Групповая форма обучения решает три основные задачи:
1)
Конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной
ситуацией.
2)
Коммуникативно-развивающую,
в
процессе
которой
вырабатываются
основные навыки общения внутри группы и за её приделами.
3)
Социально-ориентационную,
воспитывающую
гражданские
качества,
необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.
У
определенной
части
учащихся
наблюдается
довольно
низкий
уровень
интереса
к
урокам
математики.
Не
у
всех
учащихся
сформированы
положительные мотивы учения и труда. Чаще всего на уроке из-за массового
характера обучения проводится работа, которая не позволяет в полном объеме
использовать потенциал каждого ребенка. Поэтому на своих уроках математики
сочетаю такую работу с работой в паре и группе. В условиях такого обучения
комфортно чувствуют себя сильные и слабые ученики. При работе над этой
темой, мною решаются следующие задачи:
• Развивать познавательную активность учащихся на уроке.
• Включать каждого ученика в учебную работу.
• Развивать математическую речь.
• Прививать интерес к предмету.
• Создавать психологический комфорт на уроке.
Принцип работы в группе состоит в передаче учащимся на период такой работы
функций,
традиционно
выполняемых
учителем:
информационных,
организационных,
контролирующих
и
(частично)
оценивающих.
Групповая
форма учебной работы предполагает включение группы учащихся в совместное
планирование
учебной
деятельности,
восприятие
и
уяснение
информации,
обсуждение, взаимный контроль. Эта форма предполагает работу учащихся над
едиными заданиями. Темп работы зависит от состава группы. Как показывает
практика целесообразно, чтобы в составе группы были учащиеся всех уровней
подготовки.
При
этом
не
менее
половины
должны
составлять
ученики,
способные успешно заниматься самостоятельной работой. Однако процессом
взаимного обучения управляет учитель, он контролирует работу учебных групп,
вносит свои коррективы. Также одно из самых главных условий для создания
рабочей
обстановки
в
группе
–
это
личностные
взаимоотношения
между
учащимися. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение
хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу. Ученики лучше
узнают
друг
друга.
Иногда
возникают
трения
между
ними,
появляются
желающие перейти из одной группы в другую. Оптимальный состав учебных
групп
формируется
постепенно.
В
большинстве
групп
состав
остаётся
стабильным
в
течение
учебного
года.
Учащиеся
привыкают
друг
к
другу,
чувствуют
локоть
товарища
в
совместной
работе.
Это
доставляет
им
удовольствие. Результаты совместной работы учащихся в группах, как правило,
всегда значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым
учащимся
индивидуально.
Члены
группы
помогают
друг
другу,
несут
коллективную ответственность в результатах отдельных членов группы. Наряду
с помощью учителя каждый получают помощь и со стороны сильных учеников-
консультантов в своей группе, а также из других групп. Причем, помогающий
ученик получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку
его
знания
актуализируются,
конкретизируются,
приобретают
гибкость,
закрепляются
именно
при
объяснении
своему
однокласснику.
При
оценке
деятельности
каждого
учащегося
в
группе
используется
оценочный
лист,
в
котором
каждый
член
группы
выставляет
на
каждом
этапе
работы
самостоятельно себе оценку за проделанную работу. Групповая форма несет в
себе ряд недостатков – это трудности комплектования групп и организации
работы
в
них;
включение
сразу
всех
учеников
в
работу,
рабочий
шум
на
уроке.Несмотря на отмеченные трудности, проведенная работа показывает, что
применение групповой работы при обучении математике эффективно. Групповая
работа способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию
индивидуальных
способностей,
развитию
самостоятельного
творческого
мышления. Также при совместной работе учащиеся приучаются сотрудничать
друг
с
другом
при
выполнении
общего
дела,
формируются
положительные
нравственные
качества
личности.
Наблюдения
показали,
что
данная
форма
обучения имеет большее преимущество в сравнении с традиционной методикой
обучения Практика показывает, что групповая форма обучения должна быть
включена в структуру урока на непродолжительное время. В ходе групповой
работы учащиеся младших и средних классов, общаясь между собой, создают
излишний
шум,
усиливающийся,
если
не
переключить
их
на
другой
вид
деятельности. Шум во время урока может стать помехой для усвоения детьми
учебного
материала.
Оптимальная
продолжительность
работы
учащихся
в
группах составляет: в младших классах 5 – 7 минут, в средних - 10 – 15 минут, в
старших - 15 – 20 минут. На практических занятиях она может занимать больше
время. Групповая форма обучения предъявляет высокие требования к учителю.
Он, прежде всего, должен хорошо владеть дисциплиной учащихся. Такая форма
обучения
требует
особых
организационных
усилий.
Работа
групп
должна
находиться
в
поле
зрения
учителя.
Учитель
должен
поощрять
учащихся
к
совместной работе. Необходимо в совершенстве освоить методику определения
заданий для групповой работы, умело направлять деятельность учащихся. В ходе
этой работы надо тщательно следить за ходом сотрудничества учеников в разных
группах, за их поведением в разных ситуациях учебного процесса. Учитель
должен
выступать
в
роли
арбитра
во
всех
спорах,
направляя
учебную
деятельность в поступательном развитии. Учителю необходимо следить за тем,
какое
положение
занимают
в
группах
учащиеся
с
низкими
учебными
возможностями.
Их
необходимо
включать
в
активную
деятельность
при
изучении
нового
материала.
Учителю
необходимо
побуждать
учеников
к
взаимной
проверке
сделанного.
Взаимная
проверка,
собеседования
всегда
вызывают столкновения разных точек зрения. Это способствует основательному
разбору содержания учебного материала.
Примеры применения групповых технологий на уроке математики.
Пример
1.
Тема:
«Сложение,
вычитание
и
сравнение
дробей
с
разными
знаменателями».
(6-й
класс.)
Все
ученики
делятся
на
3
группы
(можно
по
рядам). В каждой группе по пять человек, из которых один «сильный», один
«слабый», остальные со средним уровнем подготовленности. На 1 этапе урока
проходит
активизация
опорных
знаний
через
устный
счет
или
опрос.
Предлагаются
задания
занимательного
характера,
например
«Брейн
–
ринг»
учитель
задает
вопросы,
учащиеся
отвечают.
За
каждый
правильный
ответ
группа получает жетон, по завершению опроса определяется самая активная
группа. Вопросы:
1) дробь, которая больше или равна 1 (Ответ: неправильная)
2) знаменатель (Ответ: делитель)
3)НОК(6;12) (Ответ: 12)
4) черта дроби (Ответ: знак деления)
5) результат вычитания (Ответ: разность)
6) числитель (Ответ: делимое)
7) результат сложения (Ответ: сумма)
8) десятая часть тонны (Ответ: центнер)
9) НОК(5;7) (Ответ: 35)
10) как сложить две дроби с одинаковыми знаменателями? (Ответ: сложить
числители, а знаменатель оставить без изменения)
Подводится
итог,
учащиеся
работают
с
оценочными
листами.
На
2
этапе
проходит изучение нового материала по группам с использованием опорного
конспекта. Каждая группа получает разные задания. После завершения работы,
каждой
группе
предлагается
защитить
свое
задание
у
доски.
Решить
с
объяснением два примера.
Опорный конспект по теме «Сравнение, сложение и вычитание дробей с
разными знаменателями»
Вопрос: Как сравнить, сложить и вычесть дроби с разными знаменателями?
Ответ: Чтобы сравнить ( сложить, вычесть) дроби с разными знаменателями,
надо:
1)
привести
данные
дроби
к
наименьшему
общему
знаменателю;
2)
сравнить( сложить, вычесть) полученные дроби
Примеры: 1. Сравнить дроби 3/15 и 4/21 (21/105< 20/105)
2. Сложить дроби 5/12+4/18= 15/36+ 8/36=23/36
3. Вычесть дроби 4/5-3/7=28/35-15/35=13/35
1 группа: «Изучить правило сложения дробей с разными знаменателями» 2
группа:
«Изучить
правило
вычитания
дробей
с
разными
знаменателями»
3
группа:
«Изучить
правило
сравнения
дробей
с
разными
знаменателями»
У
каждого члена группы имеется опорный конспект, по которому учащиеся учат
правило и затем рассказывают его консультанту группы, после чего, приступают
к
практическому
применению,
разбирают
решенные
примеры
в
опорном
конспекте.
Если
возникают
вопросы,
обращаются
к
консультанту.
Далее
выполняют примеры, предложенные для самостоятельной работы, после чего
проходит взаимопроверка. Консультант сообщает учителю, о готовности группы
по
своему
заданию.
Подводится
итог,
учащиеся
работают
с
оценочными
листами.
На
3
этапе
проходит
защита
заданий
каждой
группой.
Учащиеся
остальных групп внимательно слушают объяснения и готовятся отвечать на
вопросы по правилам, которые не изучали. Подводится итог, учащиеся работают
с
оценочными
листами.
На
4
этапе
каждая
группа
получает
одинаковые
карточки,
которые
содержат
задания
на
все
три
правила,
т.е
на
сравнение,
сложение
и
вычитание
дробей
с
разными
знаменателями.
Проходит
взаимопроверка, и учащиеся работают с оценочными листами.