Автор: Галичникова Юлия Владимировна
Должность: генеральный директор
Учебное заведение: Центр интенсивного развития ребенка "Маленький гений"
Населённый пункт: город Глазов УР
Наименование материала: Дополнительная образовательная программа
Тема: "Коррекционно-развивающая работа в ООО ЦИРР "Маленький гений"
Раздел: дошкольное образование
Общество с ограниченной ответственностью
Центр интенсивного развития ребенка
«Маленький гений»
__________________________________________________________________________
Составитель:
Директор ООО ЦИРР
«Маленький гений»
. Ю.В. Галичникова
Высшая квалификационная категория
Дополнительная образовательная
программа
коррекционно-развивающей
работы в ЦИРР «Маленький гений»
Возраст обучающихся – от 3 до 7 лет
Срок реализации программы – 3- 4 года
Численность обучающихся в группе – до 10 чел.
ГЛАЗОВ 2017 г.
Пояснительная записка
Адаптированная
рабочая
программа
коррекционно-развивающей
работы
с
детьми в ООО «Центр интенсивного развития ребенка «Маленький гений»» является
программным документом. Данная программа составлена в соответствии с Законом
Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, Всемирной
декларацией
об
обеспечении
выживания,
защиты
и
развития
детей,
Концепцией
дошкольного
воспитания,
Декларацией
прав
ребенка,
Приказом
Министерства
образования и науки России № 655 от 23 ноября 2009 года «Об утверждении и
введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной
общеобразовательной
программы
дошкольного
образования»,
Санитарно-
эпидемиологическими
требованиями
к
устройству,
содержанию
и
организации
режима работы в дошкольных организациях.
Разработанная
Адаптированная
рабочая
программа
представляет
собой
интеграцию общеобразовательной авторской Программы Н. В. Н
ищ
евой «Примерная
адаптированная
основная
образовательная
программа
для
детей
с
тяжелыми
нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» и коррекционно-
логопедических
технологий,
а
также
методических
разработок
В.К.Воробъевой,
Т.А.Ткаченко, Е.В. Кузнецовой, В.В. Коноваленко и моего личного опыта.
Актуальность составления образовательной программы.
Математическое развитие
занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса
дошкольного образовательного учреждения. Содержание элементарных математических
представлений, которые усваивают дети дошкольного возраста, вытекают из самой
науки, ее первоначальных, основополагающих понятий, составляющих математическую
действительность.
Исследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что
наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают
недостаточным объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной
роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать,
работать в коллективе и самостоятельно, желание и стремление думать, стремление
узнать что-то новое. Хорошая речь – так же важнейшее условие всестороннего
полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему
высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей
действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и
взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Однако, в последнее
десятилетие произошли большие изменения в образовательных структурах.
Наблюдаются два взаимосвязанных процесса:
Появление
компьютеров,
мобильных
телефонов,
планшетов,
телевизоров,
Интернета изменило формы общения: дети меньше разговаривают и играют во дворе,
в компаниях, больше взаимодействуют с компьютером, общаются через Интернет, по
телефону. Меньше общения посредством звука и больше посредством буквы.
Изменились
глубина,
количество
и
структура
дефектов
речи.
Нарушены
не
только
звуки,
фонетико-фонематическое
различение
звуков,
но
и
грамматика,
и
связная
речь.
Помимо
всего
этого,
дети
с
речевыми
проблемами
имеют
психологические особенности:
Дефицит внимания;
Низкий уровень развития самоконтроля.
Низкий уровень познавательной активности.
Быстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность.
Особенности зрительно-пространственного восприятия.
Низкий уровень мотивации к обучению.
В
тоже
время
готовность
к
школьному
обучению
во
многом
зависит
от
своевременного
преодоления
нарушений
речи.
Дети
с
речевыми
нарушениями
нуждаются в особой организации коррекционно-развивающей помощи, содержание,
формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным
особенностям детей. Этим и обусловлена значимость написания рабочей программы,
применение
которой
поможет
детям
с
нарушением
речевого
развития
осваивать
основную
образовательную
программу;
позволит
своевременно
помочь
детям
в
преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной
дезадаптации.
Практическая значимость программы состоит в интегрированном обучении, что
помогает избежать однотипности целей и функций обучения. Такое обучение
одновременно является и целью, и средством обучения. Как цель обучения интеграция
помогает детям целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей
действительности во всем ее разнообразии. Как средство обучения, интеграция
способствует приобретению новых знаний, представлений на стыке традиционных
предметных знаний.
Цель программы.
Повысить уровень интеллектуального и речевого развития
ребенка при организации его развивающего обучения.
Построение системы работы с детьми в возрасте от 3 до 7 лет направленной
на
развитие познавательного интереса и стремления к получению знаний. Обеспечение
системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей дошкольного
возраста и осуществления своевременного и комплексного развития.
Основные задачи коррекционно-развивающего обучения.
1.
Выявлять и своевременно предупреждать речевые нарушения;
2.
Преодолевать недостатков в речевом развитии;
3.
Подготовить к овладению элементами грамоты;
4.
Развивать связную речь старших дошкольников.
5.
Развивать умственные способности и математические представления;
6.
Осуществлять преемственность в работе с родителями воспитанников,
7.
Развивать
познавательные
процессы
и
мелкую
моторику
(сопутствующая
задача программы).
Приоритетные принципы и подходы к реализации программы.
Успешность коррекционно-развивающей деятельности обеспечивается реализацией
следующих принципов:
Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
Учет ведущей деятельности дошкольников.
Принцип индивидуального подхода.
Принцип социального взаимодействия.
Принцип создания равных условий образования детей дошкольного возраста,
независимо от языковой и культурной среды в семье.
Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации).
Принцип междисциплинарного подхода.
Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.
Принцип
партнерского
взаимодействия
с
семьей.
Особенности
рабочей
программы
Определение приоритетных направлений и установление преемственных связей в
коррекционно-развивающей деятельности участников образовательного процесса.
Обеспечение преемственности и взаимосвязи в деятельности логопеда и педагогов
дополнительного
образования
детей
в
разнообразных
организационных
формах
обучения посредством реализации интеграционного подхода в планировании ООД,
интеграции задач коррекционно- развивающей направленности.
Организация единого речевого режима в совместной деятельности педагога с детьми и
самостоятельной деятельности детей в соответствии с методическими комплектами по
лексическим темам.
Распределение
ООД
проводимых
педагогом
и
логопедом
в
течение
недели
в
соответствии с требованиями к максимальной образовательной нагрузке на ребенка ,
определенным СанПиНами.
Обеспечение преемственности и взаимосвязи в работе педагогов при организации
индивидуальной работы с детьми.
Отличительные особенности программы.
План
-
программа
включает
в
себя:
дидактические
игры
и
упражнения
с
использованием
наглядного
материала
составленного
в
программе
PowerPoint
(использование ИКТ).
Образовательная деятельность проходит в форме игр и игровых упражнений с
использованием
презентаций,
наглядного
материала,
игрушек,
а
также
в
работе
используются тетради, карточки – ребусы, таблица слогов.
Во
время
образовательной
деятельности
широко
применяем
игровые
методы,
направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в
области
грамоты
и
развитию
математических
представлений.
Так
как
дошкольный
возраст – это возраст игры, то и обучение проводится в игровой форме. Игра – один из
тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях обучения, что
позволяет создать ситуации успеха для каждого ребенка, доброжелательную, творческую
атмосферу на занятиях. Чтение и математика превращаются в увлекательную игру. Строя
познавательную деятельность ребёнка на игре, данные методы превращают обучение в
желанное, доставляющее радость занятие буквально с первых шагов.В образовательной
деятельности по обучению грамоте и математическим представлениям
детям даются
разнообразные
упражнения
и
задания
для
подготовки
руки
к
процессу
письма,
на
развитие внимания, памяти, мышления. В процессе выполнения самостоятельных работ,
сравнивая собственные результаты с заданным образцом, дети овладевают навыками
самоконтроля и самооценки, готовят руку к письму.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы.
План - программа охватывает возрастной период с 3 до 7 лет, и рассчитана на
четыре учебных года.
Планирование образовательной деятельности:
2-ая младшая группа (с3 до 4 лет) занятия 1 раз в неделю, продолжительность 15 минут;
средняя группа (с4 до 5 лет) 2 занятия в неделю, продолжительность занятия -20 мин.;
старшая группа ( 5 – 6 лет) 2 занятия в неделю; продолжительность –25 минут;
подготовительная группа ( 6 – 7 лет) 2 занятия в неделю; продолжительность - 30 минут.
Формы организации деятельности детей:
Индивидуальная;
Групповая;
Фронтальная.
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия:
Словесные (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ);
Наглядные (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов,
фотографий);
Практические (выполнение работ на заданную тему, по инструкции).
Показ мультимедийных материалов
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
Объяснительно-иллюстративные;
Репродуктивные;
Частично-поисковые;
Исследовательские.
Занятия по типу:
Комбинированные;
Практические;
Диагностические и др.
Режим занятий:
Продолжительность
занятий
и
их
кратность
в
неделю
в
объединениях
устанавливаются
локальным
нормативным
актом
организации,
реализующей
дополнительные
общеобразовательные
программы
различной
направленности,
в
соответствии с рекомендациями СанПиН 2.4.4.3172-1.
2-ая младшая группа (3 до 4 лет) занятия 1 раз в неделю, продолжительность 15 минут;
средняя группа (4 и 5 лет) 2 занятия в неделю, продолжительность занятия -20 мин.;
старшая группа ( 5 – 6 лет) 2 занятия в неделю; продолжительность –25 минут;
подготовительная группа ( 6 – 7 лет) 2 занятия в неделю; продолжительность - 30 минут.
Планируемые результаты:
овладеть
понятиями:
«слово»,
«звук»,
«буква»,
«предложение», знать порядок букв и их название «алфавит»; различать гласные, твердые
и мягкие согласные; правильно ставить ударение в знакомых словах; плавно читать
целыми словами, отвечать на вопросы по тексту; составлять из букв разрезной азбуки
слова и предложения.
По
итогам
обучения
проводится
логопедическая
диагностика
уровня
практического осознания элементов языка и речи.
Планируемые результаты.
Младший дошкольный возраст (с 3 до 4 лет)
По окончанию первого года обучения дети овладевают знаниями и умениями:
Речевое развитие
1.
Ребенок проявляет речевую активность, вступает в контакт со сверстниками и
взрослыми.
2.
Составляет предложения из двух-трех слов;
3.
Правильно произносит гласные и простые согласные звуки;
4.
Понимает обобщающие понятия;
5.
Ориентируется в пространстве, понимает простые предлоги;
6.
Умеет различать на слух длинные и короткие слова;
7.
Различает гласные звуки близкие по артикуляции: [у]—[о].
8.
Дифференцирует согласные раннего онтогенеза, отличающиеся по
артикуляции, в открытых слогах: [б]—[н], [м]—[т], [п]—[г] и т. п.
9.
Различать слова, сходные по звучанию (кот — кит, бочка — точка, миска — киска).
Познавательное (математическое ) развитие
1. Умеют находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет;
2. Умеет сравнивать группы, содержащие до 5 предметов, на основе составления пар,
выражать словами, каких предметов больше (меньше), каких поровну;
3. Умеет считать в пределах 5 в прямом порядке;
4. Умеет сравнивать, опираясь на наглядность;
5. Умеет соотносить запись чисел 1-5 с количеством предметов;
6. Умеет непосредственно сравнивать предметы по длине, ширине, высоте;
7. Умеет в простейших случаях устанавливать последовательность событий;
8. Умеет узнавать и называть квадрат, круг, треугольник;
9. Умеет показывать правую и левую руки.
Планируемые результаты.
Средний дошкольный возраст (с 4 до 5 лет)
По окончанию первого года обучения дети овладевают знаниями и умениями:
Речевое развитие
1.
Сформировано умение различать гласные и согласные звуки.
2.
Выделяет из ряда звуков гласные звуки.
3.
Сформированы первоначальные навыки анализа и синтеза.
4.
Выполняет анализ и синтез слияний гласных звуков.
5.
Выделяет начальные ударные гласные [а], [у], [о], [и], из слов,
6.
Выделяет согласные звуки [т], [п], [н], [м], [к] из ряда звуков, cлогов,
7.
слов, из конца и начала слов; дифференцировать звуки, отличающиеся по
8.
артикуляционным и акустическим признакам ([м]—[н], [п]—[т], [б]—[д], [к]
[т])
9.
в ряду звуков, слогов, слов.
10.Производит анализ и синтез сначала обратных, а потом и
11.прямых слогов, и слов из трех звуков (ам, он, пу, та, кот, уха).
12.Подбирает слова с заданным звуком.
13.Сформированы понятия о буквах и представление о том, чем звук отличается от
14.буквы.
15.Знает гласные буквы А, У, О, И, с согласные буквами Т,П, Н, М, К.
16.Сформированы навыки составления букв из палочек, выкладывания из
17.шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и
18.в воздухе.
19.Узнает пройденные буквы, изображенные с недостающими
20.элементами; находит знакомые буквы в ряду правильно и зеркально изображенных
21.букв.
22.Сформирован навык составления и чтения слияний гласных, закрытых и
23.открытых слогов и слов с пройденными буквами, осознанного чтения коротких
слов.
Познавательное (математическое ) развитие.
1.
Объединяет группы предметов по общему признаку
2.
Считает до 10 и дальше(количественный и порядковый счет до 10);
3.
Называет числа в прямом порядке до 10;
4.
Соотносит цифру и количество предметов;
5.
Пользуется цифрами и математическими знаками;
6.
Различает величины: длину, ширину, высоту;
7.
Делит предметы на несколько равных частей
8.
Различает и называет: отрезок, угол, круг, овал, квадрат, прямоугольник, шар, куб;
9.
Ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница);
10.Определяет временные отношения;
Планируемые результаты.
Старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет)
Речевое развитие
1.
Ребенок знает буквы русского алфавита - понимает и использует в речи термины
«звук», «буква»
2.
Правильно определяет место звука в слове: в начале, середине, в конце;
3.
Различает гласные и согласные, твѐрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие
согласные звуки;
4.
Делить слова на слоги;
5.
Определять ударный слог, ударную гласную
6.
Пользоваться графическим обозначением звуков;
7.
Записывать слово, предложение условными обозначениями, буквами
8.
Читать слова,
9.
Понимает и выполняет учебную задачу, а также проявлять такие качества как
усидчивость, терпеливость.
Познавательное (математическое ) развитие.
1.
Называет последовательность чисел от 1 до 10;
2.
Знает названия и обозначения действий сложения и вычитания;
3.
Знает цифры от 1 до5, знаки сложения и вычитания, равенства;
4.
Знает таблицу сложения чисел в пределах 5 и соответствующие случаи вычитания;
5.
Знает названия геометрических фигур;
6.
Знает названия линий, углов;
7.
Знает название дней недели, частей суток, текущий месяц;
8.
Считает предметы в пределах 10; читать, записывать и сравнивать числа в пределах
5;
9.
Находит значение числового выражения в 1 действие в пределах 5;
10.Решает задачи, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и
вычитания;
11.Сравнивает, группирует предметы по размеру, цвету, форме;
12.Определяет количественное соотношение двух групп предметов; понимать
конкретный смысл слов: больше-меньше; столько же;
13.Различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб; различать части суток;
правую и левую руки;
Планируемые результаты.
Старший дошкольный возраст (с 6 до 7 лет)
Речевое развитие
1.
Ребенок знает буквы русского алфавита - понимает и использует в речи термины
«звук», «буква»
2.
Умеет делить предложения на слова;
3.
Умеет соотносить буквы и звуки;
4.
Называет звуки и слоги в словах;
5.
Находит слова с определённым звуком;
6.
Умеет определять место звука в слове (в числовом ряду);
7.
Проводит звуко- слоговой анализ слова;
8.
Владеет основами плавного слогового чтения;
9.
Обводит контуры, аккуратно заштриховывает фигуры;
10.Правильно держит ручку, карандаш;
11.Классифицирует , сравнивает, находит простейшие закономерности, строит
умозаключения.
Познавательное (математическое ) развитие.
1.
Умеет самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий
признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части.
2.
Устанавливает связи и отношения между целым множеством и различными его
частями; находить части целого множества и целое по известным частям.
3.
Считает до 10 и дальше.
4.
Называет числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа
натурального ряда в пределах 10.
5.
Соотносит цифру (0-9) и количество предметов.
6.
Составляет и решает задачи в одно действие на сложение и вычитание,
пользуется цифрами и арифметическими знаками (+, -, =, <, >).65. Различать
величины: длину, объем, массу и способы их измерения.
7.
Измеряет длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих
веществ с помощью условных мер. Понимает зависимость между величиной
меры и числом.
8.
Делит предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивает целый
предмет и его часть. Соотносит величину предметов и частей.
9.
Различает, называет: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники, шар, куб,
цилиндр. Проводит их сравнение.
10.Сравнивает предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах
реального мира.
11.Ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница,
поверхность стола и др.), обозначает взаимное расположение и направление
движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями.
12. Определяет временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с
точностью до 1 часа.
13.Знает состав чисел первого десятка и состав чисел первого пятка из двух
меньших.
14.Знает, как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к
предыдущему и вычитать единицу из следующего за ним в ряду.
15. Знает монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей.
16. Знает и название текущего месяца года; последовательность всех дней недели,
времен года.
Система мониторинга.
С целью эффективной оценки качества образовательных услуг в сфере дополнительного
дошкольного образования широко используются такие способы оценивания как
мониторинг и диагностика.
К
методам мониторинга
к
ачества образования в ООО «Центр интенсивного развития ребенка
«Маленький гений » относятся:
—изучение продуктов детской деятельности;
—игровые тестовые задания;
—проведение контрольно-оценочных занятий;
—собеседование с педагогами, родителями и детьми;
—анализ документации
К методам мониторинга изучения образовательного процесса:
- в естественных условиях: наблюдение, беседа, анкетирование, анализ документов,
продуктов деятельности, опыта работы педагогов
- в специально измененных условиях: эксперимент и опытная проверка выводов
исследования;
- качественный анализ и количественная обработка результатов;
(см. приложение № 1)
Содержательный раздел.
Содержательный
раздел
Программы
включает
описание
образовательной
деятельности
в
соответствии
с
направлениями
развития
ребенка
в
двух
образовательных областях: познавательной, речевой.
Программа определяет примерное содержание образовательных областей с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности,
таких как:
– игровая
– коммуникативная
– познавательно-исследовательская
Содержательный раздел Программы включает описание коррекционно-развивающей
работы.
Организационные условия деятельности по коррекции нарушения речевого
развития.
Интеграция образовательных областей в процессе работы по коррекции
нарушения речевого развития
I. Образовательная область «Речевое развитие»
Развитие словаря.
Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового
анализа (развитиепросодической стороны речи, коррекция произносительной
стороны речи; работа над слоговой структурой слов; совершенствование
фонематического восприятия, развитие навыков звукового и слогового
анализа и синтеза).
Развитие связной речи.
Формирование коммуникативных навыков.
Обучение элементам грамоты.
Обучение грамоте
II. Образовательная область «Познавательное развитие»
Сенсорное развитие.
Развитие психических функций.
Формирование целостной картины мира.
Познавательно-исследовательская деятельность.
Развитие математических представлений.
Основной формой работы во всех образовательных областях Программы
является игровая деятельность, основная форма деятельности дошкольников. Все
коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые,
интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер,
насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в
коей мере не дублируют школьных форм обучения. Коррекционно-развивающее
занятие в соответствии с Программой не тождественно школьному уроку и не
является его аналогом. Конспекты игровых коррекционно-развивающих занятий
учителя-логопеда и воспитателя приведены в сборниках, входящих в методический
комплект Программы.
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, по-
ставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и
интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей
воспитанников.
Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-
логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную
деятельность в соответствии с рекомендациями учителя- логопеда.
В работе по образовательной области «Познавательное развитие» участвуют
педагоги и учитель-логопед. При этом педагог руководит работой по сенсорному
развитию, развитию высших психических функций, становлению сознания, развитию
воображения и творческой активности, совершенствованию эмоционально-волевой
сферы, а воспитатели работают над развитием любознательности и познавательной
мотивации, формированием познавательных действий, первичных представлений
о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов
окружающего мира.
Учитель-логопед подключается к этой деятельности и помогает педагогам выбрать
адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и воз-
можностей каждого ребенка.
.
Таким
образом, целостность
Программы
обеспечивается
установлением
связей
между
образовательными
областями,
интеграцией
усилий
педагогов
и
родителей
дошкольников.
В ООО «Центр интенсивного развития ребенка «Маленький
гений»»»коррекционно-развивающее направление работы является приоритетным, так
как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все
педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные
учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты и родители дошкольников под
руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой,
участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.
.
Система коррекционно-развивающей работы в группе для детей 3-
4 лет .
Образовательные области :
Познавательная область -РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Речевое развитие- ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ
Учебный год в группе для детей 3 - 4 лет начинается первого сентября, длится
девять месяцев (до первого июня)
Занятия проходят 2 раза в неделю по 15-20 мин.
Планируемое количество детей – до
10
Учебно- тематический план. Дети с 3-4 лет
№
Наименование раздела
Количество
часов в
неделю
Количество
часов в год
1
Математическое
развитие
1
35
2
Обучение элементам
грамоты
1
35
Итого:
2
70
Задачи обучения:
1 занятие МАТЕМАТИКА
1 занятие обучение
элементам грамоты
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ
Учить:
1.
сравнивать
количе ство
п р е д м е т о в ,
различать, где один предмет, где много, выражать
результаты определения в речи;
2.
устанавливать
равенство
и
неравенство
групп предметов;
3.
понимать
и
использовать
в
речи
слова:
столько-сколько, поровну, больше, меньше;
4.
понимать
значение
вопроса
«Сколько»
и
правильно отвечать на него;
5.
называть
числительные
по
порядку
в
пределах 5, относить последнее числительное ко
всей перечитанной группе предметов;
6.
согласовывать
в
роде,
числе,
падеже
числительное с существительным;
7.
решать
логические
задачи
на
основе
зрительно-воспринимаемой информации.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Учить:
п р и е м а м
о б с л е д о в а н и я
з р и т е л ь н о -
двигательным путем;
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
Образовательные:
1.
Формирование и развитие фонематического
слуха
2.
Развитие произносительных умений
3.
А к т и в и з и р о в ат ь
д в и ж е н и я
артикуляционного
аппарата
с
помощью
специ-
альных
упражнений
и
уточнить
артикулирование
4.
Учить детей владеть звуковой стороной
речи –темпом, интонацией
5.
Знакомство со слоговой структурой слова в
упражнениях
на
различение
длинных
и
коротких
слов;
на
п р о с т у к и ва н и е ,
прохлопывание,
протопывание
слогового
рисунка слова
6.
Формировать
умение
различать
гласные
звуки по принципу контраста: [у] – [а], [и]
– [у], [у] – [о], [и] – [о], [а]– [у]; глас- ные,
близкие
по
артикуляции:
[у]-[о].
Учить
дифференцировать
согласные
раннего
онтогенеза, отличающиеся по артикуляции,
в открытых слогах: [п]-[т], [м]-[т], [п]-[к] и
т. п
видеть геометрические фигуры в окружающих
предметах.
Познакомить:
с
геометрическими
фигурами:
круг,
квадрат,
прямоугольник, овал, треугольник;
с геометрическими телами: шар, куб, цилиндр.
ВЕЛИЧИНА
Учить:
1.сравнивать предметы различных и одинаковых
размеров по величине, высоте, длине, ширине,
толщине;
2. выделять признаки сходства разных и
одинаковых предметов и объединять их по этому
признаку.
3.Использовать в речи результаты сравнения
(большой, поменьше, маленький; высокий,
пониже, низкий; длинный, покороче, короткий;
широкий, поуже, узкий; толстый, потоньше,
тонкий).
ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ
Учить:
1.
различать и правильно называть части
суток: утро, день, вечер, ночь;
2.
различать и правильно называть времена
года: осень, зима, весна, лето.
ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ
Учить:
1.
различать правую и левую руку,
2.
раскладывать и считать счетный
материал правой рукой слева направо;
3.
обозначать словами положение
предмета относительно себя: слева,
справа, вверху, внизу;
двигаться в заданных направлениях: налево,
направо, вперед, назад.
ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
Учить:
решать логические задачи на сравнение,
классификацию, установление последовательности
событий, на анализ и синтез.
7.
Формирование умения правильно строить
предложение,
использовать
предлоги,
распространять предложение, пользоваться
конструкцией сложного предложения.
8.
Познакомить с буквами : У,А,О,И,П,Т,К
9.
Расширение словарного запаса детей
Развивающие:
1.
Развитие слухового восприятия
2.Развитие графических навыков
3. Развитие мелкой моторики
4. Приобщение детей к художественной литературе
Воспитательные:
1.Воспитание
самостоятельности
при
выполнении
заданий
3.Воспитание
нравственных
качеств,
а
именно
т е р п и м о с т и ,
д о б р ож е л ат е л ь н о с т и
п о
отношению к окружающим
Система коррекционно-развивающей работы в группе для детей 4-
5 лет .
Учебный год в группе для детей 4 - 5 лет начинается первого сентября, длится
девять месяцев (до первого июня)
Занятия проходят 2 раза в неделю по 20-25 мин.
Планируемое количество детей – 10-
15 детей.
Учебно- тематический план. Дети с 4-5 лет.
№
Наименование раздела
Количество
часов в
неделю
Количество
часов в год
1
Математическое
развитие
1
36
2
Обучение элементам
грамоты
1
36
Итого:
2
72
Задачи обучения:
1 занятие МАТЕМАТИКА
2 занятие ГРАМОТА
Задачи программы:
Образовательные:
1.Формировать общее
представление о множестве и
числе;
2.Формировать навыки
количественного и
порядкового счета в
пределах 10;
3.Знакомить с составом числа;
4.Учить детей решать
простейшие арифметические
задачи ;
5.Учить соотносить количество
предметов с соответствующей
цифрой ;
6.Учить сравнивать множества;
Развивающие:
1.Развивать логическое
мышление;
2.Развивать самостоятельность
при выполнении поставленной
задачи;
3.Развивать мелкую моторику,
глазомер;
4.Развивать инициативу;
Воспитательные:
1.Воспитывать внимание;
Подготовительный этап обучения
– подготовка к звуковому
анализу слова.
На этом этапе закладываются
основы овладения детьми
грамотой (чтением и письмом).
Цель этапа: подготовка детей к
овладению звуковым анализом
слов.
Задачи этапа.
1. Сформировать у детей
действия интонирования,
протягивания, пропевания звука
в слове.
2. Научить их определять в
слове первый звук, наличие
звука в слове, часто
встречающийся звук в
стихотворении.
3. Обеспечить практическое
знакомство с твердыми и мягкими
согласными без введения
соответствующих терминов. Учить
различать их на слух.
4. Введение терминов "звук" и
"слово".
5. Научить называть слова с
заданным звуком.
2.Воспитывать
организованность;
3.Воспитывать
самостоятельность и интерес
к познанию.
6. Воспитывать речевое внимание
и фонематический слух.
Основной этап - формирование
элементарных навыков чтения и
первоначальных навыков письма.
1.Знакомство со всеми звуками
и буквами русского языка.
2.Развитие звукобуквенного
анализа слова.
3.Обучение чтению.
4.
Формирование первоначальных
навыков письма.
Система коррекционно-развивающей работы в группе для детей 5-
6 лет с общим недоразвитием речи в первом периоде обучения.
Учебный год в группе для детей 5 - 6 лет начинается первого сентября, длится
девять месяцев (до первого июня)
Занятия проходят 2 раза в неделю по 20-25 мин.
Планируемое количество детей – 10-
15 детей.
Учебно- тематический план. Дети с 5-6 лет.
№
Наименование раздела
Количество
часов в
неделю
Количество
часов в год
1
Математическое
развитие
1
36
2
Обучение элементам
грамоты
1
36
Итого:
2
72
Задачи обучения:
1 занятие МАТЕМАТИКА
2 занятие ГРАМОТА
Задачи программы:
(1 занятие в неделю, по 25 мин
каждое)
1. количество и счёт
Числа и цифры 1,2,3,4,5,6,:.9.
Число и цифра 0.
Названия чисел по порядку от 1до
2. Образование чисел путём
присчитывания 1. Прямой и обратный
счёт.
3.Состав числа первого десятка
(практический способ)
Задачи программы:
(1 занятие в неделю, по 25 мин
каждое)
Образовательные:
1.Формирование и развитие
фонематического слуха
2.Развитие произносительных
умений
3.Учить детей владеть звуковой
стороной речи –темпом,
интонацией
4.Знакомство со слоговой
4. Арифметические знаки:
( +,-,=,). Особенности первого
элемента в ряду натуральных чисел.
Таблица сложения и вычитания в
пределах 10.Десяток - новая
счётная единица. 5. Счёт
десятками.
6. Сравнение предметов по размеру.
Обучение способам сравнения
предметов. Обучение способам
приложения и наложения. Обучению
сравнению по: длине, высоте,
ширине, толщине, массе.
7. Введение в активный словарь
понятий : больше, меньше, длиннее,
корче, одинаковые (равные) по
длине, выше, ниже, равные по
высоте, шире, уже, толще, тоньше,
легче, тяжелее.
8.геометрические фигуры.
Основные геометрические фигуры:
круг, треугольник, овал,
прямоугольник (квадрат). Деление
фигур. Построение композиций из
геометрических фигур одинаковой и
разной формы, одинаковых и разных
размеров. Узор . Выявление его
построения и продолжения.
Преобразования одной фигуры в
другую. Знакомство с
пространственными телами : шар,
брусок, куб. Конструирование из
пространственных тел.
9.ориентировка в пространстве.
Определение пространственного
расположения предметов
относительно себя. Ориентировка на
листе бумаги: правый, левый,
верхний, нижний углы, центр листа.
Обучению умению передвигаться в
указанном направлении.
10.ориентировка во времени.
Дни недели. Отсчёт дней недели по
порядку от любого дня. Уточнение
понятия месяц. Временные понятия:
вчера, сегодня, завтра. Времена
года и их последовательность.
11. Задания на развитие
структурой слова
5.Формирование умения правильно
строить предложение,
использовать предлоги,
распространять предложение,
пользоваться конструкцией
сложного предложения.
6.Знакомить с графическим
изображением буквы;
7.Учить соотносить звук и
букву;
8.Формирование и развитие звуко
- буквенного анализа
9.Подготовка руки ребѐнка к
письму
10.
Упражнять в аналитико-
синтетической деятельности ;
-
11.
Формировать элементарные
графические умения; -
12.
Познакомить с
изображением буквы;
13.
Упражнять печатать
буквы, слоги ( по образцу);
Развивающие:
1.Развитие слухового восприятия
–
2.Развитие графических навыков
–
3.Развитие мелкой моторики –
4.Развивать мелкую моторику рук
и укреплять мелкие мышцы
руки; -
5.Развивать глазомер, четкой
координации руки;
Воспитательные:
1.Воспитание умения работать –
2.Воспитание самостоятельности
при выполнении заданий –
3.Воспитание нравственных
качеств, а именно терпимости,
доброжелательности по
отношению к окружающим –
4.Прививать элементарные
гигиенические правила письма;
-
5.Воспитывать усидчивость; -
6.Воспитывать способность к
познавательных
процессов (воображение, внимание,
память, мышление).
самостоятельному выполнению
заданий.
Система коррекционно-развивающей работы в группе для детей 6-
7 лет с общим недоразвитием речи в первом периоде обучения.
Учебный год в группе для детей 6-7 лет начинается первого сентября, длится
девять месяцев (до первого июня)
Занятия проходят 2 раза в неделю по 25-30 мин.
Планируемое количество детей – 10-
15 детей.
Учебно- тематический план. Дети с 6-7 лет.
№
Наименование раздела
Количество
часов в
неделю
Количество
часов в год
1
Математическое
развитие
1
36
2
Обучение элементам
грамоты
1
36
Итого:
2
72
Задачи обучения:
1 занятие МАТЕМАТИКА
2 занятие ГРАМОТА
Задачи обучения по направлению программы:
Формирование представлений о числе и
количестве:
1. - Развивать общие представления о
множестве: умение формировать множества по
заданным основаниям, видеть составные части
множества, в которых предметы отличаются
определенными признаками.
2. - Упражнять в операциях объединения
множеств, удаления из множества части или
отдельных его частей.
3.Устанавливать отношения между отдельными
частями множества, а также целым множеством
и каждой частью на основе счета, составления
пар предметов и соединения предметов
стрелками.
4. Совершенствовать навыки количественного и
порядкового счета в пределах 10.
5.Познакомить с цифрами от 0 до 9.
6. Закреплять понимание отношений между
числами натурального ряда, умение
увеличивать и уменьшать каждое число на 1.
7. Учить называть числа в прямом и обратном
порядке, последующее и предыдущее число к
названному или обозначенному цифрой,
определять пропущенное число.
8.Познакомить с составом чисел второго пятка
из единиц.
-9.Учить раскладывать числа на два меньших и
составлять из двух меньших большее (в
пределах 10, на наглядной основе).
10 Познакомить с монетами достоинством 1, 5,
10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей.
11.Учить составлять и решать простые
арифметические задачи на сложение и
вычитание; при решении задач пользоваться
знаками действий с цифрами: плюс (+), минус
(-), равно (=).
Развитие представлений о величине:
1.Учить считать по заданной мере, когда за единицу
счета принимается не один, а несколько предметов или
часть предмета.
2.Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем
сгибания предмета, а также используя условную меру;
правильно обозначать части целого (половина, одна
часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т.д.);
Задачи обучения по направлению программы:
Совершенствовать у детей навыки печатания и чтения
слогов, слов, предложений с освоенными буквами;
Познакомить детей с новыми буквами;
Упражнять
детей
в
выкладывании
новых
букв
из
палочек
и
шнурочка,
в
печатании,
рисовании в воздухе;
С о в е р ш е н с т в о в а т ь
у м е н и е
трансформировать
буквы,
различать
правильно
и
неправильно
напечатанные
буквы,
допечатывать
незаконченные
буквы,
читать
буквы
наложенные
друг на друга;
Учить детей печатать и читать слоги, слова,
предложения с новыми буквами.
Развитие навыков фонематического
анализа
Закрепить у детей умение подбирать слова на
заданный звук;
Упражнять
детей
в
различении
твердых
–
мягких,
звонких
–
глухих
согласных
в
ряду
звуков, слогов, слов, в предложении;
Совершенствовать навык выделения заданного
звука из слова;
Учить анализировать слова из 5 звуков.
Закрепить умение проводить полный звуковой
анализ слов типа: трава, маска, миска.
Закрепить
навык
печатания
слогов,
слов,
предложений;
Упражнять
детей
в
решении
кроссвордов,
разгадывании ребусов;
Учить
узнавать
буквы
из
разных
шрифтов,
р а з л и ч ат ь
п р а в и л ь н о
и
н е п р а в и л ь н о
напечатанные буквы, буквы наложенные друг
на друга;
Выучить алфавит.
устанавливать соотношение целого и части, размера
частей; находить части целого и целое по известным
частям.
3.Учить измерять длину, ширину, высоту предметов
(сантиметры, метры, километры), объем жидких и
сыпучих веществ с помощью условной меры (литр).
4.Дать представления о весе предметов и способах его
измерения (грамм, килограмм). Сравнивать вес
предметов путем взвешивания их на ладонях.
5.Познакомить с весами.
- Развивать представление о том, что результат
измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от
величины условной меры.
Развитие представлений о форме:
1Уточнить знание известных геометрических фигур, их
элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их
свойств.
2Дать представление о многоугольнике, о прямой
линии, отрезке прямой.
3. Учить распознавать фигуры независимо от их
пространственного положения, изображать,
располагать на плоскости, упорядочивать по размерам,
классифицировать, группировать по цвету, форме,
размерам.
4.Учить составлять фигуры из частей и разбивать на
части, конструировать фигуры по словесному
описанию и перечислению их характерных свойств;
составлять тематические композиции из фигур по
собственному замыслу.
5.Анализировать форму предметов в целом и
отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме
предметы из отдельных частей по контурным образцам,
по описанию, представлению.
Развитие пространственной ориентировки:
1Учить ориентироваться на ограниченной территории;
располагать предметы и их изображения в указанном
направлении, отражать в речи их пространственное
расположение.
2.Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой.
Развивать способность к моделированию
пространственных отношений между объектами в виде
рисунка, плана, схемы.
3.Учить «читать» простейшую графическую
информацию, обозначающую пространственные
отношения объектов и направление их движения в
пространстве: слева направо, справа налево, снизу
вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в
пространстве, ориентируясь на условные обозначения
(знаки и символы).
Развитие ориентировки во времени:
1.Дать детям элементарные представления о времени:
его текучести, периодичности, необратимости,
последовательности всех дней недели, месяцев, времен
года.
2.Учить пользоваться в речи словами-понятиями:
сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то
же время.
3.Развивать «чувство времени», умение беречь время,
регулировать свою деятельность в соответствии со
временем; различать длительность отдельных
временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час).
4.Учить определять время по часам с точностью до 1
часа.
Тематический план группа для детей 6-7 лет
(см. в приложении )
Список литературы:
1. Н.В. Нищева «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе
компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием
речи) с 3 до 7 лет», 2014 г.
2.Г.А.Каше, Т.Б.Филичева. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи.-
М.:Просвещение,1978
3.Г.В.Чиркина. Коррекция нарушений речи.-М.: Просвещение, 2009
4.Н.В.нищева. Программа коррекционно развивающей работы для детей с онр.
5.З.Е.Агранович. Сборник домашних заданий для преодоления лексико-грамматического недоразвития
речи у дошкольников с онр.-С.П.: Детство-Пресс,2002
6.О.И.Крупенчук.Научите меня говорить правильно.-С.П.:Литера,2001
7.Е.А.Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов.-М.:Владос,2002
8.Е.В.кузнецова. Обучение грамоте детей с нарушениями речи.-М.:ТЦ,1999
9.А.В.Ястребова. Как помочь детям с недостатками речевого развития.-М.:АРКТИ,1999
10.Р.А.Кирьянова. Комплексная диагностика детей, имеющих нарушения речи.-С.П.:КАРО,2002
11В.И.Руденко .домашний логопед.-Ростов на Дону:феникс,2002
12.Г.С.Швайко .Игровые упражнения для развития речи.-М.:просвещение,1988
13З.Е.агранович. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.-
С.П.:Детство-Пресс,2005
14.Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием.-М.:ГНОМ и Д,2000
15.В.В.Коноваленко .Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе ФФН.-
ГНОМ,2005
16.Н.В.Курдвановская .Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет.-М.:Сфера,2007
17.Н.В.Соловьёва Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи.- М.:ТЦ Сфера,2009
18.Е.А.борисова. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками.-М.:ТЦ Сфера,2008
19. Э.Ф.курмаева. Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет.-Волгоград : Учитель,2011
20.О.В.Тырышкина. Индивидуальные логопедические занятия.-Волгоград:Учитель,2011
Формирование элементарных математических представлений.
1.
Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе
детского сада/ И.А.Помораева, В.А.Позина. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
2.
«Дидактические игры и упражнения по математике» Перова М.Н.
3.
Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет/С.В.Коваленко.-1998В.А.Позина М.:
Мозаика-Синтез, 2009.
4.
Планы занятий по программе «Развитие» для подготовительной к школе группы детского сада. Л.
Венгер, О.Дьяченко.
5.
Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет В.П. Новикова. 2008 г.
6.
Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском
саду. Программа и методические рекомендации.
7.
Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. М.: Просвещение, 1997 г.
8.
Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников: Методическое пособие
для педагогов ДОУ. - Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 г.
9.
Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. –
М.: Просвещение, 1985 г.
10. 356 развивающих игр и занятий для детей от 3 до 6 лет по уникальной методике Л. А. Венгера. –
М.: Гелеос. – 2008 г.
11. Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. – М.: Мозаика-Синтез,
2000 г.
12. Новикова В.П. Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. 2008 г.
13. Макарова О.А. Планирование и конспекты занятий по математике в подготовительной группе
ДОУ: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2008 г.
14. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз - ступенька, два – ступенька… Практический курс математики
для дошкольников. Методические рекомендации М.: «Ювента», 2008 г.