Автор: Васюкова Анна Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Д/с №146 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: город Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Раздел: дошкольное образование
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С
ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Ничему нельзя научить человека,
Можно только помочь ему
Открыть это в себе.
В настоящее время на полках книжных магазинов можно обнаружить
огромное количество литературы по психологии. Это можно объяснить тем,
что
люди
в
современном
обществе
стали
уделять
большое
внимание
самопознанию,
самореализации,
стремиться
к
самосовершенствованию.
Большой
интерес
в
обществе
представляет
литература
по
арт-терапии.
Реальность
настоящего
времени
такова,
что
сейчас
существует
большое
количество детей с проблемами в развитии. Одной из самых многочисленных
групп
детей
с
проблемами
в
развитии
являются
дети
с
задержкой
психического
развития.
Вопросом
коррекции
таких
детей
занимаются
специально обученные педагоги, психологи, психотерапевты, дефектологи,
которые
позволяют
детям
максимально
преодолеть
имеющиеся
у
них
проблемы. Одним из самых интересных и творческих разделов работы с
детьми с задержкой психического развития можно назвать арт-терапию.
В переводе с английского языка «арт-терапия» - лечение изобразительным
искусством.
Искусство
можно
рассматривать
как
одно
из
средств
самовыражения
личности.
Искусство
развивает
и
воспитывает
человека,
позволяет
ему
разобраться
в
жизни
и
лучше
понять
самого
себя.
Оно
способствует фиксации и передаче чувств и мыслей коммуникатора. Как
средство
опосредованного
общения,
искусство
помогает
нашему
«Я»
освободиться и вступить в многосторонние и сложные взаимоотношения с
другими
людьми.
Известно
также,
что
искусство
в
свернутом
виде
транслирует как ценности конкретного общества, так и всемирные ценности,
в
то
же
время,
язык
искусства
по-своему
доступен
и
понятен
каждому
человеку.
Именно
поэтому
методы
воздействия
на
личность
с
помощью
искусства очень эффективны.
Арт-терапия проводится в специально оборудованном помещении,
оснащенном необходимыми для работы материалами и средствами, имеющем
условия
для
хранения
и
экспонирования
изобразительной
продукции.
Обстановка
арт-терапевтического
кабинета
помогает
человеку
ощутить
собственную безопасность и способствует его свободному самовыражению.
Коррекционные занятия обязательно осуществляются в непосредственном
контакте субъекта с арт-терапевтом. Такие занятия предполагают обсуждение
мыслей
и
чувств
человека,
самого
хода
арт-терапевтической
работы,
её
результатов. Они могут проводиться и в домашней обстановке, но это скорее
исключение, чем правило.
Современная арт-терапия включает в себя не только живопись, рисунок,
хотя эти методы работы остаются доминирующими. Однако, наряду с ними,
участникам
арт-терапевтического
процесса
предлагаются
самые
разнообразные
занятия
изобразительного
и
прикладного
характера,
направленные
на
творческое
самовыражение,
выявление
актуальных
психологических
проблем,
активизацию
психотерапевтиче ского
взаимодействия. При этом могут использоваться рисунок, живопись, графика,
скульптура,
чеканка,
фотография,
лепка,
резьба,
выжигание,
гобелен,
мозаика, фреска, резьба по дереву, изготовление изделий из меха, кожи, ткани
и т.д. В качестве материала могут быть применены как природные материалы
(глина,
мел,
песок,
листья,
камни,
ветки,
овощи,
фрукты
и
т.п.),
так
и
искусственные, то есть созданные человеком (краска, гуашь, картон, бумага,
пластилин, верёвка, целлофан и т.п.). В современную арт-терапию включены
и
такие
формы
творческой
деятельности
как
видеоарт,
инсталляция,
перфоманс, компьютерное творчество, где ведущую роль играет визуальный
канал восприятия информации.
Практическое применение арт-терапии в процессе работы с детьми с
задержкой психического развития выражается в психолого-педагогическом
сопровождении -
деятельности
направленной
на
создание
системы
социально-психологических условий, способствующих успешному обучению
и
развитию
каждого
ребёнка.
Цель
психолого-педагогиче ского
сопровождения как системы работы педагогического коллектива – создание
педагогической целесообразной среды для гармоничного развития ребёнка,
среды,
способствующей
успешному
обучению
и
поступательному
психологическому развитию детей.
Психолого-педагогическое
сопровождение
в
таких
группах
и
классах
строится при соблюдении основных методологических принципов:
-
развитие
отдельных
психических
процессов
через
перестройку
и
развитие мотивационной среды ребёнка;
- организация развивающей работы строится на основе индивидуального
подхода, учитывающего «зону ближайшего развития» ребёнка;
-
занятия
проходят
в
игровой
форме
с
целью
стимулирования
заинтересованности участников;
- обязательны доброжелательные и дружелюбные отношения с детьми,
недопустимо порицание за неуспех;
- должна быть положительная эмоциональная оценка любого достижения
детей со стороны взрослого;
- развитие у детей способности самостоятельной оценки своей работы.
Выбор методов и приемов в арт-терапии определяется:
-
возрастными
и
индивидуальными
особенностями
и
возможностями
детей;
- их интересами и склонностями;
- особенностями и степенью отклонений в их развитии;
- целями и задачами коррекции;
- спецификой воздействия каждого из видов искусства;
- формами организации художественной деятельности;
- объемом и качеством художественной информации;
-
мастерством
арт-терапевта
или
педагога,
уровнем
владения
специальными
педагогическими
технологиями
и
технологиями
художественного развития.
Арт-терапия как направление, связанное с воздействием разных средств
искусства на человека, используется как самостоятельно, так и в сочетании с
медикаментозными, педагогическими и другими средствами.
Методы арт-терапии, используемые в работе с детьми с задержкой
психического развития
Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь
рисованием.
Музыко-терапия основана на процессе слушания музыки и музицирования.
Игро-терапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей с
использованием игры.
Сказкотерапия
–
это
процесс
образования
связи
между
сказочными
событиями и поведением в реальной жизни
Имаготерапия –
занятия
театрализованной
деятельностью
детей
с
ограниченными возможностями здоровья дают положительную динамику в
качественном
развитии
воображения,
формировании
его
творческого
компонента.
Обеспечивают
становление
знаково-символической
функции
мышления,
произвольного
внимания,
коррекции
психоэмоционального
состояния.
Кинезетерапия -
ритмические
движения
формируют
двигательный
самоконтроль и произвольность внимания. Совершенствуется координация
движений, развивается воображение.
Воспитание природой (флоротерапия, ипотерапия, акватерапия и др.) имеет
большое значение для коррекционного воздействия на детей с задержкой
психического развития. Ведь сама по себе природа – это кладовая мира
красок,
звуков,
положительных
ощущений,
эмоций
и
многого
другого
положительного
воздействия
на
человека.
Надо
только
направить
его
в
нужное “русло”.
Арт-терапия это один из самых интересных и творческих методов
психологической
работы,
использующий
возможности
искусства
для
достижения положительных изменений в эмоциональном, интеллектуальном
и личностном развитии человека.
Существует немало литературных источников по вопросу коррекционной
значимости
арт-терапии
для
детей
вообще
и
для
детей
с
задержкой
психического
развития
в
частности.
Но
к
сожалению,
данная
проблема
изучена и научно обоснована не достаточно для того, чтобы говорить о
единой точке зрения ученых на применение этих методов в работе с детьми.
Можно говорить о том, что не существует точного обозначения нюансов
отличий в технологических и методических подходах арт-терапии и арт-
педагогики.
Однако, необходимость введения методов арт-терапии в коррекционную
деятельность по работе с детьми с задержкой психического развития доказана
и не вызывает никакого сомнения.
Можно
предположить,
что,
руководствуясь
концепцией
личностно-
ориентированного обучения, согласно которой в центре обучения находится
сам
обучающийся,
его
мотивы,
цели,
индивидуально-психологические
особенности,
то
есть
сам
учащийся
как
личность,
в
работе
с
детьми
с
задержкой психического развития больший акцент будет делаться на методы
арт-терапии,
а
арт-педагогика
ляжет
в
основу
дополнительной
работы
с
детьми,
для
которых
концепт
«терапия»
менее
востребован.
При
таком
подходе методы арт-терапии и будут преломляться через призму личности
обучаемого, его потребности, способности, интеллект, активность и другие
индивидуально-психологические особенности, обеспечивая персонализацию
педагогического
взаимодействия,
где
педагог
является
сотрудником,
активизирующим
и
поощряющим
творческую
самостоятельность,
инициативу и самовыражение ученика.