Напоминание

Игры, для коррекции и профилактики сутулости и нарушения осанки


Автор: Черниговцева Людмила Николаевна
Должность: руководитель физического воспитания
Учебное заведение: Центр социальной реабилитации несовершеннолетних
Населённый пункт: г. Анапа
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Игры, для коррекции и профилактики сутулости и нарушения осанки
Раздел: среднее образование





Назад




Игры, для коррекции и профилактики сутулости и

нарушения осанки.

Нарушение

осанки

-

частый

спутник

многих

хронических

заболеваний, проявляющихся в общей функциональной слабости,

гипотоническом (пониженном напряжении тканей) состоянии мышц и

связочного

аппарата.

Дефекты

осанки

отрицательно влияют

на

деятельность сердца, желудка, печени, почек.

Основой профилактики и лечения нарушений осанки является общая

тренировка организма ребенка. В задачи игр входят: укрепление

опорно-двигательного

аппарата,

усиление

мышечного

«корсета»

позвоночника,

улучшение

функций

дыхания, сердечнососудистой

системы. В процессе проведения подвижных игр надо добиваться

тренировки навыков в удержании головы и туловища в правильном

положении, правильной ходьбе (грудь вперед, лопатки чуть сведены,

подбородок

приподнят). Выработке правильной осанки помогают

игры на координацию движений, равновесия. Упражнения в играх

чередуются с дыхательными упражнениями.

Приобретение правильной осанки - длительный процесс, поэтому

ребенку необходимо многократно показывать, что такое правильная

осанка. Некоторые родители ограничиваются замечанием: «Не

горбись!» - это ошибка, так как детьми в этом возрасте частица «не»

обычно не воспринимается. Нужно давать позитивные формулировки

(«иди прямо», «выше подбородок») и непосредственно на теле

ребенка.

«Едем в зоопарк»

Цели игры: развитие координации и быстроты движений в крупных и

мелких мышечных группах, формирование правильной осанки, тренировка

внимания, улучшение функции зрительного и слухового анализаторов, их

координации с движениями туловища и конечностей, улучшение осанки.

Необходимый

материал:

обручи,

стулья,

мел.

Ход

игры

Дети выбирают себе роль животного. Каждый «зверь» садится в свою

«клетку» - в обруч, на стул, в круг, нарисованный на полу, земле. В «клетке»

может быть и несколько «зверей» -обезьяны, зайки, гуси и т. д. Не занятые в

ролях

дети

встают за ведущим, садятся в «поезд» и едут на прогулку в

«зоопарк». Приехав

и

прогуливаясь

по

«зоопарку»,

ведущий,

подходя к

«клетке», спрашивает: «Какой зверь проживает в этой клетке?». Сидящие там

«звери» должны показать движениями, мимикой, звуками, кого они изображают,

а приехавшие «экскурсанты» отгадывают зверей. И так от «клетки» к «клетке».

Отмечаются дети, которые наиболее удачно изобразили зверей.

«Петушиный шаг»

Цели игры: улучшение осанки; укрепление мышц туловища, ног;

связочно-мышечного аппарата стоп.

Необходимый

материал:

игра

проводится

в

бассейне.

Ход

игры

Ходить по дну бассейна с высоким подниманием бедра, р на поясе, голова,

спина прямо, смотреть вперед, плечи не поднимать. Опускать ногу на носок с

перекатом на пятку. Выигрывает игрок, выполнивший упражнения более красив

о, четко.

«Длинная скакалка»

Цели игры: улучшение функции дыхания, сердечно-сосудистой системы;

укрепление

связочно-мышечного

аппарата стоп;

воспитание

ловкости,

быстроты реакции, координации дыхания.

Необходимый

материал:

скакалка

или

длинная

веревка.

Ход

игры

Ребенок

с

ведущим

равномерно

вращают

скакалку.

Дети по одному

прыгают через скакалку. Игру можно усложнить, изменяя вид прыжков:,

перепрыгивая одной ногой, а затем в стороны, двумя ногами вместе, делая

дополнительное подпрыгивание и т. д.

«Мастер мяча»

Цель игры: укрепление мышц туловища и конечностей; развитие ловкости,

меткости, координации движений в крупных и мелких мышечных группах;

формирование правильной осанки.

Необходимый

материал:

мячи,

по

одному

на

каждого игрока.

Ход

игры

Ведущий раздает детям мячи, и они по его команде выполняют задания.

Вариант I

1. Бросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши за спиной и поймать мяч.

2. Бросить мяч вверх, повернуться кругом и поймать мяч.

Бросить мяч вверх, сесть, скрестив ноги, и поймать мяч

3.Сесть на корточки, бросить мяч вверх, вскочить на ноги и поймать мяч

«Длинная скакалка»

Цели игры: улучшение функции дыхания, сердечно-сосудистой системы;

укрепление

связочно-мышечного

аппарата стоп;

воспитание

ловкости,

быстроты реакции, координации дыхания.

Необходимый

материал:

скакалка

или

длинная

веревка.

Ход

игры

Ребенок

с

ведущим

равномерно

вращают

скакалку.

Дети по одному

прыгают через скакалку. Игру можно усложнить, изменяя вид прыжков:,

перепрыгивая одной ногой, а затем в стороны, двумя ногами вместе, делая

дополнительное подпрыгивание и т. д.

«Петушиный шаг»

Цели

игры:

улучшение

осанки;

укрепление

мышц

туловища, ног;

связочно-мышечного аппарата стоп.

Необходимый

материал:

игра

проводится

в

бассейне.

Ход

игры

Ходить по дну бассейна с высоким подниманием бедра, руки на поясе, голова,

спина прямо, смотреть вперед, плечи не поднимать. Опускать ногу на носок с

перекатом

на

пятку.

Выигрывает игрок, выполнивший упражнения более

красиво, четко.

«Мастер мяча»

Цель игры: укрепление мышц туловища и конечностей; развитие ловкости,

меткости, координации движений в крупных и мелких мышечных группах;

формирование правильной осанки.

Необходимый

материал:

мячи,

по

одному

на

каждого игрока.

Ход

игры

Ведущий раздает детям мячи, и они по его команде выполняют задания.

Вариант I

1.Бросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши за спиной и пой

мать мяч.

2.

Бросить мяч вверх, повернуться кругом и поймать мяч.

3.

Бросить мяч вверх, сесть, скрестив ноги, и поймать мяч.

4.

Сесть на корточки, бросить мяч вверх, вскочить на ноги

и поймать мяч.

5.

Бросить

мяч

высоко

вверх,

наклониться,

дотронуться

концами

пальцев до носков ног, выпрямиться и поймать мяч.

Вариант II

1.

Ударить мяч о землю так, чтобы он высоко подпрыгнул,

затем нагнуться, дотронуться концами пальцев до носков ног и,

выпрямившись, поймать мяч.

2.

Сильно ударить мяч перед собой о землю, повернуться

кругом и поймать мяч.

3.

Начертить на земле круг (в окружности 12 шагов, в поперечнике 4

шага), обежать его 3 раза, отбивая мяч ладонью одной руки (то правой, то

левой).

4.

Приподнять правую

ногу, слегка

вытянув

ее

впереди бросить мяч

левой рукой о землю так, чтобы он пролетел под правой ногой. Затем

поймать отскочивший мяч справа, не опуская ноги. Сделать то же

упражнение, приподняв левую ногу,

и бросив мяч правой рукой.

Побеждает тот, кто наберет большее число очков.

Примечание.

Каждое

упражнение

играющий

вначале

повторяет по

одному разу. Затем после выполнения всех упражнений или при допущенной

ребенком во время игры ошибке в игру вступает партнер и повторяет те же

упражнения.

Игра

постепенно

усложняется

увеличивается количество

бросков.

Упражнения

выполняются

последовательно

одна за другим. На

каждое упражнение допускается по две попытки. За упражнение, правильно

выполненное с первой попытки, участник получает два очка, выполненное со

второй попытки — одно очко. Побеждает набравший большее число очков.

Во время выполнения заданий ведущий следит, чтобы дети делали их

правильно. После того как дети ознакомятся с заданиями, ведущий диктует их

вновь.

Игроки,

правильно

выполнившие

задания,

получают

жетоны.

Выигрывает

игрок,

набравший

больше

всего

жетонов.

Этого

игрока

назначают «Мастером мяча»

«Живое кольцо»

Цели игры: укрепление мышц туловища и конечностей; развитие

ловкости, меткости, координации движений в крупных и мелких

мышечных группах; формирование правильной осанки.

Необходимый материал : длинная веревка.

Ход игры

Ведущий связывает концы веревки и просит игроков встать

вокруг и взять веревку.

Ведущий объясняет, что у игроков получилось живое кольцо

и теперь игроки должны выполнять задания. Игрок,

выполнивший все задания правильно, побеждает.

Задания.

1.Исходное положение - встать лицом в круг, руки с верев

кой внизу. По

команде инструктора руки с веревкой поднять

вверх, правую (левую) ногу отставить на носок назад — вдох;

вернуться в исходное положение - выдох. Повторить 4 раза.

2.

Исходное положение то же. Перебирая руками веревку, передавать ее

вправо (влево) по кругу (по 2 раза в каждую сторону).

3.

Исходное положение то же, руки вверху с веревкой. На

счет 1—2 наклониться вперед, положить веревку на пол - выдох;

вернуться в исходное положение - вдох. Повторить 4-6 раз.

4. Исходное положение то же. Опустить

веревку вниз до уровня бедер. По команде

инструктора перешагнуть

веревку

поочередно

правой

и

левой

ногой;

встать

(руки с веревкой сзади). Так же, по команде -

перешагнуть правой и левой ногой назад. (Повторить

4-6 раз.)

5.

Исходное положение - встать лицом в круг, руки

внизу.

По команде инструктора присесть, колени в сторону, руки с веревкой

вперед вверх (вдох); вернуться в исходное положение -

выдох. (Повторить 4—6 раз.)

6.

Исходное положение то же. Веревка на полу. Встать

на веревку, руки на поясе. 6 прыжков на обеих ногах вправо,

б - влево и снова 6 прыжков по веревке вправо и влево (2-4 раза).

Инструктор и играющие отмечают детей, сделавших это упражнение

четко, красиво, с большим вниманием.

«Летим на Марс»

Цели

игры:

обучение

приемам

игры

в

мяч,

развитие

умения

ориентироваться

в

пространстве,

координация

движений рук, развитие

мышц плечевого пояса.

Материалы:

стул,

мяч.

Ход

игры

Ведущий предлагает запустить ракету на Луну. Берет мяч и кидает его

вверх. Ребенок сидит и повторяет движения взрослого. Так можно сделать

5-6 раз. Затем движения можно повторить стоя. Когда мяч падает, ребенок

подходит к нему, берет его и по команде («ракета полетела») кидает снова.

Ведущему

необходимо

подбадривать

ребенка,

следить

за

правильной

осанкой! Более

сложный

вариант

броска

возможен

с

подскоком

и

отрыванием обеих ног от пола.

«Большие ноги идут по дороге»

Цели

игры:

развитие

мышления

(умения

создать

образ легкого

и

быстрого,

медленного

и

тяжелого

движения),

сообразительности,

внимания (его концентрации, устойчивости).

Ход

игры

Усадив детей так, чтобы они видели друг друга, ведущий предлагает всем

показать свои ножки. Дети поднимают ногу. Ведущий говорит, что ножки

у

них

маленькие,

но

бегают

по

до!

рожке

быстро,

и

приговаривает

несколько раз: «Маленькие ножки

бегут

по

дорожке».

Затем

ведущий

говорит, что у медведя ноги большие, а идет он медленно: «Большие ноги

идут по дороге». Создав образы легкого и быстрого, медленного и тяжелого

движения,

ведущий

предлагает

поиграть.

Несколько

раз

повторяется

присказка. Дети в соответствии со словами и ритмом мелодии

то

бегают

(«маленькие ножки бегут по дорожке»), то ходят («большие ноги идут

по

дороге»).

Ведущий

вместе с детьми показывает то быстрые и легкие,

то медленные и тяжелые движения.

«Ласточка»

Цели

игры:

тренировка

вестибулярного

аппарата,

коор динации

движений;

укрепление

связочно-мышечного

аппарата,

туловища,

рук.

Ведущий показывает, как нужно стоять «ласточкой». Затем ребенок сам

стоит на одной ноге, другая отведена назад, руки в стороны, туловище

несколько наклонено вперед, голова поднята.

Ход

игры

Ведущий

держит

ребенка

за

обе

руки

дальнейшем

за

одну)

и

контролирует, правильно ли выпрямлены позвоночник и поднятая нога.

Поза вначале удерживается не более одной секунды, затем опорная нога

меняется.

«Качели - карусели»

Цели игры: расслабление мышц туловища; улучшение вестибулярного

аппарата.

Ход

игры

Родители

поднимают

ребенка

в

положении

лежа

на

спине до уровня

своего пояса. Один держит ребенка под мышки, другой - за обе ноги и

раскачивают

его

в

выпрямленном

положении со

словами:

«Кач,

кач,

качели». Затем один из взрослых продолжает держать ребенка под мышки

(другой отпускает) и кру

жится вместе с ним вправо и влево (получаются

карусели) со словами «Полетели карусели». Желательно игру проводить под

ритмичную музыку. Игра проводится в заключительной фазе занятий, когда

ребенок почувствовал усталость.

«Маленький гимнаст»

Цели

игры:

укрепление

мышц

туловища

и

конечностей; тренировка

равновесия.

Ход

игры

Родители рассказывают ребенку о гимнастах, показывают,! как красиво они

выступают. Затем предлагают поиграть в гимнаста. Родители, сидя на корточках,

крепко сцепляют руки (правая мамы и левая папы), прижимая их к своему

телу. Другими руками берут за руки ребенка, который становится одной ногой

на руку папы, а другой - на руку мамы. Родители медленно встают и

поднимают ребенка до уровня пояса в положении стоя! (ребенок выпрямляет

спину). После чего начинают медленно ходить, предлагая ребенку

продолжать стоять, сохраняя правильную осанку. Постепенно шаг

ускоряется. Через 1—2 минуты родители опять становятся на корточки,

ребенок соскакивает на землю. Это упражнение содержит сильный

эмоциональны? заряд для ребенка и родителей, так как редко удается играть

всем вместе. После игры лучше всего устроить совместное чае-j питие.

«Гимнастика для ежика»

Цель игры: укрепление мышечного «корсета» позвоночника.

Ход

игры

Ведущий показывает детям, как ежик делает гимнастику! В положении лежа

на спине ведущий поднимает руки за голов) и максимально вытягивается.

Затем, поднимая верхнюю половину туловища к коленям, наклоняется вперед,

то есть группируется, обхватывая ноги под коленями (ёж свернулся). Дети по-

казывают, как ежик делает гимнастику, ведущий поправляет детей. Затем по

команде

ведущего

дети

выполняют

упражнение 5-6

раз.

Перед

каждым

повторением надо полежать и отдохнуть, расслабившись, как тряпичная кукла.

«Разбей цепь»

Цели игры: общеукрепляющее воздействие на весь организм; формирование

правильной

осанки;

воспитание

творческого

решения

задачи;

развитие

инициативы, быстроты реакции.

Ход

игры

Играющие, взявшись за руки, образуют цепь. Первый (водящий) в цепи тянет

за собой цепь, меняя направление в ходьбе, заплетает различные фигуры,

обвивая всю цепь вокруг себя, снова расплетает ее, останавливается, бежит и

потом старается быстрым поворотом разорвать цепь. Кто не смог удержать цепь,

выходит из игры, а цепь снова замыкается. Играют до тех пор, пока остается 2-

3 человека в цепи, потом игру повторяют.

«Регулировщик»

Цели

игры:

формирование

правильной

осанки,

походки; развитие

координации

движений,

умения

ориентироваться в пространстве, на месте;

развитие быстроты реакции на сигнал, тормозных реакций; уравновешивание

нервных процессов.

Необходимый

материал:

небольшие

кольца,

тарелочки, палочка-жезл.

Ход

игры

Дети подразделяются на две команды: «машины» и «пешеходы». «Машины» идут

по параллельным «улицам». У детей, изображающих машины, в руках

тарелки в качестве «руля», и двигаются они на полусогнутых ногах.

«Пешеходы» ждут на перекрестке. Регулировщик-«водящий» поднимает

палочку «машины» движутся, опускает — «пешеходы» идут по своим

«поперечным» «улицам».

Игра повторяется 2—3 раза. Если «машины» или «пешеходы>|

вовремя

не останавливаются, то «милиционер» берет с ни штраф («фант») или на

время сажает на скамейку в зале. Поел игры оштрафованные должны что-

нибудь исполнить.

«Буря на море»

Цели игры: развитие концентрации и устойчивости внимания, умения его

переключать; тренировка быстроты реакция на сигнал; развитие координации

движений; формирование правильной осанки; развитие зрительной, слуховой,

моторной памяти.

Необходимый

материал:

стулья,

на

один

меньше чем число

участников, или мел, если игра идет на улице.

Ход

игры

Ставят рядом два ряда стульев. Можно также начертить на земле большой

круг и на нем наметить цифрами места играющих. Оставшийся по жребию без

места называется «морем». Он и ведет игру. Каждый из играющих принимает

название какой-либо рыбы или морского животного. Водящий ходит около

играющих, плавно взмахивая руками, приговаривает: «Море волнуется! Море

волнуется!». Вдруг он останавливается и называет какую-нибудь рыбу. Игрок,

назвавшийся этим именем, следует за ним. Вызываются и все остальные «рыбы»

и вереницей следуют за «морем», подражая его движениям и приговаривая:

«Море волнуется». Как только водящий скажет: «На море буря!», все кружатся

на месте. Если же он скажет: «Море спокойно», все спешат занять свои места.

Конечно,

«море»

всегда

обеспечит

себе

место.

Оставшийся

без

места

становится «морем», и игра возобновляется, тогда каждый может взять себе и

другое название рыбы. Водящий («море») может крикнуть: «Море спокойно»,

когда

захочет,

даже

тогда,

когда

вызваны

ПО

не

все

«рыбы».

Игра

заканчивается, когда все играющие побывали в роли моря.

«Перешагни через веревочку»

Цели игры: развитие координации движений; ловкости, формирование

навыка в перешагивании препятствия. Материалы:

веревочка,

стулья.

Ход

игры

Протягивается и закрепляется веревочка на расстоянии 10-15 см от пола.

Ребенок сидит на стуле в 3-5 м от веревочки.

По команде ведущего ребенок

идет

и

перешагивает

через

веревочку,

затем

поворачивается

и

снова

перешагивает через веревочку, пока не перешагнет по всей длине. Если ребенку

трудно, то можно сделать 3-4 перешагивания. Игру лучше выполнять под

ритмичную музыку или хлопки ведущего при каждом перешагивании через

веревочку. Ведущему нужно контролировать правильность осанки и смыкания губ

(рот должен быть закрыт). Начинать можно с одной стороны веревочки, а на

другой стороне, на стуле, к которому прикреплена веревочка, можно положить

приз.

«Попади в ворота мячом»

Цели игры: развитие разносторонней координации движений и подвижности

нервных процессов, умения держать равновесие.

Материалы: 2 стула или табуретки, рейка (1-2 м), мячик.

Ход

игры

Ведущий строит ворота (на спинки стульев или сиденья табуреток кладет

рейку). Перед воротами на расстоянии 1,5-2 м кладет мяч. Ребенок должен

взять мяч, катить его в ворота и бежать за ним. Пройдя ворота на четвереньках,

ребенок выпрямляется «поперечным» «улицам».

Игра повторяется 2-3 раза. Если «машины» или «пешеходы» вовремя не

останавливаются, то «милиционер» берет с них штраф («фант») или на время

сажает на скамейку в зале. После игры оштрафованные должны что-нибудь

исполнить.

«Буря на море»

Цели игры: развитие концентрации и устойчивости внимания, умения его

переключать; тренировка быстроты реакции на сигнал; развитие координации

движений; формирование правильной осанки; развитие зрительной, слуховой,

моторной памяти.

Необходимый

материал:

стулья,

на

один

меньше,

чем

число

участников, или мел, если игра идет на улице.

Ход и г р ы

Ставят рядом два ряда стульев. Можно также начертить на земле большой

круг и на нем наметить цифрами места играющих. Оставшийся по жребию без

места называется «морем». Он и ведет игру. Каждый из играющих принимает

название какой-либо рыбы или морского животного. Водящий ходит около

играющих, плавно взмахивая руками, приговаривает: «Море волнуется! Море

волнуется!». Вдруг он останавливается и называет какую-нибудь рыбу. Игрок,

назвавшийся этим именем, следует за ним. Вызываются и все остальные «рыбы»

и вереницей следуют за «морем», подражая его движениям и приговаривая:

«Море волнуется». Как только водящий скажет: «На море буря!», все кружатся

на месте. Если же он скажет: «Море спокойно», все спешат занять свои места.

Конечно, «море» всегда обеспечит себе место. Оставшийся без места

становится «морем», и игра возобновляется, тогда каждый может взять себе

и другое название рыбы. Водящий («море») может крикнуть: «Море

спокойно», когда захочет, даже тогда, когда вызваны вали в роли моря.

«Перешагни через веревочку»

Цели

игры:

развитие

координации

движений;

ловкости, формирование

навыка в перешагивании препятствия.

Материалы:

веревочка,

стулья.

Ход

игры

Протягивается и закрепляется веревочка на расстоянии 10-15 см от пола.

Ребенок сидит на стуле в 3-5 м от веревочки.

]о команде ведущего ребенок идет и перешагивает через веревочку, затем

поворачивается и снова перешагивает через веревочку, пока не перешагнет по

всей длине. Если ребенку трудно, можно сделать 3-4 перешагивания. Игру

лучше выполнять под ритмичную музыку или хлопки ведущего при каждом

перешагивании через веревочку. Ведущему нужно контролировать правильность

осанки и смыкания губ (рот должен быть закрыт).

Начинать можно с одной стороны веревочки, а на другой стороне, на стуле, к

которому прикреплена веревочка, можно положить приз.

«Попади в ворота мячом»

Цели игры: развитие разносторонней координации движений и подвижности

нервных процессов, умения держать равновесие.

Материалы: 2 стула или табуретки, рейка (1-2 м), мячик.

Ход

игры

Ведущий строит ворота (на спинки стульев или сиденья табуреток кладет

рейку). Перед воротами на расстоянии 1,5-2 м кладет мяч. Ребенок должен

взять мяч, катить его в ворота и бежать за ним. Пройдя ворота на четвереньках,

ребенок выпрямляется, догоняет мяч и, положив его на прежнее место, садится

отдыхать. Более сложный вариант можно проводить на время. Необходимо, чтобы

ребенок бежал за мячом прямо, не горбясь.

«Коршун и наседка»

Цели игры: укрепление мышечного аппарата стопы; развитие координации

движений в крупных и мелких мышечных группах, внимания, быстроты

реакции, зрительного и слухового анализаторов.

Материалы:

веревка.

Ход

игры

Дети сидят или стоят. На одной стороне площадки веревкой отгорожен «дом»,

где сидят цыплята (дети) с наседкой (ведущий). Сбоку в стороне находится

коршун - ребенок, которого выбирают при помощи считалки. Наседка покидает

свой

дом

(подлезает

под

веревку):

«Ко-ко-ко!»

На

ее

зов

цыплята

тоже

подлезают

под

веревку

и

вместе

с

ней

гуляют

по

площадке (клюют

зернышки» - наклоняются, приседают). При словах ведущего «Летит коршун»

цыплята убегают домой. Из игры выбывают цыплята, пойманные коршуном.

Самый последний из них становится коршуном.

«Восточный официант»

Цели игры: развитие координации движений; равновесия; укрепление

мышечного «корсета» позвоночника. Материалы: поднос или книга, кубик.

Ход

игры

Ведущий предлагает поиграть в «восточного официанта» и показывает, как

на Востоке переносят грузы на голове. Ребенок должен выпрямиться, принять

правильную осанку. Теперь нужно положить книгу или поднос с кубиком на

голову и пройти вперед. Выигрывает тот, кто дальше пройдет. Ведущий должен

следить, чтобы мышцы не были слишком напряжены. После игры следует

провести

расслабляющие

движения:

руки

вверх (на

цыпочках)

и

вниз,

согнуться в поясе, расслабиться - и так несколько раз. Руки должны быть

полностью расслабленными.

«Самый меткий»

Цели

игры:

развитие

координации

и

быстроты

движений в крупных и

мелких мышечных группах; формирование навыков при разнообразном метании

мяча.

Материалы: мячи, мишени - кольцо или коробка, кегли.

Ход

игры

На расстоянии, до которого ребенок может добросить мяч, ставится коробка

или подвешивается кольцо. Пусть ребенок сделает несколько попыток попасть в

цель. Модифицированный вариант: расставляются кегли, и их надо сбить. За

сбитую кеглю или попавший в коробку мяч ведущий выдает фант (жетон).

Выигрывает тот, у кого больше фантов.

«Попрыгунчик-лягушонок»

Цели игры: обучение равновесию; улучшение координации движений;

укрепление опорно-двигательного аппарата. Ход

игры

Ведущий рассказывает о лягушках и показывает, как они прыгают, квакают.

После чего ребенку предлагают попрыгать, как лягушка. Ребенок садится на

корточки, опираясь на руки (на четвереньках). Ведущий обхватывает его за пояс

и помогает выпрямить назад согнутые ноги (сначала одну, потом другую, затем

обе одновременно). На мгновение ребенок опирается только на руки (с помощью

ведущего). Упражнение необходимо повторить 3 раза, чтобы ребенок отрывал

ступни от земли и поднимал прямые ноги как можно выше.

«Ходим боком»

Цели

игры:

развитие

координации

движений,

равновесия; укрепление

мышечного «корсета» позвоночника, мышечного аппарата стопы.

Материалы: кубик или книга.

Ход

игры

Ребенок должен выпрямиться, принять правильную «осанку. Нужно положить

ребенку

на

голову

кубик

или

книгу

и

предложить подвигаться вправо

приставным шагом. Потом те же движения проделать влево, стараться не

уронить кубик. Выигрывает тот, кто сможет сделать больше шагов.

«Мышки в кладовой»

Цели игры: тренировка быстроты реакции, скорости, ловкости движений,

умения ориентироваться в пространстве

Необходимые

материалы:

стулья,

веревка.

Ход

игры

Дети изображают мышей. Они сидят на стульях по одну сторону площадки

(мыши в норках). На противоположной стороне площадки, на высоте 40-50 см

натянута веревка, за которой находится «кладовая». Сбоку от детей сидит

ведущий, играющий роль кошки. Кошка засыпает, мыши бегут в кладовую, они

нагибаются и пролезают под веревку. Затем присаживаются на корточки и

грызут сухари: «Хруп, хруп». Кошка внезапно просыпается и бежит за мышами.

Мыши выбегают из кладовой и бегут в норки. Кошка ловит мышей. Поймав

одного, кошка сажает его отдельно и повторяет игру с остальными. Игра за-

канчивается, когда все мыши будут пойманы. По окончании игры ведущий

предлагает всем потянуться, поднять голову вверх: «Они теперь не мышки, а

славные ребятишки, и будут хорошо расти». При этом ведущему необходимо

контролировать у детей осанку, смыкание губ.

«Белочка»

Цели

игры:

укрепление

мышц

туловища

и

конечностей; координация

движений; ловкость; тренировка в усложненной ходьбе.

Необходимые

материалы:

гимнастическая

стенка,

лесенки на детских

площадках, любимая яркая игрушка.

Ход

игры

Ведущий рассказывает ребенку о белочках: как они живут, чем питаются. Вот

одной белочке подарили игрушку, и она хочет показать ее другим. «Покажи и

принеси игрушку, как белочка», - говорит ведущий. Ребенок с помощью

взрослого

поднимается по гимнастической лесенке. На верхней ступеньке

висит любимая яркая игрушка. Взяв игрушку, ребенок должен мед

ленно

спуститься вниз. Ведущему необходимо страховать ребенка, помогать,

если нужно.

Размещать

игрушку

нужно

вначале

на

4-5-й

ступеньках,

затем

поднимать повыше.

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ИСПРАВЛЕНИЕ

ПЛОСКОСТОПИЯ

Плоскостопие

чаще

всего

встречается

у

слабых,

физически плохо

развитых

детей.

Нередко

нагрузка

на

своды

стоп

таки> детей

оказывается

чрезмерной.

Связки

и

мышцы

стопы

перенапрягаются,

ра с тя гива ют с я ,

т е ря ют

пруж иня щ и е

с во йс т ва .

С в од и стоп

расплющиваются,

опускаются,

и

возникает

плоскостопие] Стопа

является опорой, фундаментом тела, поэтому изменение формы

стопы

влияет

не

только

на

ее

функцию,

но

и

изменяет положение

таза,

позвоночника.

Это

отрицательно

сказывается на

осанке

и

общем

состоянии ребенка.

Поэтому игры и задания в этой главе подобраны таким образом, чтобы

упражнения укрепляли связочно-мышечный аппарат голени и стопы,

способствовали общему оздоровлению opганизма и воспитанию навыка

правильной ходьбы (не разводя носков). Кроме нижеприведенных игр вы

можете придумать сами игры с ходьбой на наружных краях стоп, на

носках, со сгибанием пальцев ног, захватыванием пальцами ног

различных! предметов, приседаниями в положении носки внутрь (пятки

раз-1 ведены).

Кроме игр, описанных в этой главе, вы можете также ис-1 пользовать

игры, описанные в других главах, но также полезные! для профилактики и

лечения плоскостопия. Это такие игры, как: «Едем в зоопарк», «Найди

клад»,

«Петушок».

Обратите

внимание,

что

при

выраженном

плоскостопии

следует

исключить

игры,

связанные

с

прыжками

и

спрыгиваниями с высоты.

«Спящий кот»

Цели игры: развитие навыков в ходьбе, ловкости, внимания

Необходимый

материал:

стулья.

Ход

игры

Один

играющий

ложится

(садится)

на

скамью

(стулья), стоящую в

середине площадки (комнаты), изображая спящего кота. Остальные дети -

мыши - тихо на носках обходят его со всех сторон. По сигналу ведущего кот

«просыпается» и ловит разбегающихся мышей. Пойманный в свою очередь

становится котом.

«Парашютисты»

Цели

игры:

развитие

коор-

динации

движений,

чувства

равновес и я ;

у к р е п л е н и е

связочномышечного

аппарата

н о г ;

ул у ч ш е н и е

р е ссорной

функции стопы.

Необходимый

м ат е р и а л :

скамейка или стул, мел.

Ход

игры

Около

скамеечки

чертят

три кружка:

один

совсем

близко,

другой

подальше, третий еще дальше. Дети по очереди прыгают с пенька (ска-

мейки) в кружок.

Выигрывает тот, кто точнее приземлится в каждый из кружков и не

упадет. Спрыгивать надо мягко, пружиня на носках.

«Ловкие ноги»

Цели

игры:

развитие

координации

движений,

чувства равновесия;

укрепление мышц туловища, связочно-мышечного аппарата стоп.

Необходимый

материал:

ковер,

палки

и

платки по числу

игроков.

Ход

игры

Дети сидят на полу, на ковре, руки за туловищем, кистями опираются о

ковер. Между широко расставленными ногами -палка. У ее конца справа

носовой платок. Нужно взять его пальцами правой ноги и перенести к левой, не

задев палки. Правую ногу перевести в исходное положение. Потом взять

платок пальцами левой ноги и перенести его вправо от палки. Повторять 2-4

раза,

последние

2

раза

перенести

обе

ноги

с

платком вправо и влево.

Выигрывает тот, кто сделал упражнение, не задев платком палки.

Выполняя упражнение, можно приговаривать:

Я платок возьму ногой, Поднесу его к другой,

И несу, несу, не сплю, Палку я не зацеплю.

«Бегущая скакалка»

Цели

игры:

развитие

координации

движений,

чувства равновесия;

укрепление мышц туловища, связочно-мышечного аппарата стоп.

Необходимый

материал:

длинная

скакалка

или

веревка. Ход

игры

Двое берут длинную скакалку (веревку) за концы и ходят с ней вдоль

площадки, то ускоряя, то замедляя темп ходьбы. Остальные дети перепрыгивают

через скакалку. Задевший скакалку сменяет держащего ее.

«Мяч бросай, не теряй»

Цели игры: умение координирование выполнять различные упражнения;

формирование правильной осанки; укрепление мышц туловища и конечностей.

Ход

игры

Детям раздают средние и маленькие мячи. Ведущий инструктор говорит:

«Можете с мячом как хотите играть!». Дети разбегаются в разные стороны и

свободно играют с мячами: катают, подбрасывают, ловят. На слова: «Мяч не

теряй, вверх поднимай!» все останавливаются и показывают свои мячи. Игра

повторяется 3-4 раза. После этого ведущий предлагает детям пройти с мячом

в руках по кругу.

Расположив детей по кругу, ведущий предлагает им проделать несколько

упражнений с мячами, например:

1)

поднять мяч вверх, посмотреть на него и опустить;

2)развести руки в стороны, затем, соединив их перед собой,

переложить мяч из одной руки в другую и опустить руки вниз;

3)наклониться, положить мяч на пол, выпрямиться без мяча,

еще раз наклониться и поднять мяч;

4)присесть, покатать мяч по полу от правой руки к левой

(и наоборот), затем встать, подняв мяч;

5)поднять мяч вверх и передать игроку, стоящему сзади.

Во время выполнения упражнений контролируют спокойное

размыкание губ.

«Заяц, елочки и мороз»

Цели игры: тренировка различных навыков передвижения; формирование

правильной осанки; развитие внимания,

быстроты реакции, координации

движений; укрепление мышечного аппарата стоп и голеней.

Ход

игры

Ведущий выбирает «елочек», «зайчика» и «мороза». Ведущий чертит

круги, в них расставляет «елочки».

По команде ведущего начинается игра. «Заяц» бежит к ближайшей

«елочке» укрыться под ней от «мороза». «Мороз» стремится «заморозить»

- осалить - «зайчика». Но если «зайчик», убегая от «мороза», успевает

прыгнуть в ,кружок, где стоит I «елочка», он становится «елочкой», а

«елочка» - «зайчиком» | и бежит от «мороза», вытесняя затем из другого

круга следующую «елочку». Осаленный «зайчик» становится «морозом».

Если «зайчика» при его перебежках от одной «елочки» к другой,

а от

последней — «домой» «мороз» не сумеет осалить, то «мороз» продолжает

водить. Если же «мороз» сумеет осалить «зайчика»,

последний

становится «морозом». «Мороз» может осалить «зайчика» в двух

случаях: 1) когда тот перебегает к «елочке» или 2) если в кругу стоят двое.

«Донеси, не урони»

Цели

игры: укрепление мышечно-связочного аппарата стоп;

развитие ловкости.

Необходимые

материалы:

стулья,

простынки.

Ход

игры

В зале игроки сидят на стульях. У каждого игрока под ног ми простынка.

Нужно захватить пальцами одной ноги эту простынку и, ни разу не уронив

ее, дотащить любыми способами (например, скача на одной ноге или на

четвереньках) до противоположного конца зала. То же повторить другой

ногой. Игр> можно проводить парами (соревнуясь). Выигрывает тот, кто

сделает быстрее, не уронив простынки.

«Гуси-лебеди»

Цели

игры:

тренировка

навыков

правильного

дыхания; укрепление

мышц

туловища

и

конечностей;

формирование осанки,

сводов

стоп;

развитие координации движений.

Ход

игры

На одной стороне площадки (зала) чертится круг - «дом», в котором

живут «гуси». На противоположной стороне стоит «пастух». Сбоку от дома

- логово, в котором находится «волк». Остальное место - «луг». Ведущий

назначает детей на роль «волка»

и

«пастуха».

Остальные

изображают

«гусей»:

ходят с гордой осанкой, тянут вверх шею, поднимают голову,

летают:

взмахивают

руками

через

стороны

вверх

и,

опуская,

шипят

-выдыхают

«шшш».

«Пастух»

громко

говорит:

«Гуси,

гуси».

Гуси

останавливаются и хором отвечают: «Га-га-га». Пастух: «Есть хотите?».

Гуси: «Да, да, да». Пастух: «Так летите». Гуси: «Нам нельзя. Серый волк

под горой, не пускает нас домой». Пастух: «Так летите, как хотите, только

крылья берегите».

Гуси, расправив крылья (вытянув в стороны руки), летят через луг

домой, а волк, выбежав из логова, старается их поймать (коснуться рукой).

После нескольких пробежек подсчитывают пойманных волком гусей. Вновь

назначаются «пастух» и «волк». Игра продолжается.

«Самый стойкий»

Цели

игры:

тренировка

равновесия,

координации

движений;

воспитание выносливости, решительности.

Ход

игры

Двое игроков присаживаются на корточки. Прыгая на носках, стараются

сбить противника плечом и заставить его потерять равновесие - сесть. Кто

первый сядет, выбывает из игры, а в игру включается другой, и снова

играют «на победителя».

«Поймай комара»

Цели

игры:

развитие

быстроты

реакции,

внимания;

формирование

правильной

осанки;

укрепление

связочно-мышечного аппарата голени и

стоп.

Н е о бхо д и м ы е

м а т е р и а л ы :

п р у т

с

п р и в я з а н н ы м на

шнуре

«комаром» из бумаги или ткани.

Ход

игры

Игроки становятся в круг лицом к центру на расстоянии вытянутой руки.

Ведущий находится в середине круга. В руках него прут (длина 1-1,5 м) с

привязанным на шнуре «комаром> из бумаги или ткани. Ведущий кружит

шнур с «комаром» немного выше голов играющих. Когда «комар» пролетает над

головой, игроки подпрыгивают, стараются поймать его обеими руками.

«Прыжки со скакалкой»

Цели игры: развитие ловкости, координации движений; укрепление

мышечно-связочного аппарата стоп.

Необходимые материалы: скакалка.

Ход и г р ы

Игроки по очереди вращают скакалку вперед, прыгая с одной ноги на другую.

Туловище

держать

прямо,

носки

оттянуть

Продолжительность

скачков

постепенно увеличивать. Выигрывает тот, кто сделает больше скачков.

«Кто первым соберет простынку»

Цели игры: укрепление связочно-мышечного аппарата стоп.

Необходимые материалы: простынки (50-80 см) одинаковой длины, стулья.

Ход

игры

Игроки сидят на стульчиках (стульях), под правой ступней -простынка. По

сигналу ведущего игроки начинают пальцами правой ноги подбирать простынку.

То же сделать левой ногой. Игроки, наиболее успешно выполнившие эту задачу,

соревнуются между собой.

Сообщение на тему

«Пропаганда здорового образа жизни в

семье»

Человеческое

дитя

-

здоровое...

развитое...

Это

не

только

идеал

и

абстрактная ценность, но и практически достижимая норма жизни.

Воспитание детей - большая радость и большая ответственность и большой

труд. Недостаточно обеспечить материальное благополучие - необходимо,

чтобы каждый ребёнок рос в условиях душевного комфорта,

добропорядочности. Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала

занимать во всем мире приоритетные позиции. Это и понятно, поскольку любой

стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и

здоровые. Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной и в

работе дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает

хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и

устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован. В

дошкольном: детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходят его

интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также

необходимые навыки и привычки, при обретаются базовые физические качества,

вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ

жизни. Рост количества детских заболеваний связан не только с социально-

экологической обстановкой, но и с самим образом жизни] семьи ребенка, во

многом зависящим от семейных традиций! и характера двигательного режима.

При недостаточной двигательной активности ребенка (гиподинамии) неизбежно

происходят ухудшение развития двигательной функции и снижение физической

работоспособности ребенка. Решающая роль по формированию личностного

потенциала и пропаганде здорового образа жизни принадлежит семье. Сегодня

важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как

самих себя, так и своих детей. «Родители являются первым педагогами. Они

обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального

развития личности ребенка в младенческом возрасте» (п. 1 ст. 18 Закона РФ

«Об образовании»). К сожалению, в силу недостаточно развитого культурног о

уровня

нашего

общества

здоровье

еще

не

стоит на первом месте среди

потребностей человека. Поэтому многие родители не могут служить для ребенка

положительным примером здорового образа жизни, так как часто

злоупотребляют курением и алкоголем, предпочитают многочасовые просмотры

телепередач и видеофильмов закаливанию, занятиям физкультурой, прогулкам на

свежем воздухе. Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо

приобщать ребенка к здоровому образу жизни. Мы должны не только охранять

детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые

способствуют повышению защитных сил организма ребенка, его

работоспособности. И важным здесь является правильно организованный

режим дня, который оптимально сочетает периоды бодрствования и сна детей в

течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе,

двигательной активности и др. Кроме этого, режим дисциплинирует детей, спо-

собствует формированию многих полезных навыков, приучает их к

определенному ритму. У детей важно формировать интерес к оздоровлению

собственного организма. Чем раньше ребенок получит представление о

строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения,

правильного питания, сна, чем раньше он будет приобщен к здоровому образу

жизни. Если ребенка насильно принуждают заниматься физкультурой, также

соблюдать правила гигиены, то ребенок быстро теряет интерес к этому. При

поступлении ребенка в школу важно учитывать не только его интеллектуальное

развитие, но и уровень его физического развития. И нет никакой

необходимости пичкать ребенка перед школой знаниями. Принцип «не

навреди» должен быть заложен в основу воспитания и развития ребенка.

Следует помнить, что «раннее обучение» приводит к перегрузкам,

отрицательно

сказывается на здоровье, провоцирует неврозы и другие нежелательные

явления, в результате чего снижается интерес к учебе. Подготовка к школе в

детском саду осуществляется не только

на занятиях по математике

и

развитию

речи но и на физкультурных занятиях, на которых у детей

формируются необходимые для успешного обучения в школе внимание,

мышление,

память,

речь,

воображение,

тонкая

моторика

рук,

координация движений; а также и в игровой деятельности детей.

Для

укрепления

здоровья

и

нормализации

веса

эффективны ходьба и бег,

которые предохраняют организм человека от возникновения

болезней.

Они

обладают

выраженным

тренирующим эффектом и способствуют

закаливанию

организма. Что такое

закаливание? Смысл

закаливания

состоит в том, чтобы со временем с помощью специальных процедур

повысить

устойчивость человека к охлаждению за счет того, что организм

при этом всякий раз будет реагировать целесообразными защитными

реакциями - увеличением выработки тепла и уменьшением

теплоотдачи.

При

закаливании

одновременно

происходит и повышение иммунитета за

счет увеличения выработки в организме интерферона и других защитных

факторов. Поэтому было бы здорово, если бы закаливание стало общим

семейным делом. Заниматься должны уже



В раздел образования