Напоминание

Влияние музыкального воспитания на формирование личности


Автор: Журавлева Рамзия Нагимовна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств №7"
Населённый пункт: город НабережныеЧелны
Наименование материала: статья
Тема: Влияние музыкального воспитания на формирование личности
Раздел: дополнительное образование





Назад





Журавлева Рамзия Нагимовна, преподаватель по классу фортепиано

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ НА

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
Сегодня всем известно, что музыка облагораживает и воспитывает человека. Именно сейчас, когда в мире столько насилия, грубости, зла, когда человеческая жизнь ничего не стоит, необходимо уделять большое влияние на духовное, эмоциональное развитие человека. Для этого существует много форм, но сегодня мы поговорим о музыкальном воспитании и его влиянии на формирование личности. Музыка подобно живописи, театру, поэзии, является художественным отражением жизни и служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувства родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни. Основной задачей музыкального воспитания является целенаправленное формирование нравственной, всесторонне развитой, гармоничной личности ребенка. В.Г.Белинский писал: «В детях с самых ранних лет должно развиваться чувство изящного как один из первейших элементов человечности. Влияние музыки благодатно, и чем раньше они начнут испытывать его на себе — тем лучше». Именно в ранний период жизни у ребенка закладываются основы разнообразных качеств и свойств формирования личности, проявляются интересы и способности. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Дети, посещающие музыкальную школу, успешно развиваются. У них совершенствуется мелодический слух, ладовое чувство, развивается гармонический слух и способность к слуховым представлениям, возникает потребность постоянного общения с музыкой. Ребенок приобщается к культурному наследию, познает эталоны красоты, осваивает ценный опыт
поколений. Изучая произведения о родном крае, воспитывается чувство любви к Родине, к красоте родных просторов и напевов, а исполняя произведения разных народов, пробуждается интерес к обычаям и нравам других народов, воспитываются интернациональные чувства. В наш век расцвета технических средств музыка получила очень широкое распространение. Современная поп и рок-музыка, благодаря своей экспрессивности, динамике, ритму, позволяет подростку включиться в задаваемый ритм, и через телесные движения помогает выразить свои внутренние переживания, сбросить психическое напряжение. Классическая музыка, сложная для восприятия неподготовленному слушателю, обладает сильнейшим эмоциональным воздействием на ребенка, делает его тоньше, чище, эмоционально богаче. Она заставляет мыслить, задумываться и требует большой отдачи умственных и эмоциональных сил. Музыкальное воспитание неразрывно связано с процессом обучения. Исследователи музыкальной педагогики и психологии выдвинули целый ряд аргументов в пользу обучения музыке, которое оказывает большое влияние на умственное и физическое развитие ребёнка.  Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину ребенка, влияют на общую культуру поведения детей, развивают его самостоятельность.  Играющие и поющие дети лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику.  Музыкальное образование облегчает ребенку понимание компьютера, строение которого, как и музыка, структурно и иерархично  Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу»  Музыкальные занятия помогают ориентироваться сразу в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях.
Задача современного преподавателя грамотно использовать в своей работе все приоритетные достижения в области культуры, педагогики, привлекать новые коммуникационные технологии, совершенствовать образовательный процесс Учитывая данные положительные аспекты, многие семьи отдают своих детей для обучения в музыкальные школы, но порой забывают, или не ведают, что только одни занятия музыкой не принесут никаких плодов в воспитании ребенка без их личного участия. «Хорошие родители важнее хороших педагогов», - говорил Г.Г.Нейгауз, имея в виду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители не будут принимать участие в воспитательном процессе, не будут интересоваться его успехами и достижениями, и всячески его поддерживать. Родители должны стать единомышленниками педагога- музыканта, осознать всю огромную силу эмоционального воздействия музыки на формирование ребенка, и тогда мы действительно воспитаем личность!
Литература: 1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов [Текст]. – 6-е изд. – М.: Академический проект: Альма Матер, 2006. – 702 с. 2. Кирнарская, Д.К. Десять причин отдать ребенка в музыкальную школу [Текст] // Музыкальная психология и психотерапия, 2009 - №6 - С. 75-78. 3. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст]. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 232 с. 4. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога [Текст]. 4-е изда- ние. – М.: Музыка, 1982. – 300 с., портр., ил., нот. 5. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие для вузов [Текст] / И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.


В раздел образования