Напоминание

Проблема первичного учёта кассовых операций


Авторы: Непокрытая Анастасия Алексеевна, Сытник Ольга Егоровна
Должность: студент, к.э.н. доцент
Учебное заведение: СтГАУ
Населённый пункт: Г. Ставрополь
Наименование материала: Статья
Тема: Проблема первичного учёта кассовых операций
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ПРОБЛЕМА ПЕРВИЧНОГО УЧЕТА КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

Непокрытая Анастасия Алексеевна

Студент

ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет»

Научный руководитель: Сытник Ольга Егоровна

к.э. н., доцент

ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет»

Аннотация: в статье рассмотрены проблемы первичного учета

кассовых операций. Также раскрыты вопросы предельного размера расчетов

наличными денежными средствами.

Ключевые слова: наличные денежные средства, оформление

документов, приход наличных денежных средств, расход наличных

денежных средств, оплата товара, подотчетное лицо.

THE PROBLEM OF PRIMARY ACCOUNTING OF CASH

TRANSACTIONS

Anastasia Alexeyevna Uncovered

Abstract: the article considers the problems of primary accounting of cash

transactions. Also disclosed issues limiting size of calculations by cash.

Keywords: cash execution of documents, the arrival of cash, flow of cash,

goods payment, the person accountable.

Денежное обращение - это движение денег в процессе производства и

обращения товаров, оказания услуг и совершения платежей.

Для начала мы обозначим задачи бухгалтерского учета кассовых

операций и денежных документов:

• проверка правильности документального оформления и законности

операций с наличными денежными средствами, денежными документами,

своевременное и полное отражение их в учете, операции по их движению,

• обеспечение своевременности, точности, полноты и правильности

расчетов по всем видам платежей и поступлений;

• своевременное выявление результатов инвентаризации наличных

денежных средств, денежных документов;

• контроль за соблюдением кассовой и расчетно-платежной

дисциплины;

• контроль за целевым использованием наличных денежных средств,

денежных документов;

• обеспечение сохранности наличных денежных средств, денежных

документов, бесперебойное обеспечение денежной наличностью неотложных

нужд организации;

Виды расчетов, связанные с движением денежных средств в

организации, складываются из расчетов в наличной и в безналичной форме.

Движение безналичных денежных средств осуществляется в виде записей по

счетам плательщиков и получателей денежных средств в кредитных

учреждениях, путем зачета взаимных требований и передачи оборотных

документов (векселей, варрантов и т.п.).

Сфера использования наличных денег в организации связана с

осуществлением расчетов со своими работниками и прочими физическими

лицами:

- оплата физическими лицами за товары и услуги, оказанные

организацией;

- оплата труда работников, выплата других денежных доходов.

В хозяйственной жизни организации возникают ситуации, когда ей

приходится рассчитываться наличными средствами. Для работы с наличными

деньгами организация должна иметь кассу и соблюдать требования ФЗ.

Для оформления поступления наличных денег в кассу организации

применяется приходный кассовый ордер и пробивается кассовый чек.

Согласно п. 1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ любые наличные денежные расчеты

должны оформляться строго с использованием контрольно-кассовой техники.

Приходный кассовый ордер продавцы должны выписывать, руководствуясь

пунктом 13 Порядка, который после принятия Закона № 54-ФЗ по-прежнему

продолжает действовать. В этом пункте предусмотрено, что прием наличных

денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам.

Ордера должны быть подписаны главным бухгалтером или лицом, на это

уполномоченным распоряжением руководителя предприятия.

Н

Таким образом, при расчетах между организациями на сумму

полученных наличных денег обязательно пробивается кассовый чек и

выписывается приходный кассовый ордер. Но, соблюдая эти правила,

организации, по сути, должны отражать поступившие наличные деньги в

кассовой книге два раза. Первый раз они записывают полученную сумму в

кассовой книге на основании приходного кассового ордера, а второй - после

снятия Z-отчета с ККТ. Чтобы избежать двойного отражения поступивших

сумм необходимо после снятия Z-отчета с ККТ выручку в кассовой книге

отразить за минусом сумм, на которые уже выписан приходный кассовый

ордер и которые в ней уже записаны. Нарушать этот порядок, то есть

оформлять приход денег только одним из названных выше документов, по

ряду причин нельзя. Так, если бухгалтер заполнит приходный кассовый

ордер, но не выдаст кассовый чек, то в этом случае он нарушит

законодательство о применении ККТ. А если бухгалтер выдаст кассовый чек,

но не заполнит приходный кассовый ордер, тогда банк может расценить

отсутствие этого документа как неоприходование в кассу денежной

наличности. При проверке банки руководствуются пунктом 13 Порядка. В

нем установлено, что принимать деньги в кассу организации должны по

приходному кассовому ордеру. Таким образом, организация имеет право для

удобства расчетов выдать и кассовый чек ККТ, и приходный кассовый ордер.

Следующая проблема, появляется у организаций, когда наличными деньгами

они расплачиваются за купленные товары (выполненные работы, оказанные

услуги). Данная оплата производится через подотчетных лиц организации,

которым выдаются денежные средства из кассы организации.

Выдача наличных денежных средств из кассы предприятия

производится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в

Российской Федерации. Согласно пункту 11 Порядка ведения кассовых

операций выдача наличных денег под отчет производится при условии

полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему

авансу. Выдача наличных денег из кассы предприятия производится по

расходному кассовому ордеру (форма № КО-2) или надлежаще

оформленному другому документу (например, по заявлению на выдачу денег)

с наложением на этом 3 документе штампа с реквизитами расходного

кассового ордера. Документы на выдачу денег подписываются

руководителем, главным бухгалтером предприятия или лицами на это

уполномоченными. Документальное оформление закупки товара

(выполнение работ, оказание услуг) зависит от двух факторов.

Во-первых, от имени кого работник, получивший деньги под отчет,

выступает при совершении сделки по купле-продаже товара, т. е. от своего

имени, как физическое лицо (таким образом, как правило, приобретаются

товары, предназначенные для хозяйственных нужд, в организациях

розничной торговли), либо от имени организации, т. е. на основании

доверенности.

Во-вторых, как он оплачивает товар (работы, услуги): через кассира-

операциониста (например, в организации розничной торговли), через

приемщика заказов (например, в организации бытового обслуживания

населения) или непосредственно в кассу организации? Если работник

выступает как частное лицо и при этом оплачивает товары (работы, услуги)

через кассира-операциониста (приемщика заказов), то организация вправе

выдать покупателю только кассовый чек или иной документ,

подтверждающий оплату. Приходные кассовые ордера и счета-фактуры при

такой оплате организации выписывать не обязаны. Поэтому квитанцию к

приходному кассовому ордеру и счет-фактуру работнику не выдадут.

Несколько иначе оформляются расчеты, если работник, не имея

доверенности, вносит деньги за товары (работы, услуги) прямо в кассу

организации- продавца. Счет-фактура в этом случае также не выписывается.

Помимо кассового чека продавец должен выдать работнику квитанцию

к приходному кассовому ордеру. Таким образом, документами,

подтверждающими оплату наличными деньгами товаров, в рассматриваемой

ситуации являются кассовый чек и квитанция к приходному кассовому

ордеру, которые выдал продавец. Поскольку работник, не имеющий

доверенности организации, при расчетах выступает как частное лицо, в

отношении него действуют нормы Налогового кодекса, касающиеся

физических лиц, а именно пункта 6 статьи 168. Этим пунктом установлено,

что при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам

(тарифам) соответствующая сумма НДС включается в указанные цены

(тарифы). При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых

продавцами, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах

сумма НДС не выделяется. Это означает, что, даже если НДС будет выделен

отдельной строкой в кассовом и товарном чеках, при отсутствии счета-

фактуры у организации- покупателя нет права на вычет НДС. Ведь согласно

статье 172 НК РФ счет- фактура является одним из документов, который

необходим для предъявления уплаченного НДС к вычету.

Работник, выступающий от имени организации, должен иметь

доверенность. Выдача доверенности регулируется статьей 185 Гражданского

кодекса. Доверенность представляет собой письменное уполномочие,

выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед

третьими лицами. Доверенность от имени организации должна выдаваться за

подписью ее руководителя или иного лица, уполномоченного на это

учредительными документами. Она заверяется печатью организации.

Доверенность, выдаваемая государственным и муниципальным

предприятием, должна быть подписана главным (старшим) бухгалтером этой

организации. Доверенность оформляется бухгалтерией организации в одном

экземпляре и выдается получателю под расписку. Сегодня используются

формы доверенности №М-2 и М-2а. Форму № М-2а применяют организации,

в которых получение товарно-материальных ценностей по доверенности

носит постоянный характер. Выдача доверенностей регистрируется в

специальном журнале. В доверенности должны быть заполнены все

предусмотренные реквизиты. Она должна иметь образец подписи лица, на

которое она выписана. Как правило, доверенность выдается на 15 дней.

Однако в ряде случаев она может быть выдана на месяц.

Квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного

бухгалтера поставщика или лица, на это уполномоченного, и кассира,

заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата,

выдается представителю организации-покупателя. Кроме того, ему должен

быть выдан кассовый чек. Наличие у организации всех перечисленных

документов дает ей право сумму НДС, уплаченную в стоимости товаров,

предъявить к вычету из бюджета.

Если среди названных документов по каким-либо причинам не

окажется кассового чека, применить вычет по НДС организация не сможет.

Так как кассовый чек является документом, подтверждающим факт оплаты

товаров, поэтому если чека нет, то не соблюдаются условия, указанные в

пункте 2 статьи 171 НК РФ, которые необходимы для получения налогового

вычета. Подотчетное лицо, купившее товар для организации или оплатившее

выполненные работы и услуги, обязано отчитаться перед бухгалтерией

организации об израсходованных суммах. Важно сделать это не позднее трех

дней после истечения срока, на который были выданы наличные деньги.

Отчет составляется по форме № АО-1 «Авансовый отчет». В отчете

отражается остаток или перерасход выданных денежных средств.

Утвержденный руководителем организации авансовый отчет бухгалтерия

принимает к учету. Остаток неиспользованного аванса подотчетное лицо

должно сдать по приходному кассовому ордеру в кассу организации.

Перерасход выдается по расходному кассовому ордеру. К авансовому отчету

должны быть приложены оправдательные документы, подтверждающие

расход денежных средств и позволяющие оприходовать приобретенные

подотчетным лицом товары. При расчетах наличными деньгами между

юридическими лицами за товарно-материальные ценности организациями

должен соблюдаться установленный предел расчетов наличными. В

настоящее время предельный размер расчетов наличными денежными

средствами в рамках одного договора установлен Указанием Центрального

банка РФ от 20.06.2007 № 1843-У «О предельном размере расчетов

наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу

юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя» (далее –

Указание № 1843- У) и составляет 100 тыс. руб.

Таким образом, если расчеты наличными между двумя

хозяйствующими субъектами были осуществлены в течение одного дня по

нескольким договорам, то ограничение в 100 тыс. руб. будет действовать по

каждому отдельно взятому договору. Если же эта сумма будет превышена в

рамках одного договора, то независимо от того, в течение какого времени

будут производиться расчеты (одного дня или свыше), указанное превышение

предельного размера будет считаться нарушением. В заключение укажем, что

письмо № 190-Т не является нормативно- правовым актом. Из этого следует,

что разъяснения, подготовленные Банком России, не обязательны для их

применения. В письме № 190-Т всего лишь закреплена официальная позиция

Банка России по вопросам применения Указания № 1843- У в конкретных

практических ситуациях. Нужно отметить, что позиция контролирующих

органов при оценке ситуаций, возникших у хозяйствующих субъектов и

описанных в названном письме, скорее всего, совпадет с позицией Банка

России.

Список использованных источников

1. Гражданский кодекс РФ.

2. Налоговый кодекс РФ.

3. Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении

контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных

расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»

4. ЭБ «Труды ученых СтГАУ»: Сытник, О. Е. Бухгалтерский учет

объектов основных средств [электронный полный текст]: учеб. пособие /

Ольга Егоровна ; О. Е. Сытник ;СтГАУ. - Ставрополь, 2014.

5. Агеева, О.А. Бухгалтерский учет и анализ: Учебник для

академического бакалавриата / О.А. Агеева, Л.С. Шахматова. - Люберцы:

Юрайт, 2016. - 451 c.



В раздел образования