Напоминание

"Развитие психических процессов у детей дошкольного возраста в Студии раннего развития"


Автор: Катаева Марина Эдуардовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКУДО "ЦДТ"
Населённый пункт: г.Усть-Катав Челябинская область
Наименование материала: методический доклад
Тема: "Развитие психических процессов у детей дошкольного возраста в Студии раннего развития"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методический доклад

«Развитие психических процессов у детей дошкольного возраста

в Студии раннего развития»

Студия раннего развития (СРР) является первой ступенью дополнительного

образования ребенка.

Основная цель СРР – обеспечить непрерывность дополнительного

образования, выявить резервы подготовки дошкольника к последующему

образованию.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СРР:

- Раннее раскрытие интересов и склонностей у детей.

- Развитие важнейших сфер личности

- Обеспечение своевременного и полноценного психического развития

дошкольника, охрана его здоровья.

- диагностика уровня развития детей 5-7 летнего возраста

- создание оптимальных условий для развития индивидуальности ребенка,

его творческих и коммуникативных способностей.

- сотрудничество с семьей, через оказание консультационной помощи

- применение новых форм и методов работы.

Наступает подготовка детей к школе. И эта проблема начинает волновать

родителей, педагогов, воспитателей. Как много ожиданий, надежд, волнений

связывают они с этим событием. Поступление в школу – это начало нового

этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых правил и

обязанностей.

Но не всегда ребенок справляется с новыми требованиями, теряется интерес к

учению, что приводит к серьезным последствиям.

Почему это происходит? Потому, что взрослые не правильно подготовили

ребенка к новому этапу в своей жизни. Они увидели в нем только самое

очевидное – т.е. знания и учебные действия, которыми предстоит ребенку

впервые овладеть. И часто взрослые из самых лучших побуждений очень рано

начинают учить детей читать, писать, считать. И это, конечно, правильно, так

как школьная программа становится все сложнее и сложнее. Но не надо

забывать и упускать менее заметное, но более важное при подготовке ребенка к

школе – это развитие у него психических процессов.

При подготовке к школе, прежде всего надо обращать внимание на развитие

умственных способностей у ребенка, определяющих легкость и быстроту

усвоения новых знаний, и возможность их использования для решения

разнообразных задач.

Ребенок может научиться самостоятельно усваивать учебный материал лишь в

том случае, когда он не только получает определенные знания, но и овладевает

способами и приемами познавательной деятельности.

Не так уж и важно, какими знаниями владеет ребенок ко времени

поступления в школу, гораздо важнее его готовность к получению новых

знаний, умение рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные

выводы, строить замыслы конструкций. Современная школа требует от

дошкольника умение думать, находить собственные решения, понимать

взрослого, сотрудничать с ним и одноклассниками.

Чтобы помочь ребенку подготовиться к школе, в Студии раннего развития

организовано целенаправленное и систематичное взаимодействие

дошкольников и взрослых. Я работаю в СРР с детьми 5-7 летнего возраста по

разработанной мною программе «Развивающие игры».

Настоящая программа направлена на развитие у детей интеллектуально-

творческих способностей и все предлагаемые игры и задания разработаны с

учетом следующих особенностей умственного развития:

1.

Все познавательные процессы взаимосвязаны, часто их трудно

отделить друг от друга, поэтому материал в заданиях многозначен. Он

используется для развития и памяти, и восприятия, и мышления, и

воображения и связной речи.

2.

В дошкольном возрасте наиболее интенсивно развивающие образные

формы познания (восприятие, образная память, наглядно-образное

мышление, воображение). В этот период складывается и вторая

сигнальная система-речь. Слово должно вызывать яркий

многоплановый образ, а образ в свою очередь, должен находить

выражение в слове.

3.

Процесс умственного развития подразумевает формирование

внутренних условий для познавательной деятельности (самоконтроль,

произвольность внимания) и ее средств (связная речь). Самоконтроль

позволяет ребенку видеть, анализировать и исправлять ошибки,

корректировать свою деятельность. Произвольность предполагает

активность, самостоятельность, инициативность.

I: РАБОТА С ПРОГРАММОЙ «РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ»

Цель моей программы: помочь дошкольнику подготовиться к школе,

развивать познавательный интерес, желание и умение учиться.

Программа «Развивающие игры» направлена на решение следующих задач:

1.Обеспечение своевременного и полноценного психического развития

дошкольника.

2. Определение количественных и качественных соотношений предметов,

временных и пространственных понятий, умение ориентироваться в них и

употреблять их в речи.

3. Создание оптимальных условий для развития познавательной

деятельности и индивидуальности ребенка.

4. Путем применения новых форм и методов работ, развивать важные

сферы личности ребенка.

5. Развитие способности детей к наглядному моделированию.

6. Воспитание познавательной активности, интереса к занятиям, логики,

быстроты и гибкости мышления, уверенности ребенка в себе, желание ребенка

играть и общаться со сверстниками и взрослыми.

Программный материал, который я использую на занятиях, направлен на

развитие у детей логического мышления, пространственных, временных

понятий и представлений, конструктивного воображения, на развитие

мыслительных процессов и речи.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ОТДЕЛЬНЫХ РАЗДЕЛОВ

Развитие логического мышления:

-Признаки предмета

-Сравнение

-Как можно сравнивать, как нельзя сравнивать

-Классификация

- Логические цепочки

- Логические игры

- Логические задачи на поиск недостающих предметов

- Загадки – путаницы

- Загадки – рифмы

- Конструирование части объектов по инструкции педагога с последующим

достраиванием по собственному замыслу и т.д.

Развитие внимания:

- Задания – путаницы

- Задания – лабиринты

- Игры на внимание

- Нахождение сходства и отличия

- Конструирование по заданию, по образцу, по инструкции, нахождение

изменений в модели.

- Задания и упражнения на развитие внимания

- Составление разрезных картинок

- Графический диктант

- Конструирование по иллюстрациям и рисункам и т.д.

Развитие памяти:

- Игры на развитие слуховой памяти

- Игры на развитие зрительной памяти

- Логический ряд

-Ассоциативные образы

- Долговременная и кратковременная память

- Конструирование по памяти, сравнение с образцом и т.д.

Развитие воображения:

- Творческие занятия «Чудесные превращения»

- Путешествие в страну Воображению

- Чего на свете не бывает

- Конструирование по собственному замыслу, создание новых конструктивных

замыслов и т.д.

Материал дается с учетом возраста детей с последующим его усложнением и

углублением содержания.

В программе большое место я уделяю работе с конструктором ЛЕГО, так как

с помощью него решается одна из основных задач развития умственных

способностей детей – активизация восприимчивости к наглядному

моделированию.

- Конструктор – это занимательный материал, стимулирующий детскую

фантазию.

- Красочные кубики учат различать цвет, форму, размер.

- Развивается координация, глазомер, внимание, память.

- Конструирование помогает логически мыслить и видеть объемные

пространства.

А главное – это полет творчества и воображения каждого ребенка.

II ПОДБОР ЛИТЕРАТУРЫ

1) Л.Ф. Тихомирова Логика. Дети 5-6 лет

Ярославль. «Академия развития»

2) З.А. Михайлова Игровые занимательные задачи для дошкольников

Москва «Просвещение»

3) Л.Ф. Тихомирова Развитие познавательных способностей детей

Ярославль. «Академия развития»

4) Л.В.Черемошкина Развитие внимания детей

Ярославль. «Академия развития»

5) В.И.Ковалев Развивающие игры. 10 шагов к успеху

Москва. «Просвещение»

6)А.А. Столяр Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 л.

Москва «Просвещение»

7) Е.А. Агаева Чего на свете не бывает.

В.В. Брофман Москва. «Просвещение»

8) Е.В. Сербина Математика для малышей

Москва. «Просвещение»

9) Г.А. Урунтаева Помоги принцу найти Золушку

Ю.А. Афонькина Москва. «Просвещение»

10) Е.Н. Синицына Логические игры и загадки

(Из серии «Дошкольное образование»)

11) Е.Н. Синицына Игры и упражнения со словами.

(Из серии «Дошкольное образование»)

12) О.М.Дьяченко Дети, в школу собирайтесь.

Н.Ф. Астаськова Москва. «Просвещение»

III.

ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА .

ИГРЫ И ЗАДАНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ В СРР.

ВОСПРИЯТИЕ.

Основу восприятия составляет работа наших органов чувств. Восприятие –

это основной познавательный процесс чувственного отражения

действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном действии

на органы чувств. Оно является основой мышления и практической

деятельности как взрослого человека, так и ребенка, основой ориентации

человека в окружающем мире, в обществе. На основе восприятия человека

человеком строятся отношения между людьми.

В структуре восприятия выделяют две основные подструктуры: виды

восприятия и свойства восприятия.

Виды восприятия: простые, сложные, а так же специальные. К специальным

видам относятся восприятие пространства, времени, движения. К более

простым видам относятся восприятие величины, формы предметов, их цвета.

Свойства восприятия: объем, целостность, структурность, осмысленность.

Восприятие следует рассматривать как интеллектуальный процесс. В основе

его лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа

предмета.

Последовательность данного процесса можно представить следующим

образом:

а) выделение из потока информации какой-то определенной группы сигналов и

вывод, это эти сигналы относятся к одному предмету.

б) поиск в памяти близкого по составу ощущений комплекса признаков, затем

сравнение с ними воспринятого предмета.

в) последующий поиск дополнительных признаков предмета, который

позволит подтвердить правильность результата восприятия или опровергнуть

решение.

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Восприятие ребенка дошкольного возраста носит непроизвольный характер.

Дети не умеют управлять своими восприятием, не могут самостоятельно

анализировать тот или иной предмет. В предметах дошкольники замечают не

главные признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяет их

на фоне других предметов: окраску, величину, форму.

Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально

исследован Л.А. Венгером. В возрастной период от 3 до 7 лет у ребенка

формируется способность мысленно расчленять видимые предметы на части. А

затем объединять их в единое целое. Ребенок дошкольного возраста учится,

помимо контура, выделять структуру предметов, их пространственные

особенности и соотношения частей.

Лучшие результаты развития восприятия у ребенка дошкольного возраста

получаются только тогда, когда ребенку для сравнения предлагаются эталоны,

воздействующие на органы чувств (сенсорные эталоны). Именно с такими

материальными эталонами ребенок должен учиться сравнивать

воспринимаемый объект в процессе работы с ним. Такими сенсорными

эталонами при восприятии формы являются геометрические фигуры, при

восприятии цвета – спектральная гамма цветов и др. Работа с эталонами –

первый этап восприятия.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с пространственными свойствами

предметов с помощью глаза и ориентировочно - исследовательских движений

рук. Практические действия с воспринимаемыми предметами ведут к

перестройке процесса восприятия и представляют собой второй этап развития

этой познавательной способности.

На третьем этапе внешнее восприятие предмета превращается в умственное.

Развитие восприятия дает возможность детям дошкольного возраста узнавать

свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие

между ними связи и отношения.

Предлагаемые мной задания, упражнения, игры позволят развивать восприятие

ребенка, сделают его более точным, предметным, структурным, целостным. А

это просто необходимо для развития интеллектуальных и художественно-

творческих способностей каждого ребенка.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ.

- Игра «Узнай предмет» (на ощупь узнать детали конструктора)

- По образцу нарисовать узоры

- Составь картинку

- Дидактическая развивающая игра (печатная) «Подбери узор»

- Игра «Найди такой же предмет»

- Найди и назови предметы

- Игра «Круг, треугольник, квадрат»

ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Мышление ребенка дошкольного возраста формируется в педагогическом

процессе. Своеобразие развития заключается в активном овладении ребенком

способами практической и познавательной деятельности. По мнению ученых,

овладение подобными способами играет существенную роль в формировании

как словестно - логического, т.е. абстрактного мышления, так и наглядно –

образного, характерного для детей дошкольного возраста.

Развитие мышления идет в практической деятельности. Игра и есть та

деятельность в которой ребенок сначала эмоционально, а затем

интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Она

позволяет развивать мышление, вскрывая отношения между целями и

средствами их достижения, и тем самым расширять опыт ребенка.

В игре, конструировании, изобразительной деятельности закладывается, по

мнению А.В. Запорожца, первый «цокольный этаж» общего здания

человеческого мышления.

Ребенок дошкольного возраста мыслит конкретными категориями.

Сравнение – мыслительное установление сходства или различия предметов по

существенным или несущественным признакам.

Выполняя под руководством взрослого разные задания, ребенок учится

выделять соответствующие параметры, признаки и на этой основе сравнивать

объекты между собой.

Дети дошкольного возраста к моменту поступления в школу должны овладеть

способами познания предметов, ведущими из которых являются

абстрагирование, сравнение, обобщение, классификация.

ИГРЫ, ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

(Развитие мышления ребенка, умение выявлять главнее, существенные

признаки предметов, классифицировать)

- Игра «Кто летает?»

- Игра «Кто плавает?»

- Игра «Съедобное – несъедобное» (используется мяч)

- Игра «Я знаю» (используется мяч)

- Отгадывание загадок

- Игра «Домино»

- Сравнение предметов

- Найди пару

- Игра «Четвертый лишний»

- Игра «Что не подходит?»

- Игра «Подбери по смыслу»

- Игра «Логический поезд»

- Игра «Заколдованные картинки»

- Что объединяет?

- Что лишнее? (карточки для индивидуальной работы)

- Логические цепочки

- Логические задачи

- Логические задания на поиск недостающего предмета

- Разложи картинки на группы

- Раздели на группы

Часто на занятиях используются сигналы.

ПАМЯТЬ

Память является одним из основных свойств личности. Память – это одно из

необходимых условий для развитии интеллектуальных способностей.

Выделяют три типа памяти:

Наглядно образную память, которая помогает хорошо запоминать лица, звуки,

цвет предметов и т.д.

Словестно-логическую, при которой преимущественно запоминаются

формулы, схемы, термины;

Эмоциональную, при которой лучше всего сохраняются пережитые чувства.

Кроме того существует еще разделение памяти на два вида в зависимости от

длительности хранения информации:

Кратковременную память, когда материал запоминается быстро но не

надолго;

Долговременную память, требующую больших усилий, но позволяющую

сохранить информацию на многие годы.

ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Особенно богата память ребенка дошкольного возраста образами отдельных

конкретных предметов. В этих образах воедино слиты существенные, общие

черты, свойственные целой группе предметов (домам, животным, птицам,

деревьям, цветам, и т.д.), а так же и несущественные признаки, частные детали,

которые ребенок подметил у отдельного дома, у отдельного животного и т.д.

Иногда какая-нибудь несущественная черта, свойственная разнородным

явлениям, кажется ему общей, тогда сами явления малыш трактует как

равноценные, равнозначные.

Для детской памяти характерно и совершенно противоположное свойство –

это исключительная фотографичность. Дети могут легко заучить наизусть

какое-либо стихотворение или сказку. Если взрослый человек, пересказывая

сказку, отклонится от первоначального текста, то ребенок тотчас же поправит

его, напомнит недостающую деталь.

В дошкольном возрасте начинают формироваться другие особенности памяти.

Хотя запоминание в этом возрасте носит в основном непроизвольный характер

(дошкольник не заботится о том, чтобы все, что воспринимает, мог легко и

точно припомнить впоследствии), но уже в возрасте 5-7 лет начинает

формироваться произвольная память. Наряду с преобладанием наглядно-

образной памяти на протяжении дошкольного периода возникает и развивается

память словесно - логическая, при воспоминании начинают выделяться более

существенные признаки предметов. Задача взрослых – ускорить развитие этих

видов памяти у детей.

ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ,

СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ.

- Разучивание стихов

- Игра «Запомни картинки»

- Игра «Какой игрушки не хватает?»

- Игра «Что изменилось?»

- Рисование по памяти

- Запоминание логического ряда

ВНИМАНИЕ

Внимание – это форма организации познавательной деятельности. Уровень

успеваемости ребенка, продуктивность учебной деятельности во многом

зависит от степени сформированности такого познавательного процесса, как

внимание.

Выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное,

послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилия воли.

Именно этот вид характерен для познавательной деятельности дошкольников. В

сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко, эмоционально.

С возрастом, в процессе игры, обучения, общения со взрослыми начинает

формироваться произвольное внимание. Произвольное внимание требует от

человека волевых усилий для своего возникновения. Произвольное внимание

необходимо для того, чтобы делать не то , что хочется, а то, что необходимо.

В процессе обучения, в процессе работы могут возникнуть интерес,

увлеченность, вдохновение, которые обычно снимают волевое напряжение. В

этом случае говорят о возникновении третьего вида внимания –

послепроизвольного.

Наблюдая за поведением ребенка во время занятий в детском саду, за

поведением в школе, можно узнать, какие виды внимания преобладают в

учебной деятельности ребенка. Кроме того, можно определить и уровень

развития свойств внимания; объема, устойчивости, распределения,

переключения.

По тому, сколько объектов ребенок может сознательно удержать в своем

сознании в короткий промежуток времени, судят об объеме внимания.

Устойчивость внимания – это способность сохранять долгое время

сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего

постороннего. Противоположным устойчивости внимания свойством является

отвлекаемость внимания.

Распределение внимания – это умение выполнять несколько видов

деятельности в одно и то же время.

Переключение внимания – это сознательный переход от одного объекта к

другому. Быстрота переключения зависит от индивидуальных особенностей

каждого ребенка.

ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Характерной особенностью внимания ребенка дошкольного возраста является

от, что оно вызывается внешне привлекательными предметами.

.сосредоточенным внимание остается до тех пор, пока сохраняется интерес к

воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям. Внимание в

дошкольном возрасте редко возникает под влиянием какой-либо поставленной

цели. Следовательно, оно является непроизвольным.

Ученые-психологи считают, что появлению и развитию произвольного

внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное

владение речью. Чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, тем

раньше формируется произвольное внимание. Для того, чтобы дошкольник

учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше

рассуждать вслух. Если ребенка 4-5 летнего возраста просить постоянно

называть вслух от, что он должен держать в сфере своего внимания, то ребенок

будет в состоянии произвольно и в течение довольно длительного времени

удерживать свое внимание на тех или иных предметах и их отдельных деталях,

свойствах.

Объем внимания детей дошкольного возраста невелик. Дошкольники

сосредотачивают внимание на привлекательных картинках обычно на 12-20

секунд.

Устойчивость внимания зависит от индивидуальных особенностей детей

дошкольного возраста. Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем

спокойные и здоровые. Причем, как отмечает Немов Р.С., разница в

устойчивости внимания может достичь 1.5-2 раза.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СРР,

НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА:

- Найди одинаковые предметы

- Найди отличие

- Игра «Что изменилось?»

- Что лишнее? (карточки для индивидуальной работы)

- Найди, кто спрятался (на развитие наблюдательности)

- Повтори рисунок

- Задания-лабиринты (карточки для индивидуальной работы)

- Найди предмет, похожий на другие

- Задания на симметрию (карточки для индивидуальной работы)

- Повтори расположение точек (карточки для индивидуальной работы)

IV. МЕТОДИКИ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ

ПРОЦЕССОВ.

1.

Методика «Лабиринт» для оценивания наглядно-действенного мышления

(Модифицированная методика Р.С. Немова)

2.

Диагностическая методика «Определение понятия»

3.

Методика «Раздели на группы» (Р.С. Немов) (диагностика восприятие и

логическое мышление)

4.

Методика для оценки образно-логического мышления «Нелепицы»

(Р.С.Немов)

5.

Определение уровня умственного развития старших дошкольников (Э.Ф.

Замбицявичене)

6.

Диагностика умения определять качественные и количественные

соотношения предметов.

7.

«Найди отличие» (Определение уровня сформированности умения

сравнивать предметы)

8.

«Что лишнее?» (Определение степени сформированности, логического

мышления, умения находить существенные признаки предмета, умение

сравнивать и обобщать.

9.

Определение школьной зрелости по тесту Керка-Йерасека.



В раздел образования