Автор: Миннибаева Альфия Абдуллаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 47 "Веселинка" Населённый пункт: г. Димитровград Ульяновская область Наименование материала: педагогический проект Тема: "Я здоровье сберегу-сам себе я помогу" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
«Детский сад № 47 «Веселинка» г. Димитровграда Ульяновской области»
Педагогический проект на тему:
«Я здоровье сберегу – сам себе я помогу».
Воспитатели: Ахметшина Алсу Асхадуловна,
Миннибаева Альфия Абдуллаевна
2013 г.
Педагогический проект на тему:
«Я здоровье сберегу – сам себе я помогу».
Здоровье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все
его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга,
болезни.
Что такое здоровьесберегающие технологии? Это многие из знакомых
большинству
педагогов
психолого-педагогических
приемов
и
методов
работы,
технологий,
подходов
к
реализации
различных
проблем
плюс
постоянное
стремление самого педагога к самосовершенствованию. Мы только тогда можем
сказать, что процесс осуществляется по здоровье сберегающим образовательным
технологиям,
если
при
реализации
используемой
педагогической
системы
решается задача сохранения здоровья дошкольников и педагогов. Технология (от
греческих
слов
«techne»
-
искусство,
умение
и
«logos»
-
учение,
наука)
-
совокупность знаний и способов деятельности.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку в
условиях
комплексной
информатизации
образования
возможность
сохранения
здоровья,
сформировать
необходимые
знания,
умения
и
навыки
не
только
общеобразовательного
характера,
но
и
здорового
образа
жизни,
научить
использовать полученные знания в повседневной жизни.
Гипотеза проекта – существуют традиционные и нетрадиционные методы
оздоровительной работы, как наиболее эффективные средства оздоровления детей,
повышающие
интерес
к
физкультурно
-
оздоровительным
мероприятиям
у
воспитанников и их родителей.
Проблема проекта – как обеспечить детям и родителям в условиях образования
возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и
навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни,
научить использовать полученные знания в жизни.
Проблемный вопрос : «Как и с помощью чего сохранить и укрепить здоровье
детей младшего дошкольного возраста?»
Основными целями данного проекта являются:
- снижение заболеваемости;
-
сохранение
и
укрепление
здоровья
детей
младшего
дошкольного
возраста;
- качественные преобразования направлений педагогической деятельности, ради
достижения
нового
качества
оздоровительной
работы
и
формирование
у
дошкольников имиджа здорового образа жизни.
Задачи проекта:
- формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его,
учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни;
- прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию;
- повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья
дошкольников.
Тип проекта: практико – ориентированный.
Участники проекта : воспитатели группы, родители и 20 детей второй младшей
группы (8 мальчиков и 12 девочек).
Сроки выполнения проекта :
Начало: октябрь 2013 г.
Окончание: май 2014 г.
Продолжительность : долгосрочный, один учебный год.
Экспериментальная
база
–
Муниципальное
бюджетное
дошкольное
образовательное
учреждение
«Детский
сад
№
47
«Веселинка»
города
Димитровграда Ульяновской области» (далее - МБДОУ № 47).
Этапы реализации проекта :
1.Организационно-подготовительный (сентябрь – октябрь)
2. Внедренческий (октябрь – май)
3. Заключительный (апрель – май).
Перспективный план работы с детьми
Непосредственно
(организованная)
образовательная
деятельность
Совместная деятельность взрослого и
ребенка
Работа с
родителями
Октябрь
«Я и мое тело».
Познакомить детей
со своим телом.
Учить называть
части тела: голова,
руки, ноги, живот,
спина, и объяснить
значение частей тела.
Воспитывать интерес
к своему телу.
Беседы по теме «Что такое доброта»,
«Известно всем из века в век: не
злостью славен человек», «Как хорошо
когда вас любит кто-то!»
Сюжетно – ролевая игра «Больница».
Пальчиковая гимнастика: «Части тела»,
«Осень».
Подвижные игры: «Пузырь», «Птички
в гнездышках», «Мыши и кот».
Дыхательная гимнастика: «Часики»,
«Трубач».
Самомассаж «Мытье головы».
Артикуляционная гимнастика
«Окошко», «Чистим зубки», «Месим
тесто», «Чашечка».
Библиотека
семейного
чтения «Азбука
здоровья»,
Анкетиро-вание
«Условия
здорового образа
жизни в семье».
Ноябрь
«Витамины»
познакомить детей с
понятием «витами-
ны», их значением в
жизни человека, за-
крепить знания об
овощах и фруктах.
Беседы: «О пользе витаминов»,
«Людям забота как воздух нужна стать
здоровее поможет она», «Кто скуп и
жаден, тот в дружбе не леден», «Я себе
хочу помочь! Уходи обида прочь!»
Аппликация «Компот».
Сюжетно – ролевые игры «Научим
куклу Катю раздеваться после
прогулки», «Аптека», «Больница».
Пальчиковая гимнастика «Овощи»,
«Фрукты», «Ягоды».
Дидактические игры «Витаминный
бильярд», «Назови одним словом»,
Папка-
передвижка
«Правильное
питание детей»
Консультация
«Бережем свое
здоровье или
Правила доктора
Неболейко»
«Поварята».
Подвижные игры: «Воробушки и кот»,
«Догони меня», «Найди свой цвет»,
«Не опоздай», «В воротики».
Точечный массаж: «Кисонька»,
«Массаж пальцев».
Артикуляционная гимнастика
«Дудочка», «Заборчик», «Маляр»,
«Грибочек».
Декабрь
«Здоровая пища»
Рассказать детям о
продуктах питания и
о их значении для
человека,
познакомить с
понятиями
«питательные
вещества»,
«правильное», или
«здоровое питание».
Развивать любозна-
тельность, умение
выде-лять правила
здорового питания.
Воспитывать у детей
отношение к своему
здоровью и здоровью
окружающих.
Воспитывать
желание вести
здоровый образ
жизни.
Беседы: «Чтобы быть здоровым, надо
хорошо кушать», «Вся боль уходит за
ворота, когда сочувствует вам кто-то»,
«Удивлению есть причина – слон
катается в машине», «Долог день до
вечера, если делать нечего».
Лепка « Овощи», «Фрукты»
Сюжетно – ролевая игра: «Семья» ,
«Больница».
Пальчиковая гимнастика: «Овощи-
фрукты», «Продукты питания»,
«Грибы».
Дидактическая игра: «Где растет
каша», «Во фруктовом царстве,
овощном государстве», «Что
изменилось».
Подвижные игры: «С кочки на кочку»,
«Проползи – не задень», «Пройди
Мишкой, проползи Мышкой», «Кто
дальше бросит (мяч, мешочек)».
Дыхательная гимнастик: «Паровозик»,
«На турнике». Самомассаж «Ушки»,
«Глазки отдыхают».
Артикуляционная гимнастика «Киска»,
«Поймай мышку», «Лошадка».
Консультация
«Как приучить
ребенка есть
овощи и
фрукты»,
папка-
передвижка
«Комплекс
дыхательной
гимнастики
Январь
В гости к больному
дедушке»
Знакомство детей с
понятием деньги и
услуги. Раскрыть
значимость
жизненно важных
потребностей в
жизни человека.
Беседы: «Очень грустно расставаться –
на вокзале оставаться», «Благодарим
деда: «Спасибо за победу», «Сумел
провиниться - сумей и повиниться».
Сюжетно – ролевая игра:
«Игрушки у врача», «Аптека», «Катя
заболела», «Больница».
Пальчиковая гимнастика «Зима»,
«Зимние забавы».
Буклет
«Точечный
массаж»,
Консультация
для родителей
«Воспитание
основ здорового
образа жизни
у детей
Закрепить представ-
ление детей о содер-
жании труда
некоторых
профессий: врач,
кон-дуктор,
водитель.Вос-
питание желания
ока-зывать помощь
друг другу, заботить-
ся о близких людях.
Подвижные игры: «Подбрось повыше»,
«Поймай мяч», «Сбей кеглю», «Поймай
комара», «К флагу».
Дыхательная гимнастика: «Шагом
марш», «Насос».
Самомассаж: «Веселые носики»,
«Рыбки».
Артикуляционная гимнастика «Слоник
пьёт», «Индюки болтают», «Орешки»,
дошкольного
возраста»
Февраль
«Вот я какой»
Познакомить детей с
внешним строением
тела человека, с
возможностями его
организма: я умею
бегать, прыгать, петь,
смотреть, слу-шать,
кушать, тер-петь
жару и холод,
переносить боль, ды-
шать, думать, помо-
гать другим людям;
воспитывать чувство
гордости, что «Я –
человек». Вызвать
интерес к дальней-
шему познанию себя.
Беседы: «Если без друзей в лесу
остаться, можно не на шутку
испугаться», «Успех, здоровье, дружба,
сладости… Так много поводов для
радости»,
Сюжетно – ролевая игра: «Мы –
спортсмены», «Семья».
Пальчиковая гимнастика: «Игрушки»
Подвижные игры: «Карусель», «Котята
и щенята», «Наседка и цыплята»,
«Обезьянки», «Целься вернее», «Школа
мяча».
Дыхательная гимнастика
«Регулировщик», «Летят мячи».
Самомассаж: «Расслабленное лицо».
Артикуляционная гимнастика
«Часики», «Блинчик», «Вкусное
варенье», «Шарик».
Семейный клуб
«Минутки
радости,
удовольствия и
пользы»,
«Памятка
родителям о
закаливании
детей»
Март
«Путешествие в
страну здоровья»
Формировать навыки
здорового образа
жизни; закрепить
знания о пользе
воды; развивать
двигательную
активность;
доставить детям
радость от встречи с
любимыми героями
сказок
К.И.Чуковского.
Беседы: «Хоть я трусом не зовусь, но
чудовища боюсь…», «Ничего что ноет
тело, но зато ты сделал дело»
Сюжетно – ролевая игра
«Стирка кукольного белья», «Сделаем
Кате красивую прическу».
Пальчиковая гимнастика: «Одежда»,
«Обувь», «Посуда».
Подвижные игры: «Подбрось-поймай»,
«Сбей булаву», «Мяч через сетку»,
«Угадай, кто и где кричит», «Найди свое
место», «Прятки».
Дыхательная гимнастика
«Вырасти большой», «Лыжник».
Консультация
«Воспитание
правильной
осанки у
ребенка»,
консультация
«Когда и сколько
заниматься»
Самомассаж «Гибкая шея, свободные
плечи», «Сова».
Артикуляционная гимнастика
«Гармошка», «Барабанщик»,
«Парашютик»,
Апрель
«Сохраним свое
здоровье»
Учить детей само-
стоятельно следить
за своим здоровьем,
знать несложные
приемы
самооздоровления,
уметь оказывать себе
элементарную
помощь. Развивать
разговорную речь
детей, умение
употреблять
антонимы, понимать
смысл пословиц.
Словарь: здоровье,
дегустатор,
закаливание,
самомассаж.
Прививать и воспи-
тывать любовь к фи-
зическим упражне-
ниям, самомассажу.
Беседы: «Как можно играть в игрушки»,
«Не нужно гордости стыдиться, когда у
вас есть чем гордиться», «Хочу все
знать, хоть я и кроха. А хорошо ли это?
Может плохо?»
Сюжетно – ролевая игра: «Мы
спортсмены», «Парикмахерская»,
«Купание куклы Кати».
Пальчиковая гимнастика: «Весна»,
«Наш дом».
Подвижные игры: «Зайцы и волк»,
«Лиса в курятнике», «Найди себе пару»,
«У медведя во бору», «Ловишки»,
«Пилоты».
Дыхательная гимнастика: «Маятник»,
«Гуси летят».
Самомассаж «Теплые ручки».
Артикуляционная гимнастика
«Ворота», «Замок закрыли», «Замок
открыли», «Ключик».
Консультация
«Режим дня
дошкольника в
выходные и
праздничные
дни».
Май
«Органы чувств
помощники
человека»
Формировать у детей
понятие о здоровом
образе жизни, дать
детям сведения об
элементарных
функциях и защите
организма, об
органах чувств.
Беседы: «Так много в мире есть чудес -
все вызывает интерес», «Чтобы мечты
своей добиться, нужно к этому
стремиться»
Сюжетно – ролевая игра: «Больница»,
«Семья».
Пальчиковая гимнастика: «Цветы»,
«Насекомые»
Подвижные игры: «Пройди-не упади»,
«Цветные автомобили», «Бездомный
заяц», «Лошадки», «Через ручеек»,
Артикуляционная гимнастика
«Спрятали ключик», «Пора спать»,
«Лопатка», «Булькает тесто».
Консультация
«О летнем
отдыхе детей»
Ожидаемые результаты от проекта
Вызвать интерес к физкультурно - оздоровительным мероприятиям
у
воспитанников МБДОУ
№ 47 и
их родителей. Познакомить с различными
методами оздоровления детей, традициями их проведения.
Пополнить дидактическую копилку группы фотоальбомами о различных видах
спорта.
У воспитанников - повысить уровень физической подготовленности, укрепить
здоровье.
У родителей - повысить интерес к жизни детского сада, к совместным
мероприятиям с детьми.
Список использованной литературы:
1. Г. И. Кулик, Н. Н. Сергиенко. « Школа здорового человека» Сфера,2010
2. Т. В. Пятница «Рабочая тетрадь логопеда»: загадки, рифмовки, скороговорки /
Феникс,2010
3. М. Н. Щетинин «Дыхательная гимнастика Стрельниковой», Метафора, 2007 г
4.
«Здоровьесберегающие
технологии
в
образовательно
—
воспитательном
процессе» И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова.
5. В. И. Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников», ВАКО, 2011 г.
6. Н. А. Мелехина, Л. А. Колмыкова. «Нетрадиционные подходы к физическому
воспитанию детей в ДОУ», Детство-Пресс, 2012 г