Автор: Ганиева Екатерина Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 28 "Колосок" Населённый пункт: город Ессентуки Ставропольский край Наименование материала: Познавательно- творческий проект Тема: " О чем поет самовар" Раздел: дошкольное образование
« О чем поет самовар»
Автор :ГаниеваЕ.А.
"Он во главе - большой начальник:
Зеркально блещут медные бока,
На голове пыхтит с заваркой чайник ,
Внутри - воды кипящая река ,
Случайно не задень его руками,
В его стальной утробе - жгучий жар,
Гостей приветит чаем с пирогами,
Семьи поилец - русский самовар".
О. Карелин.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Приобщение детей к истокам русской культуры и быта , посредством художественно –
эстетического воспитания , развития творческих способностей детей.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
1) Способствовать расширению представлений детей о самоваре как о предмете
народного быта.
2) Побудить участников проекта к сохранению традиции семейного чаепития;
воспитывать у детей желание быть гостеприимными.
3) Развивать творческие способности у детей, самостоятельность в создании
задуманного образа.
4) Формировать технические навыки, способствующие воплощению замысла.
5) Способствовать формированию навыков исследовательской деятельности и
активизировать детей на совместное принятие решений в ходе работы над проектом.
6) Обогатить словарь детей новыми словами (самовар, традиция, чаепитие, выпечка и
др.).
7) Использовать различные виды фольклора (сказки, пословицы, поговорки, загадки)-
богатейшего источника познавательного и нравственного развития.
Задачи:
Для детей:
• Создать условия для приобщения детей к истокам русской народной культуры;
• воспитывать уважение к предметам старины и любовь к родному краю;
• формировать у детей потребность получать новые знания об истории русских традиций;
• формирование эмоционального отношения к литературным произведениям
• Развивать речь детей, используя все виды фольклора: сказки, потешки, песенки, заклички,
пословицы, поговорки, загадки.
• познакомить детей с историей возникновения самовара и его применения.
Для родителей:
• привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, используя
анкетирование,
создание самоделок, газет;
• стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах;
• способствовать установлению и партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах
воспитания и образования детей;
• установление дружеских связей с другими родителями, что ведет к объединению по интересам;
• возможность работать в среде, которая побуждает к получению новых знаний и умений
Предполагаемый результат.
Дети:
• Сформированность у детей элементарных знаний о народных традициях;
• Сформированность нравственно- патриотических чувств в процессе реализации проекта;
• Заинтересованность детей темой о самоваре, проявление их познавательной активности: вместе
с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими
детьми в детском саду;
• Возможность участия в презентации проекта, где дети смогут применить имеющиеся знания о
народных традициях, о самоваре. поучаствовать в конкурсах, представить свои рисунки, поделки.
Родители:
• Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
• Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей
• Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни
группы.
Актуальность:
Посиделки у самовара являются неотъемлемой частью русских традиций, но в настоящее время
сложно представить в доме наличие самовара, а его применение , вообще-область прошлого, и
как ни странно они модны на сегодняшний день и являются символом и примером объединения
семьи, гармонии и общения.
1. Проведение педагогической работы с детьми по разработанной технологии:
а) Образовательные ситуации:
Познавательная деятельность :- рассматривание картин, иллюстраций изображающих чаепитие,
русские народные гуляния, разные виды и формы самовара.
Социально-коммуникативная, речевая деятельность : чтение сказок «Федорино горе», «Муха
Цокотуха», «Самовар», «Самовар и кофейник», заучивание закличек, потешек, стихотворений,
разгадывание загадок.
Художественно-эстетическая деятельность:
«Самовар»- рисование
"Веселое чаепитие"- (лепка)
« Бараночки-баранки» лепка из соленого теста.
б) Образовательная деятельность в режимных моментах:
- просмотр видеороликов сказки «Муха Цокотуха».
- просмотр презентаций «Знакомство с самоваром», «Тула- город мастеров».
- организация сюжетно-ролевых игр: Семья, День рождения Куклы Кати, Чаепитие на празднике.
- организация дидактических игр: «Что лишнее», «Кухонная утварь», «Сложи предмет», «Накроем
стол".
в) Самостоятельная деятельность детей:
1. Раскрашивание изображений самовара, посуды, русских народных героев сказок, лепка
баранок.
2. Работа с родителями: Консультации «Русская народная культура в воспитании дошкольников»,
«Воспитание детей на традициях народной культуры», «Воспитание патриотизма у дошкольников
через приобщение к русской народной культуре»
Продукты проекта:
а) для детей:
• Выставка «Угощения русского стола» (лепка угощений)
•
Альбом- сказка «Самовар и кофейник», «Муха
Цокотуха»
;
б) для родителей:
• Фотоальбом «Семейные традиции»;
• Папки-раскладки с консультациями;
• Выставка художественных работ и поделок, выполненных детьми в самостоятельной и в
совместной с родителями деятельности.
.
Вывод:
Проект «О чем поет Самовар…» был реализован удачно. Дети активно участвовали во всех видах
деятельности, предлагали свои идеи, являлись инициаторами игр. Участники проекта многое
узнали о самоваре: историю появления, устройство. Изучили особенности работы самовара.
Во время проекта дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у
самовара. Свои впечатления, полученные эмоции дети воплотили в продуктивных видах
деятельности. Результатом стал интересный мини - музей «Русь самоварная».
Все участники проекта проявили интерес к продолжению изучения традиций русского народа.