Напоминание

Проектная деятельность на уроках географии в соответствии с ФГОС


Автор: Фетисова Надежда Викторовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ гимназия №2
Населённый пункт: г.Рязань
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность на уроках географии в соответствии с ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад







Проектная

деятельность

на уроках

географии

в

соответствии

с ФГОС.
Учитель географии МБОУ «Гимназия №2» города Рязани Фетисова Н.В. Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности школьников. В наше время, в условиях развития рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост объема информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться, принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески. Этот социальный запрос нашел отражение в Законе РФ “Об образовании”, законодательно утвердившем цели образования как “ориентацию на обеспечение самоопределения личности, на создание условий для ее самореализации”. Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская и проектная деятельность, основной функцией которых является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире. Метод проектов заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Учащиеся включаются в этот процесс от идеи проекта до его практической реализации. В результате школьники учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные ранее знания по предметам, приобретают самостоятельность, ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения. Проекты могут быть индивидуальными, групповыми и коллективными, исследовательскими, краткосрочными и долгосрочными.
Типы учебных проектов по географии:

1.по доминирующей в проекте деятельности:
а) исследовательский, б) творческий, в) ролевые ,игровые проекты, г) информационный проект, д) прикладные проекты.
2.по компетентности (предметно-содержательной области):

а) монопроекты (в области одного предмета) б )межпредметные (2-3 предмета)
3.по характеру координации:
а) с явной координацией (один координатор) б) со скрытой координацией
4.по характеру контактов
: а) внутренний (внутри класса ,внутри школы) б) международные.
5.по количеству участников:
а) индивидуальные, б) парные. в) групповые.
6.по продолжительности
: а) краткосрочные, б) средней продолжительности (неделя- месяц), в) долгосрочные. Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Следовательно, при планировании информационного проекта необходимо определить: а) объект сбора информации; б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском); в) формы представления результата. Здесь также возможны варианты — от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе или выступления перед аудиторией (на школьной конференции, с лекцией для младших школьников и т.д.). Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию, следовательно, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие пусть в разных по
продолжительности и сложности, информационных проектах. В определенных условиях информационный проект может перерасти в исследовательский.
Исследовательский проект
предполагает четкое определение предмета и методов исследования. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются экзаменационной работой учащихся или конкурсной внешкольной работой. Специфика предметного содержания географии позволяет организовать исследовательские проекты на местности.
Практико-ориентированный проект
также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для кабинета географии). Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату. Например, проект по изучению местности может носить исследовательский характер, а может — практико- ориентированный: подготовить учебную лекцию по теме «Горы (или равнины) Земли». Подготовка такого проекта, кроме собственно предметного содержания, будет включать вопросы анализа аудитории, особенностей обращения к ней и т.д. К практико-ориентированным проектам по географии можно отнести: • проекты изучения уже существующих и возможных следствий хозяйственной деятельности человека (при этом вовсе не обязательно рассматривать только негативные примеры); • проекты освоения территорий; • проекты по созданию новых объектов, например, городов и поселков, национальных парков и т.д. • проекты по созданию научных станций, в том числе в экстремальных условиях природной среды. Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются
информационные и творческие проекты.
Именно с них мы и начинаем знакомство с методом проектов в 5 – 7 классах. В 8-9 классе темы проектов более серьезные и требуют серьезной работы. Эти проекты уже можно называть
исследовательскими
и результаты таких проектов могут быть интересны не только участникам проекта, но и другим учащимся. Особенно это касается тем с экологической направленностью. Основные требования к использованию метода проекта: Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения. Для этого учитель должен: владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую работу учащихся; уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения; направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы; уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов. При использовании проектной технологии каждый ученик: учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;
приобретает коммуникативные навыки и умения; овладевает практическими умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения. Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом. Исследования характеризуются следующими методологическими категориями: проблема, тема, актуальность, объект исследования, предмет исследования, цель, задачи.. Требования к исследованию: Ограниченность во времени, целям, задачам, результатам. Ограниченность означает, что исследование содержит: Этапы и конкретные сроки их реализации; Четкие задачи; Конкретные результаты; Планы и графики выполнения исследования. Ход исследования можно представить в виде цепочки: Обоснование темы; Постановка целей и задач Определение объекта и предмета исследования Разработка гипотезы исследования Непосредственно исследования Результаты Оценка полученных результатов и выводы. В организации исследовательской работы большое значение имеет отбор учебного материала для всех исследований, который должен строго соответствовать основным принципам дидактики: научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, индивидуальному подходу к учащимся в условиях коллективной работы, развивающему обучению, связи теории с практикой. Определяя содержание ученических исследований, учитель должен следить, чтобы все творческие задания были: простыми по содержанию и прямо или косвенно связанными с учебной программой, доступными для понимания, учитывать возраст учащихся; разнообразными по содержанию; интересными по замыслу и содержащими элементы занимательности; разными по форме проведения, привлекательными для учащихся; исследовательские работы должны способствовать раскрытию физических основ явлений природы, воспитанию любви к труду, бережному отношению к природе, формированию элементарных навыков научного труда. За долгие годы своего существования педагогическая наука накопила огромный арсенал научных средств и методов познания окружающей действительности. Перед современным учителем стоит непростая задача выбрать то, что доступно и необходимо детям для развития их познавательной деятельности. В настоящее время проектный метод, как никакой другой, соответствует требованиям, предъявляемым к процессу обучения детей. Именно проектная методика позволяет организовать обучение путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, способствует развитию творческого мышления и познавательной активности школьников.
Проектный метод имеет еще одну особенность - он носит исследовательский характер. Для того, чтобы не произошло того смешения, которое имеет место в современной литературе, когда проектное и исследовательское обучение рассматриваются как один метод, необходимо остановиться на взаимосвязи между этими понятиями. При организации проектной исследовательской деятельности с использованием технологии развивающего обучения, ИКТ в процессе изучения географии повышает активность и результативность учащихся в учебной деятельности. В результате усвоения содержания образования, включающие в себя знания, смыслы и способы деятельности, происходит развитие ученика в качестве субъекта учебной деятельности. Значение исследовательской деятельности учащихся по географии в учебно- воспитательном процессе школы непрерывно возрастает. Закончить я хочу словами В.А. Сухомлинского: «Передо мной открылась удивительно богатая, неисчерпаемая по красоте грань педагогического мастерства - умение учить детей думать». А как хочется, вслед за В.А. Сухомлинским , не уставать удивляться нашим ребятам : как быстро они меняются , становясь исследователями, как по- новому открываются нам своими , прежде не замечаемыми нами, талантами, как преображаются они внутренне и внешне. План моего проекта 1)Цели 2)Описание материка Африка 3)Характеристика и жилища Южной Африки 4)Описание и жилища пустыни Сахара 5)Характеристика и жилища Экваториальной Африки 6)Глинобитные дома на озере Чад 7)Заключение
Цель моей проектной работы – исследовать африканские народные жилища. Я узнаю о культуре того или иного народа, но самое главное найти связь между географическим положением , архитектурой и бытом жилищ разных уголков Африки. Африка – второй по площади материк на планете. Также он самый жаркий. Африка протянулась от северного тропика до южного. Многие люди ошибочно предполагают, что этот материк – большая пустыня. Но мнение это ошибочно. В разных частях Африки климат может кардинально отличаться. Так в вечнозеленых экваториальных лесах жарко и одновременно влажно. А в зоне самой большой пустыни мира Сахаре , где сухой тропический климат тоже очень жарко, но далеко не влажно. Итак климат Африки разнообразен, но и народы населяющие эти обширные территории отличаются друг от друга. Они отличаются по языку, вероисповеданию ,культуре и домам. Жилища для человека играют одну из самых важных ролей в жизни. Много факторов зависит как народ той или иной территории организует пространство вокруг себя. Я хотел начать с традиционных жилищ Южной Африки. Регион с богатой историей и самобытной культурой ,включающий такие страны как: ЮАР, Лесото ,Свазиленд и другие, сохранил национальное жилище – рондавель. Обычно он имеет круглую форму (отсюда и название) и традиционно изготавливается из материалов, доступных в природе. Территория Южной Африки лежит в зоне саванн, где много высоких трав и тростника. Поэтому цемент для рондавеля испокон веков делали из песка, навоза, травы, а крышу из тростника. Несколько десятилетий назад целые города застраивались рондавелями , но на смену старым традиционным домам пришли серые стеклянные небоскребы . Но стоит заметить , что последнее время наблюдается большой интерес среди туристов к рондавелю. Рассказав о рондавелле, мне хотелось бы порассуждать о тропическом климате .Для данного климата характерные черты - в тропиках с обеих сторон от полосы пониженного давления вдоль экватора находятся зоны с повышенным атмосферным давлением ,над океанами
здесь господствует пассатный климат с постоянными восточными ветрами, т. н. пассатами , осадки выпадают редко, но возможны и сильные ливни (в Сахаре до 80 мм в сутки). И говоря об тропическом климате, обязательно упомянуть пустыню Сахара. Сахара – крупнейшая пустыня мира. Она расположена на территории десяти стран: Алжира, Египта, Западной Сахары, Ливии, Мавритании, Мали, Марокко, Нигера, Судана, Туниса и Чада. Средняя дневная температура в Сахаре составляет +50 градусов. Количество осадков за год на этой территории всего 76 мм. И подумать, что в таких невыносимых условиях живут люди нереально. Строительных материалов в пустыне почти нет, и издавна местные народы(в основном берберы) селились в пещерах. Большая их часть строила свои поселки на вершинах холмов, некоторые же копали себе пещеры на равнинах. Такие пещерные поселения существуют и по сей день, и пользуются большой популярностью. Единственная проблема — в твердом грунте пустыни копать такой дом приходится очень долго. Говорят, что на одну комнату уходит около года работы специальной мотыгой. Но зато и простоит он потом века. Создавались целые пещерные комплексы .Они удобны, потому что в жару сохраняют прохладу, а в холод тепло. В отличие от рондавеля пещеры пользуются огромным спросом среди и туристов и местных жителей. Но только сегодня самые богатые люди могут позволить себе пещеру, так как, что бы выкопать одну комнату потребуется около года дорогостоящих работ.
После пустыни Сахары я хотел бы рассказать об экваториальном климате Африки. Для такой типа климата характерно преобладание ЭВМ(Экваториальная воздушная масса), постоянно высокие температуры (на равнинах 24°—28 °C),распространение густых многоярусных лесов(влажные вечнозеленые жестколистные) с исключительным разнообразием флоры и фауны. Животный мир экваториальных лесов богат и разнообразен. Многие животные обитают на деревьях. Многочисленны различные обезьяны. Разнообразны птицы, насекомые, термиты. К наземным обитателям относят мелких копытных (африканский олень и др.). Эту территорию населяют народы – конго, , руанда , рунди и другие. Эти народы использовали для постройки своих жилищ растительность из влажных вечнозеленых жестколистных лесов .А именно :древесина и листья пальмы, кора банана(растения) и лианы для «крепежей». В экваториальной части Африки жаркий, но очень влажный климат. Поэтому нередко можно встретить в странах Африки, лежащих на экваторе, дома на деревянных опорах – сваях. Такая технология помогает уберечь своё жилище от сырости. К сожалению последнее время люди предпочитают жить и работать в больших городах с развитой инфраструктурой, чем обитать в джунглях и питаться фруктами. Также нельзя не упомянуть про знаменитые глинобитные дома долины озера Чад. Из-за катастрофической нехватки древесины в этом районе народы (Будума, Кури, Канемба, Канури, Булала и Даца) использовали глину и солому как основные строительные материалы. Из глины возводились целые дворцовые комплексы в эпоху существования легендарного африканского государства Дагомея. Сейчас крупнейшими сохранившимися глинобитными дворцами являются Королевские дворцы Абомея. Этот комплекс из двенадцати дворцов. Но кроме королей в глинобитных домах живут и обычные люди. В отличие от других национальных жилищ дома из глины пользуются
популярностью и сегодня из-за своей дешевизны. На берегах озера Чад располагаются десятки крупных деревень , построенных из глинобитных домов. В конце я хочу сделать вывод. Климат Африки очень сильно влияет на национальные жилища. Ведь веками люди приспосабливались к условиям природы , окружающей нас, хоть и условия могут не просто трудными, но и не человеческими. За время человек приспособился к жизни в пустыне, непроходимых лесах и просторных саваннах. Хотя и с приходом капитализации местные национальные дома теряют популярность, я надеюсь что жители стран Африки сохранят свою культуру и жилища.


В раздел образования