Единство осуществления индивидуального подхода в детском саду и семье
Автор: Гирила Дина Дмитриевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 73 "Городок" Населённый пункт: г. Мытищи Наименование материала: статья Тема: Единство осуществления индивидуального подхода в детском саду и семье Раздел: дошкольное образование
детском саду и семье
Существует две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное.
Каждая из этих ветвей представляет собой социальный институт воспитания, обладает своими
специфическими возможностями в формировании личности ребенка.
Для ребенка семья является естественной воспитывающей средой. Она накладывает свой
отпечаток на его характер и поведение. В семье он получает первые уроки в познании мира и
знакомится с элементарными законами жизни.
Семья во многом определяет отношение ребенка к трудовой деятельности, культуру его
поведения, активность и инициативность, дисциплинированность и целый ряд других качеств
личности.
Влияние семьи нередко бывает столь сильным, что создается впечатление, будто характер
родителей полностью передается детям по наследству. Бесспорно, окружающая среда, в
особенности условия домашнего быта, оказывают огромное влияние на формирование личности
ребенка. Но все же ведущим фактором во всестороннем развитии человека является воспитание.
Следовательно, и в семье ребенок должен получать правильное воспитание.
В исследовании Т.А. Марковой систематизированы факторы, которые определяют силу и
стойкость семейного воспитания.
Воспитание в семье отличается глубоким эмоциональным, интимным характером.
«Проводником» семейного воспитания являются родительская любовь к детям и ответные чувства
(привязанность, доверие, нежность) детей к родителям. Воспитание в семье отличается
постоянством и длительностью воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в
самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемостью изо дня в день.
Семья обладает объективными возможностями для включения ребенка с первых лет жизни в
разнообразные виды деятельности (бытовую, трудовую, хозяйственную, воспитательную в
отношении других членов семьи и его самого).
Выражение «дети – это зеркало семьи» точно передает смысл ориентации ребенка на те
духовные и моральные ценности, которые исповедует его семья. В каждой семье свои
представления о добре и зле, свои приоритеты и нравственные ценности: в одной во главу угла
ставят доброту, милосердие, в других, напротив, царит культ жестокости.
Таким образом, современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка,
проявляющийся в многообразии форм воздействия, в диапазоне ценностей, которые осваивает
подрастающий человек.
Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей
воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие – не
умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима
квалифицированная помощь педагога.
Работа воспитателей с семьями – труд нелегкий, но необходимый. Это неотъемлемый фактор
индивидуального подхода к детям, индивидуальной помощи, своевременного предотвращения
нежелательных проявлений в характере ребенка.
В воспитании маленького ребенка многое строится на формировании положительных
привычек, навыков поведения, рациональных способов деятельности. Все это возможно, если все
воспитывающие ребенка взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах
воздействия, способах обучения. Необходимо учитывать, в решении каких задач воспитания может
быть сильнее одна сторона (детский сад или семья), и в решении каких основную тяжесть следует
принять на себя другой стороне. Например, в эмоциональном, половом воспитании, в приобщении
значительно выше, чем возможности детского сада. Детский сад квалифицированно осуществляет
обучение, развитие творческих способностей и др. Привлечение родителей, других членов семьи к
образовательной работе детского сада необходимо, прежде всего, для детей.
Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада.
Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость
целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу.
Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных
форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного
учреждения и членов семей воспитанников.
Формы работы могут быть самые разные. Это посещение семьи и ребенка, день открытых
дверей, беседы, консультации, родительские собрания. Но приоритет остается за индивидуальной
формой.
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Работу, как со всем коллективом
родителей, так и индивидуально с отдельными семьями, можно успешно проводить только на
основе знания особенностей быта и воспитания детей в семье.
Фактический материал по изучению воспитания детей в семье дает возможность не только
узнать условия жизни, но и установить причины формирования индивидуальных качеств детей,
выявить связь между условиями воспитания, формированием особенностей поведения и
спецификой их проявления.
Положительные результаты в работе с семьей могут быть достигнуты только в том случае,
если между родителями и воспитателями достигнуто единство требований в отношении к детям и
вся работа проводится по плану и систематично.
Необходимо давать родителям конкретные сведения по вопросу о возрастных и
индивидуальных особенностей детей, учить их видеть в своих детях хорошее, и плохое,
анализируя их поступки.