Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста
Автор: Серова Марина Витальевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 5" Населённый пункт: пгт. Нижний Одес, г. Сосногоск, Республика Коми Наименование материала: из опыта работы Тема: Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Детский сад №5» пгт.Нижний Одес, г.Сосногорск РК
Воспитатель
ТЕМА: «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста»
(из опыта работы).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
направлен на развитие дошкольного образования в Российской Федерации. В то же время,
он работает на развитие маленького ребенка. И основная задача детских садов – создавать
условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноценно
проживает
дошкольный
возраст,
развит
и
мотивированным
переходит
на
следующий
уровень образования. Такие дети действительно хотят учиться в начальной школе.
Одной из основных задач дошкольного образования является создание условий для
формирования у детей готовности к обучению в школе.
В
федеральных
государственных
стандартах
описаны
интегративные
качества
ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения программы дошкольного
образования.
Среди
них
-
овладения
предпосылками
учебной
деятельности.
Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение
учиться,
способность
к
саморазвитию
и
самосовершенствованию
можно
считать
важнейшей задачей современной системы образования.
Уровень
развития
мелкой
моторики
–
один
из
показателей
интеллектуальной
готовности
к
школе
и
именно
в
этой
области
дошкольники
испытывают
серьезные
трудности.
Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное
отставание.
Современные
игрушки
и
вещи
устроены
максимально
удобно,
но
не
эффективны для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков
и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания). Еще 20 лет
назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать
крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.
Следствие
слабого
развития
общей
моторики,
и
в
частности
-
руки,
общая
неготовность
большинства
современных
детей
к
письму
или
проблем
с
речевым
развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в
порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им
навыком письма является наиболее сложным. Письмо служит одним из базовых навыков,
т.е. на нем практически строится все дальнейшее обучение, следовательно, ребенок, не
освоивший этот навык вовремя и качественно, непременно будет отставать в учебе. От
того, насколько ребенок овладеет письмом, зависит успешность его дальнейшего обучения
в школе, так как именно нарушения письма обычно становятся главными причинами
неуспеваемости младших школьников.
Одной из важных составляющих готовности ребенка к письму является наличие у
него развитой мелкой мускулатуры. Умение производить точные движения кистью и
пальцами
рук
просто
необходимо
для
овладения
письмом.
Поэтому
при
подготовке
ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких
мышц рук в дошкольном учреждении.
Поэтому проблема развития мелкой моторики актуальна на всех этапах развития
ребенка и работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в
школу, а именно с самого раннего возраста. В детском саду необходимо создавать условия
для
формирования
навыков осязания
и мелкой
моторики
через
различные виды
предметно-практической деятельности.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с
детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и
специалистами детского сада.
Перед собой я поставила цель.
Целью моей педагогической работы является достижение положительной динамики
в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных форм, методов
и приемов.
Для достижения цели были обозначены задачи:
1.
Улучшение мелкой моторики пальцев, кистей рук, координации и точности
движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности;
2.
Развитие
воображения, логического мышления, произвольного внимания,
зрительного и слухового восприятия, творческой активности;
3.
Обогащение предметно - развивающей среды для развития у детей мелкой
моторики рук, речи;
4.
Повышение компетентности родителей в вопросе
развития
речи детей,
мелкой моторики с использованием разнообразных форм, методов и приемов.
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей;
- консультативная работа с родителями.
Методы и приемы работы:
массаж кистей рук;
пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;
пальчиковый театр;
лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала
(семена, крупы, ракушки и т. д.);
нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т.
д.;
конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО;
различные виды аппликаций;
рисование по трафаретам;
штриховка;
дорисовка (по принципу симметрии);
лабиринты;
дидактические игры;
шнуровка;
игры с мелкими предметами;
паззлы, мозаика.
Описание собственного опыта работы
Прежде чем приступить к работе, я выработала план работы :
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Внедрить в работу с детьми разнообразные формы, методы и приемы по развитию
мелкой моторики.
3. Составить консультации для родителей «Что такое мелкая моторика, почему её нужно
развивать и как?».
Для достижения поставленных задач я использую различные формы работы.
Одним
из
методов
работы
являются
пальчиковые
игры.
В
совместной
и
индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев.
Эффективность и интерес к этой деятельности повышается, если упражнения
сопровождаются чтением стихов, потешек. Стихи, сопровождающие упражнения – это
та
основа,
на
которой
формируется
и
совершенствуется
чувство
ритма,
создается
благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с
интересом
выполняет
движения,
что
обеспечивает
хорошую
тренировку
пальцев.
Сюжетность стихов и потешек развивает умение слушать и понимать.
Мною была составлена картотека игр на развитие мелкой и общей моторики:
«Пальчиковая гимнастика», «Физкультминутки».
Во время совместной и самостоятельной деятельности детей я использую пальчиковый
театр.
Он
дает
ребенку
уникальную
возможность
быть
одновременно
сценаристом,
режиссером-постановщиком
и
актером.
Театрализованное
представление
способствует
развитию
не
только
творческого
потенциала,
но
и
речи,
так
как
в
них
активно
задействованы именно пальцы.
Деятельность по лепке также имеет большое значение для укрепления кистей рук и
развития мелкой и крупной моторики. Лепка необходима для развития у детей сенсорных
и пространственных ощущений, восприятия. В своей работе для лепки я использовала
пластилин, соленое тесто, глину; составление узоров из семян, круп и другого природного
материала.
Это
кропотливый,
интересный
труд,
который
развивает
внимание,
совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации
движений, их точность.
Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой
мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает детей, способствует развитию воображения,
конструктивного мышления. Один из видов работы с бумагой являлись рваные поделки.
Разрывание бумаги на очень мелкие кусочки является хорошим упражнением для развития
силы пальцев и навыков управления мелкими движениями.
Особое внимание уделяется усвоению основных приемов вырезания - навыкам
резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные,
круглые).
Получая
симметричные
формы
при
сгибании
бумаги,
сложенной
гармошкой (хоровод) или по диагонали (снежинки).
Также детей привлекала возможность делать поделки из бумаги (оригами), которые они
использовали в играх, инсценировках.
В совместной деятельности я использовала различные нетрадиционные техники
рисования: печать от руки и др. с помощью кисти, свечки, зубной щетки. В процессе
рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется
эмоциональное
отношение
к
действительности,
но
и
формируются
элементарные
графические умения.
Особое внимание уделялось раскрашиванию рисунков. Для этого использовались
альбомы для раскрашивания или заготовки. Раскрашивание предполагало несколько видов
штриховки,
которые
обеспечивают
постепенность
в
развитии
и
укреплении
мелкой
мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения. Для развития точности и
уверенности движения руки я предполагала игры, в которых детям необходимо был
проводить параллельные линии в определенном направлении.
Существует еще не менее увлекательный способ развивать графические навыки
ребенка
–
обведение
рисунка
по
точкам.
Детям
даются
заготовки
с
рисунками
или
упражнениями. Эти упражнения были направлены на обучение ребенка выполнению
плавных линий, без отрыва от бумаги.
Большой интерес для детей представляет конструирование (на базе конструктора
ЛЕГО). Дети сооружают многочисленные и разнообразные постройки. Работая с мелкими
деталями
конструктора,
развивается
мелкая
мускулатура
пальцев
рук,
воображение,
творческая активность. Еще одним из интересных занятий - собирание пазл, нанизывание
бисера на леску.
Проводимые упражнения, игры на развитие мелкой моторики я комбинирую с
различными
видами
деятельности.
В
своей
работе
я
учитываю
индивидуальные
особенности каждого ребенка, его психофизиологическое развитие.
Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Основная задача
на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного
отношения родителей к работе с их детьми. Я использовала наглядные папки-передвижки
на
темы:
«Пальчиковая
гимнастика»,
«Первые
шаги
в
освоении
письма».
Были
подготовлены консультации для педагогов и родителей, отражающие актуальные вопросы
развития мелкой моторики ребенка в ДОУ и в семье.
Заключение
Таким образом, развивая мелкую моторику и координацию движений рук у детей
дошкольного возраста через различные виды деятельности, совершенствуя условия для
развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста, я добилась
следующих результатов: улучшилась координация и точность движений руки и глаза,
гибкость рук, ритмичность; мелкая моторика пальцев, кистей рук; улучшилось развитие
воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового
восприятия, творческой активности.