"Игра, как средство коррекции эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста с особенностями в развитии"
Автор: Шульга Светлана Анатольевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБДОУ "ДСКВ № 49" Населённый пункт: город Братск, Иркутская область Наименование материала: статья Тема: "Игра, как средство коррекции эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста с особенностями в развитии" Раздел: дошкольное образование
«Игра, как средство коррекции эмоциональных нарушений у детей дошкольного
возраста с особенностями в развитии»
Мы не задумываемся о том, какое значение в нашей жизни имеют игры, в которые
мы играли в дошкольном возрасте. Почему именно с песочницей, куклами и жмурками мы
ассоциируем наше детство? Оказывается это самый лучший путь к нашей психической
устойчивости, к избавлению от страхов и к умению общаться. Еще в 20-е годы прошлого
века психотерапевты А. Фрейд, М. Клейн, Г. Хаг-Гельмут назвали детскую игру методом
лечения, при котором дети развивают свои способности. Именно такой метод лечения
получил название игровая терапия.
Игровая терапия – метод коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений
у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с
окружающим миром – игра. Игротерапия помогает малышам преодолевать конфликты и
неурядицы. А начиналось все с рисования: ребёнок рисует свой дом, свою семью и таким
образом символически высказывает то, что пока ему не удается выразить словами – свои
страхи, эмоциональное состояние, психологические травмы. А, как известно, первый шаг
к любому решению проблемы – назвать ее.
Пока ребенок не умеет определять
объективно весь мир, он отражает в своих безобидных играх свое психическое состояние
и уровень умения общаться с другими детьми.
Шахматная игротерапия у древних арабов считались лучшим лечением от всех
нервных болезней и развивала мышление, независимо от возраста.
Песочная игротерапия, где малыши знакомятся и где происходят первые драки из-
за совочков и ведерок. Дети с радостью играют в песке, строят замки на пляже. Странный
эффект песочницы пока до конца не объяснен. Но очень важно дать ребенку возможность
пересыпать этот терапевтический стройматериал (успокаивает и расслабляет), лепить из
него
всевозможные
фигуры,
здания,
города
(пробуждает
неимоверную
фантазию,
развивает
мелкую
моторику
рук),
отыскивать
зарытые
сокровища
(создает
заинтересованность)
и
просто
сочинять
сказки
и
рисовать
их
(творческий
выход
существующей проблемы, развивает речь). Песок привлекает маленьких «строителей»
своей
необычной
структурой
и
новыми
ощущениями,
которые
они
испытывают
при
касании песка. А если песок еще и запечатлевает все следы, оставленные малышом, то его
вряд ли оторвешь от важных занятий в течение часов двух. Песочная игротерапия - рекорд
усидчивости для любого крохи.
Куклотерапия. Почти все дети любят играть в куклы и задавать определенные
роли. Наблюдая за малышами можно увидеть окружение ребенка, чаще всего, своей семьи.
Например, девочка говорит, что эта кукла будет мамой, а вот эта – папой. При игре
родители могут выяснить, что тревожит их чадо, что ему нравится, а что нет. «Мама» с
«папой» дружно ходят за ручку – эмоциональная обстановка в семье благоприятная; куклы
дерутся - наличие конфликта. Строя свой собственный домик, ребенок подсказывает те
вещи, которых ему не хватает в реальности, или говорит о своих страхах и комплексах.
Ролевые игры. Играя в разные роли, дети избавляются от комплексов и страхов.
Ребенок
оказывается
в
роли
доброго
героя,
а
потом
и
злого,
учась
сопереживать
и
понимать оппонента. Если «зайчик» убегает от кровожадной «совы», он выплескивает
свою боязнь в игре, а когда становится «совой», побеждает ее окончательно. В науке роль
зайчика
называется
снятием
эмоционального
накала,
а
роль
совы
–
коррекцией
внутренних
страхов.
Участвуя
в
активных
событиях,
малыш
учится
с
помощью
игротерапии общению. Это начало умения общаться, воспринимать в игре других ребят и
расширять свой объективный мир. На таких занятиях игротерапии происходит выход
накопившейся агрессии, которую ребенок постепенно учится контролировать. Знаменитые
«гуси-лебеди», «казаки-разбойники» дают возможность выхода негатива.
Некоторые
специалисты
говорят,
что
игротерапию,
желательно
проводить
не
только постороннему человеку, но и родителям. Это поможет взрослым почувствовать
себя ребенком и лучше понять своего ребенка, а дети быстрее раскрепостятся перед мамой
или папой. Такое общение поможет наладить взаимопонимание в семье на долгие годы.
Как
уже
говорилось
выше,
основой
игротерапии
является
игра.
Игра
–
это
произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в
решении
вопроса
о
том,
как
использовать
тот
или
иной
предмет.
В
игре
наиболее
интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.
Игровая
деятельность
влияет
на
формирование
произвольности
поведения
и
всех
психических процессов - от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль,
ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. Дети
лучше
сосредотачиваются
и
больше
запоминают
в
условиях
игры,
чем
по
прямому
заданию взрослого. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать
импульсивное
движение
-
раньше
и
легче
всего
выделяется
ребенком
в
игре.
Игра
оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-
заместителями,
ребенок
начинает
оперировать
в
мыслимом,
условном
пространстве.
Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия
сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане.
Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением,
волнением, радостью, восторгом и т. д. Это даёт возможность использовать игровую
деятельность
не
только
для
развития
и
воспитания
личности
ребёнка,
но
и
для
профилактики и коррекции его психических состояний.
Специалисты, работающие с детьми, имеющими проблемы в развитии, уже давно
заметили, что ребенку намного проще выражать свои переживания, потребности, мечты в
игровом процессе. Основная цель игровой терапии – помочь ребенку выразить свои
переживания наиболее приемлемым для него способом – через игру, а также проявить
творческую
и
социальную
активность
в
разрешении
сложных
жизненных
ситуаций,
«отыгрываемых»
или
моделируемых
в
игровом
процессе.
Своеобразие
социальной
ситуации развития детей с ограниченными возможностями можно связать с неправильным
типом семейного воспитания (чаще по типу гиперопека); с ограничением социальных
контактов и трудностями во взаимоотношениях со здоровыми сверстниками, а так же с
переживанием недоброжелательного отношения окружающих.
Игротерапия воздействует на эмоционально-волевую и коммуникативную сферы
детей с ограниченными возможностями дошкольного возраста и решает ряд важнейших
коррекционных задач. Она позволяет повысить уровень социальной адаптации больного
ребенка, снизить уровень ситуативной и личностной тревожности, навязчивых страхов
(темноты,
резких
звуков,
высоты,
передвижения
и
т.д.),
сформировать
адекватную
самооценку.
И в заключении, самое главное - это не то, во что играть, а то, как играть. Самая
эффективная психотерапия – это родительская любовь. Почаще обнимайте своего малыша,
целуйте, говорите, как сильно вы его любите, какой он хороший и замечательный. Любите,
понимайте и растите вместе!
Игры:
1. «Жираф, слон, птица»
Цель:
развитие
коммуникативных
навыков,
сплочение
группы,
развитие
способности подражать взрослому.
Все стоят в кругу. Педагог неожиданно на кого-нибудь показывает и говорит одно
из
трех
слов
(жираф,
слон,
птица).
Если
произнесено
слово
«жираф»,
то
педагог
поднимает обе руки вверх. Если «слон»: педагог делает из рук хобот, если «птица» –
машет
руками,
как
крыльями.
Ребёнок,
на
которого
показывает
взрослый,
должен
повторять движение за ним.
2. «Круг»
Цель: сплочение группы.
Образуется с детьми круг. Попросим их бережно взять друг друга за руки: Руки
вместе, станем в круг (соединяют руки) Руки вместе, станем в круг. Мы все вместе в этом
круге (руки соединены) Мы все вместе в этом круге. В нашей группе, в нашей группе.
Держимся мы все за руки.
3. «Имя»
Цель: сплочение группы.
Образуется тесный круг. Дети медленно перекатывают мячик друг другу. Когда
педагог говорит «стоп» и мячик попадает в руки к одному из детей, остальные дети
хлопают и произносят его имя. Затем этот ребенок перекатывает мячик к другому, пока
имена всех детей не будут названы. После того, как имена всех детей уже названы, можно
все повторить сначала.
4. «Магнит»
Цель: сплочение группы.
Все встают в круг и берутся за руки. Когда начинает звучать музыка, дети
начинают водить хоровод. Когда музыка прекращается, педагог называете имя одного из
детей и он встаёт в круг. Все сразу же разнимают руки, подбегают к этому ребенку и
осторожно до него дотрагиваются (он "магнит"). Напомните детям, что дотрагиваться надо
бережно и нежно.
5. «Мышка»
Цель: сплочение группы.
Все садятся в тесный круг, и педагог достаёт мячик: «Посмотрите. Давайте
представим, что этот мячик мышка. Привет, маленькая мышка. (Приложите мячик к уху и
сделайте вид, что слушаете). Она хочет погулять по нашему кругу. Она устала и поэтому
хочет погулять медленно, не спеша. Давайте работать вместе. Давайте сотрудничать и
передавать мышку друг другу по кругу. Я начинаю. Ну, маленькая мышка, побежали".
Педагог передаёт мячик ребенку и попросит его передать "мышку" следующему. Нужно
продолжать
наставлять
детей,
пока
мышка
не
пройдет
полный
круг.
Затем
скажите:
"Хорошо,
мышка,
остановись.
Теперь
она
хочет
бежать
немного
быстрее.
Давайте
посмотрим, сможете ли вы передавать ее быстрее".
6. «Корабль и ветер»
Цель: коррекция тревожного состояния ребёнка.
Наливаем в детский бассейн воды. Делаем из бумаги кораблик. Педагог говорит:
«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте
поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните
щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю, ветер
подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!"
Упражнение можно повторить 3 раза.
7. «Зайцы и слоники»
Цель:
возможность
дать
детям
почувствовать
себя
сильными
и
смелыми,
способствовать повышению самооценки.
"Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется "Зайки и слоники".
Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Педагог показывает детям, как ведут себя
зайки (родители участвуют вместе с детьми). "А что делают зайки, если видят волка?.."
(педагог достаёт игрушечного волка). Дети должны разойтись по группе, спрятаться и т. д.
Педагог играет с детьми в течение нескольких минут. "А теперь мы с вами будет слонами,
большими, сильными, смелыми. Педагог показывает как спокойно, размеренно, величаво
и
бесстрашно
ходят
слоны.
А
что
делают
слоны,
когда
видят
человека?
(педагог
показывает куклу). Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь.
Покажите, как. Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.
8. «Дракон»
Цель: сплочение группы.
Все
встают
друг
за
другом
(паровозиком)
и
под
музыку
идут,
преодолевая
препятствия.
9. «Маленькие ладушки» Цель: учить детей действовать со сверстниками.
Ладушки, ладушки, Маленькие ладушки, Рученьки крошки Хлопают в ладошки.
Вот они ручки!
10. «Разрывание бумаги»
Цель: снижение напряжения, дать детям возможность выразить эмоции и снизить
состояние тревоги.
В начале игры педагог может, не объясняя правил, просто предложить детям рвать
бумагу. Затем ребята сами берут газеты, журналы и начинают их рвать и бросать кусочки в
центр
комнаты.
Если
кто-то
из
детей
сразу
не
подключается
к
работе,
его
нельзя
заставлять. Как правило, дети включаются в игру. Когда куча в центре комнаты становится
большой,
психолог
предлагает
ребенку
поиграть
с
кусочками
и
начинает
энергично
подбрасывать их вверх, разбрасывая по комнате. Можно также делать кучки и прыгать на
них, обсыпать кусочками друг друга или подбрасывать кусочки бумаги горстями вверх.
11. «Магазин игрушек»
Цель: помощь детям в самовыражении и развитие спонтанности и артистизма,
которых так не хватает тревожным детям.
Дети получают от педагога маленькие карточки, на которых нарисованы игрушки:
кукла, зайчик, мячик и т.д. Они должны изобразить их (родители помогают).
12. «Остров»
Цель: коррекция тревожного состояния ребёнка.
Для игры необходима газета, которая стелится на пол. Дети «терпят крушение в
океане»: после хлопка вожатого они должны быстро запрыгнуть на газету и не упасть в
«воду».
13. «Упрямая подушка»
Цель: коррекция агрессивного состояния ребёнка.
Педагог подготавливает «волшебную, упрямую подушку» (в темной наволочке) и
вводят детей в игру-сказку: «Волшебница-фея подарила нам подушку. Эта подушка не
простая,
а
волшебная.
Внутри
ее
живут
детские
упрямки.
Это
они
заставляют
капризничать и упрямиться. Давайте прогоним упрямки». Дети бьют кулаками в подушку
изо всех сил, а педагог приговаривает: «Сильнее, сильнее, сильнее!» Когда движения
ребенка
становятся
медленнее,
игра
постепенно
останавливается.
Педагог
предлагает
послушать «упрямки в подушке: «Все ли упрямки вылезли и что они делают?» Ребенок
прикладывает ухо к подушке и слушает. «Упрямки испугались и молчат в подушке», –
отвечает педагог.
14. «Доброе животное»
Цель: сплочение группы.
Педагог тихим, таинственным голосом говорит: Встаньте, пожалуйста, в круг и
возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно
дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А
теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперед.
Выдох – 2 шага назад.
15. «Жужа»
Цель: коррекция агрессивного состояния ребёнка
Педагог выбирает «Жужу», которая садится на стул (в домик), остальные дети
ходят вокруг «Жужи», педагог произносит слова: «Жужа, жужа, выходи, Жужа, Жужа,
догони!» «Жужа» смотрит из окошка своего домика, топает ногами от злости, а когда дети
подходят слишком близко, выбегает и ловит детей. Кого «Жужа» поймала, тот выбывает из
игры (попадает в плен «Жужи»).
16. «Маленькое приведение»
Цель: психологическая разгрузка.
Педагог говорит: «Будем играть в маленьких добрых привидений. Нам захотелось
немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать
руками вот такое движение (взрослый приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы
растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Но помните, что мы добрые
привидения и хотим только пошутить». Взрослый хлопает в ладоши. В конце игры
привидения превращаются в детей.
17. «Ласковые лапки»
Цель: снять мышечное напряжение рук, помочь снизить агрессивность ребенка,
развить
чувственное
восприятие,
способствовать
гармонизации
отношений
между
ребенком и взрослым.
Взрослый подбирает 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха,
кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку
предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить
«зверек» и касаться ласковыми лапками. Прикосновения должны быть поглаживающими,
приятными. Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно
поменяться с ребенком местами.
18. «Бумажные мячики»
Цель: дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, как они
чем-то
долго
занимались
сидя,
снизить
беспокойство
и
напряжение,
войти
в
новый
жизненный ритм.
Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги
(газеты) так, чтобы получился плотный мячик. Нужно будет разделиться на две команды.
По команде педагога дети начинают бросать мячи на сторону противника. Услышав
команду «Стоп!», вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда,
на чьей стороне окажется меньше мячей на полу.
Литература:
1.
Киселева
М.В.
Арттерапия
в
работе
с
детьми:
Руководство
для
детских
психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2007. –
160 с.
2.
А.В.
Социальное
развитие
и
воспитание
дошкольников
с
церебральным
параличом: Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 144 с.
3. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. –
М.: ТЦ Сфера, 2007. – 512 с.
4. Валитова И.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста. Минск,
1997. 5. Немов Р.С. Психология. М., ВЛАДОС, кн.1,2003. 6. Смирнова Е.О. Детская
психология. М., ВЛАДОС
, 2006.